Н. П. Чупахин
Томский государственный педагогический университет chnp45@mail.ru
Ключевые слова: актуализация, знания, культурный мир, образование, потенциальные и актуальные возможности
Страницы: 127-132
Образование как результат (культурный мир человека) и как процесс (построение этого культурного мира) изучается в философской парадигме мира потенциальных и актуальных возможностей. Проблемы мировосприятия, миропонимания, мировоззрения и мироосвоения культурного мира соответствуют, согласно авторской концепции смыслообразования, четырем параметрам (N, B, G, A) смыслоопределения. Сущностью объекта образования является знание, а культурным миром образования - система: культурный мир личности, культура образования и образовательная культура. Смысл модернизации образования - в актуализации потенциальных возможностей знания G до его истинности, в том числе науки А, образовательных процессов B, воспитания культурной личности N.
Т. В. Чапля
Новосибирский государственный педагогический университет iigso@mail.ru
Ключевые слова: социальная информация, ценность информации, полезность информации, качество информации, старение информации
Страницы: 133-141
Автор анализирует понятие и ключевые параметры ценности информации на примере сравнения таких ее качеств, как новизна, ценность, полезность, истинность. В статье определяются ценностные характеристики научной, эстетической, этической, идеологической, социально-политической, экономической и другой информации с точки зрения субъектно-объектного подхода. Исследуется взаимосвязь ценности информации с целями и потребностями субъекта.
Е. А. Коновалова
Общевойсковая академия Вооруженных сил Российской Федерации (филиал) elenakon26@mail.ru
Ключевые слова: информатизация, фундаментализация, непрерывное образование, информационная культура, информация
Страницы: 141-146
Автор рассматривает процессы трансформации, происходящие в современном информационном обществе и их влияние на цели и задачи образования. В статье анализируются изменения в содержании образования, вызванные процессом информатизации, обосновывается необходимость формирования информационной культуры, фундаментализации и гуманитаризации образования. Таким образом, выявлены наиболее важные аспекты изменений в содержании современного образования.
П. М. Фишов
Новосибирский государственный технический университет p.n.03@mail.ru
Ключевые слова: видеоигры, образование, мультимедиа, кинопроизводство, кинематограф
Страницы: 147-153
В статье рассматриваются интерактивные медиатехнологии с позиции средства передачи информации с высокой удельной информативностью, что на данный момент является важнейшим параметром в вопросах коммуникативного процесса. Проведен обзор происходящих изменений в социуме, вследствие чего возникает потребность в формировании нового механизма передачи сообщения, который бы отвечал современным требованиям.
Образовательный процесс рассматривается с позиции индустрии интерактивных медиатехнологий; представлен концептуальный план по созданию интерактивного методического пособия для подготовки специалистов в сфере социально-массовых коммуникаций.
А. Р. Чепиль, М. Г. Анемподистова, Г. С. Петрова
Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова в г. Нерюнгри iamsuny@yandex.ru
Ключевые слова: инновационное образование, современные образовательные технологии, дистанционные образовательные платформы, личность тьютора, информационно-образовательная среда
Страницы: 154-157
В данной статье авторы анализируют формы современного информационного обмена, рассматривают возможности реализации обучения иностранному языку посредством дистанционных образовательных платформ, а также акцентируют внимание на формируемой посредством данных технологий образовательно-информационной среде. Особое внимание уделяется реализации личностно-ориентированного подхода, обсуждению вопроса об информационных правах и обязанностях учащегося и соответствующей ответственности преподавателя.
Т. В. Хомченко1, И. Л. Беленок2 1 Новосибирский государственный педагогический университет 2 Новосибирский институт повышения квалификации и подготовки работников образования homchenkotv@ngs.ru, homchenkotv@ngs.ru
Ключевые слова: информационная компетентность, заочное и дистанционное обучение, информационные технологии, педагогическая поддержка, форум, дистанционные технологии обучения
Страницы: 157-165
Статья посвящена описанию технологии формирования информационной компетентности будущего учителя в условиях заочного и дистанционного обучения. Авторы указывают на актуальность разработки указанной технологии, анализируют условия, средства, методы и формы организации учебного процесса, при применении которых переход на более высокий уровень сформированности информационной компетентности будет более эффективным.
Н. В. Латова
Институт социологии latov@mail.ru
Ключевые слова: менеджмент образования, использование информационных технологий, демократические институты в вузах, социальное неравенство
Страницы: 166-173
В статье анализируется опыт одного из ведущих российских вузов (Государственный университет - Высшая школа экономики) по контролю над организацией учебного процесса при помощи интернет-сервиса «Выразительная кнопка», постоянно поддерживающего обратную связь руководителей подразделений вуза со студентами. Автор делает вывод, что этот метод способствует повышению эффективности организации учебного процесса, но он работает только при условии доминирования в вузе демократической культуры взаимоотношений и при активном внимании руководства к этому методу контроля.
С. А. Нелюбов
Региональная организация общероссийского профсоюза образования г. Новосибирска nsa@nios.ru
Ключевые слова: профессиональная управленческая деятельность, руководитель образовательного учреждения, рефлексивность, субъектность
Страницы: 173-181
Автор анализирует сущность и особенности профессиональной управленческой деятельности руководителя образовательного учреждения. В статье представлена специфика деятельности руководителя образовательного учреждения, отличающаяся от деятельности руководителя предприятия. Кроме того, актуализируются особенности структуры и характеристики профессиональной управленческой деятельности руководителя, сформулировано его обобщенное определение
А. В. Пугачёв
Новосибирский государственный педагогический университет pugachev-1967@mail.ru
Ключевые слова: образовательная политика государства, институты в области образования, интересы общества, модель развития образования
Страницы: 181-186
В статье рассматриваются политические аспекты характеристики существующих и вновь образуемых институтов в сфере образования, изложенной в докладе В. В. Миронова. На основании результатов анализа политических аспектов институализации в области российского образования автором делается вывод о том, что неуспешность и затяжной характер проводимых в области образования реформ обусловлены расхождением государственной политики в данной области с интересами большинства населения страны.
М. В. Гуськова
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки dep06@obnadzor.gov.ru
Ключевые слова: система эвалюации, компетентостный подход, количественные методы, модели оценивания компетенций
Страницы: 186-193
В статье подчеркнута актуальность проблем развития математизации педагогических процессов и исследований в России и за рубежом, описана специфика применения количественных методов оценки в системе эвалюации. Показаны возможности применения корреляционно-регрессионных подходов для целей анализа совокупности объектов эвалюации, которые являются однородными в отношении оцениваемых признаков или явлений. Кроме того, определены направления использования различных моделей для описания взаимосвязей между наблюдаемыми переменными (признаками) (регрессионные, многоуровневые, смешанные многомерные, латентные, путевого, многофакторного анализа и др.).