Автор анализирует проблему ценностных ориентаций в российской и американской системах образования. Образование представлено как актуальный, постоянно развивающийся феномен современного глобального сообщества. Рассматривая образование в контексте культуры, автор выделяет его общекультурные функции. Сравнительное исследование образования наиболее полно реализуется в компетентностном подходе, ориентированном на получение навыков владения новыми знаниями с их последующим практическим применением. Показана альтернатива столкновения ценностных установок в образовании, реализуемом в процессе формирования толерантного сообщества.
С. В. Борисов
Челябинский государственный педагогический университет borisovsv69@mail.ru
Ключевые слова: ценности, сознание, культура, образование, воспитание
Страницы: 69-77
В статье обосновывается утверждение о том, что основной ценностью образования является достижение личностью моральной, психологической и социальной зрелости. Образование есть воспитание души, воспитание свободы. Это помощь в тех видах деятельности, которые связаны с взаимодействием людей, одни из которых помогают другим измениться к лучшему, усовершенствоваться. Следовательно, материал образовательных предметов - это лишь средство для прояснения личностного смысла, интересов и забот учащихся.
Т. А. Павлова
Алтайский государственный университет tapavlov@ mail.ru
Ключевые слова: свобода человека, социальная безопасность, взаимосвязь свободы и социальной безопасности, человек, общество
Страницы: 77-84
Цель статьи - изучить взаимосвязь категорий социальной безопасности и свободы человека, установить взаимосвязь категорий социальной безопасности и свободы человека в социуме. Если другие категории, относимые к понятиям вечных ценностей, более или менее определимы каждым человеком внутри его сознания, духовности, то проблема взаимосвязи социальной безопасности и свободы человека в социуме всегда кажется недостижимой. Проявляясь в различных сферах жизнедеятельности, данные категории всегда остаются ценностями для человека, определяя его жизнь в обществе.
М. Ф. Кузнецова
Сибирский федеральный университет mfkuznecova@mail.ru
Ключевые слова: национальная безопасность, национальная система образования, научная школа, культура, цивилизация, образовательные институты, университет, модель мира, общество
Страницы: 85-90
Статья посвящена анализу проблемы национальной безопасности в научно-образовательном пространстве. Рассматриваются угрозы развитию образовательных институтов в современном глобализирующемся мире. Автор показывает необходимость соответствия типов (моделей) высшего образования исторически сложившемуся типу социальности, модели мира. Обосновывается актуальность социально-философского и философско-методологического осмысления реформирования высшего образования и его институтов.
Автор обращается к мировоззрению в условиях глобализации. Диалог мировоззрений рассматривается как условие безопасного развития мировой цивилизации. Обосновывается актуальность сближения мировоззрений Запада и Востока в современных условиях. В статье рассматривается роль России, двуединая природа культуры которой позволяет ей стать своего рода посредником между Востоком и Западом в становлении единого цивилизационного мировоззрения. Автор делает вывод о том, что диалог мировоззрений в современном глобализирующемся мире стал необходимой реальностью и является одним из важных условий самосохранения человечества
М. Б. Кусмарцев
Волгоградская государственная академия повышения квалификации и переподготовки работников образования kirill-2001@rambler.ru
Ключевые слова: предмет патриотического воспитания, образ и смысл Родины, инновационный процесс патриотического воспитания, роль учителя в патриотическом воспитании, этапы становления патриотизма личности
Страницы: 97-103
Автор обосновывает понимание российского патриотизма как основы консолидации общества, достижения социальной стабильности и поступательного развития российского общества. Исходя из результатов научного анализа, автор анализирует современное понимание предмета патриотического воспитания, его структуру как основу конструирования процесса патриотического воспитания. Функции, реализуемые патриотическим воспитанием в процессе социального воспроизводства, выступают ориентирами отбора содержания патриотического воспитания, интегративными факторами структурирования инновационного процесса и определяют логику патриотического воспитания в современном образовании.
О. И. Николина
Омский государственный педагогический университет olga_nikolina@mail.ru
Ключевые слова: дискурс сексуальности, воспитание, постмодернистская философия
Страницы: 103-109
В статье рассматривается проблема трансформации дискурса сексуальности в рамках постмодернистской философии. Автор анализирует две стратегии воспитания человека: первая стратегия основана на запрете, вторая - на усилении желания.
В. А. Емельянов, В. А. Емельянов
Челябинский государственный университет emelyanov_v@inbox.ru
Ключевые слова: молодежь, молодежные объединения, организации, движения, Россия, «шоковые» реформы, девиация, наркомания, алкоголизм, преступность
Страницы: 110-113
В статье рассматриваются последствия социально губительных «шоковых» реформ российской экономики в середине 90-х, повлекших за собой критическое понижение уровня жизни всех слоев населения, особенно в такой незащищенной группе, как молодежь. Приведены примеры возрастающей девиации молодого поколения в данном периоде: рост уровня наркомании, алкоголизма и молодежной преступности.
И. В. Борисов
Новосибирский государственный университет igbor@ngs.ru
Ключевые слова: онтология самоопределения личности, парадигмальная характеристика философского иррационализма, доктринальное сознание
Страницы: 113-121
Статья посвящена критическому анализу философско-мировоззренческих оснований творчества Ф. Достоевского и Л. Толстого. Целью анализа является разработка возможностей парадигмального анализа, позволяющего рассматривать философские идеи в их единстве с художественным, мировоззренческим и идеологическим контекстом эпохи. Автор, обращаясь к работе известного русского писателя В. В. Вересаева «Живая жизнь», показывает, что последняя представляет собой целостную реализацию неклассической антиметафизической онтологии. Одновременно в ней ставится вопрос о связи между указанной онтологией и мироотношенческими диспозициями этих писателей. Эти и другие особенности работы позволяют, по мнению автора, рассматривать ее в качестве возможной пропедевтики в историю философской мысли конца XIX - начала XX в.
А. А. Каравка
Новосибирская государственная академия водного транспорта; Новосибирский государственный педагогический университет 007desperado@1nsk.ru
Ключевые слова: философские и психолого-педагогические аспекты, формы и виды дидактических игр, нравственное воспитание
Страницы: 122-127
Целью данной статьи является описание роли философских и психолого-педагогических аспектов дидактической игры при решении задач на построение. С учетом данных аспектов происхождения игры и закономерностей воздействия игровой деятельности на ребенка в статье рассматриваются различные формы и виды дидактических игр, которые облегчают процесс усвоения знаний и направлены на развитие познавательного интереса, умения учащимися анализировать представленную информацию, работать как самостоятельно, так и в группах. Учет указанных аспектов служит средством нравственного воспитания учащегося, на что направлен федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. Опираясь на программу
формирования и развития информационно-компьютерной компетентности обучающихся, следует разрабатывать дидактические игры посредством информационных технологий.