В. Н. Введенский
Белгородский государственный институт искусств и культуры vvedenskij@yandex.ru
Ключевые слова: глобализация, культура, новая философия образования, адаптация, интернализация, воспитание
Страницы: 196-200
На основе рассмотрения процесса глобализации как нового этапа интеграции и колонизации народов и их культур автор предлагает рассматривать культуру в качестве средства адаптации и защиты человека в условиях необратимой глобализации. Автор делает вывод о том, что характер реализации новых образовательных идей в глобализирующемся мире напрямую зависит от институциональных факторов и установок государства и общества.
П. Е. Таркин
Военно-инженерная академия им. В. В. Куйбышева Pavlik1937@mail.ru
Ключевые слова: новые экономические условия, трансформация социума, патриотизм, общественное, индивидуальное сознание, отечество, патриотизм, патриотическое сознание, воспитание, образование
Страницы: 200-207
Патриотизм объективно был и остается движущей силой развития и защиты национальных отечеств. Особенные черты народного менталитета складывались веками: это стремление к правде и справедливости, коллективизм, ориентация на вечные ценности, неверие в благие цели властных решений, вера в будущее, стратегия поведения на основе гуманизма и сострадания, любви и милосердия, соборности и др. Главной составляющей Российского духа всегда была любовь к своей Родине, стремление отстоять ее суверенитет, воспроизвести ее величие. Но каковы сегодня, в условиях мощной трансформации России, тенденции определения патриотизма и возможности формирования системы воспитания?
С. А. Ушакова
Новосибирский государственный педагогический университет svetla77@yandex.ru
Ключевые слова: «творчество» и «креативность», образование и развитие личности, современный подход
Страницы: 207-211
В статье проведен анализ научной литературы и выяснены существенные признаки понятий «творчество» и «креативность». Определены взаимосвязи между этими понятиями. Показана возможность и необходимость теоретических знаний, которые позволят учителю творчески подходить к практической деятельности.
Б. В. Сапрыгин
Новосибирский государственный педагогический университет saprygin2007@yandex.ru
Ключевые слова: психолингвистическая установка, знание, мышление, язык, вербализация, невербальный, аналитическая философия
Страницы: 2012-216
На формирование знания огромное влияние оказывают психолингвистические установки, определяющие мышление создателей этого знания. Сам тип знания, который возникает в той или иной культуре, во многом зависит от присущих ее носителям психолингвистических особенностей. Разговор о том, как язык влияет на возникающее на его основе знание, включая науку и образование, является основной темой данной статьи. Делается вывод о том, что важно отдавать себе отчет, что реально подразумевают те или иные понятия и суждения в том языке, на котором они были первоначально созданы.
Л. П. Загорулько
НВИ внутренних войск имени генерала армии И. К. Яковлева МВД России lpzagorulko@list.ru
Ключевые слова: языковая политика, национальная безопасность, миграционная политика, глобальное коммуникационное пространство, экономическая интеграция
Страницы: 217-221
В статье рассматривается языковая политика в категориальном поле социальной философии. Автор исследует проблемы языковой политики в контексте проблем национальной безопасности, миграционной политики, формирования глобального коммуникационного пространства, экономической интеграции, взаимовлияния языка и науки, а также соотношения власти и языка.
Л. Ф. Щербинина
Алтайская государственная педагогическая академия hist-mpi@uni-altai.ru
Ключевые слова: Конституция Российской Федерации, конституционное право, органы государственной власти, особый статус, контрольная власть, контрольная ветвь власти, образовательный процесс
Страницы: 222-225
Автор рассматривает важность преподавания в вузах учебной дисциплины «Конституционное право Российской Федерации», способствующей формированию правового самосознания, политической культуры, социальной ответственности личности.
В статье показана зависимость качества содержания данного теоретического курса от актуальности развития дисциплины «Конституционное право». В связи с этим в статье анализируется роль и значение органов государственной власти, не относящихся ни к одной ветви власти, установленных Конституцией Российской Федерации, подчеркивается необходимость более глубокого и целостного изучения данной проблемы в рамках образовательных программ.
И. Н. Каланчина
Алтайский государственный аграрный университет kalanchina62@mail.ru
Ключевые слова: глобализация, социальное управление, современное образование, специфика национальных систем образования, диалог культур
Страницы: 226-230
В статье рассматриваются основные стратегии управления образованием в условиях глобализации. Автор эксплицирует философско-мировоззренческие основания, которые лежат в основе двух моделей управления, противостоящих по критерию: признание/непризнание метафизических оснований бытия. Реализующаяся в настоящее время модель управления базируется на отрицании данных оснований и ведет к унификации и деградации национальных систем образования. Автор полагает, что наиболее оптимальной является стратегия, ориентирующаяся на фундаментальные принципы и законы универсума, находясь в согласии с которыми, и мир в целом, и человечество, в частности, эволюционируют к более гармоничным, совершенным уровням бытия.
А. В. Пугачёв
Новосибирский государственный педагогический университет pugachev-1967@mail.ru
Ключевые слова: преподаватель, правовой статус, социальный статус, модель статуса, социальные ожидания, система образования
Страницы: 230-237
В статье рассматривается вопрос о содержании правового статуса преподавателя. Исходя из характеристик сформированной обществом модели социального статуса преподавателя, а также из содержания основных положений российского законодательства в сфере образования и международно-правовых положений автор делает вывод о необходимости закрепления на законодательном уровне особого правового статуса преподавателя.
В статье выявляются особенности развития профессиональных компетенций субъектов непрерывного образования в условиях акмеологической среды. Акмеологическая среда описана как совокупность внешних и внутренних условий, возникающих и создаваемых под влиянием мега-, макро- и микрофакторов, обеспечивающих развитие профессиональных компетенций субъектов непрерывного образования. Акмеологическая среда способствует готовности субъектов непрерывного образования осознавать и преодолевать факторы, препятствующие развитию профессиональных компетенций.
Л. К. Аверченко
Сибирский институт управления avertchenko@sapa.nsk.su
Ключевые слова: эмоциональный интеллект, компетенции, тренинговые технологии, интерактивные методы
Страницы: 244-250
В статье описан опыт подготовки руководителей по развитию управленческих компетенций, отражен взгляд автора на развитие управленческих компетенций, в том числе эмоционального интеллекта, который определяет пригодность к руководящей работе. Описаны подходы к определению понятия эмоционального интеллекта, анализ и результаты проведения тренингов с руководителями в ЦДО «Персонал» (г. Томск).