Е. А. Балашова1, Т. А. Балашова2 1 Российский государственный торгово-экономический университет (Кемеровский филиал) 2 Кузбасский государственный технический университет katriel@bk.ru, balatan@bk.ru
Ключевые слова: образование, экономика, ресурсы, население
Страницы: 152-154
М. В. Жук
Сумский областной институт последипломного педагогического образования sumy_zhuk@mail.ru
Ключевые слова: инновационное образование, общество знаний, вызовы образованию, тренды развития образования, философия образовательных инноваций
Страницы: 154-158
Новые вызовы на рынке труда, информационная революция (быстрое старение информации, развитие информационных технологий) способствуют изменению формата сегодняшнего образования: оно не только формирует готовность человеческого капитала к разработке и внедрению инноваций, не просто передает знания, оно учит их создавать и технологически реализовывать, определяет диапазон успешности личности, страны, региона через адаптацию к рынку рабочей силы, демократическим ценностям, системе социальных институтов, социальной коммуникации в обществе знаний и инноваций.
К. К. Бегалинова
Казахский национальный университет им. К. И. Саипаева alibek557@yandex.ru
Ключевые слова: глобализация образования, интеграция, гуманитаризация, образовательные методы и технологии, инновационное образование, многоуровневая система подготовки специалистов
Страницы: 158-162
В статье анализируется образование как социально-культурный феномен, зависимый от общества и определяемый его потребностями, описывается его становление, начиная с античных времен до наших дней. Важное место отводится гуманизации, гуманитаризации, информатизации образования в условиях глобализации.
П. В. Ушаков1, Н. В. Кулипанова2, Ю. И. Орлов3 1 Алтайская академия экономики и права 2 Московский государственный университет культуры и искусств 3 Бийский филиал Алтайского государственного университета foaushakova@bk.ru
Ключевые слова: философия образования, философская антропология, концепции человека, одномерные, двумерные многомерные концепции человека, образовательные стратегии в глобализирующемся обществе
Страницы: 163-169
Авторы исследуют современные проблемы философии образования в философско-антропологическом ключе. В статье рассматриваются ведущие концепции человека в современной науке, российской и западной философии, проводятся параллели между разрабатываемыми и внедряемыми в разных странах образовательными стратегиями и концепциями человек. В данном аспекте выявляется социокультурная специфика понимания человека в образовании с точки зрения российской и западной традиций, поскольку данный вопрос актуализируется в связи с нарастанием процессов глобализации в сфере образования.
А. А. Коковкина
Приамурский государственный университет им. Шолом-Алейхема polina.asya@mail.ru
Ключевые слова: образование, философские основания, субстанциализм, рационализм, утилитаризм, апофатика, трансцендирование
Страницы: 169-173
Статья посвящена анализу философских оснований образования. Классическая традиция - это рационалистический, субстанциалистский взгляд на человека. Она задает определенный образ человека, но не дает возможности обосновать его свободу. Такая возможность реализуется в апофатическом представлении о человеке, как принципиально неопределимом и непознаваемом.
Е. А. Евстифеева, Е. О. Подолько, Э. Ю. Майкова, С. И. Филиппченкова
Тверской государственный технический университет pif1997@mail.ru, maikova@tstu. tver.ru, sfilippchenkova@mail.ru
Ключевые слова: личностный потенциал, постмодернистская модель образования, конфигурация личностных и субъектных качеств
Страницы: 173-177
В статье анализируются возможности развития личностного потенциала в образовательных практиках, востребованного глобализационными процессами, обществом знания, необходимого для принятия решений в условиях риска и неопределенности.
Г. С. Солодова
Институт философии и права СО РАН solodova@mail.nsk.ru
Ключевые слова: иноэтничные мигранты, принимающее общество, система образования, социокультурная интеграция, общегражданская идентичность
Страницы: 177-181
Статья посвящена рассмотрению проблем, связанных с миграционными процессами и ролью системы образования в сохранении социокультурной цельности общества. Приток мигрантов не позволяет игнорировать факт их принадлежности к иным ценностям и традициям, смена места жительства не означает полной замены прошлых, тради- ционных практик и представлений. Одним из следствий этого может стать духовная и экономическая фрагментация общества. Система образования - один из основных институтов, способных эффективно противостоять социокультурной и этнической локализации.
Т. В. Конюхова1, Е. Т. Конюхова2 1 Томский политехнический университет 2 Кузбасская государственная педагогическая академия konykhova@sibmail.com, konjuhova50@mail.ru
Ключевые слова: социально-личностные ресурсы, образовательное пространство, жизнестойкость личности, типы поведения человека, паттерн установок
Страницы: 181-185
В данной статье представлены результаты исследования социально-личностных ресурсов жизнестойкости личности и выявлено, каким образом формируются ресурсные возможности (на примере образовательного пространства Центра подготовки и переподготовки специалистов) при актуализации субъектом «паттерна установок» в образовательном поле.
А. И. Иконников1, С. Ф. Денисов2 1 Дальневосточный государственный гуманитарный университет 2 Омский государственный педагогический университет aiikonnikov@mail.ru
Ключевые слова: творческие способности, художественная композиция, порог восприятия, диаграмма
Страницы: 185-192
Статья посвящена исследованию проблем развития творческих способностей у студентов вузов. Автор дает краткую характеристику современного состояния процесса создания художественной композиции, выявляет проблемы и предлагает пути их устранения. Изменения в создании художественных произведений во многом стимулируются достижениями современных технологий. Формирование творческих способностей студентов, их способность овладеть композиционной сборкой указывает на мышления, которое ориентировано не на распознавание объектов с помощью категорий, а на столкновение с чем-то нераспознаваемым. Соответственно, автор считает, что при создании композиции студент должен быть ориентирован не столько на поиск решений, сколько на постановку проблем, создание загадок, тайны, множественность творческих инноваций.
В. Н. Никитенко
Институт комплексного анализа региональных проблем ДВО РАН rsgilab@rambler.ru
Ключевые слова: система, образ, образование, знания, педагогика, эдукология, ноосфера
Страницы: 192-196
В статье представляется иное, по сравнению со сложившимся в гуманитарных науках, понимание сущности образования и его миссии в развитии систем разного порядка - от конкретного человека до всей Вселенной. Автор обосновывает точку зрения на образование как явление, присущее всем сложно организованным системам, а на народное образование как на «локомотив» в изменении образов более сложных систем, включающих в себя и человека, и природу, и общество.