И. Л. Артемьева, М. А. Болгов, С. А. Воронцов
Дальневосточный федеральный университет iartemeva@mail.ru, bolgmike@gmail.com
Ключевые слова: портфолио обучающегося, электронное портфолио, рефлексивная оценка, самореализация
Страницы: 95-98
В статье проведен анализ состава электронных портфолио, предназначенных для поддержки учебной и научной работы студентов вузов. Портфолио представляет собой одновременно форму, процесс организации и технологию работы с продуктами познавательной деятельности учащихся, предназначенных для демонстрации профессиональных навыков студентов, анализа и оценки ими результатов своей деятельности с целью рефлексии, осознания собственной субъектной позиции.
О. Б. Макарова
Новосибирский государственный педагогический университет maknsk@mail.ru
Ключевые слова: педагогическое образование, стандарт педагогического образования, учебный предмет, система профессиональной подготовки, учебный модуль
Страницы: 98-102
Российское образование в соответствии с Болонским соглашением переходит на новые образовательные стандарты, в этой связи автор статьи предлагает модернизировать систему методической подготовки и ввести интегрированный учебный модуль для бакалавра педагогического образования.
Г. Г. Зейналов, Л. В. Стародубцева
Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева malis5@yandex.ru, zggo@mail.ru
Ключевые слова: инновация, инновационное образовательное пространство, профессиональная мобильность, инновационный вуз, инновационная эффективность
Страницы: 102-107
В статье отмечается, что управление инновациями в рамках инновационного вуза направлено на решение двух задач: повышение готовности сотрудников вуза к инновационной деятельности и обеспечение их включенности в инновационные процессы. Человеческую ресурсную базу инновационных преобразований необходимо сознательно улучшать и формировать.
Т. А. Рубанцова, О. В. Фуряева
Сибирский государственный университет путей сообщения rtamara@nqs.ru
Ключевые слова: поликультурность, постмодерн, инновационное образование конструктивизм
Страницы: 107-111
В. М. Кондратьев
Московский городской педагогический университет kondrut@mail.ru
Ключевые слова: образование, человек, естественные качества, приобретенные качества, стратегия, развитие, сущность, стандарт
Страницы: 111-117
В статье анализируются методологические основания «Стратегии инновационного развития России до 2020 года» и Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения. Принцип деятельности, положенный в основу этих документов, по мнению автора, не является достаточным основанием для проектирования социальных процессов. В основу разработки инновационной стратегии и образовательных стандартов должен быть положен принцип единства деятельности и отношений как отражающий целостность социальных процессов, интересы субъектов социальных отношений и мотивацию субъектов деятельности.
В ФГОС общего образования не учитываются в должной мере внутренние противоречия развития человека (взаимодействие природных и приобретенных качеств), не указываются средства их развития (наука, искусство, спорт) и способы достижения гармонии между природными и приобретенными качествами (прежде всего игра и труд). Автор приходит к выводу, что в основу разработки стратегии развития России и образовательных стандартов должны быть положены свойственные им противоречия, на разрешение которых и должна быть ориентированы социальные проекты.
Б. О. Майер
Новосибирский государственный педагогический университет maierbo@gmail.com
Ключевые слова: методологическая функция философии, образование, глобализационные процессы, аксиология, онтология, эпистемология
Страницы: 117-124
Анализируется методологическая функция философии образования в исследовании образования как фактора адаптации общества к глобализационным процессам. Обосновывается, что первостепенное значение для успешного анализа образования как фактора рассмотрения глобализационных процессов имеет выбор методологии, определяющей исходные философские позиции, стратегические цели, иерархию ценностей и общие принципы исследования. Показывается, что с помощью специального категориального аппарата и диалектического метода можно широко охватить, теоретически осмыслить и обобщить в целостной концепции имеющиеся сведения о влиянии глобализации на систему образования и само общество.
С. В. Камашев, Т. С. Косенко
Новосибирский государственный педагогический университет kvs200@ngs.ru, tany0879@mail.ru
Ключевые слова: глобализация, глобальные проблемы, глобализация образования, «глобальное образование», рынок труда, мировое развитие
Страницы: 124-132
В статье рассматривается глобализация образования как один из важных факторов, способствующий успешному решению проблем глобализации, формированию нового стиля мышления. Делается вывод о том, что глобальное образование, являясь реальностью современного мира, выступает одним из эффективных средств позитивного развития государств, в том числе и России.
Ю. В. Пушкарёв, Е. А. Пушкарёва
Новосибирский государственный педагогический университет pushkarev73@mail.ru
Ключевые слова: взаимодействие науки и образования, философско-методологический анализ, современная отечественная образовательная система, система образования вуза, глобальные информационные факторы
Страницы: 132-137
В статье анализируются процессы происходящих изменений в системе высшего образования, выявляются их философские основания изменений. Особое внимание уделяется вопросам взаимодействия образования и науки. Отмечается, что система образования в вузе в настоящее время является предметом пристального внимания со стороны общественности в силу таких определяющих обстоятельств, как: изменение удельного веса научного потенциала в обществе и необходимость его развития в системе вуза; изменение системы и структуры высшего образования и необходимость налаживания механизмов его современного функционирования; все более возрастающая интенсификация процесса интеллектуализации труда и изменение социальной роли и функции образования в жизни современного общества в целом, в глобальном и региональном аспектах
М. С. Ашилова
Казахский университет международных отношений и мировых языков им. Аблай-хана alibek557@yandex.ru
Ключевые слова: западная система образования, восточная модель образования, парадигмы мышления, образовательное пространство, субъект-объектные отношения, интеграция, глобализация
Страницы: 138-143
В статье анализируется западная и восточная системы образования, выделяется общее, особенное, специфичное в них. Различие в них объясняется спецификой психотипа, менталитета этносов, наций и их культур. Обосновывается, что в условиях глобализации образование должно быть качественно иным, носить интегральный характер с учетом сохранения национальных качеств и особенностей образования.
Беатрис Дайк
Центр академического мастерства, политики и исследований B.Dike@bd-caepr.co.uk
Ключевые слова: «стволы» (тренды) и «потоки», возросшая мобильность продуктов и производителей, способ предоставления образования - деперсонализация, напряжения (перемещение и местоположение)
Страницы: 144-151
Статья базируется на философии Платона («Республика»), на терминах «стволы» и «потоки», введенных американским философом Арджуном Аппадураи (2006), и на работах Лаудера и коллег (2006) по анализу индивидуализации. Обосновывается, что глобализация и индивидуализация взаимодействуют в направлении увеличения мобильности продуктов и производителей, что влияет на то, как мы реализуем образование. Вывод статьи в том, что взаимосвязь между глобализацией и индивидуализацией может рассматриваться как взаимодействие «стволов и потоков» с нерегулярными формами, наряду с вызываемыми ими напряжениями.