А.Д. Зубков1,2 1Новосибирский государственный университет экономики и управления, Новосибирск, Россия zubkov_nstu@mail.ru 2Сибирский государственный университет путей сообщения, Новосибирск, Россия
Ключевые слова: непрерывное образование, социальное неравенство, массовые открытые онлайн-курсы, социальная философия, цифровизация, культурный капитал
Страницы: 52-65
Введение. Представлен комплексный социально-философский анализ массовых открытых онлайн-курсов (МООК) как ключевой элемент современной системы непрерывного образования. Актуальность работы обусловлена стремительной цифровизацией образовательных процессов, глобализацией образовательного рынка и кардинальным изменением социальных структур в постиндустриальном обществе. Цель исследования заключается в выявлении философских оснований и социальных последствий распространения МООК, а также в комплексном анализе их влияния на доступность знаний, трансформацию культурного капитала и новые модели профессионального становления. Методология исследования построена на синтезе диалектического и системного анализа, что позволяет сочетать глубину философской рефлексии с комплексным изучением современных образовательных трендов (принципы андрагогики, социальную теорию образования, культурно-исторический подход и др.). Обсуждение. В центре внимания исследования находятся новые социальные феномены: радикальная трансформация традиционных ролей преподавателя и учащегося, переосмысление понятия культурного капитала, формирование принципиально новой цифровой образовательной идентичности. Особый акцент делается на анализе воспроизводства социального неравенства в новых цифровых формах, коммерциализации образовательного контента и его влияния на качество знаний, а также кардинального изменения эпистемологических моделей в условиях фрагментации и модуляризации обучения. Заключение. Исследование подчеркивает двойственный характер влияния массовых онлайн-курсов на современное образование. С одной стороны, они действительно расширяют доступ к знаниям и создают новые возможности для непрерывного обучения, с другой - порождают ранее неизвестные формы образовательного исключения, связанные с цифровым неравенством, различиями в мотивации и способности к самоорганизации. В перспективе исследования автор выделяет этические аспекты цифрового образования, долгосрочное воздействие онлайн-обучения на процессы социокультурной адаптации, а также трансформацию когнитивных стратегий в условиях цифровой образовательной среды.
А.В. Голубинская, С.С. Грозов
Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского, Нижний Новгород, Россия golub@unn.ru
Ключевые слова: критическое мышление, генеративные нейросети, GenAI, когнитивные петли, гипотеза расширенного познания, цифровая педагогика
Страницы: 66-79
Введение. Современные исследования фиксируют противоречивое влияние генеративных нейросетей (GenAI) на критическое мышление. С одной стороны, использование GenAI способствует развитию аналитических навыков, снижению когнитивной нагрузки и формированию устойчивого внимания. С другой стороны, оно может вести к зависимости, когнитивной разгрузке и «метакогнитивной лени». Такое расхождение ставит вопрос об альтернативных концептуальных рамках, позволяющих объяснить, почему одни формы взаимодействия с GenAI усиливают критическое мышление, а другие ослабляют его. Причем, учитывая стремительную смену поколений GenAI, такие объяснения не могут сводиться к характеристикам отдельных моделей, поскольку они устаревают быстрее, чем завершается их всесторонний анализ. Методология. В статье применяется концепция когнитивных петель Э. Кларка, согласно которой мышление понимается как распределенный процесс, выходящий за пределы индивидуального сознания и включающий внешние агенты. На основе анализа данных о влиянии GenAI на критическое мышление предложена модель когнитивной петли «Сознание - GenAI - Сознание», включающая четыре фазы: генерация, экстернализация, результат GenAI и интернализация. Обсуждение. Типология когнитивных петель показывает, что качество критического мышления зависит не от самого факта использования GenAI, а от того, как именно организовано взаимодействие. Предложены два ключевых параметра: приоритет промта/результата и уровень скептического давления. Сочетания этих параметров формируют четыре типа когнитивных петель критического мышления, которые демонстрируют, в каких случаях GenAI поддерживает критическое мышление, а в каких подменяет его. Заключение. Взаимодействие с GenAI не добавляет и не убавляет критическое мышление само по себе, но трансформирует пространство, в котором такое мышление возможно. Предложенная типология когнитивных петель критического мышления фиксирует параметры этой трансформации и задает основу для разработки практик, которые способны смещать равновесие в сторону усиления, а не подмены критического мышления.
И.Д. Кирякова1, Ю.В. Пушкарёв2, Е.А. Пушкарёва2 1Новосибирский государственный медицинский университет, Новосибирск, Россия dotkiryakova@mail.ru 2Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Россия pushkarev73@mail.ru
Ключевые слова: социально-философский анализ, современная философия образования, новая стратегия развития системы образования, современные условия развития общества, процесс становления профессионала
Страницы: 80-94
Введение. В современной философии образования особое внимание уделяется проблеме обоснования новой стратегии развития системы образования в условиях ее цифровизации. Целью теоретического исследования стало выявление основных аксиологических оснований и социальных факторов, оказывающих влияние на процесс становления личности профессионала. Методология. В контексте социально-философского исследования проанализированы современные исследования, актуализирующие проблематику профессионального развития современной личности. Основными методами выступили обобщение и систематизация. Обсуждение. Становление личности профессионала в его социализации осуществляется под влиянием множества различных социальных факторов (экономических, социальных, политических, духовных). Экономические факторы в процессе становления личности профессионала отражены в поиске решения проблем глобализации образования и экономического роста в целом, вопросов организации университетов будущего, персонализации обучения и оценки качества формируемых трудовых ресурсов. Социальные факторы рассматриваются в контексте основных проблем оценки и изучения вопросов социально-профессиональной успешности личности, выявления персонификации субъекта образовательной деятельности. Политические факторы в процессе становления личности профессионала рассматриваются в контексте решения таких основных проблем, как оценка устойчивого развития организации в условиях нестабильности, зависимости организационных изменений от реакции на изменения внешней среды, нацеленности корпоративной культуры на достижение стратегических задач. Духовные факторы в процессе становления личности профессионала рассматриваются в современных исследованиях в контексте ценностно-смысловых ориентиров профессиональной образовательной деятельности; выявление особенностей самоидентификации личности в контексте складывающихся новых социокультурных характеристик общества. Заключение. Обобщаются выявленные аспекты, определяющие специфику основных аксиологических оснований и социокультурных факторов, оказывающих влияние на процесс становления личности профессионала в современных условиях развития общества.
Е.А. Бутина1,2 1Новосибирский государственный аграрный университет, Новосибирск, Россия eugeniabutina@gmail.com 2Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Россия
Ключевые слова: онтология, цифровизация, социальные сети, информационный пузырь, пузыри фильтров, эпистемические эхо-пузыри, эхо-камеры, алгоритмы рекомендаций, модели интернет-коммуникаций
Страницы: 95-107
Введение. Современное общество существенно меняется под воздействием интернет-технологий, социальных сетей в ходе интенсивной цифровизации. Работа социальных сетей строится по принципу алгоритмизации рекомендаций, в результате которой пользователь получает контент в соответствии со своими предпочтениями, интересами, политическими взглядами и системой ценностей: происходит персонализация контента. Далее образуются так называемые информационные пузыри, понимаемые как ограниченное/безмерное цифровое пространство, формируемое интересами и предпочтениями пользователя. Методология исследования основывается на онтологическом анализе существующих работ по проблеме преобразования информационного пространства, заключающегося в появлении относительно новых его «компонентов»: информационных пузырей, «пузырей фильтров», «эпистемических эхо-пузырей», «эхо-камер», существенно меняющих восприятие реальности человеком и обществом в целом в сторону искажения. Обсуждение. С целью рассмотреть феномен «информационный пузырь» с необходимостью его структурирования в онтологических параметрах исследованы возможности социальной онтологии в аспекте алгоритмизации информационного контента. Феноменология образования информационных пузырей во многом обусловлена мировосприятием, мироотражением и миропониманием, в целом влияющих на формирование мировоззрения человека и общества. Онтологический взгляд на обозначенную проблему определяется исходя из воздействия этих относительно новых явлений на целостность мира и его отражение в научном знании; признания информационной насыщенности и медийного пространства, обусловленного глобально-унифицированными информационными ресурсами. Отметим: исследований, посвященных изучению обозначенной проблемы, недостаточно. Заключение. Становление мировоззрения современного человека происходит под воздействием социальных сетей, где он выбирает интересующие его статьи, мнения, образы, а затем алгоритмы рекомендаций предоставляют информацию, подтверждающую его взгляды, создавая тем самым информационный пузырь. Рассмотрены понятия «информационный пузырь», «пузыри фильтров», «эпистемические эхо-пузыри», «эхо-камеры», их влияние на формирование мировоззрения человека и общества, систему ценностей. Представлены модель тройного фильтра выбора контента, модели интернет-коммуникации.
А.В. Ворохобов
Приволжский филиал Российского государственного университета правосудия им. М. В. Лебедева, Нижний Новгород, Россия vorokhobov@yandex.ru
Ключевые слова: философия образования, преподавание философии, метафилософия, дидактика философии, образовательные парадигмы, реализм, интеграция знания, воспитание, образовательные цели, метадидактика
Страницы: 108-123
Введение. Существующие концепции преподавания философии сталкиваются с необходимостью метадидактического обоснования в контексте трансформации образовательных парадигм. Актуальность исследования обусловлена необходимостью преодоления ограниченности подходов, апеллирующих преимущественно к историко-философской традиции передачи философской проблематики без должной артикуляции вызовов современности. Методология. В исследовании используются историко-критический и междисциплинарный подходы, включающие сравнительный философско-эпистемологический анализ концепций философии образования, метафилософии, философии дидактики и философии науки в контексте их взаимосвязи с проблемами преподавания философии. Такой подход позволяет систематизировать различные образовательные парадигмы и определить степень их влияния на современное преподавание философии и философское образование. Обсуждение. В исследовании обосновывается тезис о том, что выработка релевантного подхода к преподаванию философии требует его помещения в более широкий контекст, связанный с философией образования. В различных концепциях преподавания философии внимание обычно сосредоточено на программной основе и степени детализации, определяющих ценность содержания и возможность адаптации к аудитории. Подчеркивается важность ориентации метадидактических предложений в широком концептуальном контексте, обращения к базовому уровню рефлексии и изменениям в познавательных и аксиологических обусловленностях. Рассматриваются вызовы современного образования: устранение сапиенциального измерения, субъективизм, фрагментация знания и воспитательная беспомощность. Особое внимание уделяется интеграционному потенциалу философского знания, способному преодолевать междисциплинарную разобщенность и способствовать формированию целостного мировоззрения. В качестве методологического императива выдвигается тезис о необходимости возвращения к реалистическому, объективистскому, универсалистскому подходу к преподаванию и изучению философии, способному возродить сапиенциальную направленность образования. Заключение. Метадидактическая рефлексия способствует согласованию с философией образования, подчеркивая стабилизирующую и культурообразующую роль философии. Метафилософский анализ позволяет конкретизировать предпосылки и ценность теорий преподавания, обеспечивая их надежное концептуальное обоснование. Классическая философия рассматривается как условие образовательного опыта, направленного на целостное развитие личности и возвращение образованию гуманистической сущности.
М.Ф. Носков1,2,3, С.А. Татьяненко2,3, Е.С. Чижикова2,3 1Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Россия eggl@rambler.ru 2Тобольский индустриальный институт (филиал), Тобольск, Россия tatjanenkosa@tyuiu.ru 3Тюменский индустриальный университет, Тюмень, Россия сhizhikovaes@tyuiu.ru
Ключевые слова: философия образования, социально-экономические проблемы, электроэнергетика, гелиоэлектростанция, альтернативные источники энергии, Республика Тыва
Страницы: 124-137
Введение. В исследовании обсуждаются технологии инновационной индустриализации, опирающиеся на электроэнергетику в гибридном формате, способную повысить производительность предприятий различных областей экономики, а также решить комплекс социальных и образовательных проблем. Республика Тыва выбрана как пример дефицитного энергопроизводства. Обсуждение предназначено для магистрантов-электроэнергетиков, изучающих дисциплину «Философия технических наук», которую преподают преподаватели с классическим философским образованием, и многие аспекты науки и техники в их интерпретациях представлены в упрощенном виде. Методология. Философия образования призвана раскрыть онтологические основания любой технической сферы, поэтому исходной методологией в области исследования электрификации Республики Тыва стали философско-исторический генезис социально-экономических событий. На базе философии образования с опорой на ее методологический аппарат стало возможным провести работу по интегрированию всех направлений исследования. Обсуждение. Учитывая потребности многоотраслевой экономики тувинского региона в профессиональных кадрах, альтернативные методы электрификации исследуются на основе общенаучных методологических подходов (эволюция экономических взглядов на становление энергетического комплекса, образовательные потребности нового этапа преобразований в электроэнергетике, оценка эффекта использования гелиоэлектростанций как тактического звена в прогнозировании успешного социально-экономического развития). Показано, что развитие гибридной энергетики в Республике Тыва приведет к снижению стоимости электроэнергии, развитию горнодобывающей промышленности, а социально-экономическое обоснование необходимости использования альтернативных источников энергии повлияет на сокращение вероятности обесточивания региона. Заключение. Переориентация политики энергообеспечения населения на безопасную энергетику включает возможность перехода от традиционных источников к технологиям гелиоэнергетики и от них к гибридным формам. Обсуждение данных мероприятий с точки зрения философии образования повлияет, а в перспективе и повысит качественный уровень и стандарты жизни населения Республики Тыва.
Г.И. Петрова1, Э.А. Бикташева2 1Национальный исследовательский Томский государственный университет, Томск, Россия seminar_2008@mail.ru 2Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Межпоселенческая библиотека Советского района», Советский, Россия biktashevasov@mail.ru
Ключевые слова: университетское образование, двусоставность университетского кода, «универсализирующая матрица», универсальность современного образования, форма универсализации, устойчивость кода университета, «университет 3.0», «университет 4.0»
Страницы: 138-164
Введение. Актуальность обозначенной проблемы объясняется изменениями современным университетом парадигмы своего развития, что инициирует необходимость ответственного осмысления процессов, сопровождающих данную диалектику. Предлагается увидеть университет в ракурсе не только университетского кода, но и специфического «духа университета». Появившееся множество моделей университетов вызывает потребность ответа на вопрос: каждая ли из моделей являет себя университетским образом? Проблема статьи заявлена в ответе на вопрос: «Какое значение в утверждении об устойчивости и одновременно о возможных трансформациях университета имеют понятия его “кода” и “духа”?» Методология решения проблемы связана с прояснением классического понятия «университет» применительно к его современным изменениям. Учитывается, что истоки определения университета идут, во-первых, от универсализирующего значения платоновского понятии эйдоса (что в применении к университету можно интерпретировать как «идею университета» - его метафизическую сущность); во-вторых, от характеристик классического университета, сформулированных Дж. Г. Ньюманом, В. Гумбольдтом, Ф. Шлейермахером и др.). Обсуждение. Код университета виден в «двусоставности» содержания: в его логосе (эйдосе - в понимании Платона), и в эстезисе (особой иррациональной атмосфере - «духе университета»). Интерпретируется имеющееся в нашей литературе понятие «универсализирующая матрица» университетского образования. Вводится новое понятие - «форма универсализации» (разная форма проявления «матрицы» в разных культурах). Теоретические рассуждения подкрепляются российским опытом использования в «университете 3.0» практико-ориентированного образования и принятия его третьей миссии. То и другое нарушает «универсализующую матрицу», ставя под вопрос устойчивость «университета». Заключение. Делается вывод о необходимости (возможности?) хранения кода и духа университета.
А.А. Изгарская1, К.И. Хаценко2 1Институт философии и права Сибирского отделения Российской академии наук, Новосибирск, Россия aizgarskaya@gmail.com 2Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Россия ya.lukyano2012@ya.ru
Ключевые слова: билингвальное образование, миросистемный подход, ингушский язык, языковая политика, языковой капитал
Страницы: 165-188
Введение. Исследование посвящено проблемам билингвального образования и сохранения родных языков народов России на примере Республики Ингушетия. Цель исследования заключается в ответе на вопрос о том, как глобальные и внутренние социально-экономические процессы влияют на языковую политику. Методология. Теоретико-методологическим основанием выступил синтез миросистемного подхода (И. Валлерстайн, Дж. Арриги) и концепции форм капитала П. Бурдье. Обсуждение. Синтез позволил проанализировать проблему как следствие циклических колебаний территориально обширной полупериферии (стратегий «встраивания» и «разрыва» с миросистемой) и социально-экономической иерархии, в которой язык рассматривается как культурный капитал, обладающий разной степенью конвертируемости в другие формы капитала (экономический, социальный, символический). На историческом материале показано, как языковая политика в отношении ингушского населения менялась в зависимости от общей стратегии российского/советского государства. В современный период ингушский язык, несмотря на естественный билингвизм и статус государственного в соответствии с классификацией ЮНЕСКО, находится в «уязвимом» положении. Школа выступает ключевым институтом, который не только воспроизводит нацию, но и способен закреплять социальное неравенство через языковой стандарт и учебные планы. Система образования сталкивается с отсутствием качественных учебников, билингвальных методик преподавания, нехваткой кадров и институциональными условиями, понижающими статус ингушского языка. Существующая поддержка ингушского языка на региональном уровне оказывается недостаточной для преодоления разрыва в конвертируемости языковых капиталов. Заключение. Языковая политика России имеет «маятниковый» характер, под воздействием миросистемных и геополитических факторов она колеблется между тенденцией к многообразию и тенденцией к усиленной унификации (посредством русификации).
Е.В. Ушакова1, Т.С. Косенко2, И.В. Яковлева2 1Алтайский государственный медицинский университет Минздрава России, Барнаул, Россия foaushakova@gmail.com 2Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Россия nnalivaiko@mail.ru
Ключевые слова: образование, философия образования, философско-онтологические подходы, западный и российский подходы в образовании, философская онтология русской идеи в образовании
Страницы: 189-205
Введение. Исследование посвящено анализу русской идеи в образовании, исследованы основные философско-онтологические подходы, воздействующие на общую структуру и содержание образования. Методология. В исследовании применены социокультурный, цивилизационный подходы в ракурсе компаративистского анализа философско-онтологических основ западного и российского образования. Обсуждение. Философско-онтологические основы современных знаний сложились с середины XIX до середины ХХ в. За основу были приняты философско-онтологические подходы, выработанные преимущественно западной цивилизацией к середине ХIХ в. Это постулирование двух главных альтернативных основ мира - одностороннего (парциального) материализма и идеализма, которые реализуются, прежде всего, в учениях религиозного идеализма и научного материализма. С наукой идентифицировался материализм в аспекте телесной или вещественной атомно-молекулярной основы мира. А постижение мира нематериального - духовно-нравственного стало прерогативой идеалистического и религиозного постижения. Русский ученый А. А. Богданов впервые опубликовал фундаментальный труд по общей теории систем, заложив философско-онтологические основы системной философии как целостного, нерасчлененного знания о мире, о системах любой природы - неорганической, органической, социальной, духовной. Было преодолено противостояние материализма и идеализма и восстановлено цельное знание, как единство Мира. Это направление идей русской философии как цельных знаний о мире в ХХ в. приобрело философско-онтологическую форму системной философии как синтетического дуализма. Указанные разные цивилизационные философско-онтологических концепты - западный и российский - легли в основу специфики естественно-научных, социогуманитарных, антропных и технико-технологических знаний, которые заложили разные фундаменты образования - расчлененные знания о всеобщем в западной онтологии и цельные взаимодополняющие знания в русском мировоззрении. Заключение. Констатируется, что существуют альтернативные философско-онтологические концепты бытия - западный (парциальный, внутренне расчлененный, конфликтный) и русский (холистический, внутренне единый, гармоничный).
Т.С. Косенко1, И.В. Яковлева1, Б.О. Майер1, Ю. Чжан2, Н. Хишигдулам3, Б.В. Май4, Д.В. Шатохина5, С.Н. Цаплин1, В.Х. Тен1, И.Ю. Пушкарева1, И.Д. Кирякова6, Е.А. Гордейчик1, Т.А. Безбородова7 1Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Россия nii-fo@nspu.ru 2Шаньдунский институт физического воспитания, Цзинань, Китайская Народная Республика 543018031@qq.com 3Монгольский государственный университет образования, Улан-Батор, Монголия khishigdulam@msue.edu.mn 4Национальный исследовательский Томский государственный университет, Томск, Россия tsu.berthm@gmail.com 5Средняя общеобразовательная школа № 206, Новосибирск, Россия shatohinadarja@yandex.ru 6Новосибирский государственный медицинский университет, Новосибирск, Россия dotkiryakova@mail.ru 7Сибирский институт управления - филиал Российской Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Новосибирск, Россия bezborodova-ta@ranepa.ru
Ключевые слова: социально-философский анализ, образование, ценности, модернизация, информатизация, человек
Страницы: 206-229
Введение. Представлен анализ факторов общественного развития, выявлены новые стратегические цели для понимания и повышения «качества» самого человека, выработки критериев этого качества, адекватных воспроизводству «потока общественного развития». Именно эти аспекты стали предметом исследования образовательного пространства. Методологической основой стали концептуально-теоретические основания социально-философского анализа медиапространства, элитарного и массового образования, субъекта образовательного взаимодействия, а также основ баланса жизни человека и общества.Обсуждение. Сформулированы концептуально-теоретические основания социально-философского анализа в области: просвещенческой парадигмы медиапространства, элитарного и массового образования, онтологии субъекта образовательного взаимодействия, этики телесности, ценностного отношения к национально-культурным традициям в современных условиях, становления личности профессионала, а также поиска ценностных основ баланса жизни человека и общества. Авторские исследования в большинстве случаев имели прикладной характер, в них вычленяется человек как феномен материального и экзистенциального мира. В заключении обобщаются результаты проведенного анализа и подчеркивается особая роль социальной аксиологии в познании человека, которая не должна превращаться в простое толкование данных гуманитарных наук. Концептуальная разработка онтологических проблем человека нашла свое отражение в авторских идеях: «Проблема человека в современной философии», «Медиапросвещение как предмет теории познания», «Философия о сущности человека», «Человеческая телесность», «Человек - деятельность - коммуникация», «Перспективы образования человека» и др. В качестве собственно социально-философских аспектов исследования представлены оценки социальных субъектов и их осуществление, формирование новой модели образовательного пространства и осмысление его ценностных основ.
Статьи
1 - 10 из 45756
Начало | Пред. |
12345
|
След. |
Конец
Наш сайт использует куки. Продолжая им пользоваться, вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности. Подробнее