Д.В. Полежаев
Волгоградская государственная академия последипломного образования, Волгоград, Россия polezh@mail.ru
Ключевые слова: общероссийская гражданская идентичность, ценностно-смысловые концепты, культурно-исторические константы, социолого-образовательная модель «Матрица идентичности», блок «Личность», педагогический мониторинг, анкетирование
Страницы: 5-26
Введение. Работа посвящена актуальной для отечественного социально-гуманитарного знания и практической педагогической деятельности проблеме формирования общероссийской гражданской идентичности в сознании и поведении учащихся образовательных организаций. Представленная социолого-образовательная модель «Матрица идентичности» позволяет должным образом отслеживать уровень сформированности идентичности респондента. Методологической основой логики исследования феномена общероссийского гражданского самосознания является системный подход, в соответствии с которым рассматриваемый предмет определяется как целостный феномен с соответствующими уровнями организации и динамикой. Обсуждение. Представлена социолого-образовательная модель «Матрица идентичности», отбор структурно-содержательных элементов которой основан на нормативно-правовых документах и научной литературе. Философско-образовательный аспект исследования связан с практическим применением представляемой теоретической модели к повседневной практике образовательно-воспитательной работы школы. Исследование предлагается для осмысления научно-педагогическим сообществом общей структуры «Матрицы идентичности» с подразделением ее на модули, сегменты, блоки, концепты, каждый из которых заслуживает отдельного углубленного, в том числе прикладного, исследования. Заключение. Выделенные аналитически ценностно-смысловые концепты и культурно-исторические константы феномена идентичности отобраны из актуальной нормативно-правовой документации и научной литературы; могут быть рассмотрены как «необходимые» и «достаточные» для всесторонней характеристики идентификационной сформированности субъекта социальной жизни. Структурно-содержательное наполнение представленного в статье опросного листа одного из блоков «матрицы» дает представление о трехуровневом оценочном понимании исследовательских результатов, предоставляя возможность направленного их корректирования педагогом в ходе учебно-воспитательной деятельности в пространстве образовательных организаций. Представленные результаты продолжающегося исследования могут быть небезынтересны как в научно-теоретическом плане (например, в качестве философско-методологических основ аспектного осмысления феномена общероссийской гражданской идентичности), так и в практическом отношении, в рамках конкретной учебно-воспитательной деятельности педагогов современных российских образовательных организаций.
Введение. Одним из ключевых текстов, повлиявших на характер современной системы образования, является знаменитая книга «Состояние постмодерна» Жана-Франсуа Лиотара. Основным средством и результатом трансформации в сфере образования выступает информатизация. Согласно Лиотару, этот процесс связан с легитимацией знания через эффективность, ради которой и осуществляется информатизация. При передаче власти технике образование становится ареной, на которой постепенно происходит замена образованности информационным осведомлением и доступом к сети. Методология. Осмысление феномена информатизации в контексте проблемы образования определяется междисциплинарным подходом в сфере таких наук, как социология, философия, культурология, психология. В данном случае раскрытие обозначенной проблемы опирается на критическую интерпретацию книги Жана-Франсуа Лиотара «Состояние постмодерна» через комментирование посредством герменевтического метода. Обсуждение. Процесс информатизации в сфере образования зачастую представляется тотальным, не предполагающим каких-либо исключений. Каковы же условия и значение информатизации? Эффективность обращения количества данных приводит к постепенному вытеснению содержания, которое не поддается переводу на язык информации. Наблюдается явление, называемое Ж.-Ф. Лиотаром «смещение границ институций», что проявляется, в частности, в феномене децентрации и распыления образования, совмещенного с развлекательными процессами. Такое совмещение, например, в одном и том же устройстве, зачастую не позволяет выделить обучающимся время и внимание для полноценного занятия. Заключение. Наряду с возросшим за последние десятилетия спросом на информационные технологии в сфере образования наблюдается некоторое обоснованное разочарование в информационных образовательных продуктах. Выход образования из кризиса часто видится в возвращении к утраченным классическим моделям просвещения, однако речь должна идти скорее о восполнении грядущих информатизированных форм образования гуманитарным содержанием.
Н.Е. Лукьянов, А.А. Изгарская
Институт философии и права Сибирского отделения Российской академии наук, Новосибирск, Россия lukjanoffnick@yandex.ru
Ключевые слова: образовательные учреждения, безопасность, терроризм, скулшутинг, экстремизм, профилактика скулшутинга
Страницы: 39-59
Введение. Проблемы безопасности стоят в актуальном разделе повестки современного мира. При этом образовательные учреждения являются объектами повышенной опасности. Методология. На основе сравнительного анализа учебных материалов, изданных в России и США, предпринята попытка обозначить разницу подходов и связанных с этих проблем противодействия террористическим атакам на образовательные учреждения и скулшутингу. Обсуждение. Мероприятия по противодействию этим явлениям включены в структуры обеспечения безопасности каждого общества. Учебные материалы выстраиваются с учетом опыта борьбы государств с терроризмом и скулшутингом. В России основной акцент сделан на действиях в ситуации террористического захвата и выявление элементов экстремизма. В материалах, изданных в США, большее внимание уделяется скулшутингу. В российских материалах алгоритмом поведения стал набор следующих действий: «сохранять спокойствие - не провоцировать - успокоить остальных - дождаться освобождения - не мешать спецоперации». Этот алгоритм оправдывает себя при захвате образовательного учреждения хорошо организованной группой террористов, но может быть чреват большими жертвами в ситуации скулшутинга, поскольку не предполагает активного сопротивления. В учебных изданиях США основной алгоритм действия при скулшутинге следующий: «Беги. Спрячься. Борись». Считается, что предугадать появление активного стрелка на ранней стадии невозможно, поэтому в начале атаки участники образовательного процесса должны быть готовы вступить со стрелком в противоборство. В США применяется система первичной и вторичной профилактики скулшутинга. Первичная профилактика направлена на оздоровление школьного климата. В задачи вторичной профилактики входит выявление обучающихся, которые нуждаются во вмешательстве. Такие задачи решаются с использованием школьных целевых профилактических программ. Заключение. Поскольку скулшутинг становится частым явлением в школах России, то система подготовки участников образовательного процесса к противодействию таким атакам должна быть адаптирована к российским реалиям.
О.А. Персидская
Институт философии и права Сибирского отделения Российской академии наук, Новосибирск, Россия olga_alekseevna@mail.ru
Ключевые слова: миросистемный анализ, теория капиталов П. Бурдье, система образования, этнокультурная составляющая образования, этничность
Страницы: 60-69
Введение. Школа и вуз в современном мире являются одними из значимых общественных институтов, где человек сталкивается с этническим разнообразием и глубже осознает собственную этническую идентичность. Одна из целей системы образования - воспитание личности, понимающей свое место в полиэтническом мире, где ценность разных этнических культур равнозначна. Однако полноценная реализация этой цели не всегда возможна. Методология. Анализ затруднений, не позволяющих выполнить обозначенную цель, выполнен на основании синтеза миросистемного анализа и теории капиталов П. Бурдье. Приведены примеры такого синтеза в социогуманитаристике у М. Деметра и Р. Х. Ортиза. Обсуждение. На основе рассмотрения смены стратегий развития с «борьбы против эксплуатации» в советский период на «борьбу против исключения» в постсоветский продемонстрировано, как девальвировались разные формы капиталов этнических групп в периферийных регионах России. Акцент сделан на сложностях, с которыми столкнулась система образования периферийных этнических регионов России. Среди них - недостаток финансирования, а также преобладающая ориентация подрастающего поколения на культурно-символические образцы потребления центров при девальвации ценностей традиционных этнических образцов. Ситуация образовательного неравенства есть недостаточность каналов трансляции этничности и др. Показано, что сложное положение экономик этнических регионов страны и образовательное неравенство входят в противоречие с высоким престижем этнической идентичности, обозначенном в образовательных стратегиях. Заключение. Сделан вывод, что недооценка любой формы капитала (экономического, социокультурного, символического) при реализации уже возложенных на систему образования гуманистических целей воспроизводства и сохранения этнического разнообразия народов России может обернуться безрезультативностью потраченных усилий.
Н.Н. Абакумова
Национальный исследовательский Томский государственный университет, Томск, Россия niv_tomsk@mail.ru
Ключевые слова: общенаучный гуманитарный подход, естественно-научный подход, диссертационные исследования, педагогическая наука
Страницы: 70-83
Введение. Актуализирована проблема использования общенаучного гуманитарного подхода в педагогических исследованиях. Гуманитарный подход рассматривается через призму композиционных уровней: общенаучного и педагогического, объектного и предметного, с целью выявления наиболее востребованных и актуальных подходов, которые используются в диссертационных исследованиях педагогического профиля. Методология. Исследование основывается на базовых трудах И. Канта и В. Дильтея, в которых раскрываются основы общенаучного гуманитарного подхода. Выделение композиционных уровней реализации гуманитарного подхода проходило с опорой на антропологический контекст образования (В. И. Слободчиков, А. В. Леонтович), работы М. Мамардашвили, в которых показано развитие педагогической науки в контексте гуманитарного подхода. Обсуждение. Проведено обзорное исследование 420 диссертаций по педагогическим наукам, защищенным в период с 2004 по 2024 г. Показаны перспективы реализации общенаучного гуманитарного подхода в педагогической науке как ресурса философии образования, направленного на решение философско-мировоззренческих и теоретико-познавательных задач. Выделена специфика гуманитарного знания: 1) постоянное развитие во времени и пространстве; 2) незавершенность развития объекта; 3) изменчивость оценки объекта в зависимости от времени, контекста и эксперта. Установлены ограничения используемых методов исследования. Уточнены характеристики структурализма, которые позволили отнести аксиологический, личностно-ориентированный, акмеологический, ситуационно-средовой и прочие подходы к общенаучному гуманитарному подходу. Заключение. Установлены характеристики, которые отражают специфику общенаучного гуманитарного подхода в педагогических исследованиях: субъективность знания, доминирование в результатах «продолжения личности» ученого; интуитивное постижение истины и неприменимость законов логики; допустимость множества вариантов интерпретаций; недопустимость критерия «правильности». Выявлены наиболее востребованные и актуальные подходы, которые используются в диссертационных исследованиях педагогического профиля.
М. Ариунцэнгэл1, Д. Бадамгарав1, О.В. Цигулева2 1Монгольский государственный университет образования, Улан-Батор, Монголия ariuntsengel@msue.edu.mn 2Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Россия oltsiguleva@yandex.ru
Ключевые слова: предметно-языковое интегрированное обучение (ПЯИО), мотивация, неязыковый предмет, преподаватель-предметник
Страницы: 84-96
Введение. Целью исследования является анализ законодательных актов и документов для внедрения предметно-языкового интегрированного обучения в систему высшего образования Монголии. Ставится вопрос о кадровой возможности преподавания предметов на английском языке в университетах страны. Для общепедагогической аналитики представлены результаты опроса студентов и преподавателей Монгольского государственного университета образования. Методологической основой стали социально-педагогические, эмпирические и аналитические подходы в исследовании документации, изучении теоретического материала и обработке данных, проведении экспериментов по внедрению предметно-языкового интегрированного обучения в неязыковых предметных группах. Математические расчеты использовались для выводов и последующей рефлексии. Обсуждение. Обсуждается потенциал методологии предметно-языкового интегрированного обучения для решения образовательных проблем, подчеркивается его положительное влияние как на овладение языком, так и на «нелингвистическое понимание предметов». Чтобы оценить возможность внедрения предметно-языкового интегрированного обучения, проведен опрос будущих студентов и преподавателей. Данные опроса позволили обнаружить положительное влияние на овладение языком в так называемом «нелингвистическом понимании предмета». В Национальной программе преподавания английского языка также подчеркивается необходимость обновления содержания подготовки учителей английского языка и обеспечения соответствия соответствующих программ международным стандартам. Результаты указывают на высокую заинтересованность учащихся изучать английский язык, использовать в практике англоязычные материалы. Однако проблемы с навыками письма, особенно с грамматикой и научным стилем, указывают на области, требующие улучшения. Заключение. Полученные результаты опроса и эксперимента подчеркивают необходимость внедрения предметно-языкового интегрированного обучения на всех уровнях образования в Монголии в соответствии с национальными целями развития и международными образовательными стандартами. Устранение пробелов во владении языком среди преподавателей будет иметь решающее значение для успешной языковой интеграции в монгольских университетах.
М.Б. Мусохранова, Э.Н. Астафьева
Омский государственный медицинский университет Минздрава России, Омск, Россия margo_coop@mail.ru
Ключевые слова: воспитание, традиция, влияние личности преподавателя, содержание медицинского образования, условия становления врача, симулякр воспитания
Страницы: 97-109
Введение. В настоящее время становится очевидной проблема образованности в неоднородном российском обществе, которое сталкивается с вызовами антропогенного, техногенного и экогенного характера. Антропогенному вызову сопутствуют проблемы разрыва преемственности между ступенями образования (среднее - общее - высшее), утраты/подмены традиционных духовно-нравственных ценностей или попытки их игнорировать, извращать. Не менее значимы и личностные качества, к которым относится, например, интеллектуальная лень. Техногенный вызов и его мировоззренческие ориентиры актуализируют проблему отношения «человек - техника», а экогенный вызов - проблему преобладания потребительского менталитета в отношениях человека с окружающим миром (духовным-социальным-природным). Очевидно, что у этих проблем существует один источник: воспитание, рассматриваемое как неотъемлемая часть учебного процесса. Методология. В исследовании применяются философско-педагогический и исторический подходы, обусловившие выбор источников и позволившие выделить основополагающую роль воспитания, существующего в неразрывном единстве с обучением. Обсуждение. Игнорирование воспитания составляет суть вышеуказанных проблем, коренящихся в современном образовании. Проблемы современного образования заявляют о себе на уровне семейного воспитания, представленного несколькими поколениями; социального пространства - в различных группах (учебных, профессиональных, случайных, по интересам и пр.), объединенных (иногда временно) единой целью, обычно связанной с получением профессии. В этих группах встречаются носители различного мировоззрения, представляющие в своей совокупности общество, которое при неоднородном уровне образованности и утрате базовых ценностей испытывает трудности с ответом на вызовы современности, ставящие под угрозу само его существование. Заключение. Ориентация России на сохранение и укрепление традиционных базовых ценностей обусловливает значимость воспитания в качестве «ключевого инструмента»78 в области образования и просвещения.
Е.А. Пушкарева1, И.Д. Кирякова2, Ю.В. Пушкарев1 1Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Россия pushkarev73@mail.ru 2Новосибирский государственный медицинский университет, Новосибирск, Россия dotkiryakova@mail.ru
Ключевые слова: образовательно-методологические подходы, развитие современного общества, формирование системы образования, становление профессионала, социальная философия
Страницы: 110-123
Введение. В центре внимания настоящего исследования - проблема профессионального становления человека в стремительно обновляющихся условиях современного развития общества. Цель - определение образовательно-методологических подходов и выявление особенностей современного философского содержания проблемы формирования профессионала в процессе образовательной деятельности, направленной на его становление. Методология. Основным методом исследования является теоретический обзор социально-философских и педагогических научных публикаций, содержащих подходы профессионального становления человека в условиях развития современного общества. Использованные образовательно-методологические подходы рассмотрены в контексте философско-теоретических понятий «личностный подход», «деятельностный подход» и «праксиологический подход». Обсуждение. Представление о процессах формирования профессионала в контексте личностного, деятельностного и праксиологически-ориентированного становления обусловлено прежде всего особенностями развития информационного общества и современными представлениями исследователей о профессионализме. Принципы стратегии развития образования включают, кроме того, представления об особенностях развития профессиональных качеств личности, приобретение личностью новых качеств, изменение направленности личности и др. Их общие характеристики обосновываются в рамках праксиологии трудовых навыков и приемов, выявления их элементов и составления на этой основе различных рекомендаций практического характера. В заключении обобщаются основные методологические основания и особенности современного социально-философского содержания проблем становления профессионала в его образовательном процессе.
Э.Р. Имамеев1, А.В. Лобанов2 1Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Москва, Россия natterera99@mail.ru 2Московский педагогический государственный университет, Москва, Россия av.lobanov@mpgu.su
Ключевые слова: биология человека, прагматизм, польза, практическая ценность, знание, преподавание биологии, методика, методология
Страницы: 124-137
Введение. Исследование посвящено проблеме применения дидактики прагматизма, его философских оснований для построения методики преподавания естественно-научных дисциплин, в частности биологии. Методология. Аналитический подход к исследованию способов улучшения методик преподавания биологии предполагает философско-методологический анализ возможности практического использования теоретических положений прагматизма и выработку методики преподавания курса биологии. На основе прагматического подхода для учащихся созданы задания по темам школьного курса биологии человека. Ключевой идеей подобранных задач было обучение скрининговым методам диагностики функциональных систем организма. Обсуждение. Биология, как и другие естественные науки, возникла из практических нужд человека. Практико-ориентированная философия прагматизма представляет собой конструктивную методологическую основу для работы с биологическим материалом, изучения функционирования живых систем, в связи с чем практичность полученных на уроке знаний будет вызывать больший интерес к предмету у учащихся. Результат реализации этой концепции на уроках биологии в 9 классе оправдал ожидания и способствовал хорошему усвоению материала, пониманию физиологии человеческого организма учащимися школы на ступени основного общего образования. Заключение. Показано, что установка на практическую ценность знания делает преподавание научной дисциплины более востребованным и интересным для учащихся, что позволяет добиться высоких показателей успеваемости по предмету биология. Важно отметить, что полученные знания выступают в роли инструментов для конструирования собственной картины мира, которая включает как эклектический подход, так и гносеологический плюрализм.
Ю.В. Корнилов1, Е.Н. Игнатенко2, В.В. Ерохин3, Л.Н. Кретова2 1Сибирский государственный университет путей сообщения, Новосибирск, Россия pirr2000@yandex.ru 2Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Россия kaleidomathmaticalgirl@gmail.com 3Новосибирский государственный университет экономики и управления, Новосибирск, Россия voldemare@rambler.ru
Ключевые слова: когнитивный подход, коммуникативный подход, аутентичная литература, межпредметные связи, высшее образование
Страницы: 138-150
Введение. Актуальность вопроса методической работы с аутентичными (взятыми из иностранной литературы и не предназначенными специально для проведения занятий) иноязычными текстами и их межпредметных связей на занятиях по иностранному языку обусловлена спецификой потребностей общества и самих обучающихся успешно ориентироваться в разнообразных потоках информации. Однако при всем многообразии иноязычных информационных источников лексический запас и возможность восприятия информации в работе с аутентичными текстами у обучающихся довольно ограничены, а использование межпредметных связей в учебных целях становится многосложным процессом. Методология. В исследовании представлена рефлексия отечественных и зарубежных публикаций по проблемам применения когнитивного и коммуникативного подходов. Используется дифференциация иерархических уровней запоминания с практическими применением заданий по иностранному языку. Обсуждение. Осознание важности применения иностранных аутентичных текстов на занятиях по иностранному языку является одним из стимулов для обновления и усовершенствования когнитивной модели и повышения общеобразовательного общекультурного потенциала обучающихся. Условия реализации межкафедрального сотрудничества профессиональной направленности нацелены на объединение всех знаний в одном предмете, что мотивирует обучающихся на получение новых знаний, вносит элемент новизны и создает познавательный интерес. Для достижения этой цели наилучшим образом подойдет координация когнитивного и коммуникативного подходов при работе с иноязычной информацией, в данном случае аутентичными текстами, отвечающими информационно-профессиональным потребностям студентов. Заключение. Возрастание значимости и необходимости использования когнитивного и коммуникативного подходов в работе с аутентичными иноязычными текстами в большей степени обусловлено практико-ориентированными подходами на уровне межпредметных связей.