Котульскит PdTe – наиболее распространенный минерал палладия в месторождениях элементов платиновой группы (ЭПГ) Федорово-Панского расслоенного комплекса (ФПК). В работе представлены новые данные о благороднометальном парагенезисе и химическом составе котульскита из Северного рифа на участке Пешемпахк. На этом участке Северный риф, детально разведанный на платинометальном месторождении Киевей, продолжается в восточном направлении. Малосульфидное оруденение, содержащее до 15 г/т ЭПГ и Au, выходит здесь на поверхность, но не образует рудных тел на глубине. Цель исследования – выявление минералогических отличий между прерывистым оруденением участка Пешемпахк и рудными телами месторождений ФПК. 890 зерен минералов платиновых металлов и Au изучены в аншлифах методом электронной микроскопии, включая энергодисперсионный рентгеновский микроанализ; котульскит подтвержден методом комбинационного рассеяния в сравнении с синтетическим аналогом. Благороднометальная ассоциация участка Пешемпахк в относительных объемных процентах включает: котульскит (38 %), изомертиит (22 %), сперрилит (18 %), стибиопалладинит (11 %), холлингуортит (3 %) и золото (3 %). Парагенезис благородных металлов участка отличается от главных месторождений ФПК, где преобладают сульфиды и теллуриды ЭПГ (брэггит, высоцкит, меренскиит, мончеит и котульскит). Котульскит участка Пешемпахк содержит в среднем 8.4 мас. % Bi, тогда как для месторождений характерен более полный ряд составов твердого раствора котульскит-соболевскит со средними концентрациями 13.3–20.2 мас. % Bi. Кроме этого, в изученных образцах отмечается сурьмяная разновидность котульскита, содержащая до 10.3 мас. % Sb. Совместное нахождение двух разновидностей котульскита свидетельствует о формировании оруденения в условиях наиболее низкотемпературного магматического процесса. Таким образом, благороднометальный парагенезис и состав котульскита из ЭПГ оруденения ФПК являются его важными типоморфными признаками. Полученные результаты могут быть использованы для прогнозирования рудных зон в аналогичных условиях.
Выполнено петролого-геохимическое и геохронологическое изучение габбровых интрузий утлыкташского комплекса в северной части Западно-Магнитогорской зоны Южного Урала. Изученные интрузии приурочены к бортам Имангуловской мульды синсдвигового генезиса и к её периферии. Возраст формирования габбро Уразовского массива согласно новым LA-ICP-MS данным составляет 333±3 млн лет. Геохимические особенности и изотопный Nd-Sr состав пород утлыкташского комплекса указывают на слабодеплетированную мантию типа PM в качестве источника с последующим значительным фракционированием магмы при слабой степени ассимиляции коровых пород (до 6 %). Термодинамическое моделирование согласуется с моделью фракционирования единого мантийного расплава, из которого кристаллизовались все изученные габброидные тела. ID TIMS и LA-ICP-MS U-Pb датировки цирконов (от 0.44 до 2.73 млрд лет) свидетельствуют об участии древней континентальной коры и возможно офиолитов меланжевой зоны Главного Уральского разлома, по которому Магнитогорский островодужный террейн был надвинут на палеоокраину Лавруссии. Геологическая позиция утлыкташского комплекса и его геохимическое сопоставление с базитами центральной части Магнитогорской мегазоны указывают на формирование во время синколлизионного рифтогенеза в раннем карбоне, предваряющего сборку суперконтинента Лавразия.
Е.А. Богданов1,2, Н.Ю. Матушкин1,2, А.Е. Верниковская1,2, А.В. Травин3 1Новосибирский государственный университет, Новосибирск, Россия 2Институт нефтегазовой геологии и геофизики им. А.А. Трофимука СО РАН, Новосибирск, Россия 3Институт геологии и минералогии им. В.С. Соболева СО РАН, Новосибирск, Россия
В статье приводятся результаты геолого-структурных, минералого-петрографических, геохимических и геохронологических (40Ar/39Ar) исследований офиолитов северного и юго-восточного фрагментов Татарско-Ишимбинской сутурной зоны Енисейского кряжа, объединенных в Рыбинско-Панимбинский пояс. Они состоят из массивных и подушечных метабазальтов, массивных и расслоенных метагаббро и метадолеритов, представляя верхние фрагменты океанской коры. Их образование происходило из деплетированных мантийных источников, отвечающих компонентам N-MORB и E-MORB геохимических типов, в обстановке срединно-океанского хребта или окраинного моря. Создана модель тектонической истории размещения офиолитов на окраине Сибирского кратона в неопротерозойское время. На границе мезо- и неопротерозоя (1051–916 млн лет, Stenian–Tonian) происходило формирование надвиговой структуры и аккреция коры океанского типа (офиолитов) к пассивной окраине Центрально-Ангарского террейна (микроконтинента). Позднее, в связи со сближением и косой коллизией этого микроконтинента с Сибирским кратоном (786–749 млн лет назад), в породах Татарско-Ишимбинской сутурной зоны, включая офиолиты, проявились сдвиго-надвиговые деформации. В криогении (708–700 млн лет назад), в связи с новым этапом тектонической активности в период трансформации конвергентных обстановок – завершения коллизии и начала активной континентальной окраины, в породах этой зоны происходили сдвиговые и взбросовые деформации.
Путем численного и экспериментального моделирования изучено влияние отношения массовых расходов входных потоков дистиллированной воды на эффективность смешения жидкостей внутри T-микроканала. Верификация модели выполнялась путем сопоставления результатов расчета с экспериментальными данными. Для измерения скоростных характеристик потока в работе применялся метод цифровой трассерной визуализации с высоким пространственным разрешением. С помощью компьютерного моделирования получена и описана структура потока и динамика изменения картины течения при неравных массовых расходах. Показана возможность увеличения эффективности перемешивания жидкостей путем варьирования соотношения массовых расходов.
В статье предпринимается попытка осмысления влияния синтетической биологии на онтологическое содержание такого авангардного направления современной науки как технонаука. Авторами проводится экспликация онтического состава синтетической биологии, и дальнейшая рефлексия онтологического содержания этого инженерно-научного направления. Рассматриваются конкретные примеры взаимовлияния онтического и онтологического. Теоретико-методологической основой для обнаружения изменений в онтологическом составе синтетической биологии и современной науки в целом авторы выбрали концепцию разграничения и взаимовлияния онтического и онтологического немецкого философа экзистенциалиста М. Хайдеггера. Для исследования современного онтологического содержания технонауки были использованы концепты «техноэпистемический объект» и «технонаучная экспериментальная система» немецких философов Т. Коля и Й. Фалька, а также классификация объектов французского философа Б. Бенсауд-Винсент. Для более целостной онтологической картины были представлены некоторые конкретные достижения и работы синтетических биологов. В результате обнаружена каузальная детерминация между онтическим и онтологическим, где онтическое, расширяясь и умножаясь, необходимо формирует новые онтолого-эпистемологические категории, призванные охарактеризовать и объяснить такое сущее, которое не существовало до появления синтетической биологии. Авторами обнаружены возможные условия для превращения эпистемического объекта в техноэпистемический, среди которых соответствие четырем критериям: они знакомы/узнаваемы, ценностно значимы, перформативны и обладают неограниченной материальностью. Предложено новое, более полное содержание категории «техноэпистемический объект».,
Л.Д. Ламберов
Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина, Екатеринбург, Россия lev.lamberov@urfu.ru
Ключевые слова: Мэдди, философия, логика, эпистемология, знание, наука, вторая философия
Страницы: 192-203
Статья представляет собой обзор сборника Пенелопы Мэдди «A Plea for Natural Philosophy and Other Essays» и содержит краткое изложение основных идей каждой статьи из данного сборника.,
Введение. Критический анализ трансформации процесса образования в контексте диктатуры капиталистической рациональности приводит к выводам, что образование в своем историко-философском смысле представляет собой не просто совокупность институциональных процедур или передачу знаний, а сложный и внутренне противоречивый процесс становления субъекта образования через самопознание, труд, отчуждение и признание того, что в гегелевской традиции обозначается понятием Bildung. В условиях современной неолиберальной экономической системы данная сущность образования систематически вытесняется, подменяясь утилитарными рыночными ценностями. Методология исследования основана на гегелевской диалектике, позволяющей рассматривать противоречия образования не как побочные эффекты, а как симптоматичные выражения глубинной логики отчуждения духа от самого себя. Через призму диалектики господина и раба анализируется современная ситуация, в которой метрика, КРІ (Ключевые показатели эффективности - числовые параметры, позволяющие измерять результативность и эффективность деятельности) и стандартизированные формы контроля становятся новым «господином», безличным, но всемогущим. Суть обсуждения разворачивается вокруг структурной подмены разумного, спекулятивного мышления (Vernunft) рассудочной, операциональной рациональностью (Verstand), подчиненной требованиям эффективности и измеримости. Цифровые платформы, интерактивные интерфейсы и геймифицированные образовательные среды, вместо того чтобы быть средством расширения горизонтов мышления, становятся инструментами дисциплинарного контроля и воспроизводства капиталистических норм. Образование утрачивает свой онтологический горизонт быть пространством становления субъекта, способного к трансцендированию, рефлексии и свободе. Заключение. Подчеркивает, что современная система образования - это не просто зеркало капитализма, а его активный инструмент. Поскольку она не нейтральна, но нормативна, и в этом качестве участвует в производстве нового типа субъектности - фрагментированной, адаптированной, функциональной, но критически беспомощной. Выход из этой ловушки возможен лишь через философскую рефлексию, через возвращение к диалектической логике мышления как пространству, в котором становится возможным не только знание, но и свобода.
Введение. Актуальность исследования состоит в генерации единства филогенеза и онтогенеза, единства функций мышления и структуры мысли как развития потенциальности личности. Это осуществляется посредством бытия как становления другим, проявления силы бытия, энергетически-полевой природы сознания, волновой частоты, а также основаниями функций сознания, которые характеризуются напряженно-силовыми и энергетически-потенциальными состояниями. Методологическим основанием предлагаемого исследования являются интегральный, категориально-диалектический, культурно-исторический подходы. Объект исследования: единая природа человека как идеальная форма раскрытия его потенциальности. Предмет исследования: средства и способы раскрытия сущности единства природы человека. Обсуждение. Исследуемая проблема состоит в неспособности современного человека разорвать кольцо собственной неразвитости, совершить акт сознания, акт внесения себя в мир, занятие места в мире, выполнение своего предназначения и проявление личной ответственности, усилия быть Человеком. Заключение. Проведенное теоретическое исследование позволило раскрыть механизм целостной природы человека посредством духовного, морального и нравственного развития, единства аффекта и интеллекта, единства связей между функцией мышления и структурой мысли, то есть образованием и развитием. За счет развития сознания становится возможным преодолеть парадоксы культурно-биологического развития, познавательного и воспитательного процесса, что может и должно быть реализовано в образовательном процессе. В исследовании раскрываются условия прорыва к возможности героического состояния личности как вертикального среза различных культур, идеальных форм, норм, всеобщих ценностей, сообразно совести и чести, собственной духовности и морально-нравственной основы современного человека. Для этого необходимо быть в континууме пространства-времени, в бытии мысли.
Э.И. Забнева
Институт развития образования Кузбасса, Кемерово, Россия zabnevailvira@mail.ru
Ключевые слова: воспитание, патриотизм, образование, молодежь, отечество, философия, идеал, концепция, исследования, деятельность
Страницы: 37-51
Введение. На протяжении тысячелетия одним из основных вопросов русской философской мысли был вопрос формирования нравственного идеала, способствующего процветанию Отечества. Пройдя через века, накапливаясь и обрамляясь, неизменной его составляющей оставалась любовь к Родине. Постсоветский период, внесший серьезные коррективы в мировоззренческие и нравственные ориентиры, во многом изменил отношение молодого поколения к патриотизму. Искажение исторической памяти, подмена ценностей, смена традиционной парадигмы воспитания на персоналистские модели, снижение роли образования в формировании образа будущего поколения привели к серьезным социальным потерям. Методология. На основе анализа результатов масштабных социологических исследований, проведенных за последние пять лет Всероссийским центром изучения общественного мнения, Российским обществом социологов, Российской академией образования и Академией наук, а также ведущими вузами страны сделан вывод о необходимости формирования современной концепции воспитания с опорой на собственные традиции и многовековые этические нормы. Обсуждение. Предложен авторский подход к воспитанию деятельностного патриотизма как духовно-нравственного организующего начала молодого поколения россиян, требующего обращения к методологии социальной аксиологии и философии образования. Выделены три основных концепта, требующих особого внимания: восприятие труда как неотъемлемой части образа жизни, семьи как жизненной ценности, добровольчества как общественной пользы. Заключение. Сделан вывод о том, что данный подход позволит создать основу здорового жизнеспособного общества, выступит условием эффективного функционирования государственных институтов, сформирует предпосылки для развития сильного государства, способного противостоять внешним вызовам.
А.Д. Зубков1,2 1Новосибирский государственный университет экономики и управления, Новосибирск, Россия zubkov_nstu@mail.ru 2Сибирский государственный университет путей сообщения, Новосибирск, Россия
Ключевые слова: непрерывное образование, социальное неравенство, массовые открытые онлайн-курсы, социальная философия, цифровизация, культурный капитал
Страницы: 52-65
Введение. Представлен комплексный социально-философский анализ массовых открытых онлайн-курсов (МООК) как ключевой элемент современной системы непрерывного образования. Актуальность работы обусловлена стремительной цифровизацией образовательных процессов, глобализацией образовательного рынка и кардинальным изменением социальных структур в постиндустриальном обществе. Цель исследования заключается в выявлении философских оснований и социальных последствий распространения МООК, а также в комплексном анализе их влияния на доступность знаний, трансформацию культурного капитала и новые модели профессионального становления. Методология исследования построена на синтезе диалектического и системного анализа, что позволяет сочетать глубину философской рефлексии с комплексным изучением современных образовательных трендов (принципы андрагогики, социальную теорию образования, культурно-исторический подход и др.). Обсуждение. В центре внимания исследования находятся новые социальные феномены: радикальная трансформация традиционных ролей преподавателя и учащегося, переосмысление понятия культурного капитала, формирование принципиально новой цифровой образовательной идентичности. Особый акцент делается на анализе воспроизводства социального неравенства в новых цифровых формах, коммерциализации образовательного контента и его влияния на качество знаний, а также кардинального изменения эпистемологических моделей в условиях фрагментации и модуляризации обучения. Заключение. Исследование подчеркивает двойственный характер влияния массовых онлайн-курсов на современное образование. С одной стороны, они действительно расширяют доступ к знаниям и создают новые возможности для непрерывного обучения, с другой - порождают ранее неизвестные формы образовательного исключения, связанные с цифровым неравенством, различиями в мотивации и способности к самоорганизации. В перспективе исследования автор выделяет этические аспекты цифрового образования, долгосрочное воздействие онлайн-обучения на процессы социокультурной адаптации, а также трансформацию когнитивных стратегий в условиях цифровой образовательной среды.
Наш сайт использует куки. Продолжая им пользоваться, вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности. Подробнее