Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Название:
Аннотации:
Авторы:
Организации:
Номера страниц:
Ключевые слова:
   

Философия образования

2024

Выпуск № 4

21.
«Матрица идентичности»: философско-образовательный аспект осмысления общероссийского гражданского самосознания (Блок «Личность»)

Д.В. Полежаев
Волгоградская государственная академия последипломного образования, Волгоград, Россия
polezh@mail.ru
Ключевые слова: общероссийская гражданская идентичность, ценностно-смысловые концепты, культурно-исторические константы, социолого-образовательная модель «Матрица идентичности», блок «Личность», педагогический мониторинг, анкетирование
Страницы: 5-26

Аннотация >>
Введение. Работа посвящена актуальной для отечественного социально-гуманитарного знания и практической педагогической деятельности проблеме формирования общероссийской гражданской идентичности в сознании и поведении учащихся образовательных организаций. Представленная социолого-образовательная модель «Матрица идентичности» позволяет должным образом отслеживать уровень сформированности идентичности респондента. Методологической основой логики исследования феномена общероссийского гражданского самосознания является системный подход, в соответствии с которым рассматриваемый предмет определяется как целостный феномен с соответствующими уровнями организации и динамикой. Обсуждение. Представлена социолого-образовательная модель «Матрица идентичности», отбор структурно-содержательных элементов которой основан на нормативно-правовых документах и научной литературе. Философско-образовательный аспект исследования связан с практическим применением представляемой теоретической модели к повседневной практике образовательно-воспитательной работы школы. Исследование предлагается для осмысления научно-педагогическим сообществом общей структуры «Матрицы идентичности» с подразделением ее на модули, сегменты, блоки, концепты, каждый из которых заслуживает отдельного углубленного, в том числе прикладного, исследования. Заключение. Выделенные аналитически ценностно-смысловые концепты и культурно-исторические константы феномена идентичности отобраны из актуальной нормативно-правовой документации и научной литературы; могут быть рассмотрены как «необходимые» и «достаточные» для всесторонней характеристики идентификационной сформированности субъекта социальной жизни. Структурно-содержательное наполнение представленного в статье опросного листа одного из блоков «матрицы» дает представление о трехуровневом оценочном понимании исследовательских результатов, предоставляя возможность направленного их корректирования педагогом в ходе учебно-воспитательной деятельности в пространстве образовательных организаций. Представленные результаты продолжающегося исследования могут быть небезынтересны как в научно-теоретическом плане (например, в качестве философско-методологических основ аспектного осмысления феномена общероссийской гражданской идентичности), так и в практическом отношении, в рамках конкретной учебно-воспитательной деятельности педагогов современных российских образовательных организаций.
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


Выпуск № 4

22.
К вопросу об информатизации в системе образования. Перечитывая Жана-Франсуа Лиотара

М.И. Панфилова, К.А. Ермилов
Санкт-Петербургский государственный экономический университет, Санкт-Петербург, Россия
panfi-marina@yandex.ru
Ключевые слова: образование, информатизация, легитимация через эффективность, Жан-Франсуа Лиотар
Страницы: 27-38

Аннотация >>
Введение. Одним из ключевых текстов, повлиявших на характер современной системы образования, является знаменитая книга «Состояние постмодерна» Жана-Франсуа Лиотара. Основным средством и результатом трансформации в сфере образования выступает информатизация. Согласно Лиотару, этот процесс связан с легитимацией знания через эффективность, ради которой и осуществляется информатизация. При передаче власти технике образование становится ареной, на которой постепенно происходит замена образованности информационным осведомлением и доступом к сети. Методология. Осмысление феномена информатизации в контексте проблемы образования определяется междисциплинарным подходом в сфере таких наук, как социология, философия, культурология, психология. В данном случае раскрытие обозначенной проблемы опирается на критическую интерпретацию книги Жана-Франсуа Лиотара «Состояние постмодерна» через комментирование посредством герменевтического метода. Обсуждение. Процесс информатизации в сфере образования зачастую представляется тотальным, не предполагающим каких-либо исключений. Каковы же условия и значение информатизации? Эффективность обращения количества данных приводит к постепенному вытеснению содержания, которое не поддается переводу на язык информации. Наблюдается явление, называемое Ж.-Ф. Лиотаром «смещение границ институций», что проявляется, в частности, в феномене децентрации и распыления образования, совмещенного с развлекательными процессами. Такое совмещение, например, в одном и том же устройстве, зачастую не позволяет выделить обучающимся время и внимание для полноценного занятия. Заключение. Наряду с возросшим за последние десятилетия спросом на информационные технологии в сфере образования наблюдается некоторое обоснованное разочарование в информационных образовательных продуктах. Выход образования из кризиса часто видится в возвращении к утраченным классическим моделям просвещения, однако речь должна идти скорее о восполнении грядущих информатизированных форм образования гуманитарным содержанием.
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


Выпуск № 4

23.
Противодействие террористическим актам и скулшутингу в образовательных организациях США и РФ: сравнительный анализ содержания учебных и справочных изданий

Н.Е. Лукьянов, А.А. Изгарская
Институт философии и права Сибирского отделения Российской академии наук, Новосибирск, Россия
lukjanoffnick@yandex.ru
Ключевые слова: образовательные учреждения, безопасность, терроризм, скулшутинг, экстремизм, профилактика скулшутинга
Страницы: 39-59

Аннотация >>
Введение. Проблемы безопасности стоят в актуальном разделе повестки современного мира. При этом образовательные учреждения являются объектами повышенной опасности. Методология. На основе сравнительного анализа учебных материалов, изданных в России и США, предпринята попытка обозначить разницу подходов и связанных с этих проблем противодействия террористическим атакам на образовательные учреждения и скулшутингу. Обсуждение. Мероприятия по противодействию этим явлениям включены в структуры обеспечения безопасности каждого общества. Учебные материалы выстраиваются с учетом опыта борьбы государств с терроризмом и скулшутингом. В России основной акцент сделан на действиях в ситуации террористического захвата и выявление элементов экстремизма. В материалах, изданных в США, большее внимание уделяется скулшутингу. В российских материалах алгоритмом поведения стал набор следующих действий: «сохранять спокойствие - не провоцировать - успокоить остальных - дождаться освобождения - не мешать спецоперации». Этот алгоритм оправдывает себя при захвате образовательного учреждения хорошо организованной группой террористов, но может быть чреват большими жертвами в ситуации скулшутинга, поскольку не предполагает активного сопротивления. В учебных изданиях США основной алгоритм действия при скулшутинге следующий: «Беги. Спрячься. Борись». Считается, что предугадать появление активного стрелка на ранней стадии невозможно, поэтому в начале атаки участники образовательного процесса должны быть готовы вступить со стрелком в противоборство. В США применяется система первичной и вторичной профилактики скулшутинга. Первичная профилактика направлена на оздоровление школьного климата. В задачи вторичной профилактики входит выявление обучающихся, которые нуждаются во вмешательстве. Такие задачи решаются с использованием школьных целевых профилактических программ. Заключение. Поскольку скулшутинг становится частым явлением в школах России, то система подготовки участников образовательного процесса к противодействию таким атакам должна быть адаптирована к российским реалиям.
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


Выпуск № 4

24.
Этничность в образовании в свете миросистемного анализа и теории форм капитала

О.А. Персидская
Институт философии и права Сибирского отделения Российской академии наук, Новосибирск, Россия
olga_alekseevna@mail.ru
Ключевые слова: миросистемный анализ, теория капиталов П. Бурдье, система образования, этнокультурная составляющая образования, этничность
Страницы: 60-69

Аннотация >>
Введение. Школа и вуз в современном мире являются одними из значимых общественных институтов, где человек сталкивается с этническим разнообразием и глубже осознает собственную этническую идентичность. Одна из целей системы образования - воспитание личности, понимающей свое место в полиэтническом мире, где ценность разных этнических культур равнозначна. Однако полноценная реализация этой цели не всегда возможна. Методология. Анализ затруднений, не позволяющих выполнить обозначенную цель, выполнен на основании синтеза миросистемного анализа и теории капиталов П. Бурдье. Приведены примеры такого синтеза в социогуманитаристике у М. Деметра и Р. Х. Ортиза. Обсуждение. На основе рассмотрения смены стратегий развития с «борьбы против эксплуатации» в советский период на «борьбу против исключения» в постсоветский продемонстрировано, как девальвировались разные формы капиталов этнических групп в периферийных регионах России. Акцент сделан на сложностях, с которыми столкнулась система образования периферийных этнических регионов России. Среди них - недостаток финансирования, а также преобладающая ориентация подрастающего поколения на культурно-символические образцы потребления центров при девальвации ценностей традиционных этнических образцов. Ситуация образовательного неравенства есть недостаточность каналов трансляции этничности и др. Показано, что сложное положение экономик этнических регионов страны и образовательное неравенство входят в противоречие с высоким престижем этнической идентичности, обозначенном в образовательных стратегиях. Заключение. Сделан вывод, что недооценка любой формы капитала (экономического, социокультурного, символического) при реализации уже возложенных на систему образования гуманистических целей воспроизводства и сохранения этнического разнообразия народов России может обернуться безрезультативностью потраченных усилий.
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


Выпуск № 4

25.
Проблема реализации гуманитарного подхода в педагогических исследованиях: анализ диссертаций 2004-2024 гг

Н.Н. Абакумова
Национальный исследовательский Томский государственный университет, Томск, Россия
niv_tomsk@mail.ru
Ключевые слова: общенаучный гуманитарный подход, естественно-научный подход, диссертационные исследования, педагогическая наука
Страницы: 70-83

Аннотация >>
Введение. Актуализирована проблема использования общенаучного гуманитарного подхода в педагогических исследованиях. Гуманитарный подход рассматривается через призму композиционных уровней: общенаучного и педагогического, объектного и предметного, с целью выявления наиболее востребованных и актуальных подходов, которые используются в диссертационных исследованиях педагогического профиля. Методология. Исследование основывается на базовых трудах И. Канта и В. Дильтея, в которых раскрываются основы общенаучного гуманитарного подхода. Выделение композиционных уровней реализации гуманитарного подхода проходило с опорой на антропологический контекст образования (В. И. Слободчиков, А. В. Леонтович), работы М. Мамардашвили, в которых показано развитие педагогической науки в контексте гуманитарного подхода. Обсуждение. Проведено обзорное исследование 420 диссертаций по педагогическим наукам, защищенным в период с 2004 по 2024 г. Показаны перспективы реализации общенаучного гуманитарного подхода в педагогической науке как ресурса философии образования, направленного на решение философско-мировоззренческих и теоретико-познавательных задач. Выделена специфика гуманитарного знания: 1) постоянное развитие во времени и пространстве; 2) незавершенность развития объекта; 3) изменчивость оценки объекта в зависимости от времени, контекста и эксперта. Установлены ограничения используемых методов исследования. Уточнены характеристики структурализма, которые позволили отнести аксиологический, личностно-ориентированный, акмеологический, ситуационно-средовой и прочие подходы к общенаучному гуманитарному подходу. Заключение. Установлены характеристики, которые отражают специфику общенаучного гуманитарного подхода в педагогических исследованиях: субъективность знания, доминирование в результатах «продолжения личности» ученого; интуитивное постижение истины и неприменимость законов логики; допустимость множества вариантов интерпретаций; недопустимость критерия «правильности». Выявлены наиболее востребованные и актуальные подходы, которые используются в диссертационных исследованиях педагогического профиля.
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


Выпуск № 4

26.
Вопросы разработки и внедрения предметно-языкового интегрированного обучения в вузах Монголии (опыт Монгольского государственного университета образования)

М. Ариунцэнгэл1, Д. Бадамгарав1, О.В. Цигулева2
1Монгольский государственный университет образования, Улан-Батор, Монголия
ariuntsengel@msue.edu.mn
2Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Россия
oltsiguleva@yandex.ru
Ключевые слова: предметно-языковое интегрированное обучение (ПЯИО), мотивация, неязыковый предмет, преподаватель-предметник
Страницы: 84-96

Аннотация >>
Введение. Целью исследования является анализ законодательных актов и документов для внедрения предметно-языкового интегрированного обучения в систему высшего образования Монголии. Ставится вопрос о кадровой возможности преподавания предметов на английском языке в университетах страны. Для общепедагогической аналитики представлены результаты опроса студентов и преподавателей Монгольского государственного университета образования. Методологической основой стали социально-педагогические, эмпирические и аналитические подходы в исследовании документации, изучении теоретического материала и обработке данных, проведении экспериментов по внедрению предметно-языкового интегрированного обучения в неязыковых предметных группах. Математические расчеты использовались для выводов и последующей рефлексии. Обсуждение. Обсуждается потенциал методологии предметно-языкового интегрированного обучения для решения образовательных проблем, подчеркивается его положительное влияние как на овладение языком, так и на «нелингвистическое понимание предметов». Чтобы оценить возможность внедрения предметно-языкового интегрированного обучения, проведен опрос будущих студентов и преподавателей. Данные опроса позволили обнаружить положительное влияние на овладение языком в так называемом «нелингвистическом понимании предмета». В Национальной программе преподавания английского языка также подчеркивается необходимость обновления содержания подготовки учителей английского языка и обеспечения соответствия соответствующих программ международным стандартам. Результаты указывают на высокую заинтересованность учащихся изучать английский язык, использовать в практике англоязычные материалы. Однако проблемы с навыками письма, особенно с грамматикой и научным стилем, указывают на области, требующие улучшения. Заключение. Полученные результаты опроса и эксперимента подчеркивают необходимость внедрения предметно-языкового интегрированного обучения на всех уровнях образования в Монголии в соответствии с национальными целями развития и международными образовательными стандартами. Устранение пробелов во владении языком среди преподавателей будет иметь решающее значение для успешной языковой интеграции в монгольских университетах.
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


Выпуск № 4

27.
Docendo educimus: обучая, воспитываем

М.Б. Мусохранова, Э.Н. Астафьева
Омский государственный медицинский университет Минздрава России, Омск, Россия
margo_coop@mail.ru
Ключевые слова: воспитание, традиция, влияние личности преподавателя, содержание медицинского образования, условия становления врача, симулякр воспитания
Страницы: 97-109

Аннотация >>
Введение. В настоящее время становится очевидной проблема образованности в неоднородном российском обществе, которое сталкивается с вызовами антропогенного, техногенного и экогенного характера. Антропогенному вызову сопутствуют проблемы разрыва преемственности между ступенями образования (среднее - общее - высшее), утраты/подмены традиционных духовно-нравственных ценностей или попытки их игнорировать, извращать. Не менее значимы и личностные качества, к которым относится, например, интеллектуальная лень. Техногенный вызов и его мировоззренческие ориентиры актуализируют проблему отношения «человек - техника», а экогенный вызов - проблему преобладания потребительского менталитета в отношениях человека с окружающим миром (духовным-социальным-природным). Очевидно, что у этих проблем существует один источник: воспитание, рассматриваемое как неотъемлемая часть учебного процесса. Методология. В исследовании применяются философско-педагогический и исторический подходы, обусловившие выбор источников и позволившие выделить основополагающую роль воспитания, существующего в неразрывном единстве с обучением. Обсуждение. Игнорирование воспитания составляет суть вышеуказанных проблем, коренящихся в современном образовании. Проблемы современного образования заявляют о себе на уровне семейного воспитания, представленного несколькими поколениями; социального пространства - в различных группах (учебных, профессиональных, случайных, по интересам и пр.), объединенных (иногда временно) единой целью, обычно связанной с получением профессии. В этих группах встречаются носители различного мировоззрения, представляющие в своей совокупности общество, которое при неоднородном уровне образованности и утрате базовых ценностей испытывает трудности с ответом на вызовы современности, ставящие под угрозу само его существование. Заключение. Ориентация России на сохранение и укрепление традиционных базовых ценностей обусловливает значимость воспитания в качестве «ключевого инструмента»78 в области образования и просвещения.
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


Выпуск № 4

28.
Образовательно-методологические подходы к исследованию становления личности профессионала

Е.А. Пушкарева1, И.Д. Кирякова2, Ю.В. Пушкарев1
1Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Россия
pushkarev73@mail.ru
2Новосибирский государственный медицинский университет, Новосибирск, Россия
dotkiryakova@mail.ru
Ключевые слова: образовательно-методологические подходы, развитие современного общества, формирование системы образования, становление профессионала, социальная философия
Страницы: 110-123

Аннотация >>
Введение. В центре внимания настоящего исследования - проблема профессионального становления человека в стремительно обновляющихся условиях современного развития общества. Цель - определение образовательно-методологических подходов и выявление особенностей современного философского содержания проблемы формирования профессионала в процессе образовательной деятельности, направленной на его становление. Методология. Основным методом исследования является теоретический обзор социально-философских и педагогических научных публикаций, содержащих подходы профессионального становления человека в условиях развития современного общества. Использованные образовательно-методологические подходы рассмотрены в контексте философско-теоретических понятий «личностный подход», «деятельностный подход» и «праксиологический подход». Обсуждение. Представление о процессах формирования профессионала в контексте личностного, деятельностного и праксиологически-ориентированного становления обусловлено прежде всего особенностями развития информационного общества и современными представлениями исследователей о профессионализме. Принципы стратегии развития образования включают, кроме того, представления об особенностях развития профессиональных качеств личности, приобретение личностью новых качеств, изменение направленности личности и др. Их общие характеристики обосновываются в рамках праксиологии трудовых навыков и приемов, выявления их элементов и составления на этой основе различных рекомендаций практического характера. В заключении обобщаются основные методологические основания и особенности современного социально-философского содержания проблем становления профессионала в его образовательном процессе.
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


Выпуск № 4

29.
Использование когнитивного и коммуникативного подходов в работе с аутентичными иноязычными текстами

Ю.В. Корнилов1, Е.Н. Игнатенко2, В.В. Ерохин3, Л.Н. Кретова2
1Сибирский государственный университет путей сообщения, Новосибирск, Россия
pirr2000@yandex.ru
2Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Россия
kaleidomathmaticalgirl@gmail.com
3Новосибирский государственный университет экономики и управления, Новосибирск, Россия
voldemare@rambler.ru
Ключевые слова: когнитивный подход, коммуникативный подход, аутентичная литература, межпредметные связи, высшее образование
Страницы: 138-150

Аннотация >>
Введение. Актуальность вопроса методической работы с аутентичными (взятыми из иностранной литературы и не предназначенными специально для проведения занятий) иноязычными текстами и их межпредметных связей на занятиях по иностранному языку обусловлена спецификой потребностей общества и самих обучающихся успешно ориентироваться в разнообразных потоках информации. Однако при всем многообразии иноязычных информационных источников лексический запас и возможность восприятия информации в работе с аутентичными текстами у обучающихся довольно ограничены, а использование межпредметных связей в учебных целях становится многосложным процессом. Методология. В исследовании представлена рефлексия отечественных и зарубежных публикаций по проблемам применения когнитивного и коммуникативного подходов. Используется дифференциация иерархических уровней запоминания с практическими применением заданий по иностранному языку. Обсуждение. Осознание важности применения иностранных аутентичных текстов на занятиях по иностранному языку является одним из стимулов для обновления и усовершенствования когнитивной модели и повышения общеобразовательного общекультурного потенциала обучающихся. Условия реализации межкафедрального сотрудничества профессиональной направленности нацелены на объединение всех знаний в одном предмете, что мотивирует обучающихся на получение новых знаний, вносит элемент новизны и создает познавательный интерес. Для достижения этой цели наилучшим образом подойдет координация когнитивного и коммуникативного подходов при работе с иноязычной информацией, в данном случае аутентичными текстами, отвечающими информационно-профессиональным потребностям студентов. Заключение. Возрастание значимости и необходимости использования когнитивного и коммуникативного подходов в работе с аутентичными иноязычными текстами в большей степени обусловлено практико-ориентированными подходами на уровне межпредметных связей.
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


Растительный мир Азиатской России

2024

Выпуск № 4

30.
V МЕЖДУНАРОДНАЯ МОЛОДЕЖНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ “ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ БОТАНИКИ” (Новосибирск, 18-20 сентября 2024 г.)

А.А. Гусева
Центральный сибирский ботанический сад СО РАН, Новосибирск, Россия
guseva.sc@list.ru
Ключевые слова: конференция, молодые ученые, флора, растительность, интродукция, биоморфология, биотехнология, фитохимия
Страницы: 341-343

Аннотация >>
В статье представлен краткий обзор результатов работы V Международной молодежной конференции “Перспективы развития и проблемы современной ботаники”, проведенной на базе Центрального сибирского ботанического сада Сибирского отделения Российской академии наук (г. Новосибирск) и приуроченной к 300-летию Российской академии наук. В работе конференции приняло участие 98 молодых ученых из научных организаций России, Казахстана, Беларуси, Таджикистана и Узбекистана. Всего представлено 6 пленарных, 35 устных и 6 стендовых докладов.
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину



Статьи 21 - 30 из 44395
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец Все