Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Название:
Аннотации:
Авторы:
Организации:
Номера страниц:
Ключевые слова:
   

Геология и геофизика

Принятые к публикации статьи

Выпуск № Неопубликованное

11.
СОСТАВ И ТЕКТОНИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОФИОЛИТОВ ТАТАРСКО-ИШИМБИНСКОЙ СУТУРНОЙ ЗОНЫ ЕНИСЕЙСКОГО КРЯЖА

Е.А. Богданов1,2, Н.Ю. Матушкин1,2, А.Е. Верниковская1,2, А.В. Травин3
1Новосибирский государственный университет, Новосибирск, Россия
2Институт нефтегазовой геологии и геофизики им. А.А. Трофимука СО РАН, Новосибирск, Россия
3Институт геологии и минералогии им. В.С. Соболева СО РАН, Новосибирск, Россия

Дополнительные материалы

Ключевые слова: 40Ar/39Ar геохронологические данные, аккреция, поздний мезопротерозой, неопротерозой, косая коллизия, Татарско-Ишимбинская сутурная зона, Енисейский кряж

Аннотация >>
В статье приводятся результаты геолого-структурных, минералого-петрографических, геохимических и геохронологических (40Ar/39Ar) исследований офиолитов северного и юго-восточного фрагментов Татарско-Ишимбинской сутурной зоны Енисейского кряжа, объединенных в Рыбинско-Панимбинский пояс. Они состоят из массивных и подушечных метабазальтов, массивных и расслоенных метагаббро и метадолеритов, представляя верхние фрагменты океанской коры. Их образование происходило из деплетированных мантийных источников, отвечающих компонентам N-MORB и E-MORB геохимических типов, в обстановке срединно-океанского хребта или окраинного моря. Создана модель тектонической истории размещения офиолитов на окраине Сибирского кратона в неопротерозойское время. На границе мезо- и неопротерозоя (1051–916 млн лет, Stenian–Tonian) происходило формирование надвиговой структуры и аккреция коры океанского типа (офиолитов) к пассивной окраине Центрально-Ангарского террейна (микроконтинента). Позднее, в связи со сближением и косой коллизией этого микроконтинента с Сибирским кратоном (786–749 млн лет назад), в породах Татарско-Ишимбинской сутурной зоны, включая офиолиты, проявились сдвиго-надвиговые деформации. В криогении (708–700 млн лет назад), в связи с новым этапом тектонической активности в период трансформации конвергентных обстановок – завершения коллизии и начала активной континентальной окраины, в породах этой зоны происходили сдвиговые и взбросовые деформации.


Философия образования

2025

Выпуск № 4

12.
Фабрика «несчастного сознания»: диалектика образования в ловушке капиталистической рациональности

А.С. Краснов, Д.Л. Федотов
Казанский (Приволжский) федеральный университет, Казань, Россия
anton-krasnov1987@yandex.ru
Ключевые слова: образование, сознание, диалектика образования, капитализм, симулякр, разум, рассудок, Другой, цифровизация
Страницы: 5-17

Аннотация >>
Введение. Критический анализ трансформации процесса образования в контексте диктатуры капиталистической рациональности приводит к выводам, что образование в своем историко-философском смысле представляет собой не просто совокупность институциональных процедур или передачу знаний, а сложный и внутренне противоречивый процесс становления субъекта образования через самопознание, труд, отчуждение и признание того, что в гегелевской традиции обозначается понятием Bildung. В условиях современной неолиберальной экономической системы данная сущность образования систематически вытесняется, подменяясь утилитарными рыночными ценностями. Методология исследования основана на гегелевской диалектике, позволяющей рассматривать противоречия образования не как побочные эффекты, а как симптоматичные выражения глубинной логики отчуждения духа от самого себя. Через призму диалектики господина и раба анализируется современная ситуация, в которой метрика, КРІ (Ключевые показатели эффективности - числовые параметры, позволяющие измерять результативность и эффективность деятельности) и стандартизированные формы контроля становятся новым «господином», безличным, но всемогущим. Суть обсуждения разворачивается вокруг структурной подмены разумного, спекулятивного мышления (Vernunft) рассудочной, операциональной рациональностью (Verstand), подчиненной требованиям эффективности и измеримости. Цифровые платформы, интерактивные интерфейсы и геймифицированные образовательные среды, вместо того чтобы быть средством расширения горизонтов мышления, становятся инструментами дисциплинарного контроля и воспроизводства капиталистических норм. Образование утрачивает свой онтологический горизонт быть пространством становления субъекта, способного к трансцендированию, рефлексии и свободе. Заключение. Подчеркивает, что современная система образования - это не просто зеркало капитализма, а его активный инструмент. Поскольку она не нейтральна, но нормативна, и в этом качестве участвует в производстве нового типа субъектности - фрагментированной, адаптированной, функциональной, но критически беспомощной. Выход из этой ловушки возможен лишь через философскую рефлексию, через возвращение к диалектической логике мышления как пространству, в котором становится возможным не только знание, но и свобода.
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


Выпуск № 4

13.
Континуум бытия-сознания как совершенство развития единой природы человека

Л.И. Крупина1, Е.И. Баронская2
1Консалтинговый центр «25 кадр», Кемерово, Россия
yatsuta@yandex.ru
2Институт экзистенциальной психологии и жизнетворчества, Москва, Россия
Ключевые слова: континуум «бытие-сознание», пространство-время, ответственность, сознание, духовность, нравственность, развитие, природа человека, бытие
Страницы: 18-36

Аннотация >>
Введение. Актуальность исследования состоит в генерации единства филогенеза и онтогенеза, единства функций мышления и структуры мысли как развития потенциальности личности. Это осуществляется посредством бытия как становления другим, проявления силы бытия, энергетически-полевой природы сознания, волновой частоты, а также основаниями функций сознания, которые характеризуются напряженно-силовыми и энергетически-потенциальными состояниями. Методологическим основанием предлагаемого исследования являются интегральный, категориально-диалектический, культурно-исторический подходы. Объект исследования: единая природа человека как идеальная форма раскрытия его потенциальности. Предмет исследования: средства и способы раскрытия сущности единства природы человека. Обсуждение. Исследуемая проблема состоит в неспособности современного человека разорвать кольцо собственной неразвитости, совершить акт сознания, акт внесения себя в мир, занятие места в мире, выполнение своего предназначения и проявление личной ответственности, усилия быть Человеком. Заключение. Проведенное теоретическое исследование позволило раскрыть механизм целостной природы человека посредством духовного, морального и нравственного развития, единства аффекта и интеллекта, единства связей между функцией мышления и структурой мысли, то есть образованием и развитием. За счет развития сознания становится возможным преодолеть парадоксы культурно-биологического развития, познавательного и воспитательного процесса, что может и должно быть реализовано в образовательном процессе. В исследовании раскрываются условия прорыва к возможности героического состояния личности как вертикального среза различных культур, идеальных форм, норм, всеобщих ценностей, сообразно совести и чести, собственной духовности и морально-нравственной основы современного человека. Для этого необходимо быть в континууме пространства-времени, в бытии мысли.
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


Выпуск № 4

14.
Деятельностный патриотизм в современной отечественной системе воспитания

Э.И. Забнева
Институт развития образования Кузбасса, Кемерово, Россия
zabnevailvira@mail.ru
Ключевые слова: воспитание, патриотизм, образование, молодежь, отечество, философия, идеал, концепция, исследования, деятельность
Страницы: 37-51

Аннотация >>
Введение. На протяжении тысячелетия одним из основных вопросов русской философской мысли был вопрос формирования нравственного идеала, способствующего процветанию Отечества. Пройдя через века, накапливаясь и обрамляясь, неизменной его составляющей оставалась любовь к Родине. Постсоветский период, внесший серьезные коррективы в мировоззренческие и нравственные ориентиры, во многом изменил отношение молодого поколения к патриотизму. Искажение исторической памяти, подмена ценностей, смена традиционной парадигмы воспитания на персоналистские модели, снижение роли образования в формировании образа будущего поколения привели к серьезным социальным потерям. Методология. На основе анализа результатов масштабных социологических исследований, проведенных за последние пять лет Всероссийским центром изучения общественного мнения, Российским обществом социологов, Российской академией образования и Академией наук, а также ведущими вузами страны сделан вывод о необходимости формирования современной концепции воспитания с опорой на собственные традиции и многовековые этические нормы. Обсуждение. Предложен авторский подход к воспитанию деятельностного патриотизма как духовно-нравственного организующего начала молодого поколения россиян, требующего обращения к методологии социальной аксиологии и философии образования. Выделены три основных концепта, требующих особого внимания: восприятие труда как неотъемлемой части образа жизни, семьи как жизненной ценности, добровольчества как общественной пользы. Заключение. Сделан вывод о том, что данный подход позволит создать основу здорового жизнеспособного общества, выступит условием эффективного функционирования государственных институтов, сформирует предпосылки для развития сильного государства, способного противостоять внешним вызовам.
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


Выпуск № 4

15.
Образование в течение всей жизни и МООК: социально-философские основания и последствия

А.Д. Зубков1,2
1Новосибирский государственный университет экономики и управления, Новосибирск, Россия
zubkov_nstu@mail.ru
2Сибирский государственный университет путей сообщения, Новосибирск, Россия
Ключевые слова: непрерывное образование, социальное неравенство, массовые открытые онлайн-курсы, социальная философия, цифровизация, культурный капитал
Страницы: 52-65

Аннотация >>
Введение. Представлен комплексный социально-философский анализ массовых открытых онлайн-курсов (МООК) как ключевой элемент современной системы непрерывного образования. Актуальность работы обусловлена стремительной цифровизацией образовательных процессов, глобализацией образовательного рынка и кардинальным изменением социальных структур в постиндустриальном обществе. Цель исследования заключается в выявлении философских оснований и социальных последствий распространения МООК, а также в комплексном анализе их влияния на доступность знаний, трансформацию культурного капитала и новые модели профессионального становления. Методология исследования построена на синтезе диалектического и системного анализа, что позволяет сочетать глубину философской рефлексии с комплексным изучением современных образовательных трендов (принципы андрагогики, социальную теорию образования, культурно-исторический подход и др.). Обсуждение. В центре внимания исследования находятся новые социальные феномены: радикальная трансформация традиционных ролей преподавателя и учащегося, переосмысление понятия культурного капитала, формирование принципиально новой цифровой образовательной идентичности. Особый акцент делается на анализе воспроизводства социального неравенства в новых цифровых формах, коммерциализации образовательного контента и его влияния на качество знаний, а также кардинального изменения эпистемологических моделей в условиях фрагментации и модуляризации обучения. Заключение. Исследование подчеркивает двойственный характер влияния массовых онлайн-курсов на современное образование. С одной стороны, они действительно расширяют доступ к знаниям и создают новые возможности для непрерывного обучения, с другой - порождают ранее неизвестные формы образовательного исключения, связанные с цифровым неравенством, различиями в мотивации и способности к самоорганизации. В перспективе исследования автор выделяет этические аспекты цифрового образования, долгосрочное воздействие онлайн-обучения на процессы социокультурной адаптации, а также трансформацию когнитивных стратегий в условиях цифровой образовательной среды.
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


Выпуск № 4

16.
«Когнитивные петли» критического мышления в эпоху генеративных нейросетей

А.В. Голубинская, С.С. Грозов
Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского, Нижний Новгород, Россия
golub@unn.ru
Ключевые слова: критическое мышление, генеративные нейросети, GenAI, когнитивные петли, гипотеза расширенного познания, цифровая педагогика
Страницы: 66-79

Аннотация >>
Введение. Современные исследования фиксируют противоречивое влияние генеративных нейросетей (GenAI) на критическое мышление. С одной стороны, использование GenAI способствует развитию аналитических навыков, снижению когнитивной нагрузки и формированию устойчивого внимания. С другой стороны, оно может вести к зависимости, когнитивной разгрузке и «метакогнитивной лени». Такое расхождение ставит вопрос об альтернативных концептуальных рамках, позволяющих объяснить, почему одни формы взаимодействия с GenAI усиливают критическое мышление, а другие ослабляют его. Причем, учитывая стремительную смену поколений GenAI, такие объяснения не могут сводиться к характеристикам отдельных моделей, поскольку они устаревают быстрее, чем завершается их всесторонний анализ. Методология. В статье применяется концепция когнитивных петель Э. Кларка, согласно которой мышление понимается как распределенный процесс, выходящий за пределы индивидуального сознания и включающий внешние агенты. На основе анализа данных о влиянии GenAI на критическое мышление предложена модель когнитивной петли «Сознание - GenAI - Сознание», включающая четыре фазы: генерация, экстернализация, результат GenAI и интернализация. Обсуждение. Типология когнитивных петель показывает, что качество критического мышления зависит не от самого факта использования GenAI, а от того, как именно организовано взаимодействие. Предложены два ключевых параметра: приоритет промта/результата и уровень скептического давления. Сочетания этих параметров формируют четыре типа когнитивных петель критического мышления, которые демонстрируют, в каких случаях GenAI поддерживает критическое мышление, а в каких подменяет его. Заключение. Взаимодействие с GenAI не добавляет и не убавляет критическое мышление само по себе, но трансформирует пространство, в котором такое мышление возможно. Предложенная типология когнитивных петель критического мышления фиксирует параметры этой трансформации и задает основу для разработки практик, которые способны смещать равновесие в сторону усиления, а не подмены критического мышления.
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


Выпуск № 4

17.
Социально-философский анализ ценностных основ становления личности профессионала в современных условиях

И.Д. Кирякова1, Ю.В. Пушкарёв2, Е.А. Пушкарёва2
1Новосибирский государственный медицинский университет, Новосибирск, Россия
dotkiryakova@mail.ru
2Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Россия
pushkarev73@mail.ru
Ключевые слова: социально-философский анализ, современная философия образования, новая стратегия развития системы образования, современные условия развития общества, процесс становления профессионала
Страницы: 80-94

Аннотация >>
Введение. В современной философии образования особое внимание уделяется проблеме обоснования новой стратегии развития системы образования в условиях ее цифровизации. Целью теоретического исследования стало выявление основных аксиологических оснований и социальных факторов, оказывающих влияние на процесс становления личности профессионала. Методология. В контексте социально-философского исследования проанализированы современные исследования, актуализирующие проблематику профессионального развития современной личности. Основными методами выступили обобщение и систематизация. Обсуждение. Становление личности профессионала в его социализации осуществляется под влиянием множества различных социальных факторов (экономических, социальных, политических, духовных). Экономические факторы в процессе становления личности профессионала отражены в поиске решения проблем глобализации образования и экономического роста в целом, вопросов организации университетов будущего, персонализации обучения и оценки качества формируемых трудовых ресурсов. Социальные факторы рассматриваются в контексте основных проблем оценки и изучения вопросов социально-профессиональной успешности личности, выявления персонификации субъекта образовательной деятельности. Политические факторы в процессе становления личности профессионала рассматриваются в контексте решения таких основных проблем, как оценка устойчивого развития организации в условиях нестабильности, зависимости организационных изменений от реакции на изменения внешней среды, нацеленности корпоративной культуры на достижение стратегических задач. Духовные факторы в процессе становления личности профессионала рассматриваются в современных исследованиях в контексте ценностно-смысловых ориентиров профессиональной образовательной деятельности; выявление особенностей самоидентификации личности в контексте складывающихся новых социокультурных характеристик общества. Заключение. Обобщаются выявленные аспекты, определяющие специфику основных аксиологических оснований и социокультурных факторов, оказывающих влияние на процесс становления личности профессионала в современных условиях развития общества.
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


Выпуск № 4

18.
Феномен «информационный пузырь» в свете цифровизации современной реальности: онтологический аспект

Е.А. Бутина1,2
1Новосибирский государственный аграрный университет, Новосибирск, Россия
eugeniabutina@gmail.com
2Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Россия
Ключевые слова: онтология, цифровизация, социальные сети, информационный пузырь, пузыри фильтров, эпистемические эхо-пузыри, эхо-камеры, алгоритмы рекомендаций, модели интернет-коммуникаций
Страницы: 95-107

Аннотация >>
Введение. Современное общество существенно меняется под воздействием интернет-технологий, социальных сетей в ходе интенсивной цифровизации. Работа социальных сетей строится по принципу алгоритмизации рекомендаций, в результате которой пользователь получает контент в соответствии со своими предпочтениями, интересами, политическими взглядами и системой ценностей: происходит персонализация контента. Далее образуются так называемые информационные пузыри, понимаемые как ограниченное/безмерное цифровое пространство, формируемое интересами и предпочтениями пользователя. Методология исследования основывается на онтологическом анализе существующих работ по проблеме преобразования информационного пространства, заключающегося в появлении относительно новых его «компонентов»: информационных пузырей, «пузырей фильтров», «эпистемических эхо-пузырей», «эхо-камер», существенно меняющих восприятие реальности человеком и обществом в целом в сторону искажения. Обсуждение. С целью рассмотреть феномен «информационный пузырь» с необходимостью его структурирования в онтологических параметрах исследованы возможности социальной онтологии в аспекте алгоритмизации информационного контента. Феноменология образования информационных пузырей во многом обусловлена мировосприятием, мироотражением и миропониманием, в целом влияющих на формирование мировоззрения человека и общества. Онтологический взгляд на обозначенную проблему определяется исходя из воздействия этих относительно новых явлений на целостность мира и его отражение в научном знании; признания информационной насыщенности и медийного пространства, обусловленного глобально-унифицированными информационными ресурсами. Отметим: исследований, посвященных изучению обозначенной проблемы, недостаточно. Заключение. Становление мировоззрения современного человека происходит под воздействием социальных сетей, где он выбирает интересующие его статьи, мнения, образы, а затем алгоритмы рекомендаций предоставляют информацию, подтверждающую его взгляды, создавая тем самым информационный пузырь. Рассмотрены понятия «информационный пузырь», «пузыри фильтров», «эпистемические эхо-пузыри», «эхо-камеры», их влияние на формирование мировоззрения человека и общества, систему ценностей. Представлены модель тройного фильтра выбора контента, модели интернет-коммуникации.
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


Выпуск № 4

19.
Философские основания преподавания философии в современном образовательном пространстве

А.В. Ворохобов
Приволжский филиал Российского государственного университета правосудия им. М. В. Лебедева, Нижний Новгород, Россия
vorokhobov@yandex.ru
Ключевые слова: философия образования, преподавание философии, метафилософия, дидактика философии, образовательные парадигмы, реализм, интеграция знания, воспитание, образовательные цели, метадидактика
Страницы: 108-123

Аннотация >>
Введение. Существующие концепции преподавания философии сталкиваются с необходимостью метадидактического обоснования в контексте трансформации образовательных парадигм. Актуальность исследования обусловлена необходимостью преодоления ограниченности подходов, апеллирующих преимущественно к историко-философской традиции передачи философской проблематики без должной артикуляции вызовов современности. Методология. В исследовании используются историко-критический и междисциплинарный подходы, включающие сравнительный философско-эпистемологический анализ концепций философии образования, метафилософии, философии дидактики и философии науки в контексте их взаимосвязи с проблемами преподавания философии. Такой подход позволяет систематизировать различные образовательные парадигмы и определить степень их влияния на современное преподавание философии и философское образование. Обсуждение. В исследовании обосновывается тезис о том, что выработка релевантного подхода к преподаванию философии требует его помещения в более широкий контекст, связанный с философией образования. В различных концепциях преподавания философии внимание обычно сосредоточено на программной основе и степени детализации, определяющих ценность содержания и возможность адаптации к аудитории. Подчеркивается важность ориентации метадидактических предложений в широком концептуальном контексте, обращения к базовому уровню рефлексии и изменениям в познавательных и аксиологических обусловленностях. Рассматриваются вызовы современного образования: устранение сапиенциального измерения, субъективизм, фрагментация знания и воспитательная беспомощность. Особое внимание уделяется интеграционному потенциалу философского знания, способному преодолевать междисциплинарную разобщенность и способствовать формированию целостного мировоззрения. В качестве методологического императива выдвигается тезис о необходимости возвращения к реалистическому, объективистскому, универсалистскому подходу к преподаванию и изучению философии, способному возродить сапиенциальную направленность образования. Заключение. Метадидактическая рефлексия способствует согласованию с философией образования, подчеркивая стабилизирующую и культурообразующую роль философии. Метафилософский анализ позволяет конкретизировать предпосылки и ценность теорий преподавания, обеспечивая их надежное концептуальное обоснование. Классическая философия рассматривается как условие образовательного опыта, направленного на целостное развитие личности и возвращение образованию гуманистической сущности.
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


Выпуск № 4

20.
Электрификация Республики Тыва: философия образования для технических наук

М.Ф. Носков1,2,3, С.А. Татьяненко2,3, Е.С. Чижикова2,3
1Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Россия
eggl@rambler.ru
2Тобольский индустриальный институт (филиал), Тобольск, Россия
tatjanenkosa@tyuiu.ru
3Тюменский индустриальный университет, Тюмень, Россия
сhizhikovaes@tyuiu.ru
Ключевые слова: философия образования, социально-экономические проблемы, электроэнергетика, гелиоэлектростанция, альтернативные источники энергии, Республика Тыва
Страницы: 124-137

Аннотация >>
Введение. В исследовании обсуждаются технологии инновационной индустриализации, опирающиеся на электроэнергетику в гибридном формате, способную повысить производительность предприятий различных областей экономики, а также решить комплекс социальных и образовательных проблем. Республика Тыва выбрана как пример дефицитного энергопроизводства. Обсуждение предназначено для магистрантов-электроэнергетиков, изучающих дисциплину «Философия технических наук», которую преподают преподаватели с классическим философским образованием, и многие аспекты науки и техники в их интерпретациях представлены в упрощенном виде. Методология. Философия образования призвана раскрыть онтологические основания любой технической сферы, поэтому исходной методологией в области исследования электрификации Республики Тыва стали философско-исторический генезис социально-экономических событий. На базе философии образования с опорой на ее методологический аппарат стало возможным провести работу по интегрированию всех направлений исследования. Обсуждение. Учитывая потребности многоотраслевой экономики тувинского региона в профессиональных кадрах, альтернативные методы электрификации исследуются на основе общенаучных методологических подходов (эволюция экономических взглядов на становление энергетического комплекса, образовательные потребности нового этапа преобразований в электроэнергетике, оценка эффекта использования гелиоэлектростанций как тактического звена в прогнозировании успешного социально-экономического развития). Показано, что развитие гибридной энергетики в Республике Тыва приведет к снижению стоимости электроэнергии, развитию горнодобывающей промышленности, а социально-экономическое обоснование необходимости использования альтернативных источников энергии повлияет на сокращение вероятности обесточивания региона. Заключение. Переориентация политики энергообеспечения населения на безопасную энергетику включает возможность перехода от традиционных источников к технологиям гелиоэнергетики и от них к гибридным формам. Обсуждение данных мероприятий с точки зрения философии образования повлияет, а в перспективе и повысит качественный уровень и стандарты жизни населения Республики Тыва.
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину



Статьи 11 - 20 из 45762
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец Все