Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Название:
Аннотации:
Авторы:
Организации:
Номера страниц:
Ключевые слова:
   

Философия образования

2025

Выпуск № 2

11.
Фундаментальное образование: индивидуальное и социальное измерения

Н.Г. Глазунов
Федеральное бюро медико-социальной экспертизы Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Москва, Россия
nickglazunov@mail.ru
Ключевые слова: система образования, специализация, креативная экономика, реиндустриализация, технологический уклад, догоняющая модернизация, индивидуальное и социальное измерения
Страницы: 68-79

Аннотация >>
Введение. Система образования существует в двух основных измерениях: индивидуальном и социальном. Первое измерение нацелено на реализацию субъективных способностей, второе рассматривает человека преимущественно как трудовую единицу. Статья посвящена анализу диалектической взаимосвязи функционирования системы образования во взаимосвязи с отечественной экономикой и вопросами повышения эффективности данного взаимодействия. Методология. Используется сравнительно-исторический анализ, учитывающий функционирование советской системы образования в соотношении с мировыми доминантами развития образования и экономики. Обсуждение. Развитие российской экономики требует ее диверсификации. Современная экономическая система не может быть конкурентоспособна, если в ней доминирует не производство готовой продукции, а сырьевая составляющая. Это вопрос не только экономической эффективности, но и национального суверенитета. Попытка перенять какие-либо технологические образцы у других стран и выстроить модель национальной экономики по соответствующим алгоритмам с неизбежностью приводит на путь догоняющей модернизации, которая, несмотря на многочисленные попытки рубежа ХХ-ХХI вв., фактически никогда не достигала поставленных целей. Более перспективным представляется путь развития креативной экономики, базирующейся на преобладании инновационных, творческих идей, которые получили свое коммерческое оформление. Именно сферу креативной экономики представляют в настоящее время все ведущие компании мирового уровня. Развитию креативной экономики могла бы способствовать система образования, базирующаяся не на принципах узкой специализации, а, наоборот, на широких, фундаментальных знаниях, которые позволяли бы субъекту как оперативно реагировать на рыночную конъюнктуру, так и удовлетворять индивидуальные потребности. Заключение. Перспективы российской диверсифицированной экономики четко увязаны с состоянием и стратегическим вектором развития отечественного образования. Развитие креативной экономики является возможностью избежать «догоняющей модернизации» и сформировать социально-экономическую сферу, отвечающую требованиям современности.
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


Выпуск № 2

12.
Человеческое достоинство в образовательной стратегии российского патриотического гуманизма

И.В. Ангарская, М.Е. Позднякова
Институт социологии федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук, Москва, Россия
iraangarskaya@mail.ru
Ключевые слова: человеческое достоинство, образование, образовательная стратегия, ценности, патриотизм, глобализация, патриотический гуманизм
Страницы: 80-92

Аннотация >>
Введение. Ставится вопрос «Нужно ли формировать в системе российского образования практику патриотизма в целях воспитания человеческого достоинства?» Если нужно, то на каких принципах: социоцентризма, эгоцентризма или релятивизма? Сделан анализ значения патриотического гуманизма в формировании человеческого достоинства как процесса, основанного на гармоничном синтезе российских традиций, современных достижений, опыта научных школ, направляющих свои педагогические усилия с учетом достижений культурно-исторического (гуманитарный) и системно-деятельностного (технократический) подходов. Методология. Представлен комплексный обзор философских воззрений на предмет формирования человеческого достоинства как образовательной стратегии российского патриотического гуманизма. Междисциплинарный характер исследуемой проблемы обусловил применение аксиологии образования. Обсуждение. Россия является уникальной цивилизацией, выступающей основой для свободной жизнедеятельности и развития ее граждан, их семей, народов, составляющих фундамент достоинства самой России. Именно это и составляет качественное отличие современного образовательного подхода к формированию человеческого достоинства, который связывается с понятием патриотического гуманизма и отличается от предшествующих этапов синтезом духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания личности. В современных условиях в российском образовании в качестве нравственного основания формирования человеческого достоинства сформирована идея российского патриотического гуманизма, который сочетает в себе классические гуманистические ценности. Заключение. Человеческое достоинство в образовательной стратегии российского патриотического гуманизма можно рассматривать в аспекте традиционных ценностных основ: нравственность, чувство самореализации, самостоятельность в принятии жизненных решений, ощущение собственной значимости, осознание своего вклада в развитие государства и общества в целом. В современном отечественном образовании происходит интеграция практик гражданского и патриотического воспитания человеческого достоинства, объединение социального и правового компонентов с компонентами, представляющими духовно-нравственную составляющую, которая в свою очередь является стержнем патриотического воспитания.
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


Выпуск № 2

13.
Двуязычное образование этнических меньшинств в Монголии

Н. Хишигдулам1, А.А. Изгарская2
1Монгольский национальный университет образования, Улан-Батор, Монголия
khishigdulam@msue.edu.mn
2Институт философии и права СО РАН, Новосибирск, Россия
aizgarskaya@gmail.com
Ключевые слова: миросистемный подход, геополитическая теория, интеграционные процессы, образование в Монголии, двуязычное образование, этнические меньшинства, Баян-Ульгий
Страницы: 93-114

Аннотация >>
Введение. Современная система языкового образования Монголии нацелена на обучение подрастающих поколений монгольскому - государственному, родному и английскому языкам. На сегодняшний день необходимо задать вопрос о состоянии двуязычного образования этнических меньшинств, указать на причины существующих проблем. Методология. Проблемы двуязычного образования следует рассматривать через их взаимосвязь с динамикой монгольского общества в процессах его интеграции в советскую систему в XX в. и в международную систему разделения труда на постсоветском этапе. Теоретическим основанием послужили миросистемный подход и теория геополитической динамики Р. Коллинза. Обсуждение. Двуязычное образование этнических меньшинств зависит от характера более обширной системы, включающей монгольское общество. Социалистическая система функционировала относительно автономно от мировой системы разделения труда, ее устойчивость зависела от многообразия функций, которую могли выполнять включенные в нее общества. Способствующее устойчивости многообразие достигалось двумя путями. Во-первых, за счет территориального расширения. В этом процессе русский язык и образование служили формированию долговременных связей с включаемыми в систему обществами. Происходил не только экономический и культурный подъем монгольского общества, но и его «русификация». Во-вторых, многообразие элементов формировалось конструированием границ этнических групп, их языки выступали здесь основным средством. В результате в Монголии были созданы благоприятные условия для развития языков малых народов. После распада системы социализма языковое образование Монголии переориентировано на международную систему разделения труда с доминирующим в ней английским языком. Проекты в области языкового образования этнических меньшинств нацелены на привлечение капитала ядра, для которого необходимы долговременные связи и готовность монгольского общества поддержать его в конкуренции с Китаем. На этой основе подробно описаны проблемы двуязычного образования казахского и тувинского этнических меньшинств в аймаке Баян-Ульгий. Заключение. Монгольское государство смогло частично восстановить ранее созданную систему языкового образования этнических меньшинств. Однако миросистема вступает в период дезинтеграции, что приведет к оттоку капитала ядра. Для Монголии существует опасность оказаться в сетях неравного обмена с Китаем без всякого международного противовеса его могуществу, а значит, проблемы двуязычного образования этнических меньшинств будут ставиться и решаться иначе.
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


Выпуск № 2

14.
Стратегии развития обучения в области формирования цифровой культуры

С.И. Черных
Новосибирский государственный аграрный университет, Новосибирск, Россия
serg2560380@yndex.ru
Ключевые слова: высшее образование, институциональный подход, продуктовый подход, моделирование образовательных взаимодействий, обучение, цифровая культура
Страницы: 115-127

Аннотация >>
Введение. В условиях стремительной цифровизации всех уровней общественной и индивидуальной жизнедеятельности исследования, связанные с конвергенцией традиционного обучения в цифровое пространство, особенно актуализируются. Статья посвящена комплексному рассмотрению соотнесенности стратегий обучения в высшей школе в рамках цифровой культуры как процессуального социотехнического феномена. Методология основывается на сочетании институционального и продуктового подходов как наиболее репрезентативных при анализе динамических процессов цифровизации. Обсуждение. Ведется множество дискуссий о достоинствах и рисках процесса взаимной конвергенции классического обучения и цифровой культуры. Рассматриваются новые образовательные практики, среди которых актуализируются персонализация, геймификация, микрообучение, использование больших данных и нейросетей в моделировании траекторий обучения и использовании образовательного контента и др. Выявляются (как возможности и как следствия) достоинства этих практик: индивидуализация обучения, повышение мотивации и вовлеченности субъектов в образовательные взаимодействия, эффект непрерывности в развитии образовательного потенциала личности и др. Вместе с достоинствами анализируются и риски. Традиционно к ним относят фрагментацию знаний, делегирование ответственности, снижение порога критического мышления, проблемы кибербезопасности, антропологизация гаджетов, «девальвация» живого опыта и многое другое. Это говорит об устойчивом тренде рассмотрения субъекта образования не только как «продукта» образовательных систем, но как «совокупной системы функций», которые он сможет выполнять, основываясь на развитом в системе образования личностном потенциале. Заключение. Формирование модели соотнесенности классического и цифрового форматов обучения находится в стадии становления. Сегодня происходит своеобразное «перераспределение активов», в процессе которого «цифровые собственники» (нейросети, образовательные платформы, чат-боты, ИИ-агенты и др.) «захватывают» пространство образовательных субъектов, начиная с государства и заканчивая семьей и индивидами. Эффекта от подобных стратегий не определяется.
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


Выпуск № 2

15.
Российское образование на пути к искусственному интеллекту

Б.О. Майер
Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Россия
maierbo@gmail.com
Ключевые слова: образование, искусственный интеллект, сложность, иерархическое управление, мифы цифровизации, тест Тьюринга, бихевиоризм
Страницы: 128-141

Аннотация >>
Введение. Внедрение искусственного интеллекта (ИИ) в образование есть некоторая подмена, в том числе и подмена понятий, поскольку интеллекта вообще, тем более искусственного, не существует. Кроме того, такая подмена может замаскировать неявные процессы, происходящие в образовательном процессе. Рассмотрим две задачи: 1) какие старые мифы об ИИ и цифровизации в образовании возродились вновь на современной технологической базе; 2) понимают ли управленцы от образования, что такое ИИ, его возможности и ограничения, а также необходимо ли им такое понимание? Методология исследования основывалась на системном анализе отечественной и зарубежной научной литературы по теме исследования, а также на историческом анализе первоисточников возникновения машинной метафоры - «может ли машина мыслить»? Обсуждение. Сложность наиболее развитых современных цифровых нейронных сетей отстает от сложности отдельного человеческого мозга, по крайней мере, в миллион раз. Тем не менее, подменяя понятия, считают, что такая сеть обладает определенным «интеллектом». Это связано с фактически безальтернативным убеждением в области ИИ, что интеллект можно опознать по тесту Тьюринга, который есть не более чем возрождение бихевиоризма на современной компьютерной базе в его наиболее фундаменталистском проявлении: «стимул - реакция» позволяет формализовать интеллектуальные процессы. Заключение. Внедрение ИИ в сферу образования связано с тем, что в современной реальности образовательный процесс есть часть экономического процесса. Комплексное же внедрение цифровизации и ее производной ИИ консервирует сложившиеся экономические и управленческие отношения со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


Выпуск № 2

16.
Констатирующий этап опытно-экспериментальной работы по проверке модели адаптации студентов первого курса языкового факультета педагогического университета

А.В. Говорушенко
Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Россия
govorushenkoaljona@gmail.com
Ключевые слова: констатирующий этап, адаптация, адаптированность, опытно-экспериментальная работа, иностранный язык, образование, обучение
Страницы: 142-158

Аннотация >>
Введение. Адаптация студентов к учебному процессу в университете является важнейшим этапом в студенческой жизни, ведь от ее успешности зависит дальнейшее обучение молодого человека, его успехи, будущее. Поэтому многие исследователи уделяют внимание адаптации студентов первого курса к изучению иностранного языка. Для проверки результативности и последующего внедрения разработанной модели необходимо определить начальные показатели уровня адаптированности студентов первого курса и провести входную диагностику. Представлены результаты констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы по проверке ее результативности. Методология. При построении модели используется компетентностный, системный и личностно-деятельностный подходы, а также принципы непрерывности и постоянства процесса адаптации, прогрессивности, перспективности, согласованности. Также для проведения опытно-экспериментальной работы был разработан критериально-оценочный аппарат и уровни сформированности адаптированности студентов первого курса к образовательному процессу университета. Обсуждение. Представлены результаты констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы по проверке результативности модели адаптации студентов первого курса языкового факультета педагогического университета на основе первичной диагностики их адаптированности и вводного анкетирования. Опытно-экспериментальная работа была организована на базе факультета иностранных языков (ФИЯ) ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет» (НГПУ). Экспериментальная база исследования: студенты первого курса Новосибирского государственного педагогического университета в количестве 120 человек (направление подготовки: «Педагогическое образование» с одним и двумя профилями). Заключение. Проведенный анализ и обобщение результатов констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы дают основание утверждать, что первокурсники имеют низкий уровень адаптированности к обучению в университете. Реализация разработанной модели адаптации студентов первого курса к обучению в университете способна обеспечить достижение высокого уровня адаптированности к образовательному процессу вуза.
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


Выпуск № 2

17.
Эмпирический анализ функционала искусственного интеллекта в преподавании английского языка

Б.В. Пеньков1, Л.И. Агафонова2, О.Ю. Смоленчук3, Е.В. Виноградова4
1Московский университет "Синергия", Москва, Россия
penkovlinguistics@gmail.com
2Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург, Россия
liagafonova@herzen.spb.ru
3Национальный исследовательский Томский государственный университет, Томск, Россия
smolenchuk@gmail.com
4Пятигорский государственный университет, Пятигорск, Россия
vinog_le@list.ru
Ключевые слова: дистанционное обучение, искусственный интеллект, инструменты ИИ, обучение английскому языку, онлайн-обучение, смешанное обучение, цифровое обучение
Страницы: 159-174

Аннотация >>
Введение. Исследуется потенциал искусственного интеллекта (ИИ) в преподавании и изучении английского языка. Акцентируются возможности интеграции технологий искусственного интеллекта (ТИИ) в педагогическую практику и выявляются аспекты их применения в образовательном процессе. Цель исследования состоит в эмпирическом описании восприятия преподавателями и обучающимися внедрения ИИ-инструментов в процесс обучения иностранным языкам и определении возможностей позитивной динамики в данной области. Методология. Использовались качественные и количественные методы исследования, включая описательный анализ и эмпирический подход; в качестве инструмента сбора данных применялся онлайн-опрос для изучения мнений студентов и преподавателей высших учебных заведений относительно применения конкретных ТИИ в обучении английскому языку. Результаты опроса визуализированы в виде диаграммы с целью проведения сравнительного анализа данных и интерпретации процентных показателей. Методологическая база исследования сочетает теоретические основы педагогики, методики преподавания и дидактики, обеспечивая комплексный подход к анализу интеграции ИИ в образовательный процесс. Обсуждение. Анализ данных опроса выявил разнообразие мнений респондентов относительно использования и роли ИИ в преподавании английского языка. Диаграмма позволила выделить следующие тенденции: большинство участников исследования приветствуют использование ТИИ в языковом образовании, однако отмечают недостаточную осведомленность о масштабах и возможностях их применения. Студенты и преподаватели демонстрируют элементы цифровой грамотности. Эмпирический анализ показал, что респонденты ожидают от использования ИИ-технологий повышения эффективности учебного процесса, развития иноязычных коммуникативных навыков и умений. Интеграция ИИ в преподавание английского языка воспринимается как многообещающее направление, способное трансформировать образовательную практику. Заключение. Результаты опроса демонстрируют высокую готовность участников образовательного процесса к использованию ИИ-технологий для совершенствования профессиональных компетенций в английском языке.
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


Выпуск № 2

18.
Персонализация и деперсонализация во врачебной практике: к вопросу о подготовке будущих медиков

Т.Г. Лобова, Т.В. Мироненко
Омский государственный медицинский университет, Омск, Россия
lotogen@mail.ru
Ключевые слова: персонализация, деперсонализация, профессионально-личностные качества врача, высшее образование, диалог, мышление, личность, медицина
Страницы: 175-192

Аннотация >>
Введение. Активное внедрение «технократической модели» в медицину меняет характер взаимоотношений «врач - пациент». О них сегодня судят как о деперсонализированных. Деперсонализация отношений «врач - пациент» свидетельствует о сущностном «кризисе медицины». Причина последнего видится в вытеснении из практического здравоохранения наработанного веками подхода к пациенту, принципа взаимного доверия. Актуальным становится вопрос о роли высшего медицинского образования в преодолении процессов деперсонализации медицины. Преодоление возможно благодаря рефлексии ценностных основ врачебной деятельности и профессионально значимых личностных качеств специалиста в процессе обучения. Методология. Используется аксиологический подход в анализе противоречий между особенностями современной медицинской практики и декларируемыми традиционными ценностными ориентирами. Привлечение научной литературы по обозначенной проблеме коррелирует с собственным опытом преподавания гуманитарных дисциплин в медицинском вузе. Обсуждение. Рассматриваются основания диалектической природы и уникальности медицинской практики, которые с необходимостью определяют «профессионально-ценностные ориентации и качества личности» будущего специалиста. Утверждается, что в формировании будущего врача ведущая роль принадлежит дисциплинам гуманитарного цикла. Заключение. В современных условиях дегуманизации медицины одной из задач дисциплин гуманитарного цикла в медицинском вузе становится критическое осмысление ценностных оснований профессии врача. Эта задача может быть связана с применением ряда педагогических приемов, позволяющих студентам-медикам осуществить реконструкцию смысловых измерений медицины, без которых сложно удерживать целостное восприятие медицинского опыта и миссии врача.
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


Растительный мир Азиатской России

2025

Выпуск № 2

19.
СЕМЕЙСТВО LAMIACEAE В СИБИРСКОМ СЕКТОРЕ ЦИРКУМБОРЕАЛЬНОЙ ФЛОРИСТИЧЕСКОЙ ОБЛАСТИ: РАСПРОСТРАНЕНИЕ, ЭКОЛОГИЯ, БИОМОРФОЛОГИЯ

В.А. Черемушкина1, Е.Б. Таловская1, А.А. Гусева1, А.Ю. Асташенков1, Г.Р. Денисова1, Е.К. Комаревцева1
1Центральный сибирский ботанический сад СО РАН, Новосибирск, Россия
cher.51@mail.ru

Ключевые слова: Lamiaceae, эколого-ценотическая характеристика, биоморфологические признаки, Сибирь
Страницы: 108-123

Аннотация >>
В статье представлены результаты изучения семейства Lamiaceae в сибирском секторе Циркумбореальной области. Выявлен 151 вид из 29 родов, что составляет 25.5 % от общего числа видов Lamiaceae Циркумбореальной флористической области. Установлена наибольшая концентрация видов в Алтае-Саянской, Западносибирской и Забайкальской провинциях (от 71 до 96 видов), в сообществах степного пояса (50.3 %) на каменисто-щебнистом субстрате. Проанализированы следующие биоморфологические признаки побегов и особи: цикл роста побега (моно-, ди- и полициклические), структура побега (полурозеточный, розеточный, удлиненный), способ нарастания (моноподиальный или симподиальный), расположение соцветия (терминальное или боковое), частота цветения (поликарпик, монокарпик), длительность онтогенеза (однолетник, двулетник, многолетник), направление роста побегов или скелетных осей (ортотропное, плагиотропное, анизотропное), способ ветвления (акротонное, мезотонное, базитонное). Определен спектр жизненных форм, включающий 1 полукустарник, 3 кустарничка, 3 полукустарничка и 11 трав (всего 18 жизненных форм). Показано распределение жизненных форм по флористическим провинциям. Установлено, что наиболее разнообразны жизненные формы у представителей семейства в Алтае-Саянской, наименее - в Арктической провинциях. Описано разнообразие биоморфологических признаков видов и выявлен набор морфологических признаков, характерный для растений большинства видов. Показано, что в семействе преобладают многолетники, поликарпики с моноциклическими, безрозеточными, анизотропными побегами, верхушечным расположением соцветия, базитонным ветвлением, симподиальным нарастанием и смешанной корневой системой. Среди жизненных форм доминируют стержнекорневые и диннокорневищные травы. Выявлено, что многообразие жизненных форм и биоморфологических признаков побеговой системы обуславливают распространение видов в разных эколого-ценотических условиях сибирского сектора Циркумбореальной области.
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


Выпуск № 2

20.
НАУЧНОЕ НАСЛЕДИЕ Л.И. МАЛЫШЕВА В ЦИФРОВОМ ГЕРБАРИИ ЦСБС СО РАН

Н.К. Ковтонюк1, А.А. Петрук1, Е.А. Пинженина1, И.В. Хан1
1Центральный сибирский ботанический сад СО РАН, Новосибирск, Россия
kovtonyuk2004@mail.ru

Ключевые слова: гербарные коллекции, типовые образцы, Л.И. Малышев, флора Сибири, цифровой гербарий ЦСБС СО РАН, NS, NSK
Страницы: 185-194

Аннотация >>
Леонид Иванович Малышев (1931-2014) - один из крупнейших исследователей флоры Сибири, выдающийся специалист в области сравнительной флористики и флорогенетики, автор, вдохновитель и главный редактор проекта “Флора Сибири”. Вся трудовая деятельность Л.И. Малышева связана с изучением сибирской флоры. Материалы, собранные Малышевым во время многочисленных походов в труднодоступные районы Сибири и в составе комплексных международных экспедиций в Монголии и США, планомерно пополняли гербарные коллекции. Еще в 1977 г., анализируя информационные поисковые системы в гербариях зарубежных стран, в своей работе Малышев обосновал необходимость электронной обработки данных в гербарном деле и флористике. В 2017 г. через 40 лет после выхода этой статьи в ЦСБС СО РАН начал создаваться Цифровой гербарий, к настоящему времени в нем размещено свыше 113 тыс. оцифрованных изображений гербарных листов с полным текстом этикеток, из них более 4500 образцов собраны лично Малышевым или вместе с другими коллекторами. Наибольшее количество сборов представлено с территории России, а также Монголии, США, Республики Казахстан и Республики Таджикистан. В Цифровом гербарии ЦСБС СО РАН хранится 179 типовых гербарных образцов, выделенных Малышевым при описании 43 новых таксонов сосудистых растений.
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину



Статьи 11 - 20 из 45138
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец Все