Е.А. Богданов1,2, Н.Ю. Матушкин1,2, А.Е. Верниковская1,2, А.В. Травин3 1Новосибирский государственный университет, Новосибирск, Россия 2Институт нефтегазовой геологии и геофизики им. А.А. Трофимука СО РАН, Новосибирск, Россия 3Институт геологии и минералогии им. В.С. Соболева СО РАН, Новосибирск, Россия
В статье приводятся результаты геолого-структурных, минералого-петрографических, геохимических и геохронологических (40Ar/39Ar) исследований офиолитов северного и юго-восточного фрагментов Татарско-Ишимбинской сутурной зоны Енисейского кряжа, объединенных в Рыбинско-Панимбинский пояс. Они состоят из массивных и подушечных метабазальтов, массивных и расслоенных метагаббро и метадолеритов, представляя верхние фрагменты океанской коры. Их образование происходило из деплетированных мантийных источников, отвечающих компонентам N-MORB и E-MORB геохимических типов, в обстановке срединно-океанского хребта или окраинного моря. Создана модель тектонической истории размещения офиолитов на окраине Сибирского кратона в неопротерозойское время. На границе мезо- и неопротерозоя (1051–916 млн лет, Stenian–Tonian) происходило формирование надвиговой структуры и аккреция коры океанского типа (офиолитов) к пассивной окраине Центрально-Ангарского террейна (микроконтинента). Позднее, в связи со сближением и косой коллизией этого микроконтинента с Сибирским кратоном (786–749 млн лет назад), в породах Татарско-Ишимбинской сутурной зоны, включая офиолиты, проявились сдвиго-надвиговые деформации. В криогении (708–700 млн лет назад), в связи с новым этапом тектонической активности в период трансформации конвергентных обстановок – завершения коллизии и начала активной континентальной окраины, в породах этой зоны происходили сдвиговые и взбросовые деформации.
Введение. Критический анализ трансформации процесса образования в контексте диктатуры капиталистической рациональности приводит к выводам, что образование в своем историко-философском смысле представляет собой не просто совокупность институциональных процедур или передачу знаний, а сложный и внутренне противоречивый процесс становления субъекта образования через самопознание, труд, отчуждение и признание того, что в гегелевской традиции обозначается понятием Bildung. В условиях современной неолиберальной экономической системы данная сущность образования систематически вытесняется, подменяясь утилитарными рыночными ценностями. Методология исследования основана на гегелевской диалектике, позволяющей рассматривать противоречия образования не как побочные эффекты, а как симптоматичные выражения глубинной логики отчуждения духа от самого себя. Через призму диалектики господина и раба анализируется современная ситуация, в которой метрика, КРІ (Ключевые показатели эффективности - числовые параметры, позволяющие измерять результативность и эффективность деятельности) и стандартизированные формы контроля становятся новым «господином», безличным, но всемогущим. Суть обсуждения разворачивается вокруг структурной подмены разумного, спекулятивного мышления (Vernunft) рассудочной, операциональной рациональностью (Verstand), подчиненной требованиям эффективности и измеримости. Цифровые платформы, интерактивные интерфейсы и геймифицированные образовательные среды, вместо того чтобы быть средством расширения горизонтов мышления, становятся инструментами дисциплинарного контроля и воспроизводства капиталистических норм. Образование утрачивает свой онтологический горизонт быть пространством становления субъекта, способного к трансцендированию, рефлексии и свободе. Заключение. Подчеркивает, что современная система образования - это не просто зеркало капитализма, а его активный инструмент. Поскольку она не нейтральна, но нормативна, и в этом качестве участвует в производстве нового типа субъектности - фрагментированной, адаптированной, функциональной, но критически беспомощной. Выход из этой ловушки возможен лишь через философскую рефлексию, через возвращение к диалектической логике мышления как пространству, в котором становится возможным не только знание, но и свобода.
Введение. Актуальность исследования состоит в генерации единства филогенеза и онтогенеза, единства функций мышления и структуры мысли как развития потенциальности личности. Это осуществляется посредством бытия как становления другим, проявления силы бытия, энергетически-полевой природы сознания, волновой частоты, а также основаниями функций сознания, которые характеризуются напряженно-силовыми и энергетически-потенциальными состояниями. Методологическим основанием предлагаемого исследования являются интегральный, категориально-диалектический, культурно-исторический подходы. Объект исследования: единая природа человека как идеальная форма раскрытия его потенциальности. Предмет исследования: средства и способы раскрытия сущности единства природы человека. Обсуждение. Исследуемая проблема состоит в неспособности современного человека разорвать кольцо собственной неразвитости, совершить акт сознания, акт внесения себя в мир, занятие места в мире, выполнение своего предназначения и проявление личной ответственности, усилия быть Человеком. Заключение. Проведенное теоретическое исследование позволило раскрыть механизм целостной природы человека посредством духовного, морального и нравственного развития, единства аффекта и интеллекта, единства связей между функцией мышления и структурой мысли, то есть образованием и развитием. За счет развития сознания становится возможным преодолеть парадоксы культурно-биологического развития, познавательного и воспитательного процесса, что может и должно быть реализовано в образовательном процессе. В исследовании раскрываются условия прорыва к возможности героического состояния личности как вертикального среза различных культур, идеальных форм, норм, всеобщих ценностей, сообразно совести и чести, собственной духовности и морально-нравственной основы современного человека. Для этого необходимо быть в континууме пространства-времени, в бытии мысли.
Э.И. Забнева
Институт развития образования Кузбасса, Кемерово, Россия zabnevailvira@mail.ru
Ключевые слова: воспитание, патриотизм, образование, молодежь, отечество, философия, идеал, концепция, исследования, деятельность
Страницы: 37-51
Введение. На протяжении тысячелетия одним из основных вопросов русской философской мысли был вопрос формирования нравственного идеала, способствующего процветанию Отечества. Пройдя через века, накапливаясь и обрамляясь, неизменной его составляющей оставалась любовь к Родине. Постсоветский период, внесший серьезные коррективы в мировоззренческие и нравственные ориентиры, во многом изменил отношение молодого поколения к патриотизму. Искажение исторической памяти, подмена ценностей, смена традиционной парадигмы воспитания на персоналистские модели, снижение роли образования в формировании образа будущего поколения привели к серьезным социальным потерям. Методология. На основе анализа результатов масштабных социологических исследований, проведенных за последние пять лет Всероссийским центром изучения общественного мнения, Российским обществом социологов, Российской академией образования и Академией наук, а также ведущими вузами страны сделан вывод о необходимости формирования современной концепции воспитания с опорой на собственные традиции и многовековые этические нормы. Обсуждение. Предложен авторский подход к воспитанию деятельностного патриотизма как духовно-нравственного организующего начала молодого поколения россиян, требующего обращения к методологии социальной аксиологии и философии образования. Выделены три основных концепта, требующих особого внимания: восприятие труда как неотъемлемой части образа жизни, семьи как жизненной ценности, добровольчества как общественной пользы. Заключение. Сделан вывод о том, что данный подход позволит создать основу здорового жизнеспособного общества, выступит условием эффективного функционирования государственных институтов, сформирует предпосылки для развития сильного государства, способного противостоять внешним вызовам.
А.Д. Зубков1,2 1Новосибирский государственный университет экономики и управления, Новосибирск, Россия zubkov_nstu@mail.ru 2Сибирский государственный университет путей сообщения, Новосибирск, Россия
Ключевые слова: непрерывное образование, социальное неравенство, массовые открытые онлайн-курсы, социальная философия, цифровизация, культурный капитал
Страницы: 52-65
Введение. Представлен комплексный социально-философский анализ массовых открытых онлайн-курсов (МООК) как ключевой элемент современной системы непрерывного образования. Актуальность работы обусловлена стремительной цифровизацией образовательных процессов, глобализацией образовательного рынка и кардинальным изменением социальных структур в постиндустриальном обществе. Цель исследования заключается в выявлении философских оснований и социальных последствий распространения МООК, а также в комплексном анализе их влияния на доступность знаний, трансформацию культурного капитала и новые модели профессионального становления. Методология исследования построена на синтезе диалектического и системного анализа, что позволяет сочетать глубину философской рефлексии с комплексным изучением современных образовательных трендов (принципы андрагогики, социальную теорию образования, культурно-исторический подход и др.). Обсуждение. В центре внимания исследования находятся новые социальные феномены: радикальная трансформация традиционных ролей преподавателя и учащегося, переосмысление понятия культурного капитала, формирование принципиально новой цифровой образовательной идентичности. Особый акцент делается на анализе воспроизводства социального неравенства в новых цифровых формах, коммерциализации образовательного контента и его влияния на качество знаний, а также кардинального изменения эпистемологических моделей в условиях фрагментации и модуляризации обучения. Заключение. Исследование подчеркивает двойственный характер влияния массовых онлайн-курсов на современное образование. С одной стороны, они действительно расширяют доступ к знаниям и создают новые возможности для непрерывного обучения, с другой - порождают ранее неизвестные формы образовательного исключения, связанные с цифровым неравенством, различиями в мотивации и способности к самоорганизации. В перспективе исследования автор выделяет этические аспекты цифрового образования, долгосрочное воздействие онлайн-обучения на процессы социокультурной адаптации, а также трансформацию когнитивных стратегий в условиях цифровой образовательной среды.
А.В. Голубинская, С.С. Грозов
Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского, Нижний Новгород, Россия golub@unn.ru
Ключевые слова: критическое мышление, генеративные нейросети, GenAI, когнитивные петли, гипотеза расширенного познания, цифровая педагогика
Страницы: 66-79
Введение. Современные исследования фиксируют противоречивое влияние генеративных нейросетей (GenAI) на критическое мышление. С одной стороны, использование GenAI способствует развитию аналитических навыков, снижению когнитивной нагрузки и формированию устойчивого внимания. С другой стороны, оно может вести к зависимости, когнитивной разгрузке и «метакогнитивной лени». Такое расхождение ставит вопрос об альтернативных концептуальных рамках, позволяющих объяснить, почему одни формы взаимодействия с GenAI усиливают критическое мышление, а другие ослабляют его. Причем, учитывая стремительную смену поколений GenAI, такие объяснения не могут сводиться к характеристикам отдельных моделей, поскольку они устаревают быстрее, чем завершается их всесторонний анализ. Методология. В статье применяется концепция когнитивных петель Э. Кларка, согласно которой мышление понимается как распределенный процесс, выходящий за пределы индивидуального сознания и включающий внешние агенты. На основе анализа данных о влиянии GenAI на критическое мышление предложена модель когнитивной петли «Сознание - GenAI - Сознание», включающая четыре фазы: генерация, экстернализация, результат GenAI и интернализация. Обсуждение. Типология когнитивных петель показывает, что качество критического мышления зависит не от самого факта использования GenAI, а от того, как именно организовано взаимодействие. Предложены два ключевых параметра: приоритет промта/результата и уровень скептического давления. Сочетания этих параметров формируют четыре типа когнитивных петель критического мышления, которые демонстрируют, в каких случаях GenAI поддерживает критическое мышление, а в каких подменяет его. Заключение. Взаимодействие с GenAI не добавляет и не убавляет критическое мышление само по себе, но трансформирует пространство, в котором такое мышление возможно. Предложенная типология когнитивных петель критического мышления фиксирует параметры этой трансформации и задает основу для разработки практик, которые способны смещать равновесие в сторону усиления, а не подмены критического мышления.
И.Д. Кирякова1, Ю.В. Пушкарёв2, Е.А. Пушкарёва2 1Новосибирский государственный медицинский университет, Новосибирск, Россия dotkiryakova@mail.ru 2Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Россия pushkarev73@mail.ru
Ключевые слова: социально-философский анализ, современная философия образования, новая стратегия развития системы образования, современные условия развития общества, процесс становления профессионала
Страницы: 80-94
Введение. В современной философии образования особое внимание уделяется проблеме обоснования новой стратегии развития системы образования в условиях ее цифровизации. Целью теоретического исследования стало выявление основных аксиологических оснований и социальных факторов, оказывающих влияние на процесс становления личности профессионала. Методология. В контексте социально-философского исследования проанализированы современные исследования, актуализирующие проблематику профессионального развития современной личности. Основными методами выступили обобщение и систематизация. Обсуждение. Становление личности профессионала в его социализации осуществляется под влиянием множества различных социальных факторов (экономических, социальных, политических, духовных). Экономические факторы в процессе становления личности профессионала отражены в поиске решения проблем глобализации образования и экономического роста в целом, вопросов организации университетов будущего, персонализации обучения и оценки качества формируемых трудовых ресурсов. Социальные факторы рассматриваются в контексте основных проблем оценки и изучения вопросов социально-профессиональной успешности личности, выявления персонификации субъекта образовательной деятельности. Политические факторы в процессе становления личности профессионала рассматриваются в контексте решения таких основных проблем, как оценка устойчивого развития организации в условиях нестабильности, зависимости организационных изменений от реакции на изменения внешней среды, нацеленности корпоративной культуры на достижение стратегических задач. Духовные факторы в процессе становления личности профессионала рассматриваются в современных исследованиях в контексте ценностно-смысловых ориентиров профессиональной образовательной деятельности; выявление особенностей самоидентификации личности в контексте складывающихся новых социокультурных характеристик общества. Заключение. Обобщаются выявленные аспекты, определяющие специфику основных аксиологических оснований и социокультурных факторов, оказывающих влияние на процесс становления личности профессионала в современных условиях развития общества.
Е.А. Бутина1,2 1Новосибирский государственный аграрный университет, Новосибирск, Россия eugeniabutina@gmail.com 2Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Россия
Ключевые слова: онтология, цифровизация, социальные сети, информационный пузырь, пузыри фильтров, эпистемические эхо-пузыри, эхо-камеры, алгоритмы рекомендаций, модели интернет-коммуникаций
Страницы: 95-107
Введение. Современное общество существенно меняется под воздействием интернет-технологий, социальных сетей в ходе интенсивной цифровизации. Работа социальных сетей строится по принципу алгоритмизации рекомендаций, в результате которой пользователь получает контент в соответствии со своими предпочтениями, интересами, политическими взглядами и системой ценностей: происходит персонализация контента. Далее образуются так называемые информационные пузыри, понимаемые как ограниченное/безмерное цифровое пространство, формируемое интересами и предпочтениями пользователя. Методология исследования основывается на онтологическом анализе существующих работ по проблеме преобразования информационного пространства, заключающегося в появлении относительно новых его «компонентов»: информационных пузырей, «пузырей фильтров», «эпистемических эхо-пузырей», «эхо-камер», существенно меняющих восприятие реальности человеком и обществом в целом в сторону искажения. Обсуждение. С целью рассмотреть феномен «информационный пузырь» с необходимостью его структурирования в онтологических параметрах исследованы возможности социальной онтологии в аспекте алгоритмизации информационного контента. Феноменология образования информационных пузырей во многом обусловлена мировосприятием, мироотражением и миропониманием, в целом влияющих на формирование мировоззрения человека и общества. Онтологический взгляд на обозначенную проблему определяется исходя из воздействия этих относительно новых явлений на целостность мира и его отражение в научном знании; признания информационной насыщенности и медийного пространства, обусловленного глобально-унифицированными информационными ресурсами. Отметим: исследований, посвященных изучению обозначенной проблемы, недостаточно. Заключение. Становление мировоззрения современного человека происходит под воздействием социальных сетей, где он выбирает интересующие его статьи, мнения, образы, а затем алгоритмы рекомендаций предоставляют информацию, подтверждающую его взгляды, создавая тем самым информационный пузырь. Рассмотрены понятия «информационный пузырь», «пузыри фильтров», «эпистемические эхо-пузыри», «эхо-камеры», их влияние на формирование мировоззрения человека и общества, систему ценностей. Представлены модель тройного фильтра выбора контента, модели интернет-коммуникации.
А.В. Ворохобов
Приволжский филиал Российского государственного университета правосудия им. М. В. Лебедева, Нижний Новгород, Россия vorokhobov@yandex.ru
Ключевые слова: философия образования, преподавание философии, метафилософия, дидактика философии, образовательные парадигмы, реализм, интеграция знания, воспитание, образовательные цели, метадидактика
Страницы: 108-123
Введение. Существующие концепции преподавания философии сталкиваются с необходимостью метадидактического обоснования в контексте трансформации образовательных парадигм. Актуальность исследования обусловлена необходимостью преодоления ограниченности подходов, апеллирующих преимущественно к историко-философской традиции передачи философской проблематики без должной артикуляции вызовов современности. Методология. В исследовании используются историко-критический и междисциплинарный подходы, включающие сравнительный философско-эпистемологический анализ концепций философии образования, метафилософии, философии дидактики и философии науки в контексте их взаимосвязи с проблемами преподавания философии. Такой подход позволяет систематизировать различные образовательные парадигмы и определить степень их влияния на современное преподавание философии и философское образование. Обсуждение. В исследовании обосновывается тезис о том, что выработка релевантного подхода к преподаванию философии требует его помещения в более широкий контекст, связанный с философией образования. В различных концепциях преподавания философии внимание обычно сосредоточено на программной основе и степени детализации, определяющих ценность содержания и возможность адаптации к аудитории. Подчеркивается важность ориентации метадидактических предложений в широком концептуальном контексте, обращения к базовому уровню рефлексии и изменениям в познавательных и аксиологических обусловленностях. Рассматриваются вызовы современного образования: устранение сапиенциального измерения, субъективизм, фрагментация знания и воспитательная беспомощность. Особое внимание уделяется интеграционному потенциалу философского знания, способному преодолевать междисциплинарную разобщенность и способствовать формированию целостного мировоззрения. В качестве методологического императива выдвигается тезис о необходимости возвращения к реалистическому, объективистскому, универсалистскому подходу к преподаванию и изучению философии, способному возродить сапиенциальную направленность образования. Заключение. Метадидактическая рефлексия способствует согласованию с философией образования, подчеркивая стабилизирующую и культурообразующую роль философии. Метафилософский анализ позволяет конкретизировать предпосылки и ценность теорий преподавания, обеспечивая их надежное концептуальное обоснование. Классическая философия рассматривается как условие образовательного опыта, направленного на целостное развитие личности и возвращение образованию гуманистической сущности.
М.Ф. Носков1,2,3, С.А. Татьяненко2,3, Е.С. Чижикова2,3 1Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Россия eggl@rambler.ru 2Тобольский индустриальный институт (филиал), Тобольск, Россия tatjanenkosa@tyuiu.ru 3Тюменский индустриальный университет, Тюмень, Россия сhizhikovaes@tyuiu.ru
Ключевые слова: философия образования, социально-экономические проблемы, электроэнергетика, гелиоэлектростанция, альтернативные источники энергии, Республика Тыва
Страницы: 124-137
Введение. В исследовании обсуждаются технологии инновационной индустриализации, опирающиеся на электроэнергетику в гибридном формате, способную повысить производительность предприятий различных областей экономики, а также решить комплекс социальных и образовательных проблем. Республика Тыва выбрана как пример дефицитного энергопроизводства. Обсуждение предназначено для магистрантов-электроэнергетиков, изучающих дисциплину «Философия технических наук», которую преподают преподаватели с классическим философским образованием, и многие аспекты науки и техники в их интерпретациях представлены в упрощенном виде. Методология. Философия образования призвана раскрыть онтологические основания любой технической сферы, поэтому исходной методологией в области исследования электрификации Республики Тыва стали философско-исторический генезис социально-экономических событий. На базе философии образования с опорой на ее методологический аппарат стало возможным провести работу по интегрированию всех направлений исследования. Обсуждение. Учитывая потребности многоотраслевой экономики тувинского региона в профессиональных кадрах, альтернативные методы электрификации исследуются на основе общенаучных методологических подходов (эволюция экономических взглядов на становление энергетического комплекса, образовательные потребности нового этапа преобразований в электроэнергетике, оценка эффекта использования гелиоэлектростанций как тактического звена в прогнозировании успешного социально-экономического развития). Показано, что развитие гибридной энергетики в Республике Тыва приведет к снижению стоимости электроэнергии, развитию горнодобывающей промышленности, а социально-экономическое обоснование необходимости использования альтернативных источников энергии повлияет на сокращение вероятности обесточивания региона. Заключение. Переориентация политики энергообеспечения населения на безопасную энергетику включает возможность перехода от традиционных источников к технологиям гелиоэнергетики и от них к гибридным формам. Обсуждение данных мероприятий с точки зрения философии образования повлияет, а в перспективе и повысит качественный уровень и стандарты жизни населения Республики Тыва.
Наш сайт использует куки. Продолжая им пользоваться, вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности. Подробнее