А. Д. Семёнова
Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова yals51@mail.ru
Ключевые слова: воспитание, развитие, обучение, образование, саморазвитие, самовоспитание, этнопедагогизация, социализация
Страницы: 47-53
Целью данной статьи является обоснование единства и взаимосвязи образовательных учреждений, семьи и общества, формирующих целостность образовательного этнокультурного пространства в регионе. Автором раскрываются основные направления совершенствования процесса этнопедагогизации с опорой на традиции.
Л. С. Ядрихинская
Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова yals51@mail.ru
Ключевые слова: культура, межнациональное общение, национальный характер, толерантность, гражданское согласие, этнокультурное содержание образования, межэтническая социализация
Страницы: 53-60
Цель данной статьи - раскрыть сущность и принципы воспитания культуры межнационального общения в образовательной сфере. Автор делает попытку теоретического осмысления феномена гражданского согласия в контексте национально-этнических проблем. На основе теоретического анализа обществоведческой литературы по проблемам межнационального общения автор определяет принципиальные позиции относительно воспитания культуры межнационального общения детей в дошкольном и школьном возрасте.
В. А. Виниченко
Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова vera_vinichenko@mail.ru
Ключевые слова: межкультурная коммуникация, толерантность, утилитаризм, личность человека
Страницы: 61-66
В статье анализируются содержание и роль межкультурной коммуникации на современном этапе развития общества, условия которой побуждают человека определяться с выбором жизненной философии. Автор предлагает рассмотреть возможные варианты поведения человека, основанного на принципах толерантности или утилитаризма. Сущность понятия «толерантность» представлена в современных философских интерпретациях. Подробно рассмотрены главные принципы утилитаризма.
М.П. Андросова
Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова amp1.73@mail.ru
Ключевые слова: общение, диалог, диалогическое бытие человека, гуманитарное мышление, образовательный процесс, межличностные отношения, обмен информацией, совместная стратегия взаимодействия
Страницы: 66-71
В статье раскрыта сущность понятий «диалог» и «общение». Сделан анализ различных подходов к проблеме диалога. Актуализируется ценностный аспект осмысления ребенком содержания образования, способствующей становлению личностной системы ценностей.
Ф. Д. Товарищева
Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова tovarisheva@rambler.ru
Ключевые слова: нравственное воспитание, сельский социум, образование, природа, принципы нравственного воспитания
Страницы: 71-77
В статье анализируется содержание нравственного воспитания в сельском социуме, раскрываются его методологические основы. Представлены выявленные принципы нравственного воспитания.
А. Н. Васильева, Н. М. Ноговицына, К. Н. Сивцева
Северо-Восточный федеральный университет vasileva_aita@mail.ru, nogovicina_nadya@mail.ru, kira_alekseeva.7@mail.ru
Ключевые слова: семья, дети, воспитание, коррекция развития ребенка, этика взаимоотношений, подросток
Страницы: 77-83
В статье освещаются основные позиции современной этики детско-родительских отношений. В семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует не только формированию личности, но и самоутверждению человека, стимулирует его социальную, творческую активность, раскрывает индивидуальность.
Недостаточный опыт работы с подростками с учетом специфики современного городского и сельского социума не позволяет эффективно реализовать весь потенциал воспитательно-профилактического воздействия на несовершеннолетнего, его семью, препятствует своевременному и правильному выявлению природы отклоняющегося поведения, неблагоприятных факторов, способствующих девиации и выработке системы профилактических мер.
А. Е. Ушницкая1, Н. Ф. Попова2 1 Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова 2 МОУ «Саха гимназия» alegoru@mail.ru, pnf28@mail.ru
Ключевые слова: организационная культура, управление школой, стиль управления, система ценностей и традиций
Страницы: 83-90
В статье анализируются теоретические подходы зарубежных и отечественных исследователей к понятию организационной культуры, раскрываются сущность и содержание организационной культуры, анализируются составляющие ее элементы.
М. К. Иванова, Л. И. Максимова
Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова Ivmarkim@mail.ru, Lena.maximova2012@yandex.ru
Ключевые слова: эстетическая культура, музыкальная культура, эстетическая потребность, эстетическое сознание, музыкальная деятельность
Страницы: 90-97
В статье представлен анализ современных научно-теоретических подходов к исследованию общих вопросов воспитания человека культуры, философские аспекты сущности музыкальной культуры личности. Авторами дается анализ структурных компонентов музыкальной культуры на основе общественно-исторического, социологического, деятельностного и культурологического подходов.
А. П. Божедонова, М. И. Дедюкина
Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова bozhechka@mail.ru, marfa_dedyukina@mail.ru
Ключевые слова: культура речи, общение, традиции «кэпсиэ», любопытство, любознательность, мотивация
Страницы: 97-102
В статье освещаются вопросы использования традиций общения народа саха, создания условий для информационного взаимодействия детей с людьми, природой в этнокультурном пространстве села. Основной проблемой является поиск эффективных методов, разработка механизма развития культуры речевого общения детей дошкольного возраста. Рассмотрены традиции общения якутского народа, уровни развития культуры речевого общения детей и формы работы с ними. Выделены своеобразные связки общения ребенка с окружающими и традиции, которые можно использовать в развитии культуры речи детей.
Е. Е. Неустроев
Якутский сельскохозяйственный техникум Министерства науки и профессионального образования Республики Саха (Якутия) neustroevnd@rambler.ru
Ключевые слова: среднее профессиональное образование, квалифицированные рабочие кадры, новые социально-экономические условия, модернизация образовательной деятельности, инновационное развитие
Страницы: 103-109
В статье раскрывается проблема подготовки квалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена в условиях современного рынка труда и роста производства, формирования нового массового среднего класса как опоры общественной стабильности. Обосновываются актуальные направления инновационного развития Якутского сельскохозяйственного техникума: модернизация, информатизация образовательной деятельности, развитие научно-исследовательской деятельности, духовное и физическое воспитание студентов, укрепление материально-технической базы, совершенствование перечня обучаемых специальностей.