С. Н. Дмитриева
Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова Nida77@bk.ru
Ключевые слова: преемственность, принцип преемственности, непрерывное образование, развитие, изменение
Страницы: 4-11
В статье рассматриваются концептуальные основы реализации принципа преемственности в образовательной сфере в условиях нарушения преемственных связей в целях и задачах, содержании и методах, формах организации обучения и воспитания.
А. А. Григорьева
Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова pi_yaqu@mail.ru
Ключевые слова: воспитание, развитие человека, общение, социализация личности, социум, социокультурный фактор в воспитании, формирование социального опыта у детей, концепции социализации, взаимодействия индивида и общества
Страницы: 12-18
В статье проведен философский анализ сущности социализации личности. Задача социализации личности ребенка является особо значимой в нашем обществе в период, когда происходит переориентация ценностей, существенно влияющих на процесс формирования социального опыта у детей. От того, какие ценности будут сформированы у молодежи сегодня, от того, насколько дети младшего возраста будут готовы к новому типу социальных отношений, зависит путь развития нашего общества в настоящее время и в будущем.
В. П. Лаврова, А. А. Баишев
Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова zaaliv_06@mail.ru
Ключевые слова: природосообразное образование, здоровьесбережение, эмоциональный комфорт, физиологическая стоимость, физиологическая затратность, оптимизация, психолого-педагогическое сопровождение, инновационная природосообразная модель
Страницы: 18-23
В статье рассматриваются проблемы природосообразного образования. Важным фактором устойчивого развития страны, общества, этноса, а также отдельной личности является образование, ориентированное на природосообразность процессов обучения, воспитания и целенаправленного развития. Основой природосообразного, здоровьесбе- регающего подхода к обучению является ориентация на психологические особенности учеников в процессе обучения, включение в работу с ними специальных способов и приемов, соответствующих их индивидуальным особенностям.
А. И. Захарова
Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова zaaliv_06@mail.ru
Ключевые слова: гуманизм, гуманизация, гуманитаризация образования, гуманитарное мышление, духовность
Страницы: 23-29
Поиск эффективных путей реализации идей гуманитаризации образования находится в постоянном обновлении и усовершенствовании. В связи с этим при написании статьи автором ставится цель - проанализировать историко-философские предпосылки возникновения и развития идеи гуманитаризации образования на этапах развития философской мысли. На основе анализа философской, социопсихологической литературы о формировании личности автором выделяются исходные базисные основания исследования.
Н. Д. Неустроев
Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова neustroevnd@rambler.ru
Ключевые слова: этнопедагогика, культурно-историческая педагогика, формирование личности, этническая ментальность, гуманистические ценности, межнациональное общение, способность к идентификации
Страницы: 30-36
В статье рассматривается этнопедагогика как тип культурно-исторической педагогики. Культурно-историческая категория, лежащая в основе культурно-исторической педагогики, трактуется как жизнь определенного культа в историческом пространстве и времени, выступающего «глобализатором».
И. А. Юдина
Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова i-yudina@list.ru
Ключевые слова: коррекционно-педагогическая помощь, система специального образования Якутии
Страницы: 36-43
В статье представлена составленная автором периодизация становления и развития системы специального образования Якутии на основе историко-педагогического изучения образования России. Установлены общие закономерности и отличительные особенности в развитии общероссийской и региональной систем специального образования.
А. С. Саввин
Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова neustroevnd@rambler.ru
Ключевые слова: Болонский процесс, прогрессивное значение, специфика, национальная система образования
Страницы: 43-47
В статье рассматриваются положительные и отрицательные стороны вхождения России в европейское образовательное пространство в рамках внедрения в российскую сферу образования положений Болонского процесса. Говорится о необходимости сохранения особенностей национального системы образования.
М. С. Ашилова, М. С. Ашилова
Новосибирский государственный педагогический университет alibek557@rambler.ru
Ключевые слова: фундаментализация, гуманизация, гуманитаризация, этнопедагогика, образовательная модель, субъект-субъектные отношения
Страницы: 202-208
Образование играет большую роль в социально-экономической, политической, духовной жизни общества тогда, когда становится внутренней потребностью человеческого бытия, важным моментом его сущности. Казахстанская система образования, вступая в мировое образовательное пространство и испытывая на себе влияние глобализационных процессов, ощущает необходимость в таком образовании, которое несло бы в себе установку на целостность, органичное сочетание моделей восточного и западного образования, ориентацию на гуманизацию и фундаментализацию образовательного процесса. Исходя из этих установок, автор в данной статье раскрывает особенности современной казахстанской образовательной системы.
Л. Е. Халудорова
Республиканский институт кадров управления и образования L.E.Khaludorova@mail.ru
Ключевые слова: взаимосвязь образования и окружающей среды, эколого-образовательная среда, развитие региона
Страницы: 208-214
В настоящей статье на основе анализа современного состояния образования в целом и экологического образования в частности исследованы особенности взаимной обусловленности образования и социокультурной среды. Обозначены подходы к обновлению содержания образования, образовательной политики в регионе. Раскрыты проблемы создания такой эколого-образовательной среды, которая способствовала бы развитию региона. При этом эколого-образовательная среда должна быть очень привлекательной, отвечающей запросам новой образовательной парадигмы.
Автор дает рецензию новой книге по философии образования, посвященной актуальным проблемам и перспективам развития гуманизации образовательного процесса. В статье проводится краткий критико-конструктивный анализ содержания книги В. Ю. Пузыревского «Очерки философии гуманистического образования» и исследуется роль этой философии в современных отечественных философско-педагогических исследованиях.