Н. Н. Власюк, Б. О. Майер
Новосибирский государственный педагогический университет nnvlasuk@ngs.ru, maierbo@gmail.com
Ключевые слова: общество, устойчивое развитие, современное образование, образование для устойчивого развития
Страницы: 136-144
В статье рассматриваются проблемы устойчивого развития и возможности образования для устойчивого развития. Авторы считают, что анализ путей дальнейшего развития общества конструктивен только в рамках различения двух систем теоретизирования - метафизической и диалектической, поскольку само возникновение современных кризисов есть следствие приверженности одному из этих проектов - метафизическому. Авторы анализируют устойчивое развитие в «западной» модели образования, выделяя важные аспекты по обучению устойчивому развитию для России.
Ю. В. Доноева
Бурятский государственный университет donoeva_yuliya@mail.ru
Ключевые слова: личностная установка, ценностные ориентации, подростковый возраст, этнопсихологический фактор, здоровый образ жизни
Страницы: 144-149
В статье представлен анализ особенностей установок на здоровый образ жизни у современных подростков. Показана роль этнопсихологического фактора в формировании здорового образа жизни.
Д. С. Новиков
Волгоградский государственный социально-педагогический университет dennov89@mail.ru
Ключевые слова: воспитание, здравотворческая культура, модернизация России, постиндустриальное общество
Страницы: 149-154
В статье утверждается, что здравотворческое воспитание будущих педагогов способно стать важным условием подготовки кадров. Автор полагает, что в новой системе ценностей важное место должна занять ценность физического, психического и нравственного здоровья. В случае овладения здравотворческой культурой индивид приобретает серьезный биологический резерв для собственного универсального образования, постоянного самообразования и переучивания.
Е. Ю. Погожева
Новосибирский государственный педагогический университет pogosheva@mail.ru
Ключевые слова: коммуникативная компетенция, межкультурное языковое пространство, поликультурная компетентность, билингвизм
Страницы: 155-160
В данной статье описывается структура образовательной среды и обосновывается необходимость и достаточность обеспечения развития коммуникативной компетенции студентов-билингвов в реальном образовательном процессе. Развитие коммуникативной компетенции студентов-билингвов обеспечивается комплексом педагогических условий: формированием коммуникативной компетенции в рамках педагогической среды; реализацией в образовательном процессе коммуникативных технологий в сочетании с другими продуктивными технологиями (компьютерными, проблемного обучения и др.); личностно значимой для большинства студентов тематикой занятий; комфортной психологической обстановкой обучения; целесообразным использованием диагностического инструментария как средства контроля успешности развития коммуникативной компетенции.
С. И. Черных
Новосибирский государственный аграрный университет 2560380@ngs.ru
Ключевые слова: образовательное пространство, образовательная политика, личность как образовательный субъект, образовательное отношение, компьютеризация, социальные аспекты компьютеризации, гражданское общество
Страницы: 161-166
В статье рассматриваются социальные аспекты процесса компьютеризации образовательного пространства России в современных условиях. Автор обосновывает тезис о том, что сама по себе компьютеризация, под которой часто понимают насыщение образовательных учреждений электронными устройствами различной степени сложности, не приводит к повышению качества образования. Очень важна социальная составляющая этого процесса. Развитие и применение информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе, рассматриваемые в статье как прямое следствие компьютеризации, привносят в образовательный процесс множество не только технических, но и социальных аспектов. В их числе - изменение самого характера образовательного взаимодействия, а также изменения, происходящие с субъектами образовательного процесса. Необходимость изменений в образовательной политике, проводимой государством в сфере образования, влияет также на функции гражданского общества.
Автор делает акцент на особой роли формирования социокультурной компетенции в процессе развития устной и письменной речи китайских студентов, изучающих русский язык; обосновывает важность соотнесения содержательного аспекта образовательного процесса с межкультурным аспектом профессиональной деятельности будущих специалистов-переводчиков. Особое внимание уделяется отбору текстов социокультурной направленности, а также методам и приемам, используемых при обучении русскому языку как иностранному. Приведенная в статье методика работы способствует развитию целого комплекса надпредметных и предметных компетенций.
И. И. Барахович
Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева barakhovich-irina@yandex.ru
Ключевые слова: коммуникативная интенция, коммуникативная цель, профессиональная коммуникация
Страницы: 171-179
В статье раскрывается содержание понятий «коммуникация», «коммуникативная интенция», анализируются ее цели и задачи. Автор обосновывает интенциональный характер профессиональных педагогических коммуникаций, исследует архитектуру коммуникативной задачи и схему достижения коммуникативной цели.
О. А. Ефремова1, Л. А. Барахтенова1, А. Т. Пименов2, А. А. Киринюк3 1 Новосибирский государственный педагогический университет 2 Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет 3 Московский городской университет управления Правительства Москвы uchotdel@list.ru, uchotdel@list.ru, uchotdel@list.ru, uchotdel@list.ru
Ключевые слова: система эвалюации, маркетинг рынка образования, императивы профилирования и управления
Страницы: 179-186
Показано, что маркетинг в сфере образования является важным элементом системы эвалюации, позволяя изучить не только условия реализации, но и состояние ресурсов предоставляемых образовательных услуг. При этом основной императив профилирования и управления маркетинговыми исследованиями заключается в сборе и последующем анализе актуальной и достоверной информации о состоянии объектов рынка для обеспечения эффективности его коммуникационной и распределительной политики, экономической привлекательности, а также гарантий качества оказываемых образовательных услуг.
В. В. Лыгденова1, О. Б. Дашинамжилов2 1 Институт археологии и этнографии Сибирского отделения Российской академии наук 2 Институт истории Сибирского отделения Российской академии наук victoria.lygdenova@gmail.com, asterisk1980@mail.ru
Ключевые слова: традиционные ценности, российская организационная культура, патернализм, коллективизм, высокая дистанция власти, избегание рисков, глобализация
Страницы: 186-195
Cтатья посвящена анализу традиционных ценностей российской организационной культуры и выявлению их роли в современной организации, в том числе и в образовательных организациях. В результате этнографического анализа авторы приходят к выводу, что патернализм, коллективизм, высокая дистанция власти и высокое стремление к избеганию рисков являются традиционными ценностями в современной российской организационной культуре.
О. Р. Сигнаевская, О. А. Скорытина
Уральский государственный педагогический университет
Ключевые слова: философия образования, информационное общество, общество знания, образ человека, национальная стратегия развития
Страницы: 195-202
Осуществляется попытка рассмотреть философско-антропологические аспекты развития философии образования в глобализирующемся мире. В частности, по-новому раскрывается смысл спора западников и славянофилов в контексте традиций русской философии, а именно концепции Н. Бердяева о будущем России как «новом Средневековье». Поднимаются вопросы идеологии образования и маркетинговых подходов к организации функционирования образовательной системы, построения социального государства.