Н. И. Береснева1, В. Д. Береснев1, Е. А. Смирнова2 1 Пермский государственный национальный исследовательский университет 2 МОУ СОШ № 5 beresnevv@mail.ru
Ключевые слова: научная картина мира, наивная картина мира, эволюция
Страницы: 4-14
В статье рассматривается специфика представления знаний, в частности философских, в наивной картине мира и их эволюции. Авторы анализируют дефиниции философских понятий, данных школьниками и студентами. Отмечается, что реципиенты опираются на свои обыденно-практические знания, а также на теоретические знания, ранее полученные. По мнению авторов, наивная картина мира практически не отражает «внечеловеческий» универсум. Знания в «философской» сфере у разных реципиентов противоречивы по степени точности, направленности, актуальности, их философская эрудиция остается на низком уровне. Авторы полагают, что необходима систематическая работа по формированию философской картины мира у молодежи, но в рамках короткого курса философии она невозможна.
В. Н. Никитенко
Институт комплексного анализа региональных проблем ДВО РАН rsgilab@rambler.ru
Ключевые слова: полисемия, народное образование, человек - общество - природа
Страницы: 14-19
Полисемию понятия и феномена «образование» автор рассматривает в качестве обоснования системообразующей функции и ведущей роли народного образования в преобразовании гетерогенной системы «человек-общество-природа». Такая точка зрения является альтернативой экономико-центрической модели социально-экономического развития и мирообразования.
Н. А. Жернова, Е. Е. Жернов
Кузбасский государственный технический университет eugjernov@mail.ru, eugjernov@mail.ru
Ключевые слова: эпистемология, онтологический и телеологический подходы, образование и инновации, опрос
Страницы: 19-27
Статья посвящена проблеме определения роли знания и его типов в осуществляемой модернизации российского образования, науки и экономики. Используя противоположные (онтологический и телеологический) подходы эпистемологии, авторы приводят данные опроса студентов различных курсов и форм обучения в вузе, раскрывающие противоречивость их представлений о модернизации, и формулируют предложения по формированию междисциплинарного пространства обучения и научных исследований вопросов модернизации.
М. Ю. Чернышов
Иркутский научный центр СО РАН eugjernov@mail.ru
Ключевые слова: методы обучения и воспитания, принципы мышления и организация процессов познания
Страницы: 27-32
В статье рассматриваются проблемы философской и психологической гносеологии, связанные с задачами познания принципов организации мышления и познания и, в перспективе, с разработкой эффективных методов обучения и воспитания на этой основе.
В. И. Шадрина
Читинский государственный университет shadrina87@bk.ru
Ключевые слова: философия образования, система «философия - культура - образование», российское образование, кризис образования
Страницы: 32-39
Автор исследует роль философии в современном образовательном процессе, а также соотносит значение кризиса в философии и культуре с состоянием образования в новом веке. В статье рассматриваются сущностные характеристики системы «философия - образования» сквозь культурологическую призму и анализируется феномен учительского труда. Данная статья является попыткой осмысления феномена отечественного образования в контексте культуры через определение источников, последствий и путей оптимального преодоления сложившейся ситуации.
В. П. Тыщенко
Новосибирский государственный педагогический университет vptysh@yandex.ru
Ключевые слова: постфилософия, протофилософия, IT-технологии, синергия полиактивности, реактивности и моноактивности
Страницы: 39-45
Проблемы инновационного образования чаще всего обсуждаются на языках множества постфилософий (постлиберализма, постконсерва-тизма, посткоммунизма, постмодернизма). Эти языки пригодны для обсуждения прошлого, но не беспрецедентного будущего. Поиск новых языков требует протофилософии, ответа на вызовы времени. Вызов рожден движением мирового центра из Атлантики в АТР. На полюсе моноактивности (Атлантика, Северо-Запад) находятся страны, лидирующие в нишах стандартных IT-технологий. Значительные возможности в нише инновационных брейнвер (образование и самообразование инновационных решений) имеют полиактивные Индия, Россия, реактивные Тайвань, Сингапур (АТР, ЮВА). Россия сейчас находится на энергетической стадии развития цивилизации.
Т. И. Головко
Алтайская государственная академия культуры и искусств ti_golovko@mail.ru
Ключевые слова: инициальные обряды, социализация, подростки, возрастной кризис, народная педагогика, возрастные объединения
Страницы: 46-53
Данный материал посвящен анализу опыта народной педагогики в коррекции кризиса взросления подростков. Рассматривается позитивный, хотя и фрагментарный опыт соединения народного и социокультурного подходов к гармонизации процесса взросления. Особое внимание обращается на феномен инициального взросления, который в традиционных культурах маркировался сложной системой ритуалов.
С. А. Ганина
Российский новый университет (Орехово-Зуевский филиал) svetla3@yandex.ru
Ключевые слова: феномен детства, ребенок и взрослый, кризис детства, философия и детство
Страницы: 54-59
В статье рассматривается проблема философского осмысления феномена детства и его существования в рамках современной культуры. Процессы, протекающие в современном обществе, делают философское осмысление феномена детства чрезвычайно актуальной задачей, без которой общество не в состоянии справляться с кризисом как самого общества, так и с кризисом детства. Рассматривая детство как стратегический потенциал любого общества, автор отмечает отсутствие единой философской редукции данного феномена, а также господство в обществе традиционного стиля мышления о детях, основанного на типичных социальных и педагогических стереотипах приоритета взролого мира. Дальнейшее бытование данных стереотипов может привести, по мнению автора, к потере детства как начала любой личности и культуры в целом.
Л. В. Левина, Н. В. Дмитриева, Л. В. Левина, Н. В. Дмитриева
Новосибирский государственный педагогический университет larisa_levina@mail.ru, dnv2@mail.ru
Ключевые слова: психокоррекция, интегративный подход, интегративная психокоррекция, индивидуальные и групповые психологические средства коррекции
Страницы: 59-65
В статье раскрываются возможности психологической коррекции отклоняющегося поведения личности с точки зрения интегративного подхода. Описывается сущность данного подхода как поэтапного процесса, основанного на сочетании индивидуальных и групповых психологических средств воздействия. Обосновываются положения об интегративной психокоррекции, реализуемой в виде комплекса этапов, организованных в определенном времени и пространстве, согласованных и оказывающих продуктивное влияние на когнитивную, эмоциональную и поведенческую сферы личности.
М. М. Карасартова, М. М. Карасартова
Карагандинский государственный технический университет foaushakova@bk.ru
Ключевые слова: правовая культура, правовое воспитание, правовое обучение
Страницы: 65-70
В статье рассматриваются правовое образование, правовое воспитание и правовая культура человека и общества в аспекте новых концепций права. Рассматриваются проблемы правового нигилизма, противоречия современной системы нормативно-правовых актов и реальной действительности.