Александра Дабровска, Юзеф Подгурецкий
Опольский университет Польши marika24@yandex.ru
Ключевые слова: эффективность коммуникации в образовании, образовательно-коммуникативное действие, сознание индивида, коммуникативное образование
Страницы: 130-137
В статье рассматриваются психологические факторы, обуславливающие эффективность коммуникации в образовательном процессе. Авторы приходят к выводу, что сознание, будучи центральной системой управления человеческим поведением, обуславливающей содержание психических процессов, не свободно от процессуальных рамок.
Л. И. Видеркер
Новосибирского государственного педагогического университета Viderkerl@mail.ru
Ключевые слова: мотивация, модернизация, инноватика, инновационная деятельность, инновационная активность, стратегия инновационного процесса
Страницы: 137-144
В статье рассматривается поиск эффективных способов управления обучением в вузе, обеспечивающих повышение инновационной активности студентов на уровне требований, предъявляемых временем. Раскрыто понятие инновационной активности. Проанализирована роль мотивации как фактора, определяющего качество познавательной и преобразовательной социальной деятельности, ориентированной на повышение инновационной активности студентов при овладении профессией. Даны конкретные практические рекомендации побуждения мотивации, обеспечивающей повышение инновационной активности студентов.
Т. А. Бирюкова
Новосибирский государственный педагогический университет ta.birukova@mail.ru
Ключевые слова: коммуникативная культура, когнитивность, формирование коммуникативной культуры студентов
Страницы: 144-153
В данной статье анализируется процесс развития коммуникативной культуры студентов, непосредственно связанный с развитием когнитивности личности. Автор исследует понятия коммуникации, развития, анализирует процесс формирования коммуникативной культуры студентов в рамках педагогического процесса, рассматривает методы формирования коммуникативной культуры, обосновывает связь развития коммуникативной культуры студентов с развитием их когнитивности, что является важным условием формирования личности студента.
И. И. Некрасова, И. В. Сартаков
Новосибирский государственный педагогический университет irinanekrasova@mail.ru, nsk@bk.ru
Ключевые слова: общее образование, профессиональное образование, содержание образования, фундаментальные образовательные объекты
Страницы: 154-160
В статье рассматривается значение взаимосвязи общего и профессионального образования в процессе подготовки профессиональных кадров. Рассмотрены компоненты содержания образования как системы, выявлены компоненты взаимосвязи: фундаментальные, прикладные, методологические знания метапредметного содержания образования, Взаимосвязь общего и профессионального образования определена как отношение фундаментальных образовательных объектов и содержания дисциплин.
Р. В. Каменев, В. В. Крашенинников
Новосибирский государственный педагогический университет romank54.55@gmail.com, krash@nspu.net
Ключевые слова: интерактивность, мультимедиа, интерактивные средства обучения, инновационные технологии, интерактивные методы, системы автоматизированного проектирования, высокие технологии
Страницы: 160-167
Реформирование системы образования - процесс постоянный и длительный. В связи с этим одной из приоритетных задач современного обучения является организация и совершенствование профессиональной подготовки будущих выпускников. Использование интерактивных средств обучения - одно из направлений подготовки компетентных, мобильных, конкурентоспособных специалистов, отвечающих требованиям высокотехнологичного информационного общества. Применение интерактивных технологий в обучении позволяет взглянуть под другим углом на вопросы подготовки кадров для образования и бизнеса.
Л. И. Кунц
Новосибирский государственный педагогический университет lik2781@yandex.ru
Ключевые слова: образ профессиональной деятельности, профессиональное самосознание, профессиональная Я-концепция
Страницы: 167-173
Статья посвящена анализу понятия «образ профессиональной деятельности». Автор рассматривает содержание образа профессиональной деятельности в связи с профессиональным самосознанием и профессиональной Я-концепцией личности. В статье обозначена проблема формирования образа будущей профессии как целостного явления, отражающего суть профессионального развития личности.
О. Л. Кошеутова
Новосибирский государственный педагогический университет olga.leonarda@ mail.ru
Ключевые слова: самоопределение личности, довузовская подготовка, философско-педагогический подход
Страницы: 174-179
Данная статья посвящена рассмотрению проблемы профессионального самоопределения личности в процессе довузовской подготовки. В статье рассматривается понятие самоопределения, условия для успешной реализации этого процесса, философско-педагогический подход к решению проблемы самоопределения и развития. В статье дана краткая характеристика возможностей довузовской подготовки учащихся в плане развития их активности, творческого потенциала, готовности к выбору, осознания себя в будущей профессии.
Н. В. Кулипанова, Е. В. Ушакова
Алтайский государственный медицинский университет foaushakova@bk.ru
Ключевые слова: профессиональные стандарты, образовательные стандарты, функциональный анализ, компетентностный принцип, должностной принцип, полнота человеческого бытия
Страницы: 180-187
В статье на основе философии образования дается анализ сущностных характеристик профессиональных образовательных стандартов (в том числе ФГОС-3) с позиций возможности социализации личности и полноты человеческого бытия. Показано, что компетентностный подход в профессиональной и образовательной стандартизации по западным образцам формирует не личность, а рабочую силу на рынке труда, обладающую набором компетенций. В результате исчезают полнота и перспективы человеческого существования, идет деконструкция личностных качеств, мировоззрения, смысложизненных ориентиров молодого поколения страны.
Д. Ю. Ануфриева
Новосибирский государственный педагогический университет ftip@nspu.net
Ключевые слова: жизненный опыт, личный опыт, личный опыт педагога
Страницы: 188-193
Традиционно, в философии опыт характеризуется как категория, фиксирующая целостность и универсальность человеческой деятельности, как единство знания, навыка, чувства, воли, механизм социального, исторического, культурного наследования. В данной статье категория личного опыта педагога рассматривается в контексте различных философских течений и направлений, дается определение личного опыта педагога, характеризуется содержание и особенности его развития, определяются условия формирования, источники развития, описываются основные свойства.
А. А. Солодкова
Новосибирский государственный педагогический университет judosambo87@mail.ru
Ключевые слова: здоровый образ жизни, физическая культура, физическое воспитание
Страницы: 193-198
В статье автор рассматривает всестороннее развитие личности, которое невозможно без культуры физической, а также анализирует вопросы здорового образа жизни. В статье раскрываются причины, мешающие студентам заниматься физической культурой и следовать здоровому образу жизни, что в целом осложняет процесс их адаптации к специфическим формам обучения в вузе; предлагаются различные методы для преодоления этой ситуации.