Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Array
(
    [SESS_AUTH] => Array
        (
            [POLICY] => Array
                (
                    [SESSION_TIMEOUT] => 24
                    [SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [MAX_STORE_NUM] => 10
                    [STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [STORE_TIMEOUT] => 525600
                    [CHECKWORD_TIMEOUT] => 525600
                    [PASSWORD_LENGTH] => 6
                    [PASSWORD_UPPERCASE] => N
                    [PASSWORD_LOWERCASE] => N
                    [PASSWORD_DIGITS] => N
                    [PASSWORD_PUNCTUATION] => N
                    [LOGIN_ATTEMPTS] => 0
                    [PASSWORD_REQUIREMENTS] => Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
                )

        )

    [SESS_IP] => 18.217.98.175
    [SESS_TIME] => 1732178771
    [BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
    [fixed_session_id] => 26d306fa2f131323fb1305ccdce99f93
    [UNIQUE_KEY] => 62028fc6a2b52984d7f48ed6d252e89d
    [BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
        (
            [LOGIN] => 
            [POLICY_ATTEMPTS] => 0
        )

)

Поиск по журналу

Философия образования

2012 год, номер 3

1.
ЭВОЛЮЦИЯ ФИЛОСОФСКИХ ЗНАНИЙ В КАРТИНЕ МИРА

Н. И. Береснева1, В. Д. Береснев1, Е. А. Смирнова2
1 Пермский государственный национальный исследовательский университет
2 МОУ СОШ № 5
beresnevv@mail.ru
Ключевые слова: научная картина мира, наивная картина мира, эволюция
Страницы: 4-14

Аннотация >>
В статье рассматривается специфика представления знаний, в частности философских, в наивной картине мира и их эволюции. Авторы анализируют дефиниции философских понятий, данных школьниками и студентами. Отмечается, что реципиенты опираются на свои обыденно-практические знания, а также на теоретические знания, ранее полученные. По мнению авторов, наивная картина мира практически не отражает «внечеловеческий» универсум. Знания в «философской» сфере у разных реципиентов противоречивы по степени точности, направленности, актуальности, их философская эрудиция остается на низком уровне. Авторы полагают, что необходима систематическая работа по формированию философской картины мира у молодежи, но в рамках короткого курса философии она невозможна.


2.
ПОЛИСЕМИЯ ПОНЯТИЯ И ФЕНОМЕНА «ОБРАЗОВАНИЕ»

В. Н. Никитенко
Институт комплексного анализа региональных проблем ДВО РАН
rsgilab@rambler.ru
Ключевые слова: полисемия, народное образование, человек - общество - природа
Страницы: 14-19

Аннотация >>
Полисемию понятия и феномена «образование» автор рассматривает в качестве обоснования системообразующей функции и ведущей роли народного образования в преобразовании гетерогенной системы «человек-общество-природа». Такая точка зрения является альтернативой экономико-центрической модели социально-экономического развития и мирообразования.


3.
ЭПИСТЕМОЛОГИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РОЛИ ЗНАНИЯ В ПРОЦЕССЕ МОДЕРНИЗАЦИИ

Н. А. Жернова, Е. Е. Жернов
Кузбасский государственный технический университет
eugjernov@mail.ru, eugjernov@mail.ru
Ключевые слова: эпистемология, онтологический и телеологический подходы, образование и инновации, опрос
Страницы: 19-27

Аннотация >>
Статья посвящена проблеме определения роли знания и его типов в осуществляемой модернизации российского образования, науки и экономики. Используя противоположные (онтологический и телеологический) подходы эпистемологии, авторы приводят данные опроса студентов различных курсов и форм обучения в вузе, раскрывающие противоречивость их представлений о модернизации, и формулируют предложения по формированию междисциплинарного пространства обучения и научных исследований вопросов модернизации.


4.
ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОЗНАНИЯ И ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЫШЛЕНИЯ

М. Ю. Чернышов
Иркутский научный центр СО РАН
eugjernov@mail.ru
Ключевые слова: методы обучения и воспитания, принципы мышления и организация процессов познания
Страницы: 27-32

Аннотация >>
В статье рассматриваются проблемы философской и психологической гносеологии, связанные с задачами познания принципов организации мышления и познания и, в перспективе, с разработкой эффективных методов обучения и воспитания на этой основе.


5.
РОЛЬ ФИЛОСОФИИ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

В. И. Шадрина
Читинский государственный университет
shadrina87@bk.ru
Ключевые слова: философия образования, система «философия - культура - образование», российское образование, кризис образования
Страницы: 32-39

Аннотация >>
Автор исследует роль философии в современном образовательном процессе, а также соотносит значение кризиса в философии и культуре с состоянием образования в новом веке. В статье рассматриваются сущностные характеристики системы «философия - образования» сквозь культурологическую призму и анализируется феномен учительского труда. Данная статья является попыткой осмысления феномена отечественного образования в контексте культуры через определение источников, последствий и путей оптимального преодоления сложившейся ситуации.


6.
ПРОТОФИЛОСОФИЯ САМООБРАЗОВАНИЯ - МОНОАКТИВНОГО ИЛИ ПОЛИАКТИВНОГО ИЛИ РЕАКТИВНОГО?

В. П. Тыщенко
Новосибирский государственный педагогический университет
vptysh@yandex.ru
Ключевые слова: постфилософия, протофилософия, IT-технологии, синергия полиактивности, реактивности и моноактивности
Страницы: 39-45

Аннотация >>
Проблемы инновационного образования чаще всего обсуждаются на языках множества постфилософий (постлиберализма, постконсерва-тизма, посткоммунизма, постмодернизма). Эти языки пригодны для обсуждения прошлого, но не беспрецедентного будущего. Поиск новых языков требует протофилософии, ответа на вызовы времени. Вызов рожден движением мирового центра из Атлантики в АТР. На полюсе моноактивности (Атлантика, Северо-Запад) находятся страны, лидирующие в нишах стандартных IT-технологий. Значительные возможности в нише инновационных брейнвер (образование и самообразование инновационных решений) имеют полиактивные Индия, Россия, реактивные Тайвань, Сингапур (АТР, ЮВА). Россия сейчас находится на энергетической стадии развития цивилизации.


7.
РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ ОПЫТА КОРРЕКЦИИ ВОЗРАСТНОГО КРИЗИСА ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Т. И. Головко
Алтайская государственная академия культуры и искусств
ti_golovko@mail.ru
Ключевые слова: инициальные обряды, социализация, подростки, возрастной кризис, народная педагогика, возрастные объединения
Страницы: 46-53

Аннотация >>
Данный материал посвящен анализу опыта народной педагогики в коррекции кризиса взросления подростков. Рассматривается позитивный, хотя и фрагментарный опыт соединения народного и социокультурного подходов к гармонизации процесса взросления. Особое внимание обращается на феномен инициального взросления, который в традиционных культурах маркировался сложной системой ритуалов.


8.
ФИЛОСОФСКО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ СТАТУС ДЕТСТВА В ПРОСТРАНСТВЕ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

С. А. Ганина
Российский новый университет (Орехово-Зуевский филиал)
svetla3@yandex.ru
Ключевые слова: феномен детства, ребенок и взрослый, кризис детства, философия и детство
Страницы: 54-59

Аннотация >>
В статье рассматривается проблема философского осмысления феномена детства и его существования в рамках современной культуры. Процессы, протекающие в современном обществе, делают философское осмысление феномена детства чрезвычайно актуальной задачей, без которой общество не в состоянии справляться с кризисом как самого общества, так и с кризисом детства. Рассматривая детство как стратегический потенциал любого общества, автор отмечает отсутствие единой философской редукции данного феномена, а также господство в обществе традиционного стиля мышления о детях, основанного на типичных социальных и педагогических стереотипах приоритета взролого мира. Дальнейшее бытование данных стереотипов может привести, по мнению автора, к потере детства как начала любой личности и культуры в целом.


9.
ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

Л. В. Левина, Н. В. Дмитриева, Л. В. Левина, Н. В. Дмитриева
Новосибирский государственный педагогический университет
larisa_levina@mail.ru, dnv2@mail.ru
Ключевые слова: психокоррекция, интегративный подход, интегративная психокоррекция, индивидуальные и групповые психологические средства коррекции
Страницы: 59-65

Аннотация >>
В статье раскрываются возможности психологической коррекции отклоняющегося поведения личности с точки зрения интегративного подхода. Описывается сущность данного подхода как поэтапного процесса, основанного на сочетании индивидуальных и групповых психологических средств воздействия. Обосновываются положения об интегративной психокоррекции, реализуемой в виде комплекса этапов, организованных в определенном времени и пространстве, согласованных и оказывающих продуктивное влияние на когнитивную, эмоциональную и поведенческую сферы личности.


10.
ТРАДИЦИОННЫЕ И НОВАЦИОННЫЕ КОНЦЕПЦИИ ПРАВА В ОБРАЗОВАНИИ И ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЕ

М. М. Карасартова, М. М. Карасартова
Карагандинский государственный технический университет
foaushakova@bk.ru
Ключевые слова: правовая культура, правовое воспитание, правовое обучение
Страницы: 65-70

Аннотация >>
В статье рассматриваются правовое образование, правовое воспитание и правовая культура человека и общества в аспекте новых концепций права. Рассматриваются проблемы правового нигилизма, противоречия современной системы нормативно-правовых актов и реальной действительности.


11.
ПРОБЛЕМА МАССОВОЙ НАРКОТИЗАЦИИ МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ РОССИИ: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ

Л. Д. Худякова
Новосибирский государственный педагогический университет
ldx@mpnn.ru
Ключевые слова: массовая наркотизация, угроза национальной безопасности, социальные девиации
Страницы: 71-78

Аннотация >>
Автор проводит социально-философский анализ причин возникновения наркомании и делает попытку создать единую классификацию, учитывающую многогранность и многофакторность данной проблемы. В статье исследуются пути решения проблемы; отмечается, что в зависимости от целевой группы должны выделяться два направления работы: профилактика и реабилитация.


12.
ОБРАЗОВАНИЕ ПРОТИВ НАРКОМАНИИ И КОРРУПЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ «ПОСТХОЛОДНОЙ ВОЙНЕ»

И. А. Пфаненштиль
Сибирский федеральный университет
ndubrovskaya@sfu-kras.ru
Ключевые слова: глобализация, глобализация, коррупция, образование, культура, государство, элита, девиантное поведение, образовательная политика
Страницы: 78-83

Аннотация >>
В статье рассматриваются актуальные проблемы борьбы с наркоманией и коррупцией и предлагается реальная альтернатива в форме образовательно-воспитательной государственной политики.


13.
АКТУАЛИЗАЦИЯ ЭТИЧЕСКИХ КОНЦЕПТОВ КАК ОСНОВА ВОСПИТАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ

Е. Е. Тихомирова
Новосибирский государственный педагогический университет
imktikhomirova@mail.ru
Ключевые слова: этический концепт, воспитание, толерантность, культурные универсалии, языковые универсалии
Страницы: 84-89

Аннотация >>
В статье автор анализирует подходы к проблеме воспитания толерантности средствами естественного языка. На основе положения о существовании культурных универсалий предполагается возможность моделирования поведения посредством языковых техник. На примере этических концептов показывает связь культурных и языковых универсалий, что имеет принципиальное значение в практике воспитания как в средней школе, так и в вузе.


14.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ РАЗВИТИЯ ПОНЯТИЙ ТВОРЧЕСТВА И КРЕАТИВНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

С. А. Ушакова, Л. Н. Сивохина
Новосибирский государственный педагогический университет
svetla77@yandex.ru, siv-Lyuba@yandex.ru
Ключевые слова: креативность и творчество, образовательный процесс
Страницы: 90-95

Аннотация >>
В статье рассматриваются некоторые проблемы современного образования. Развитие творчества, креативного мышления в ходе образовательного процесса остается актуальной проблемой. По мнению авторов, генезис понятий «творчество» и «креативность» позволяет определить их существенные признаки, выявить сходные признаки и их различия. Если творчество понимается как процесс, приводящий к созданию нового, то креативность - это потенциал, внутренний ресурс человека, способность к творчеству.


15.
ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СИСТЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗРЕЛОСТИ ЛИЧНОСТИ

Л. А. Калашникова
Московский гуманитарный педагогический институт
kalashnikova_23@mail.ru
Ключевые слова: социальная зрелость личности, базовые качества личности, краеведческая деятельность, компетентностный подход
Страницы: 96-102

Аннотация >>
В статье анализируются подходы к становлению социальной зрелости личности в отечественной и зарубежной психолого-педагогической науке. Автор обосновывает возможности использования воспитательного потенциала школьного краеведения для формирования базовых качеств социально зрелой личности, рассматривая технологию их формирования с точки зрения компетентностного подхода и соотнося личностные качества школьников с ключевыми компетенциями отечественного образования.


16.
СПЕЦИФИКА РАЗВИТИЯ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ В XVIII - НАЧАЛЕ XX ВВ.

О. В. Цигулева
Новосибирский институт экономики и менеджмента
oltsiguleva@yandex.ru
Ключевые слова: негосударственный сектор высшего образования, неправительственная высшая школа, вольная высшая школ, общественная школа, частный пансион
Страницы: 103-109

Аннотация >>
В статье рассматривается система образования негосударственного сектора в России и программа его развития. Проведен сравнительный анализ негосударственных высших учебных заведений. Автор считает, что история появления негосударственных вузов начинается отнюдь не в современный период отечественной истории, но возникла еще в дореволюционной России.


17.
К ВОПРОСУ ПОНЯТИЙНОГО АППАРАТА ЭВАЛЮАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ

М. В. Гуськова
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
dep06@obnadzor.gov.ru
Ключевые слова: качество образования, эвалюация, оценивание результатов
Страницы: 109-118

Аннотация >>
В статье рассматривается исторический опыт и современное понимание эвалюации в системе образования, обосновывается введение этапа при реализации программы (проекта).


18.
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В СИСТЕМЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ

С. В. Камашев
Новосибирский государственный педагогический университет
kvs200@ngs.ru
Ключевые слова: глобализация, безопасность, национальная безопасность, экологическая безопасность, стратегия, природная среда, структура экологической безопасности, виды безопасности
Страницы: 119-123

Аннотация >>
Автор обращается к проблеме экологической безопасности в условиях глобализации и необходимости объединения усилий населения планеты для выживания человечества. В статье рассматривается взаимосвязь и взаимозависимость национальной и экологической безопасности, а также подход российского государства к решению проблемы экологической безопасности. Делается вывод о том, что экологическая безопасность в условиях глобализации, являясь реальностью современного мира, образует объективно и субъективно обусловленный, противоречивый фактор обеспечения жизнедеятельности мировой цивилизации XXI в.


19.
МЕТОДОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИ ОТВЕТСТВЕННОЙ ЛИЧНОСТИ

Е. В. Пономаренко
Южно-Казахстанский государственный университет им. М. Ауэзова
odinzova2005@mail.ru
Ключевые слова: формирование личности, экологическое воспитание, экологическая ответственность, общеобразовательная школа
Страницы: 123-129

Аннотация >>
Автор исследует проблему обновления методологии экологического воспитания, поиск новых философских подходов к формированию экологически ответственной личности. На основании философского и терминологического анализа в статье дается определение экологической ответственности как интегральной ценности. Формирование личности, устремленной к сознательному осуществлению собственной жизнедеятельности в согласии с миром природы, нуждается в новой методологии, основы которой и раскрыты в статье.


20.
СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ТРАНСФОРМАЦИЯ В КОНТЕКСТЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

С. Б. Игнатов
Тюменский государственный нефтегазовый университет
super.borisovich@yandex.ru
Ключевые слова: устойчивое развитие, трансформации образования, экологическая культура, деонтологический аспект
Страницы: 130-136

Аннотация >>
Современная цивилизация стремится к переходу на новый уровень функционирования, а его базисом является концепция устойчивого развития. В ее контексте происходит трансформация всех сфер общества, в том числе образования как транслятора культуры и созидателя ее новых образцов. Автором статьи рассматриваются особенности образования для устойчивого развития, в том числе стратегическая направленность на формирование экологической культуры обучающихся, подчеркивается необходимость усиления ее деонтологического аспекта.


21.
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ И СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ

Н. Н. Власюк, Б. О. Майер
Новосибирский государственный педагогический университет
nnvlasuk@ngs.ru, maierbo@gmail.com
Ключевые слова: общество, устойчивое развитие, современное образование, образование для устойчивого развития
Страницы: 136-144

Аннотация >>
В статье рассматриваются проблемы устойчивого развития и возможности образования для устойчивого развития. Авторы считают, что анализ путей дальнейшего развития общества конструктивен только в рамках различения двух систем теоретизирования - метафизической и диалектической, поскольку само возникновение современных кризисов есть следствие приверженности одному из этих проектов - метафизическому. Авторы анализируют устойчивое развитие в «западной» модели образования, выделяя важные аспекты по обучению устойчивому развитию для России.


22.
ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТНЫХ УСТАНОВОК НА ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ В ПОДРОСТКОВОМ ПЕРИОДЕ

Ю. В. Доноева
Бурятский государственный университет
donoeva_yuliya@mail.ru
Ключевые слова: личностная установка, ценностные ориентации, подростковый возраст, этнопсихологический фактор, здоровый образ жизни
Страницы: 144-149

Аннотация >>
В статье представлен анализ особенностей установок на здоровый образ жизни у современных подростков. Показана роль этнопсихологического фактора в формировании здорового образа жизни.


23.
КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИИ

Д. С. Новиков
Волгоградский государственный социально-педагогический университет
dennov89@mail.ru
Ключевые слова: воспитание, здравотворческая культура, модернизация России, постиндустриальное общество
Страницы: 149-154

Аннотация >>
В статье утверждается, что здравотворческое воспитание будущих педагогов способно стать важным условием подготовки кадров. Автор полагает, что в новой системе ценностей важное место должна занять ценность физического, психического и нравственного здоровья. В случае овладения здравотворческой культурой индивид приобретает серьезный биологический резерв для собственного универсального образования, постоянного самообразования и переучивания.


24.
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ-БИЛИНГВОВ

Е. Ю. Погожева
Новосибирский государственный педагогический университет
pogosheva@mail.ru
Ключевые слова: коммуникативная компетенция, межкультурное языковое пространство, поликультурная компетентность, билингвизм
Страницы: 155-160

Аннотация >>
В данной статье описывается структура образовательной среды и обосновывается необходимость и достаточность обеспечения развития коммуникативной компетенции студентов-билингвов в реальном образовательном процессе. Развитие коммуникативной компетенции студентов-билингвов обеспечивается комплексом педагогических условий: формированием коммуникативной компетенции в рамках педагогической среды; реализацией в образовательном процессе коммуникативных технологий в сочетании с другими продуктивными технологиями (компьютерными, проблемного обучения и др.); личностно значимой для большинства студентов тематикой занятий; комфортной психологической обстановкой обучения; целесообразным использованием диагностического инструментария как средства контроля успешности развития коммуникативной компетенции.


25.
КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА РОССИИ: СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ

С. И. Черных
Новосибирский государственный аграрный университет
2560380@ngs.ru
Ключевые слова: образовательное пространство, образовательная политика, личность как образовательный субъект, образовательное отношение, компьютеризация, социальные аспекты компьютеризации, гражданское общество
Страницы: 161-166

Аннотация >>
В статье рассматриваются социальные аспекты процесса компьютеризации образовательного пространства России в современных условиях. Автор обосновывает тезис о том, что сама по себе компьютеризация, под которой часто понимают насыщение образовательных учреждений электронными устройствами различной степени сложности, не приводит к повышению качества образования. Очень важна социальная составляющая этого процесса. Развитие и применение информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе, рассматриваемые в статье как прямое следствие компьютеризации, привносят в образовательный процесс множество не только технических, но и социальных аспектов. В их числе - изменение самого характера образовательного взаимодействия, а также изменения, происходящие с субъектами образовательного процесса. Необходимость изменений в образовательной политике, проводимой государством в сфере образования, влияет также на функции гражданского общества.


26.
РАЗВИТИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Гуохун Ван
Шеньянский политехнический университет
wzhch688@sina.com
Ключевые слова: социокультурная компетенция, аутентичные учебные материалы, коммуникативные умения, фоновые культурологические знания
Страницы: 166-171

Аннотация >>
Автор делает акцент на особой роли формирования социокультурной компетенции в процессе развития устной и письменной речи китайских студентов, изучающих русский язык; обосновывает важность соотнесения содержательного аспекта образовательного процесса с межкультурным аспектом профессиональной деятельности будущих специалистов-переводчиков. Особое внимание уделяется отбору текстов социокультурной направленности, а также методам и приемам, используемых при обучении русскому языку как иностранному. Приведенная в статье методика работы способствует развитию целого комплекса надпредметных и предметных компетенций.


27.
ИНТЕНЦИОНАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОММУНИКАЦИЙ

И. И. Барахович
Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева
barakhovich-irina@yandex.ru
Ключевые слова: коммуникативная интенция, коммуникативная цель, профессиональная коммуникация
Страницы: 171-179

Аннотация >>
В статье раскрывается содержание понятий «коммуникация», «коммуникативная интенция», анализируются ее цели и задачи. Автор обосновывает интенциональный характер профессиональных педагогических коммуникаций, исследует архитектуру коммуникативной задачи и схему достижения коммуникативной цели.


28.
МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ РЫНКА ОБРАЗОВАНИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ СИСТЕМЫ ЭВАЛЮАЦИИ, ИМПЕРАТИВЫ ПРОФИЛИРОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ

О. А. Ефремова1, Л. А. Барахтенова1, А. Т. Пименов2, А. А. Киринюк3
1 Новосибирский государственный педагогический университет
2 Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет
3 Московский городской университет управления Правительства Москвы
uchotdel@list.ru, uchotdel@list.ru, uchotdel@list.ru, uchotdel@list.ru
Ключевые слова: система эвалюации, маркетинг рынка образования, императивы профилирования и управления
Страницы: 179-186

Аннотация >>
Показано, что маркетинг в сфере образования является важным элементом системы эвалюации, позволяя изучить не только условия реализации, но и состояние ресурсов предоставляемых образовательных услуг. При этом основной императив профилирования и управления маркетинговыми исследованиями заключается в сборе и последующем анализе актуальной и достоверной информации о состоянии объектов рынка для обеспечения эффективности его коммуникационной и распределительной политики, экономической привлекательности, а также гарантий качества оказываемых образовательных услуг.


29.
ТРАДИЦИОННЫЕ ЦЕННОСТИ В РОССИЙСКОЙ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ: ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ ПОДХОД

В. В. Лыгденова1, О. Б. Дашинамжилов2
1 Институт археологии и этнографии Сибирского отделения Российской академии наук
2 Институт истории Сибирского отделения Российской академии наук
victoria.lygdenova@gmail.com, asterisk1980@mail.ru
Ключевые слова: традиционные ценности, российская организационная культура, патернализм, коллективизм, высокая дистанция власти, избегание рисков, глобализация
Страницы: 186-195

Аннотация >>
Cтатья посвящена анализу традиционных ценностей российской организационной культуры и выявлению их роли в современной организации, в том числе и в образовательных организациях. В результате этнографического анализа авторы приходят к выводу, что патернализм, коллективизм, высокая дистанция власти и высокое стремление к избеганию рисков являются традиционными ценностями в современной российской организационной культуре.


30.
ФИЛОСОФСКО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГЛОБАЛИЗАЦИИ В КОНТЕКСТЕ ОБРАЗОВАНИЯ

О. Р. Сигнаевская, О. А. Скорытина
Уральский государственный педагогический университет
Ключевые слова: философия образования, информационное общество, общество знания, образ человека, национальная стратегия развития
Страницы: 195-202

Аннотация >>
Осуществляется попытка рассмотреть философско-антропологические аспекты развития философии образования в глобализирующемся мире. В частности, по-новому раскрывается смысл спора западников и славянофилов в контексте традиций русской философии, а именно концепции Н. Бердяева о будущем России как «новом Средневековье». Поднимаются вопросы идеологии образования и маркетинговых подходов к организации функционирования образовательной системы, построения социального государства.


31.
ОСОБЕННОСТИ КАЗАХСТАНСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

М. С. Ашилова, М. С. Ашилова
Новосибирский государственный педагогический университет
alibek557@rambler.ru
Ключевые слова: фундаментализация, гуманизация, гуманитаризация, этнопедагогика, образовательная модель, субъект-субъектные отношения
Страницы: 202-208

Аннотация >>
Образование играет большую роль в социально-экономической, политической, духовной жизни общества тогда, когда становится внутренней потребностью человеческого бытия, важным моментом его сущности. Казахстанская система образования, вступая в мировое образовательное пространство и испытывая на себе влияние глобализационных процессов, ощущает необходимость в таком образовании, которое несло бы в себе установку на целостность, органичное сочетание моделей восточного и западного образования, ориентацию на гуманизацию и фундаментализацию образовательного процесса. Исходя из этих установок, автор в данной статье раскрывает особенности современной казахстанской образовательной системы.


32.
АТТРАКТИВНАЯ ЭКОЛОГО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

Л. Е. Халудорова
Республиканский институт кадров управления и образования
L.E.Khaludorova@mail.ru
Ключевые слова: взаимосвязь образования и окружающей среды, эколого-образовательная среда, развитие региона
Страницы: 208-214

Аннотация >>
В настоящей статье на основе анализа современного состояния образования в целом и экологического образования в частности исследованы особенности взаимной обусловленности образования и социокультурной среды. Обозначены подходы к обновлению содержания образования, образовательной политики в регионе. Раскрыты проблемы создания такой эколого-образовательной среды, которая способствовала бы развитию региона. При этом эколого-образовательная среда должна быть очень привлекательной, отвечающей запросам новой образовательной парадигмы.


33.
НОВАЯ КНИГА ПО ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ

М. М. Эпштейн
Санкт-Петербургский государственный университет
alteredu@mail.ru
Ключевые слова: гуманистическое образование, личностно значимое образование, альтернативность, эмпатия, эколого-эмпатическое миропонимание, гносеодрама
Страницы: 215-221

Аннотация >>
Автор дает рецензию новой книге по философии образования, посвященной актуальным проблемам и перспективам развития гуманизации образовательного процесса. В статье проводится краткий критико-конструктивный анализ содержания книги В. Ю. Пузыревского «Очерки философии гуманистического образования» и исследуется роль этой философии в современных отечественных философско-педагогических исследованиях.