|
|
Array
(
[SESS_AUTH] => Array
(
[POLICY] => Array
(
[SESSION_TIMEOUT] => 24
[SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
[MAX_STORE_NUM] => 10
[STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
[STORE_TIMEOUT] => 525600
[CHECKWORD_TIMEOUT] => 525600
[PASSWORD_LENGTH] => 6
[PASSWORD_UPPERCASE] => N
[PASSWORD_LOWERCASE] => N
[PASSWORD_DIGITS] => N
[PASSWORD_PUNCTUATION] => N
[LOGIN_ATTEMPTS] => 0
[PASSWORD_REQUIREMENTS] => Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
)
)
[SESS_IP] => 18.217.98.175
[SESS_TIME] => 1732178771
[BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
[fixed_session_id] => 26d306fa2f131323fb1305ccdce99f93
[UNIQUE_KEY] => 62028fc6a2b52984d7f48ed6d252e89d
[BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
(
[LOGIN] =>
[POLICY_ATTEMPTS] => 0
)
)
2012 год, номер 3
Н. И. Береснева1, В. Д. Береснев1, Е. А. Смирнова2
1 Пермский государственный национальный исследовательский университет 2 МОУ СОШ № 5 beresnevv@mail.ru
Ключевые слова: научная картина мира, наивная картина мира, эволюция
Страницы: 4-14
Аннотация >>
В статье рассматривается специфика представления знаний, в частности философских, в наивной картине мира и их эволюции. Авторы анализируют дефиниции философских понятий, данных школьниками и студентами. Отмечается, что реципиенты опираются на свои обыденно-практические знания, а также на теоретические знания, ранее полученные. По мнению авторов, наивная картина мира практически не отражает «внечеловеческий» универсум. Знания в «философской» сфере у разных реципиентов противоречивы по степени точности, направленности, актуальности, их философская эрудиция остается на низком уровне. Авторы полагают, что необходима систематическая работа по формированию философской картины мира у молодежи, но в рамках короткого курса философии она невозможна.
|
В. Н. Никитенко
Институт комплексного анализа региональных проблем ДВО РАН rsgilab@rambler.ru
Ключевые слова: полисемия, народное образование, человек - общество - природа
Страницы: 14-19
Аннотация >>
Полисемию понятия и феномена «образование» автор рассматривает в качестве обоснования системообразующей функции и ведущей роли народного образования в преобразовании гетерогенной системы «человек-общество-природа». Такая точка зрения является альтернативой экономико-центрической модели социально-экономического развития и мирообразования.
|
Н. А. Жернова, Е. Е. Жернов
Кузбасский государственный технический университет eugjernov@mail.ru, eugjernov@mail.ru
Ключевые слова: эпистемология, онтологический и телеологический подходы, образование и инновации, опрос
Страницы: 19-27
Аннотация >>
Статья посвящена проблеме определения роли знания и его типов в осуществляемой модернизации российского образования, науки и экономики. Используя противоположные (онтологический и телеологический) подходы эпистемологии, авторы приводят данные опроса студентов различных курсов и форм обучения в вузе, раскрывающие противоречивость их представлений о модернизации, и формулируют предложения по формированию междисциплинарного пространства обучения и научных исследований вопросов модернизации.
|
М. Ю. Чернышов
Иркутский научный центр СО РАН eugjernov@mail.ru
Ключевые слова: методы обучения и воспитания, принципы мышления и организация процессов познания
Страницы: 27-32
Аннотация >>
В статье рассматриваются проблемы философской и психологической гносеологии, связанные с задачами познания принципов организации мышления и познания и, в перспективе, с разработкой эффективных методов обучения и воспитания на этой основе.
|
В. И. Шадрина
Читинский государственный университет shadrina87@bk.ru
Ключевые слова: философия образования, система «философия - культура - образование», российское образование, кризис образования
Страницы: 32-39
Аннотация >>
Автор исследует роль философии в современном образовательном процессе, а также соотносит значение кризиса в философии и культуре с состоянием образования в новом веке. В статье рассматриваются сущностные характеристики системы «философия - образования» сквозь культурологическую призму и анализируется феномен учительского труда. Данная статья является попыткой осмысления феномена отечественного образования в контексте культуры через определение источников, последствий и путей оптимального преодоления сложившейся ситуации.
|
В. П. Тыщенко
Новосибирский государственный педагогический университет vptysh@yandex.ru
Ключевые слова: постфилософия, протофилософия, IT-технологии, синергия полиактивности, реактивности и моноактивности
Страницы: 39-45
Аннотация >>
Проблемы инновационного образования чаще всего обсуждаются на языках множества постфилософий (постлиберализма, постконсерва-тизма, посткоммунизма, постмодернизма). Эти языки пригодны для обсуждения прошлого, но не беспрецедентного будущего. Поиск новых языков требует протофилософии, ответа на вызовы времени. Вызов рожден движением мирового центра из Атлантики в АТР. На полюсе моноактивности (Атлантика, Северо-Запад) находятся страны, лидирующие в нишах стандартных IT-технологий. Значительные возможности в нише инновационных брейнвер (образование и самообразование инновационных решений) имеют полиактивные Индия, Россия, реактивные Тайвань, Сингапур (АТР, ЮВА). Россия сейчас находится на энергетической стадии развития цивилизации.
|
Т. И. Головко
Алтайская государственная академия культуры и искусств ti_golovko@mail.ru
Ключевые слова: инициальные обряды, социализация, подростки, возрастной кризис, народная педагогика, возрастные объединения
Страницы: 46-53
Аннотация >>
Данный материал посвящен анализу опыта народной педагогики в коррекции кризиса взросления подростков. Рассматривается позитивный, хотя и фрагментарный опыт соединения народного и социокультурного подходов к гармонизации процесса взросления. Особое внимание обращается на феномен инициального взросления, который в традиционных культурах маркировался сложной системой ритуалов.
|
С. А. Ганина
Российский новый университет (Орехово-Зуевский филиал) svetla3@yandex.ru
Ключевые слова: феномен детства, ребенок и взрослый, кризис детства, философия и детство
Страницы: 54-59
Аннотация >>
В статье рассматривается проблема философского осмысления феномена детства и его существования в рамках современной культуры. Процессы, протекающие в современном обществе, делают философское осмысление феномена детства чрезвычайно актуальной задачей, без которой общество не в состоянии справляться с кризисом как самого общества, так и с кризисом детства. Рассматривая детство как стратегический потенциал любого общества, автор отмечает отсутствие единой философской редукции данного феномена, а также господство в обществе традиционного стиля мышления о детях, основанного на типичных социальных и педагогических стереотипах приоритета взролого мира. Дальнейшее бытование данных стереотипов может привести, по мнению автора, к потере детства как начала любой личности и культуры в целом.
|
Л. В. Левина, Н. В. Дмитриева, Л. В. Левина, Н. В. Дмитриева
Новосибирский государственный педагогический университет larisa_levina@mail.ru, dnv2@mail.ru
Ключевые слова: психокоррекция, интегративный подход, интегративная психокоррекция, индивидуальные и групповые психологические средства коррекции
Страницы: 59-65
Аннотация >>
В статье раскрываются возможности психологической коррекции отклоняющегося поведения личности с точки зрения интегративного подхода. Описывается сущность данного подхода как поэтапного процесса, основанного на сочетании индивидуальных и групповых психологических средств воздействия. Обосновываются положения об интегративной психокоррекции, реализуемой в виде комплекса этапов, организованных в определенном времени и пространстве, согласованных и оказывающих продуктивное влияние на когнитивную, эмоциональную и поведенческую сферы личности.
|
М. М. Карасартова, М. М. Карасартова
Карагандинский государственный технический университет foaushakova@bk.ru
Ключевые слова: правовая культура, правовое воспитание, правовое обучение
Страницы: 65-70
Аннотация >>
В статье рассматриваются правовое образование, правовое воспитание и правовая культура человека и общества в аспекте новых концепций права. Рассматриваются проблемы правового нигилизма, противоречия современной системы нормативно-правовых актов и реальной действительности.
|
Л. Д. Худякова
Новосибирский государственный педагогический университет ldx@mpnn.ru
Ключевые слова: массовая наркотизация, угроза национальной безопасности, социальные девиации
Страницы: 71-78
Аннотация >>
Автор проводит социально-философский анализ причин возникновения наркомании и делает попытку создать единую классификацию, учитывающую многогранность и многофакторность данной проблемы. В статье исследуются пути решения проблемы; отмечается, что в зависимости от целевой группы должны выделяться два направления работы: профилактика и реабилитация.
|
И. А. Пфаненштиль
Сибирский федеральный университет ndubrovskaya@sfu-kras.ru
Ключевые слова: глобализация, глобализация, коррупция, образование, культура, государство, элита, девиантное поведение, образовательная политика
Страницы: 78-83
Аннотация >>
В статье рассматриваются актуальные проблемы борьбы с наркоманией и коррупцией и предлагается реальная альтернатива в форме образовательно-воспитательной государственной политики.
|
Е. Е. Тихомирова
Новосибирский государственный педагогический университет imktikhomirova@mail.ru
Ключевые слова: этический концепт, воспитание, толерантность, культурные универсалии, языковые универсалии
Страницы: 84-89
Аннотация >>
В статье автор анализирует подходы к проблеме воспитания толерантности средствами естественного языка. На основе положения о существовании культурных универсалий предполагается возможность моделирования поведения посредством языковых техник. На примере этических концептов показывает связь культурных и языковых универсалий, что имеет принципиальное значение в практике воспитания как в средней школе, так и в вузе.
|
С. А. Ушакова, Л. Н. Сивохина
Новосибирский государственный педагогический университет svetla77@yandex.ru, siv-Lyuba@yandex.ru
Ключевые слова: креативность и творчество, образовательный процесс
Страницы: 90-95
Аннотация >>
В статье рассматриваются некоторые проблемы современного образования. Развитие творчества, креативного мышления в ходе образовательного процесса остается актуальной проблемой. По мнению авторов, генезис понятий «творчество» и «креативность» позволяет определить их существенные признаки, выявить сходные признаки и их различия. Если творчество понимается как процесс, приводящий к созданию нового, то креативность - это потенциал, внутренний ресурс человека, способность к творчеству.
|
Л. А. Калашникова
Московский гуманитарный педагогический институт kalashnikova_23@mail.ru
Ключевые слова: социальная зрелость личности, базовые качества личности, краеведческая деятельность, компетентностный подход
Страницы: 96-102
Аннотация >>
В статье анализируются подходы к становлению социальной зрелости личности в отечественной и зарубежной психолого-педагогической науке. Автор обосновывает возможности использования воспитательного потенциала школьного краеведения для формирования базовых качеств социально зрелой личности, рассматривая технологию их формирования с точки зрения компетентностного подхода и соотнося личностные качества школьников с ключевыми компетенциями отечественного образования.
|
О. В. Цигулева
Новосибирский институт экономики и менеджмента oltsiguleva@yandex.ru
Ключевые слова: негосударственный сектор высшего образования, неправительственная высшая школа, вольная высшая школ, общественная школа, частный пансион
Страницы: 103-109
Аннотация >>
В статье рассматривается система образования негосударственного сектора в России и программа его развития. Проведен сравнительный анализ негосударственных высших учебных заведений. Автор считает, что история появления негосударственных вузов начинается отнюдь не в современный период отечественной истории, но возникла еще в дореволюционной России.
|
М. В. Гуськова
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки dep06@obnadzor.gov.ru
Ключевые слова: качество образования, эвалюация, оценивание результатов
Страницы: 109-118
Аннотация >>
В статье рассматривается исторический опыт и современное понимание эвалюации в системе образования, обосновывается введение этапа при реализации программы (проекта).
|
С. В. Камашев
Новосибирский государственный педагогический университет kvs200@ngs.ru
Ключевые слова: глобализация, безопасность, национальная безопасность, экологическая безопасность, стратегия, природная среда, структура экологической безопасности, виды безопасности
Страницы: 119-123
Аннотация >>
Автор обращается к проблеме экологической безопасности в условиях глобализации и необходимости объединения усилий населения планеты для выживания человечества. В статье рассматривается взаимосвязь и взаимозависимость национальной и экологической безопасности, а также подход российского государства к решению проблемы экологической безопасности. Делается вывод о том, что экологическая безопасность в условиях глобализации, являясь реальностью современного мира, образует объективно и субъективно обусловленный, противоречивый фактор обеспечения жизнедеятельности мировой цивилизации XXI в.
|
Е. В. Пономаренко
Южно-Казахстанский государственный университет им. М. Ауэзова odinzova2005@mail.ru
Ключевые слова: формирование личности, экологическое воспитание, экологическая ответственность, общеобразовательная школа
Страницы: 123-129
Аннотация >>
Автор исследует проблему обновления методологии экологического воспитания, поиск новых философских подходов к формированию экологически ответственной личности. На основании философского и терминологического анализа в статье дается определение экологической ответственности как интегральной ценности. Формирование личности, устремленной к сознательному осуществлению собственной жизнедеятельности в согласии с миром природы, нуждается в новой методологии, основы которой и раскрыты в статье.
|
С. Б. Игнатов
Тюменский государственный нефтегазовый университет super.borisovich@yandex.ru
Ключевые слова: устойчивое развитие, трансформации образования, экологическая культура, деонтологический аспект
Страницы: 130-136
Аннотация >>
Современная цивилизация стремится к переходу на новый уровень функционирования, а его базисом является концепция устойчивого развития. В ее контексте происходит трансформация всех сфер общества, в том числе образования как транслятора культуры и созидателя ее новых образцов. Автором статьи рассматриваются особенности образования для устойчивого развития, в том числе стратегическая направленность на формирование экологической культуры обучающихся, подчеркивается необходимость усиления ее деонтологического аспекта.
|
Н. Н. Власюк, Б. О. Майер
Новосибирский государственный педагогический университет nnvlasuk@ngs.ru, maierbo@gmail.com
Ключевые слова: общество, устойчивое развитие, современное образование, образование для устойчивого развития
Страницы: 136-144
Аннотация >>
В статье рассматриваются проблемы устойчивого развития и возможности образования для устойчивого развития. Авторы считают, что анализ путей дальнейшего развития общества конструктивен только в рамках различения двух систем теоретизирования - метафизической и диалектической, поскольку само возникновение современных кризисов есть следствие приверженности одному из этих проектов - метафизическому. Авторы анализируют устойчивое развитие в «западной» модели образования, выделяя важные аспекты по обучению устойчивому развитию для России.
|
Ю. В. Доноева
Бурятский государственный университет donoeva_yuliya@mail.ru
Ключевые слова: личностная установка, ценностные ориентации, подростковый возраст, этнопсихологический фактор, здоровый образ жизни
Страницы: 144-149
Аннотация >>
В статье представлен анализ особенностей установок на здоровый образ жизни у современных подростков. Показана роль этнопсихологического фактора в формировании здорового образа жизни.
|
Д. С. Новиков
Волгоградский государственный социально-педагогический университет dennov89@mail.ru
Ключевые слова: воспитание, здравотворческая культура, модернизация России, постиндустриальное общество
Страницы: 149-154
Аннотация >>
В статье утверждается, что здравотворческое воспитание будущих педагогов способно стать важным условием подготовки кадров. Автор полагает, что в новой системе ценностей важное место должна занять ценность физического, психического и нравственного здоровья. В случае овладения здравотворческой культурой индивид приобретает серьезный биологический резерв для собственного универсального образования, постоянного самообразования и переучивания.
|
Е. Ю. Погожева
Новосибирский государственный педагогический университет pogosheva@mail.ru
Ключевые слова: коммуникативная компетенция, межкультурное языковое пространство, поликультурная компетентность, билингвизм
Страницы: 155-160
Аннотация >>
В данной статье описывается структура образовательной среды и обосновывается необходимость и достаточность обеспечения развития коммуникативной компетенции студентов-билингвов в реальном образовательном процессе. Развитие коммуникативной компетенции студентов-билингвов обеспечивается комплексом педагогических условий: формированием коммуникативной компетенции в рамках педагогической среды; реализацией в образовательном процессе коммуникативных технологий в сочетании с другими продуктивными технологиями (компьютерными, проблемного обучения и др.); личностно значимой для большинства студентов тематикой занятий; комфортной психологической обстановкой обучения; целесообразным использованием диагностического инструментария как средства контроля успешности развития коммуникативной компетенции.
|
С. И. Черных
Новосибирский государственный аграрный университет 2560380@ngs.ru
Ключевые слова: образовательное пространство, образовательная политика, личность как образовательный субъект, образовательное отношение, компьютеризация, социальные аспекты компьютеризации, гражданское общество
Страницы: 161-166
Аннотация >>
В статье рассматриваются социальные аспекты процесса компьютеризации образовательного пространства России в современных условиях. Автор обосновывает тезис о том, что сама по себе компьютеризация, под которой часто понимают насыщение образовательных учреждений электронными устройствами различной степени сложности, не приводит к повышению качества образования. Очень важна социальная составляющая этого процесса. Развитие и применение информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе, рассматриваемые в статье как прямое следствие компьютеризации, привносят в образовательный процесс множество не только технических, но и социальных аспектов. В их числе - изменение самого характера образовательного взаимодействия, а также изменения, происходящие с субъектами образовательного процесса. Необходимость изменений в образовательной политике, проводимой государством в сфере образования, влияет также на функции гражданского общества.
|
Гуохун Ван
Шеньянский политехнический университет wzhch688@sina.com
Ключевые слова: социокультурная компетенция, аутентичные учебные материалы, коммуникативные умения, фоновые культурологические знания
Страницы: 166-171
Аннотация >>
Автор делает акцент на особой роли формирования социокультурной компетенции в процессе развития устной и письменной речи китайских студентов, изучающих русский язык; обосновывает важность соотнесения содержательного аспекта образовательного процесса с межкультурным аспектом профессиональной деятельности будущих специалистов-переводчиков. Особое внимание уделяется отбору текстов социокультурной направленности, а также методам и приемам, используемых при обучении русскому языку как иностранному. Приведенная в статье методика работы способствует развитию целого комплекса надпредметных и предметных компетенций.
|
И. И. Барахович
Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева barakhovich-irina@yandex.ru
Ключевые слова: коммуникативная интенция, коммуникативная цель, профессиональная коммуникация
Страницы: 171-179
Аннотация >>
В статье раскрывается содержание понятий «коммуникация», «коммуникативная интенция», анализируются ее цели и задачи. Автор обосновывает интенциональный характер профессиональных педагогических коммуникаций, исследует архитектуру коммуникативной задачи и схему достижения коммуникативной цели.
|
О. А. Ефремова1, Л. А. Барахтенова1, А. Т. Пименов2, А. А. Киринюк3
1 Новосибирский государственный педагогический университет 2 Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет 3 Московский городской университет управления Правительства Москвы uchotdel@list.ru, uchotdel@list.ru, uchotdel@list.ru, uchotdel@list.ru
Ключевые слова: система эвалюации, маркетинг рынка образования, императивы профилирования и управления
Страницы: 179-186
Аннотация >>
Показано, что маркетинг в сфере образования является важным элементом системы эвалюации, позволяя изучить не только условия реализации, но и состояние ресурсов предоставляемых образовательных услуг. При этом основной императив профилирования и управления маркетинговыми исследованиями заключается в сборе и последующем анализе актуальной и достоверной информации о состоянии объектов рынка для обеспечения эффективности его коммуникационной и распределительной политики, экономической привлекательности, а также гарантий качества оказываемых образовательных услуг.
|
В. В. Лыгденова1, О. Б. Дашинамжилов2
1 Институт археологии и этнографии Сибирского отделения Российской академии наук 2 Институт истории Сибирского отделения Российской академии наук victoria.lygdenova@gmail.com, asterisk1980@mail.ru
Ключевые слова: традиционные ценности, российская организационная культура, патернализм, коллективизм, высокая дистанция власти, избегание рисков, глобализация
Страницы: 186-195
Аннотация >>
Cтатья посвящена анализу традиционных ценностей российской организационной культуры и выявлению их роли в современной организации, в том числе и в образовательных организациях. В результате этнографического анализа авторы приходят к выводу, что патернализм, коллективизм, высокая дистанция власти и высокое стремление к избеганию рисков являются традиционными ценностями в современной российской организационной культуре.
|
О. Р. Сигнаевская, О. А. Скорытина
Уральский государственный педагогический университет
Ключевые слова: философия образования, информационное общество, общество знания, образ человека, национальная стратегия развития
Страницы: 195-202
Аннотация >>
Осуществляется попытка рассмотреть философско-антропологические аспекты развития философии образования в глобализирующемся мире. В частности, по-новому раскрывается смысл спора западников и славянофилов в контексте традиций русской философии, а именно концепции Н. Бердяева о будущем России как «новом Средневековье». Поднимаются вопросы идеологии образования и маркетинговых подходов к организации функционирования образовательной системы, построения социального государства.
|
М. С. Ашилова, М. С. Ашилова
Новосибирский государственный педагогический университет alibek557@rambler.ru
Ключевые слова: фундаментализация, гуманизация, гуманитаризация, этнопедагогика, образовательная модель, субъект-субъектные отношения
Страницы: 202-208
Аннотация >>
Образование играет большую роль в социально-экономической, политической, духовной жизни общества тогда, когда становится внутренней потребностью человеческого бытия, важным моментом его сущности. Казахстанская система образования, вступая в мировое образовательное пространство и испытывая на себе влияние глобализационных процессов, ощущает необходимость в таком образовании, которое несло бы в себе установку на целостность, органичное сочетание моделей восточного и западного образования, ориентацию на гуманизацию и фундаментализацию образовательного процесса. Исходя из этих установок, автор в данной статье раскрывает особенности современной казахстанской образовательной системы.
|
Л. Е. Халудорова
Республиканский институт кадров управления и образования L.E.Khaludorova@mail.ru
Ключевые слова: взаимосвязь образования и окружающей среды, эколого-образовательная среда, развитие региона
Страницы: 208-214
Аннотация >>
В настоящей статье на основе анализа современного состояния образования в целом и экологического образования в частности исследованы особенности взаимной обусловленности образования и социокультурной среды. Обозначены подходы к обновлению содержания образования, образовательной политики в регионе. Раскрыты проблемы создания такой эколого-образовательной среды, которая способствовала бы развитию региона. При этом эколого-образовательная среда должна быть очень привлекательной, отвечающей запросам новой образовательной парадигмы.
|
М. М. Эпштейн
Санкт-Петербургский государственный университет alteredu@mail.ru
Ключевые слова: гуманистическое образование, личностно значимое образование, альтернативность, эмпатия, эколого-эмпатическое миропонимание, гносеодрама
Страницы: 215-221
Аннотация >>
Автор дает рецензию новой книге по философии образования, посвященной актуальным проблемам и перспективам развития гуманизации образовательного процесса. В статье проводится краткий критико-конструктивный анализ содержания книги В. Ю. Пузыревского «Очерки философии гуманистического образования» и исследуется роль этой философии в современных отечественных философско-педагогических исследованиях.
|
|