Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Array
(
    [SESS_AUTH] => Array
        (
            [POLICY] => Array
                (
                    [SESSION_TIMEOUT] => 24
                    [SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [MAX_STORE_NUM] => 10
                    [STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [STORE_TIMEOUT] => 525600
                    [CHECKWORD_TIMEOUT] => 525600
                    [PASSWORD_LENGTH] => 6
                    [PASSWORD_UPPERCASE] => N
                    [PASSWORD_LOWERCASE] => N
                    [PASSWORD_DIGITS] => N
                    [PASSWORD_PUNCTUATION] => N
                    [LOGIN_ATTEMPTS] => 0
                    [PASSWORD_REQUIREMENTS] => Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
                )

        )

    [SESS_IP] => 54.172.169.199
    [SESS_TIME] => 1710825090
    [BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
    [fixed_session_id] => dd763eaccea2bcc5501e429b710fbceb
    [UNIQUE_KEY] => 3677b24d40d8897bc43707614a39ed5e
    [BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
        (
            [LOGIN] => 
            [POLICY_ATTEMPTS] => 0
        )

)

Поиск по журналу

Профессиональное образование в современном мире

2016 год, номер 2

1.
СЛОВО РЕДАКТОРА

С.И. Черных
ФГБОУ ВО Новосибирский ГАУ, Новосибирск, Российская Федерация
2560380@ngs.ru
Страницы: 207

DOI: 10.15372/PEMW20160201



2.
РЕФЛЕКСИВНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ В НЕПРЕРЫВНОМ ИННОВАЦИОННОМ ОБРАЗОВАНИИ. Ч. 2

О.И. Лаптева1, В.И. Панарин2
1Сибирский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Новосибирск, Российская Федерация
lapteva_r@rambler.ru
2Институт дополнительного профессионального образования ФГБОУ ВО Новосибирский ГАУ, Новосибирск, Российская Федерация
idpo@ngs.ru
Ключевые слова: рефлексия, педагогические и психолого-акмеологические механизмы рефлексии, компетенции, развитие рефлексивно-профессиональной компетентности в непрерывном инновационном образовании, методологические принципы концепции развития рефлексивно-профессиональной компетентности, Reflection, the pedagogical and acmeological mechanisms of reflection, competencies, the development of reflexive-professional competence in the lifelong innovative learning, methodological principles of the conception of the reflexive-professional competence development
Страницы: 208-213

Аннотация >>
Идея развития рефлексивно-профессиональной компетентности в непрерывном инновационном образовании есть выражение настоятельного веления времени, ибо сегодняшний и прогнозируемый на ближайшие десятилетия уровень развития человеческой цивилизации неотделим от ускоренного наращивания интеллектуального потенциала человечества, от достижения качественно нового состояния его духовной культуры. Комплексное педагогическое, психолого-акмеологическое изучение сложной фундаментальной проблемы как развитие рефлексивно-профессиональной компетентности в непрерывном инновационном образовании опирается на концептуально-теоретические достижения современного высшего образования, что требует учета методологии взаимодействия гуманитарных наук и их взаимосвязи с профессиональной практикой. Системообразующим фактором развития рефлексивно-профессиональной компетентности в непрерывном инновационном образовании является культивирование рефлексии и компетентности. В связи с этим развитие рефлексивно-профессиональной компетентности в непрерывном инновационном образовании становится предметом специального комплексного исследования. Развитие рефлексивно-профессиональной компетентности в непрерывном инновационном образовании носит закономерный характер и состоит в том, что рефлексия служит механизмом анализа профессионального опыта, способствует преодолению трудностей в профессиональной деятельности, детерминирует развитие профессиональных компетенций, создает условия личностно-профессионального развития и прямо коррелирует с акмеологическими достижениями человека. Рефлексия как условие развития рефлексивно-профессиональной компетентности, как механизм анализа опыта и, наконец, как компонент в структуре профессиональных способностей является устойчивой дефиницией непрерывного инновационного образования.

DOI: 10.15372/PEMW20160102


3.
СИСТЕМНО-ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ПОВЫШЕНИИ КВАЛИФИКАЦИИ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Н.Л. Румянцева
Российская государственная академия интеллектуальной собственности, Москва, Российская Федерация
nlrumyantseva@mail.ru
Ключевые слова: редукционный, устойчивое общество, общественные блага, идеология, ценности, культура, экономическая, политическая, reductive, sustainable society, social goods, ideology, values, culture, economic, political
Страницы: 214-220

Аннотация >>
В статье поставлена проблема узости специалистов и, как следствие, недальновидности принимаемых ими решений. Показана необходимость развития у учащихся в системе повышения квалификации высшего профессионального образования системного мышления и мировоззрения. Такой подход провозглашен как одна из задач этого образования и в федеральных государственных образовательных стандартах. В статье разрабатывается путь ее достижения. Цель настоящей работы - разработка подхода к системному соединению фрагментарного научно-философского социального гуманитарного знания. Задача работы - формирование базовых понятий такого целостного знания. Утверждается, что системное знание должно формироваться в самих преподаваемых дисциплинах, а не в головах учащихся. Предложен системно-диалектический подход к формированию базового понятийного аппарата и преподаванию социальных гуманитарных наук. Рассмотрено и сформировано понятие «общественное благо» в этом подходе, показано его отличие как от понятия «общественные блага», так и от понятия «общественное благо» в редукционном подходе. Рассмотрены два вида ценностей общества - ценности культуры и ценности идеологии. Показано, что близость этих ценностей необходима для формирования устойчивого состояния общества. Предложена базовая понятийная система, которая включает основные понятия идеологии, экономической и политической подсистем системы-общества. Показаны отличия понятийных систем в редукционном и системно-диалектическом подходах.

DOI: 10.15372/PEMW20160203


4.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА К КОМПЕТЕНТНОСТНОЙ ПАРАДИГМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

М.В. Слепцова
ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный педагогический университет», Воронеж, Российская Федерация
79304014250@yandex.ru
Ключевые слова: профессиональное образование, дети с ограниченными возможностями здоровья, экспертные знания, профессиональные компетенции, professional education, disabled children, expert knowledge, professional competencies
Страницы: 221-227

Аннотация >>
Статья посвящена актуальной педагогической проблеме - организации профессионального образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. Показано, что одной из основных задач профессионального образования является социализация выпускников образовательных учреждений, которая обеспечивается, в том числе путем формирования у них профессиональных компетенций в выбранной сфере профессиональной деятельности. Применительно к учащимся общеобразовательных (коррекционных) школ выбор сферы профессиональной деятельности, цель профессионального образования и этапы ее достижения определены методом экспертной оценки. На основе полученных экспертных знаний разработана «Адаптивная рабочая программа по плотницкому делу в 11 классе для детей с ограниченными возможностями здоровья на 2014-2015 учебный год». Проведено сравнение результатов с результатами, получаемыми в классической системе образования. Установлено достижение учащимися поставленных педагогических целей по формированию у них устойчивых профессиональных компетенций по профессии «Плотник».

DOI: 10.15372/PEMW20160204


5.
ТОЛЕРАНТНОСТЬ В КУЛЬТУРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Н.П. Чупахин, В.Д. Павлова
Томский государственный педагогический университет, Томск, Российская Федерация
chnp45@mail.ru
Ключевые слова: смысл и пределы толерантности, общекультурные пространства и компетенции, культура Vista, the meaning and borders of tolerance, general cultural spaces and competences, Vista culture
Страницы: 228-235

Аннотация >>
В статье в соответствии с педагогической концепцией как прикладной философией С. И. Гессена на принципах свободы обучения осуществлено построение новой модели толерантности в культуре образования. Культура образования как процесс есть пространство построения индивидуального культурного мира каждого отдельного человека. Смысл толерантности раскрывается с помощью алгоритма смыслообразования Н. П. Чупахина в области знания в обобщенном пространстве Vista культуры потребностей и возможностей В. Д. Павловой. Аксиоматической основой толерантности являются Декларация ЮНЕСКО и Преамбула Устава ООН. С помощью онтологических особенностей быта, гносеологических законов теории познания, антропологических методов исследования происхождения и развития человека определяются аксиоматические пределы толерантности в целом, а в рамках социальной, понятийной, духовной и материальной составляющих культуры потребностей и возможностей находится смысл толерантности в культуре образования. Потенциал толерантности, актуализированный объектом культуры образования, является ключевым нравственным принципом гражданского общества, закрывающим путь произволу и насилию. В противном случае при попустительстве злу и посягательствам на свободу и нравственное достоинство человека толерантность не является признаком этой культуры. Высшим смыслом совершенной толерантности можно определить лишь созидательный путь духовно-нравственного, социально-политического, этнокультурного, экономического и научно-технического развития мирового общества, которое обладает гармоничным сочетанием законности, прочности, свободы и терпимости. Согласно федеральным образовательным стандартам высшего профессионального образования выделены следующие общекультурные компетенции формирования толерантной личности: в социальной культуре - принятие и следование законам социума, социальная мобильность субъекта; в понятийной культуре - когнитивные процессы в обогащении общеобразовательными новыми знаниями и способностями; в духовной культуре - познание и сохранение духовных ценностей, самоидентификация самосознания субъекта и адаптация в условиях новой социальной среды; в материальной культуре - материальное обеспечение субъекта, создание и использование общедоступных материальных благ, входящих в понятие всех культурных компетенций.

DOI: 10.15372/PEMW20160205


6.
КОРПОРАТИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ

С.И. Черных1, В.И. Паршиков2
1ФГБОУ ВО Новосибирский ГАУ, Новосибирск, Российская Федерация
2560380@ngs.ru
2Институт дополнительного профессионального образования ФГБОУ ВО Новосибирский ГАУ, Новосибирск, Российская Федерация
idpo@ngs.ru
Ключевые слова: образование, корпорация, корпоративный университет, образовательное пространство России, образовательный менеджмент, coporation education, coporate university, Russian educational space, educational management
Страницы: 236-241

Аннотация >>
Одним из ведущих трендов перехода мирового сообщества к VI технологическому укладу является непрерывное образование. «Образование через всю жизнь» и «от ступени к возрасту» как основополагающие принципы непрерывного образования диктуют особые требования к организации третичного обучения, одной из наиболее эффективных форм которого является корпоративное образование. Данная публикация открывает цикл статей, в которых авторы намереваются проанализировать сущностные аспекты развития корпоративного образования в России с позиций системного, аксиологического и междисциплинарного подходов. Развитие этих подходов, как считают авторы, будет являться полезным для развития и оптимального осуществления образовательного менеджмента, несовершенство которого отмечается в большинстве исследований, посвященных образовательной проблематике. Центральным тезисом, объединяющим эту и все последующие публикации, является убеждение авторов в том, что сегодняшние акценты развития российского образования смещаются в эпицентрах своего развития с треугольника: «дошкола-школа-вуз», отношения в котором формализированы государством в треугольник «образовательные учреждения-бизнес-индивид». При этом формализация отношений между элементами в этом треугольнике определяется взаимным фундированием смыслов, ценностей и интересов указанных элементов. Такой подход изменяет векторность политики в области образования и, в первую очередь, в формировании новых организационных конструктов образовательного взаимодействия. На сегодняшний день центральной формой такой организации (достаточно эффективной) является корпоративный университет.

DOI: 10.15372/PEMW20160206


7.
РЫНОК ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА ОМСКА И ОБЛАСТИ С ПОЗИЦИИ КОНЦЕПЦИИ "МАРКЕТИНГ-МИКС"

А.М. Сморкалова1, Н.Я. Гарафутдинова2
1Омский государственный педагогический университет, Омск, Российская Федерация
Alina1991_10@mail.ru
2Центр непрерывного профессионального образования ОмГПУ, Омск, Российская Федерация
natali_27omsk@mail.ru
Ключевые слова: Дополнительное профессиональное образование, сегмент рынка, концепция "маркетинг-микс", lifelong learning, the segment of market, conception "mix marketing"
Страницы: 242-247

Аннотация >>
В данной статье представлен краткий анализ и оценка конъюнктуры рынка дополнительного профессионального образования города Омска и области с целью уменьшения неопределенности и риска при решении как тактических, так и стратегических задач образовательными организациями, которые оказывают услуги в сфере дополнительного образования. В анализе делается акцент на применении маркетинговых средств в развитии дополнительного профессионального образования.

DOI: 10.15372/PEMW20160207


8.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Г.Г. Левкин1, А.С. Ястребов2, В.В. Семченко3, Н.М. Колычев3, Е.В. Сосновская4
1Омский государственный университет путей сообщения, Омск, Российская Федерация
lewkin_gr@mail.ru
2НОУ «Институт развития образования», Омск, Российская Федерация
iro.omsk@mail.ru
3ФГБОУ ВПО «Омский государственный аграрный университет имени П. А. Столыпина», Омск, Российская Федерация
ivm_omgau_gistology@mail.ru
4ГБОУ ВПО «Ханты-Мансийская государственная медицинская академия», Ханты-Мансийск, Российская Федерация
evg-sosnovskaya@yandex.ru
Ключевые слова: индивидуализация обучения, учебный процесс, слушатель, преподаватель, дистанционная технология, individualization of training, educational process, student, teacher, distant learning technology
Страницы: 248-255

Аннотация >>
Развитие рыночных механизмов в отечественной экономике происходит параллельно с повышением образовательного уровня специалистов предприятий. Наряду с получением высшего образования для решения этой задачи требуется повышение квалификации и переподготовка в дополнительном образовании. При внедрении в работу предприятий новых направлений деятельности (логистика, маркетинг, управление проектами) возникает необходимость в повышении квалификации и переподготовке. Индивидуализация обучения является сложным процессом, включающим в себя отдельные аспекты деятельности как представителей образовательной организации, так и обучаемых. В статье проведен анализ подходов к определению аспектов индивидуализации обучения в высшем и дополнительном образовании, выявлены закономерности эволюционного развития обучения от индивидуального обучения к групповым формам и последующий возврат к индивидуализации на новом качественном уровне. Эффективная деятельность образовательного учреждения возможна на основе использования функций менеджмента. Наряду с планированием образовательной траектории обучаемого индивидуализация обучения в дополнительном образовании предполагает разработку методики индивидуального обучения слушателей с учетом их занятости, индивидуальных способностей при освоении и переработке учебного материала. На примере негосударственного учреждения дополнительного образования разработана методика индивидуального обучения слушателя с учетом использования дистанционных образовательных технологий. Методика обучения включает в себя последовательность действий преподавателя при разъяснении слушателю требований образовательной программы, особенности взаимодействия преподавателя и слушателя при использовании дистанционных образовательных технологий, учет индивидуальных особенностей слушателя и действия преподавателя при наличии затруднений в учебном процессе. Результатом использования разработанной методики учреждениями дополнительного образования является повышение качества обучения и лояльности слушателей.

DOI: 10.15372/PEMW20160208


9.
ПОДГОТОВКА РЕЗЕРВА КАДРОВ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Н.В. Силкина, Е.А. Пименова
Сибирский государственный университет путей сообщения, Новосибирск, Российская Федерация
silkina@stu.ru
Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование, резерв кадров, подготовка резерва кадров в дополнительном профессиональном образовании, организационно-педагогические условия подготовки резерва кадров, further training, personnel reserve, personnel reserve training in the system of further training, organizational and pedagogical conditions of the personnel reserve training
Страницы: 256-261

Аннотация >>
Интенсивное реформирование и реструктуризация экономики страны требует осуществления качественного совершенствования кадрового состава, развития управленческой компетентности руководителя, подготовки резерва кадров в соответствии с целями и задачами отрасли. Такая подготовка возможна на основе специально разработанных программ, реализуемых в системе дополнительного профессионального образования (далее - ДПО), которое играет первостепенную роль в непрерывном профессиональном развитии человека, «обеспечении соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды» [1]. Актуальность работы связана с возросшими требованиями заказчиков образовательных услуг к уровню и качеству повышения квалификации современных специалистов и будущих управленцев с тенденцией к оптимизации кадрового потенциала в любой отрасли экономики страны. В статье рассмотрены вопросы подготовки управленческих кадров в системе дополнительного профессионального образования на основе компетентностного подхода. Представлена модель подготовки резерва кадров в ДПО, определены организационно-педагогические условия подготовки резерва кадров, а именно: социальное партнерство, методическое обеспечение, кадровое обеспечение.

DOI: 10.15372/PEMW20160209


10.
ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ АПК РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Н.М. Якушкин, Э.Б. Хафизова, В.Н. Фомин
Татарский институт переподготовки кадров агробизнеса, Казань, Российская Федерация
tipkia@mail.ru
Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование, кадры, кадровая политика, образовательные услуги, дистанционные образовательные технологии, практико-ориентированное образование, качество образования, повышение квалификации, профессиональная переподготовка, научные разработки, further training, personnel, personnel policy, educational services, distance technologies, practice-oriented training, the quality of education, further training, professional retraining, scientific developments
Страницы: 262-267

Аннотация >>
Целью статьи является интеграция науки, образования и производства, присущий дополнительному профессиональному образованию АПК, что обладает мощным потенциалом для развития всей отрасли. Ключевым фактором выхода аграрного сектора экономики из кризиса и его дальнейшего развития является формирование приоритетных стратегических направлений в развитии системы дополнительного профессионального образования руководителей и специалистов АПК. При этом следует отметить, что современная стратегия развития этой системы опирается на приобретение и овладение информационно-техническими средствами, современными педагогическими технологиями при минимальных дополнительных финансовых и материальных ресурсах. В новых условиях хозяйствования предложены комплексные меры по реализации инновационных программ и проектов в области земледелия, агроэкологии, животноводства, переработки сельскохозяйственной продукции, адаптации энерго- и ресурсосберегающих технологий, инновационных проектов, связанных с производством экомаркированной продукции. Для этого в системе дополнительного профессионального образования должна формироваться и развиваться инфраструктура инновационной деятельности.

DOI: 10.15372/PEMW20160210


11.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА К УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ РЕШЕНИЯ ТАКТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ

Л.И. Холина1, Н.А. Серёдкин2
1ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет», Новосибирск, Российская Федерация
l.holina33@yandex.ru
2Новосибирский военный институт внутренних войск имени генерала армии И. К. Яковлева МВД России, Новосибирск, Российская Федерация
nik.seredkin.75@mail.ru
Ключевые слова: военный профессионализм, профессиональная деятельность офицера, тактические задачи, управление, military professionalism, professional activity officer, tactical mission, management
Страницы: 268-274

Аннотация >>
В статье рассмотрены процессный, системный, ситуационный и рефлексивный виды управления в профессиональной деятельности офицера внутренних войск России в аспекте решения профессиональных тактических задач. Отмечены общие и особенные признаки каждого вида управления, необходимость ориентации на них в процессе решения офицером тактических задач. Методологической основой исследования проблемы профессиональной подготовки будущих офицеров в процессе решения тактических задач являются системный, деятельностный, личностный подходы. Опираясь на них, авторы раскрывают сущность и содержание конкретных видов управления. Процесс формирования теоретических знаний и практических навыков профессиональной управленческой деятельности будущих офицеров внутренних войск предполагает владение обучаемыми системой основополагающих понятий. В статье дано толкование понятия «тактическая подготовка», названы ее основные компоненты и приведены примеры тактических задач по каждому виду управления. Особое внимание в статье уделено рефлексивному управлению, наименее разработанному в современной военной школе. Авторы излагают свой взгляд на соотношение указанных видов управления, а их знание считают обязательным компонентом теоретической компетентности курсантов военных вузов, условием повышения качества их подготовки. Обращение авторов статьи к анализу видов управления связано с проблемой формирования профессиональной управленческой деятельности будущих офицеров внутренних войск МВД России и готовности решать профессиональные тактические задачи.

DOI: 10.15372/PEMW20160211


12.
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В УСЛОВИЯХ СТАНДАРТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ (на примере архитектурно-художественного образования)

О.Л. Кошеутова1,2, М.А. Абрамова2,3
1Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Российская Федерация
olga.leonarda@mail.ru
2Новосибирский государственный университет архитектуры и дизайна, Новосибирск, Российская Федерация
Marika24@yandex.ru
3ИФПР СО РАН, Новосибирск, Российская Федерация
Ключевые слова: архитектурно-художественная подготовка, федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), федеральные государственные требования (ФГТ), Architecture and Art training, Federal State Educational Standards (FSES), Federal State Requirements (FSR)
Страницы: 275-281

Аннотация >>
На основе работ В. П. Беспалько, A. M. Кондакова, В. В. Краевского, Н. Д. Никандрова, М. В. Рыжакова, В. Д. Шадрикова рассматривается тенденция по изменению восприятия федеральных государственных образовательных стандартов как описания «минимума» и «уровня» к «совокупности требований» (2012 г.) и «стандарту компетенций». На примере анализа федеральных государственных образовательных стандартов для средней общей школы, федеральных государственных требований для детских школ искусства и требований к подготовке абитуриентов ставится проблема несогласованности, обусловливающей нарушение преемственности довузовской и профессиональной подготовки студентов архитектурно-художественных вузов. На основе анализа выявлено, что среди причин появления проблемы наиболее значимыми являются разрушение советской системы непрерывного архитектурно-художественного образования, а также осуществление в постсоветский период двойного руководства данным процессом со стороны Министерства образования и науки РФ и Министерства культуры РФ, в подчинении которого находятся учреждения дополнительного образования в области искусства. Такие предметы, как изобразительное искусство, черчение, позволяющие развивать пространственное мышление, изобразительные навыки, по образовательным стандартам как учебные дисциплины включены только в учебный план общего (среднего) образования, т. е. в 10-11 классах они уже не преподаются. И, как следствие, два года, наиболее значимых для подготовки к поступлению в профильный вуз, программа общего (полного) образования не охватывает. Появление новой категории «Общеразвивающие образовательные программы» имеет двусмысленную трактовку как, ориентированных на конкретную профессиональную подготовку и позиционирующихся в качестве досуговых занятий. Таким образом, отсутствие четкого понимания места и роли довузовской подготовки в профессиональном образовании, а также нивелирование значения художественной подготовки для развития личности не только приводят к нарушению преемственности между довузовским и профессиональным этапами подготовки, но и способствуют снижению ценности эстетического воспитания личности в целом.

DOI: 10.15372/PEMW20160212


13.
РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ НОВОГО НЕПРЕРЫВНОГО ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ

М.А. Червонный
Томский государственный педагогический университет, Томск, Российская Федерация
mach@tspu.edu.ru
Ключевые слова: физико-математическое образование, непрерывное образование, подготовка педагогических кадров, physico-mathematical education, lifelong learning, teachers training
Страницы: 282-289

Аннотация >>
Целью статьи является анализ направлений развития процесса обучения физике и математике в сферах школьного, довузовского и дополнительного образования, в том числе работы с одаренными детьми. Для всех моделей актуальным является вопрос подготовки и дальнейшего совершенствования педагогических кадров. Модель, учитывающая подготовку педагогических кадров, обеспечивающая взаимодействие школ, вузов, межведомственное взаимодействие в регионе и на федеральном уровне, позволит поддерживать конкурентоспособность современного физико-математического образования России. В статье представлена модель непрерывного физико-математического образования, созданная при педагогическом университете. Описаны цели, содержательный и процессуальные компоненты деятельности апробируемой модели. Представленная модель обеспечивает деятельностный подход в процессе обучения. Показано, что созданный в университете на основе такой модели педагогический комплекс является эффективным механизмом подготовки будущих учителей физики и математики, а также педагогов дополнительного образования.

DOI: 10.15372/PEMW20160213


14.
ОЦЕНКА РАБОТОДАТЕЛЯМИ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В СФЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ КАК основа совершенствования образовательного процессА

Е.В. Балганова, Н.Н. Богдан
Сибирский институт управления - филиал РАНХиГС, Новосибирск, Российская Федерация
elena-balganova@mail.ru
Ключевые слова: управление персоналом, общепрофессиональные и профессиональные компетенции специалистов, оценка работодателями качества подготовки, personnel management, the general professional and professional competences of specialists, employer's assessment of training quality
Страницы: 290-296

Аннотация >>
Статья посвящена изложению результатов предпринятого авторами исследования мнения работодателей о качестве подготовки студентов и выпускников по направлению «Управление персоналом» в отношении профессиональных и общепрофессиональных компетенций. Авторами выявлены многочисленные несоответствия и противоречия между значимостью компетенций, их востребованностью и степенью сформированности. В статье приводятся рассуждения о причинах расхождений в оценках работодателей и требованиях государственного образовательного стандарта и намечаются направления работы по усилению влияния работодателей на процессы профессиональной подготовки.

DOI: 10.15372/PEMW20160214


15.
Формирование личностного образовательного пространства преподавателя в условиях развивающего обучения в системе повышения квалификации

Р.К. Серёжникова, Л.В. Лукьянова
ФГБОУ ВПО «Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема», Биробиджан, Российская Федерация
seryozhnikova@mail.ru
Ключевые слова: личностное образовательное пространство, самореализация, информационно-коммуникационные технологи, personal educational space, self-fulfillment, information-communicative technologies
Страницы: 297-304

Аннотация >>
В статье предпринята попытка проанализировать сущность и этапы становления личностного образовательного пространства преподавателя СПО как его взаимодействие с открытой социальной образовательной средой, представленной коммуникативно-информационным потенциалом повышения квалификации в контексте удовлетворения его образовательных потребностей и самореализации. Авторы рассматривают образовательное пространство личности в ее собственном сущностном представлении об образовании как форме бытия (взаимодействия) в ней и как процесс, деятельность, явление, обусловленное образованием. В то же время образовательная деятельность личности - это определенная часть образовательного пространства, которая, персонализируясь, фиксируется как «собственная» в создаваемом образовательном пространстве «для меня», что и обеспечивает личностный рост. В связи с этим возникает проблема интеграции новых образовательных технологий, имеющих ряд принципиальных особенностей, обусловленных тем, что в современных условиях компьютерное сопровождение является одним из главных средств в системе обучения, воспитания, управления самореализацией личности. Эта ситуация объясняется тем, что с развитием информационного общества произошло существенное изменение отношений между основными субъектами образовательного процесса. В статье представлено целенаправленное и методически организованное повышение квалификации в рамках семинаров, мастер-классов, открытых уроков как открытое образовательное пространство, ориентированное на применение современных информационных систем, что раскрывает особенности целесообразного обеспечения подготовки преподавателей к использованию в ежедневной работе информационно-коммуникационных технологий. Поскольку эти технологии являются инновационными и качественно меняют уровень самостоятельной работы личности, расширяя объем учебной информации, это позволяет расширить личностное образовательное пространство преподавателя. Программы, реализуемые в открытом образовательном пространстве повышения квалификации промышленно-экономического факультета программ среднего профессионального образования ФГОБУ ВПО «Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема», направлены на углубление, расширение и обновление профессиональных знаний и умений преподавателей. Анализ этих программ показывает, что они, в частности, предусматривают овладение преподавателями информационно-коммуникационными технологиями, способствуя формированию личностного образовательного пространства преподавателя.

DOI: 10.15372/PEMW20160215


16.
НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

М.А. Логутова, Е.В. Логутова
ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики», Новосибирск, Российская Федерация
loguter@inbox.ru
Ключевые слова: образование, образование В«через всю жизньВ», обучение, самообразование, профессиональная среда, формальное образование, информальное образование, education, lifelong learning, self-education, professional environment, formal education, informal education
Страницы: 305-309

Аннотация >>
Стратегические задачи системы образования заключаются в том, что оно должно непрерывно и неустанно развиваться, улучшая свою работу в рамках быстро текущей и меняющейся жизни общества, готовить специалистов завтрашнего дня, причем эта подготовка должна быть опережающей и влиять на стихийные общественные процессы, направляя их в цивилизованное русло. Поэтому в нашей стране происходят постоянные изменения в системе образования из-за интеграции российского образования в мировое. Одним из принципов демократии в сфере образования является принцип равной доступности вузовского и послевузовского образования для всех граждан. Именно поэтому был проявлен особый интерес к системе непрерывного образования. Актуальность изучения системы непрерывного образования определяется тем, что в формирующемся постиндустриальном обществе знания становятся доминантной ценностью, реально обеспечивая развитие и конкурентоспособность нации. Возможность получения и использования новейшей информации выступает одним из ключевых факторов, определяющих роль и место страны в мировом сообществе. В связи с этим в поле исследования современной науки актуализируются проблемы, связанные с непрерывным образованием человека как создателя, носителя и преобразователя знаний. Заинтересованность в непрерывном образовании является показателем путей дальнейшего развития системы непрерывного образования.

DOI: 10.15372/PEMW20160216


17.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ФУНКЦИИ КОМПЕТЕНЦИЙ

Ю.Д. Овчинников, О.Г. Лызарь
Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Краснодар, Российская Федерация
yurij.ovhinnikov@inbox.ru
Ключевые слова: профессиональные компетенции, специализация, исследовательские лаборатории, биомеханика двигательной деятельности, исследовательская функция, professional competences, major, research laboratories, Biomechanics of movement, research function
Страницы: 310-316

Аннотация >>
Проблема реализации и восприятия общекультурных и профессиональных компетенций в учебном процессе по-прежнему актуальна. Обобщив опыт работы с компетенциями, авторы рассматривают исследовательские функции компетенций. А именно как работать с компетенцией как с исследовательской лабораторией, чтобы увидеть первые исследовательские результаты студентов (для специализации «ФОТ») Разработан, апробирован и издан лабораторный практикум, состоящий из 10 работ, охватывающий все темы изучаемого курса «Биомеханика двигательной деятельности» (2 курс). В статье показан логико-компетентностный подход в развитии предметных технологий в связи с использованием новых стандартов в образовании. Исследовательская лаборатория в рамках предмета поможет лучше увидеть межпредметные связи и практическое значение не только полученного исследовательского материала, но и всей компетенции в целом, а также расширить учебно-исследовательскую деятельность.

DOI: 10.15372/PEMW20160217


18.
Условия трудоустройства бакалавров в Германии и России

Т.А. Рахимова, М.Е. Савинцева
Томский государственный архитектурно-строительный университет, Томск, Российская Федерация
tat-rachimova@yandex.ru
Ключевые слова: бакалавриат, Болонский процесс, выпускник, рынок рабочих мест для выпускников, трудоустройство, Bachelor programme, Bologna process, graduate, job market for graduates, employment
Страницы: 317-323

Аннотация >>
Одним из важнейших критериев оценки вуза является доля трудоустроенных по специальности выпускников. В связи с этим возрастает потребность в исследовании условий этого процесса, так как изменения в системе высшего образования неизбежно влекут за собой перемены в начале трудовой деятельности выпускника вуза. Опыт Германии как одного из инициаторов Болонского процесса и перехода на многоуровневую систему высшего образования интересен и доступен для изучения. Критерии, определенные немецкими исследователями, представляют мнения работодателей, студентов и выпускников, что позволяет рассмотреть проблему трудоустройства во всех аспектах. В российских источниках нам не удалось найти аналогичного исследования с такими же критериями. Важные данные, учитывающие мнения работодателей, студентов и выпускников-бакалавров предоставлены в рамках исследований рекрутингового агентства SuperJob, статистического отчета Высшей Школы Экономики 2012 года, онлайн-опроса сайта «Анкетер». В результате анализа данных исследований российских и немецких ученых авторами статьи выявлены мероприятия по адаптации в начале профессиональной деятельности бакалавра.

DOI: 10.15372/PEMW20160218


19.
МОДЕЛИ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Н.Н. Савина
НОУ ВПО «Новосибирский гуманитарный институт», Новосибирск, Российская Федерация
nn_savina@mail.ru
Ключевые слова: непрерывное образование, дополнительное образование, модели дополнительного образования, lifelong learning, further training, the models of further training
Страницы: 324-332

Аннотация >>
Одной из центральных задач модернизации российского общества и национальной экономики является организация эффективной системы непрерывного образования. В настоящее время все развитые государства мира реализуют программы формирования систем непрерывного образования. Так, доля экономически активного населения, участвующая в непрерывном образовании, составляет в Австрии - 89,2 %, Дании - 79,9 %, Финляндии - 77,3 %, Швеции - 71 %, Швейцарии - 68 %. В России, несмотря на то что развитие непрерывного образования было продекларировано в 2004 году как один из пяти приоритетов развития образования, переподготовку проходят, по разным данным, до 10 % взрослого населения ежегодно. Между тем одной из основных проблем, которые сдерживают развитие инновационной экономики в нашей стране, является именно нарастающий дефицит кадров всех уровней квалификации. В статье дается анализ существующих в мире моделей систем дополнительного образования, каждая из которых имеет свои социально-экономические характеристики. Их изучение позволяет переосмыслить российский опыт, взять для реализации в отечественной практике концептуальные подходы к организации дополнительного образования. В рассматриваемых зарубежных моделях четко прослеживается социальный заказ на обучение в системе дополнительного профессионального образования, заинтересованность государства и его финансовая поддержка. Описаны механизмы привлечения работодателей к участию в переквалификации кадров. Отмечены контролирующие функции работодателей, разделяющих ответственность с государством за качество образования в системе дополнительного профессионального образования.

DOI: 10.15372/PEMW20160219


20.
ИСТОРИЯ В аксиологической системЕ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

М.П. Яценко
Сибирский федеральный университет, Красноярск, Российская Федерация
ymp1957@rambler.ru
Ключевые слова: историческое познание, историческая гносеология, эволюционистская парадигма, historical knowledge, historical epistemology, evolutionary paradigm
Страницы: 333-340

Аннотация >>
В статье освещаются особенности исторического познания в условиях глобализации, одной из важных характеристик которого является силовая интерпретация истории. Доказывается, что она проводится в интересах субъектов глобализации, то есть ведущих стран Запада за счет стран «второго и третьего миров», поэтому идеологи глобализации не заинтересованы в объективном изучении исторического прошлого. По мнению автора, единство истории как полное единение человечества никогда не будет завершено. История замкнута между истоками и целью, в ней действует идея единства. Человек идет своим великим историческим путем, но не завершает его в реализованной конечной цели. Единство человека - граница истории, а это значит: достигнутое завершенное единство было бы концом истории. История - движение под знаком единства, подчиненное представлениям и идеям единства. В нашем историческом сознании идея человечества становится конкретной и зримой только в действительной истории, в ее целостности. Прогностическая функция истории во многом кажется парадоксальной по своей сути, ведь по определению историк занимается изучением прошлого. Единство истории как полное единение человечества никогда не будет завершено. Наличие соответствующим образом интерпретированного исторического опыта других народов в значительной мере облегчает элите, ответственной за принятие решения, транслирование этого решения в массы.

DOI: 10.15372/PEMW20160220


21.
ОСОБЕННОСТИ МИКРОБИЗНЕСА В ЭКОНОМИКЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

Н.П. Карамышев
ФГБОУ ДПО «Алтайский институт повышения квалификации руководителей и специалистов агропромышленного комплекса», Барнаул, Российская Федерация
aspirantura.aipk@mail.ru
Ключевые слова: сельскохозяйственный микробизнес, воспроизводство трудовых ресурсов, рыночные отношения, государственная политика, индивидуальный предприниматель, экономика сельского хозяйства, Agricultural microbusiness, the reproduction of the labor force, market relations, public policy, an individual entrepreneur, agricultural economics
Страницы: 341-345

Аннотация >>
В статье определяется роль сельскохозяйственного микробизнеса в современной экономике. Автор выявляет причины уменьшения количества субъектов сельскохозяйственного микробизнеса и последствия данного процесса. Малое предпринимательство создает самый широкий спектр товаров и услуг общей стоимостью в десятки триллионов рублей. Однако, развивая и поддерживая становление рыночных отношений, необходимо думать не только о сугубо материальной выгоде. В современной экономике существует ряд вопросов, решение которых будет способствовать более эффективному развитию сельскохозяйственного микробизнеса. Как увязать инициативу предприимчивого человека с интересами общества? Как в конкретных жизненных обстоятельствах создать атмосферу здоровой, созидательной конкуренции? Решение этих и многих других вопросов уже в самом скором будущем определит в нашем обществе профессиональный и нравственный облик среднего класса - основы стабильности и материального благополучия России. Перспективными направлениями развития предпринимательства в муниципальных районах, небольших сельских территориях является создание малых инновационных предприятий, позволяющих не только создавать новые рабочие места, но и повышать конкурентоспособность местной локальной экономики. Функциями сельскохозяйственного предпринимательства выступают: обеспечение продовольственной безопасности в местах базирования за счет удовлетворения первичной потребности населения в еде; обеспечение самозанятости населения; сокращение безработицы и повышение уровня жизни на селе. В ходе исследования получены выводы, что развитие сельскохозяйственного микробизнеса будет способствовать устойчивому повышению благосостояния населения в сельских территориях, формированию среднего класса, укреплению национальной безопасности и динамичному развитию всей экономики в долгосрочной перспективе.

DOI: 10.15372/PEMW20160221


22.
СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ СПЕЦИАЛИСТОВ АПК НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

А.В. Гааг1, И.В. Гончарова1, А.А. Афанасьева2
1ФГБОУ ВО Новосибирский ГАУ, Новосибирск, Российская Федерация
gaag85@mail.ru
2Горно-алтайский государственный университет, Горно-Алтайск, Российская Федерация
afanasieva.1994@mail.ru
Ключевые слова: повышение квалификации, переподготовка, агропромышленный комплекс, обучение, сельское хозяйство, специалисты АПК, further training, retraining, agribusiness, training, agriculture, agribusiness specialists
Страницы: 346-349

Аннотация >>
В настоящее время аграрный сектор экономики нуждается в обновлении научно-информационной, технической, технологической базы АПК. Остро встает вопрос конкурентоспособности и импортозамещения на российском продовольственном рынке. Анализ результатов деятельности современных сельскохозяйственных предприятий показывает, что создание производственных коллективов с высоким уровнем профессионализма и квалификации сотрудников, работающих с высокой производительностью труда, является решающим фактором эффективности агропромышленного производства и конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции. Однако существует ряд проблем: слабая профессиональная подготовка кадров; высокая сменяемость руководителей и специалистов из-за отсутствия экономической стабильности в аграрном секторе; несовершенство существующих методов оценки образовательных потребностей в АПК; нехватка финансовых ресурсов у хозяйств. Для решения вышеперечисленных проблем требуется создание качественной системы дополнительного профессионального образования. В статье описано современное состояние ДПО специалистов агропромышленного комплекса Новосибирской области, затронуты проблемы, мешающие развитию ДПО в регионе, а также выявлены перспективы развития данной сферы.

DOI: 10.15372/PEMW20160222


23.
ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ САМОАКТУАЛИЗИРУЮЩЕЙСЯ КОМПЕТЕНТНОЙ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО АГРОИНЖЕНЕРА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА

Д.А. Данилов1, Т.А. Парникова2
1Северо-восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, Якутск, Российская Федерация
da.danilov@s-vfu.ru
2Якутская государственная сельскохозяйственная академия, Якутск, Российская Федерация
tatyana-parnikov@mail.ru
Ключевые слова: образовательно-воспитательная среда, внеучебное время, самоактуализация, самооценка, educational environment, extracurricular time, self-actualization, self-esteem
Страницы: 350-357

Аннотация >>
В данной статье излагаются результаты оценки воспитательной деятельности в разработанной и построенной на Инженерном факультете Якутской государственной сельскохозяйственной академии образовательно-воспитательной среде по показателям анализа свободного времени студентов, устанавливаемых путем анкетного опроса и наблюдений. Собственный многолетний опыт работы в подготовке технических специалистов в вузе показывает, как видно из бесед с выпускниками, осознание студентами того, что для обеспечения конкурентоспособности на рынке труда они должны обладать не только высоким уровнем профессиональных знаний, но и социальной активностью, коммуникативными и организаторскими способностями, стремлением к самообразованию, , приобретению новых востребованных компетенций, творческим потенциалом. В настоящее время проблема самоактуализации профессионально компетентной личности в таком важном возрастном этапе, как студенчество, недостаточно разработана, несмотря на теоретическую и прикладную значимость данного исследования. Поэтому проблема развития способностей самоактуализации студента в педагогической деятельности остается открытой для теоретического осмысления и экспериментального изучения. В рамках данного исследования выявлен ряд противоречий. Анализ психолого-педагогической литературы и эмпирической практики показал, что много говорится о значении самоактуализации, однако в реальной практике самоактуализация развивается стихийно; необходимость подготовки личности, способной полноценно, инициативно реализовать себя в различных видах деятельности, недостаточно реализуется существующей ориентацией вузовской системы образования на репродуктивно-исполнительский характер подготовки будущего специалиста; проблема развития личности обозначается как значимая, но до сих пор не выявлен репертуар педагогических условий, способов, методов по стимулированию способностей самоактуализации, профессиональной компетентности.

DOI: 10.15372/PEMW20160223


24.
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: МЕЖДУ СВОБОДОЙ И НЕОБХОДИМОСТЬЮ

М.Б. Софиенко
ФГБОУ ВО Новосибирский государственный аграрный университет, Новосибирск, Российская Федерация
mirasof@mail.ru
Ключевые слова: эффективность, образование, сфера образования, система образования, образовательный процесс, учебный процесс, высшие учебные заведения, Министерство образования и науки, преподаватели, студенты, администрация, efficiency, education, the system of education, educational process, educational institutions, higher education, the Ministry of Education and Science, professors, students, officials
Страницы: 358-364

Аннотация >>
В этой статье автор пытается выяснить причину крайне низкой эффективности высшего образования в современной России, повысить которую не в состоянии все многочисленные и многолетние реформы. Рассуждая о том, как устроена имеющаяся система высшего образования (далее - СВО), автор выделил в ней три уровня. Первый уровень - это сам учебный процесс, второй - высшие учебные заведения, в рамках которых это обучение происходит и, наконец, третий - это уровень контроля и регулирования высшего образования, на котором находится Министерство образования и науки РФ. Приоритет учебного процесса, участниками которого являются преподаватели и студенты, очевиден: именно его качество определяет оценку и отдельных элементов СВО, и системы в целом. Вероятно, эффективность учебного процесса вполне адекватно оценивается качеством обучения студентов, эффективность вузов - уровнем оптимизации деятельности преподавателей и студентов, а действенность усилий Министерства образования, соответственно, - эффективностью деятельности подчиненных ему вузов. Между тем изучение структуры СВО и взаимоотношений ее составных частей в контексте ситуации в России приводит к следующему выводу: реформа отечественного высшего образования не просто движется вхолостую. Она невозможна, поскольку существующий объективно конфликт интересов компонентов СВО превратил ее в сферу обслуживания.

DOI: 10.15372/PEMW20160224


25.
ТВОРЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ: ОТ МЕТАФОРЫ К ТЕРМИНУ, ИЛИ КАКИМ БЫТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ? Ч. 1

Я.С. Турбовской
ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», Москва, Российская Федерация
jakov@psk-net.ru
Страницы: 365-373

Аннотация >>
Материалы даны в авторской редакции

DOI: 10.15372/PEMW20160225


26.
ЦЕННОСТИ И ОБРАЗОВАНИЕ

Н.Л. Ларькова
Частное образовательное учреждение высшего образования Центросоюза Российской Федерации «Сибирский университет потребительской кооперации», Новосибирск, Российская Федерация
larkovanl@mail.ru
Ключевые слова: образование и ценности, новые формы образования, трансцендентальная и личностно ориентированные ценности, условия формирования ценностей образования, шестой технологический уклад, education and values, new forms of education, transcendental and person-centred values, the conditions of formation of educational values, the sixth technological mode
Страницы: 374-377

Аннотация >>
В статье рассмотрены вопросы взаимосвязи ценностей и образования. Показано, что начиная с Древней Греции и заканчивая современностью ценности транслируются и формируются в процессе образования, с одной стороны. С другой - образование само формирует ценности. Изменения, происходящие в обществе при переходе к шестому технологическому укладу, а также изменения форм и содержания образования (дистанционное образование, открытое образование, e-lerning, long-life education) делают неизбежным трансформацию взаимосвязей ценностей и образования. И если в нововременной парадигме ценность образования рассматривалась в ориентации на государство и общество, то в современности - на корпорации и личность.

DOI: 10.15372/PEMW20160226