Е. А. Пушкарёва1, Ю. В. Пушкарёв2 1 Новосибирский Государственный Университет pushkarev73@mail.ru 2 Новосибирский Государственный Педагогический Университет pushkarev73@mail.ru
Ключевые слова: кризис образовательно-научной сферы, интеграция образования и науки, научная составляющая образования
Страницы: 45-51
В статье анализируются структурно-организационные проблемы развития современной отечественной системы образования. Структурный аспект находит свое отражение в построении различных моделей (концепций) образовательной системы; в существующей несогласованности подсистем образования; в однотипности современных образовательных учреждений и других факторах. Содержательный аспект проявляется в несоответствии теоретического содержания образования уровню развития современного научного знания, а также в неадекватном развитии теории и практики образовательного процесса. Кризисное состояние содержательной стороны образовательной системы связано и с тем, что, с одной стороны, образование утратило прежнюю методологическую основу как не отвечающую современным требованиям. С другой стороны, отечественная школа, пытаясь выйти из сложившейся ситуации неопределенности, стремится найти более твердые основания для своего дальнейшего развития.
И. М. Войтик
Сибирская академия государственной службы voytik@rambler.ru
Ключевые слова: гуманизация образования, рефлексия, рефлексивное мышление, типы рефлексии, интеллектуальный тип рефлексии, профессиональное образование
Страницы: 51-56
В статье рассматривается рефлексивно-гуманистический подход в профессиональном образовании. Автор показывает, что рефлексивный подход в профессиональном образовании способствует гуманизации образования. В статье подробно анализируется содержание понятия рефлексии в психологии, выделяются типы рефлексии, описываются экспериментальные исследования интеллектуального типа рефлексии, формулируются направления и способы культивирования интеллектуального типа рефлексии в профессиональном образовании.
В. Н. Никитенко
Институт комплексного анализа региональных проблем Дальневосточного отделения Российской Академии rsgilab@rambler.ru
Ключевые слова: образование, миссия образования, эдукология, категория
Страницы: 57-63
В статье представлено обоснование категории образования не только как социально-педагогической, но и междисциплинарной. Аргументирована потребность в науке, предметом исследования которой являлось бы образование в широком смысле слова. Высказывается мысль о том, что такой наукой могла бы быть эдукология как общая теория образования.
В. Н. Самченко
Красноярский государственный аграрный университет v777@bk.ru
Ключевые слова: высшая школа, организация образования, понятийное логическое мышление, высокие технологии, социальные перспективы
Страницы: 63-68
В статье проводится мысль, что перспективным признанием высшего образования является формирование понятийного (логического) мышления у будущей интеллектуальной элиты общества. Но уровень осознания и реализации этого призвания пока невысок. Его повышение - важное условие приобретения нашей страной статуса передовой индустриальной или постиндустриальной державы.
О. В. Цигулева
Новосибирский институт экономики и менеджмента oltsiguleva@yandex.ru
Ключевые слова: рынок образовательных услуг, негосударственная система образования, субъект образования, конкурентоспособность, качество образования, инновационная деятельность, аккредитационный показатель
Страницы: 69-74
В данной статье сделана попытка определить место негосударственного сектора высшего профессионального образования на рынке образовательных услуг. По мнению автора, формирование нового для России рынка образовательных услуг, его сегментирование определяются параллельным функционированием государственной (бюджетной) и негосударственной (внебюджетной) систем образования.
О. А. Савочкина
Новосибирский государственный педагогический университет savochkina@ngs.ru
Ключевые слова: инновации в образовании, социализация, социальная адаптация, социальная компетентность, ИТ-технологии в образовании
Страницы: 75-80
В данной статье автором предложен подход к построению методологии управления процессом формирования социальной компетентности студентов высшей школы. Анализируются причины и противоречия, которые подтверждают актуальность излагаемой проблемы. Раскрывая противоречия в проблеме социализации и социальной адаптации студентов и выпускников вузов, автор формулирует предложения по выработке у них социальной компетентности.
Н. А. Расщепкина, Д. М. Козлов
Самарский государственный аэрокосмический университет rasshhepkina.natalja@rambler.ru, kozlov@ssau.ru, dmit.kozlov2009@yandex.ru
Ключевые слова: инновационная деятельность, инновация, потенциал, потенциал человека, личностный потенциал, способности, специалист
Страницы: 80-87
В статье дано определение понятия «инновационный потенциал специалиста». Показана необходимость использования данного понятия в качестве характеристики готовности специалиста к инновационной профессиональной деятельности. Рассмотрены основные качества специалиста новой формации, готового к эффективной инновационной деятельности.
Н. А. Лукьянова1, В. В. Петров2 1 Томский политехнический университет kir712@yandex.ru 2 Новосибирский государственный университет v.v.p@ngs.ru
Ключевые слова: коммуникативная компетентность, коммуникативные технологии, инновационное образование, профессиональное образование, качество образования, информация, знание
Страницы: 87-95
В статье акцентируется внимание на необходимости формирования коммуникативной компетентности как важного условия и ресурса повышения качества инновационного образования. Обосновывается наличие потребности в специалистах, обладающих особыми надпрофессиональными качествами, необходимыми для создания новой конкурентоспособной продукции. Утверждается, что коммуникативная компетентность является надпрофессиональным качеством, определяющим эффективность вхождения специалиста в профессиональную деятельность. Следовательно, результатом обучения на всех ступенях высшего образования должны быть не только собственно профессиональные компетенции, но и ряд коммуникативных компетенций, сформированных в определенной последовательности.
О. В. Зиневич, Н. А. Сафронова
Новосибирский государственный технический университет ozinevich@ngs.ru, n_a_saf22@mail.ru
Ключевые слова: дополнительное образование, конкурентные преимущества в образовании, рынок образовательных услуг, научно-образовательные центры, образовательные инновации
Страницы: 95-101
В данной статье рассматриваются научно-образовательные центры вузов как относительно самостоятельные научные и образовательные единицы, их роль в реализации принципов инновационного образования. Раскрывается современное понимание образовательных инноваций, обосновывается необходимость их внедрения в дополнительное образование, определяются условия внедрения и использования образовательных инноваций в практической образовательной деятельности. Проводится анализ инновационной составляющей в образовательной деятельности научно-образовательных центров вузов г. Новосибирска.
С. И. Черных
Новосибирский государственный аграрный университет 2560380@ngs.ru
Ключевые слова: образовательное пространство, образовательная политика, интерантивное планирование, глобализация образования, национальное образовательная политика, региональная образовательная политика
Страницы: 102-107
В статье рассматривается специфика формирования национальной и региональной образовательной политики в условиях современной модернизации образования, используется материал международного форума «Интерра - 2010», проходившего в Новосибирске в сентябре 2010 г. Автор отмечает, что далеко не все проблемы модернизации образования получают сегодня удовлетворительное решение. В частности, указывается на то, что глобальный, национальный и региональный уровни образования часто имеют в своем развитии неадекватный алгоритм развития. Основную причину этого автор видит в отсутствии интерактивного планирования развития национальных и региональных систем образования.