В. М. Трофимов
Новосибирский государственный педагогический университет vtrofimov9@yahoo.com
Ключевые слова: компетентности, модель обучения, инерция знаний, сопротивление обучению, восстановление знания, параметр темпоритма
Страницы: 107-116
В статье обращается внимание на философский статус категории «компетентность», в которой соединяются локальная целостность понятия, персонифицированный опыт и обещание результата. В этом усматривается возможность адаптации образования, способного адекватно формировать личность в меняющихся условиях жизни. Компетентность - философский инструмент познания и освоения действительности, создающийся в процессе образования как результат синхронизации с ним самодетерминирующейся личности. На основе теории колебаний предложена упрощенная модель процесса обучения. Согласно этой модели знания хранятся в голове учащегося в форме колебаний. Внимание фокусируется на сценариях интенсивного и экстенсивного процесса обучения. Выявлена специфическая роль параметра темпоритма.
Е. А. Тебенькова
Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области ashu@ mail.ru
Ключевые слова: непрерывность образования, непрерывное образование, трансцендирование сознания субъекта деятельности, сущностно-развивающая непрерывная система образования, метапредметный подход
Страницы: 116-122
В статье выявляются противоречия традиционного понимания модели непрерывности образования. Обоснование психологических, педагогических и философских причин неэффективности пространственно-временного непрерывного образования приводит к необходимости переосмысления философии непрерывности образования. Предлагается авторская модель сущностно-развивающей непрерывной системы образования, в которой по-новому определяются цели, психический механизм, непрерывность образования, учебная деятельность и подходы к проектированию содержания (метапредметный подход).
И. Ю. Лукина
аспирант кафедры педагогики Воронежского государственного педагогического университета lukina_ira@inbox.ru
Ключевые слова: многоуровневая концепция методологического знания, качество, управление, управление качеством, менеджмент качества
Страницы: 122-129
Анализ проблемы становления научных понятий осуществлен автором на основе многоуровневой концепции методологического знания. Массив научного знания по ключевым категориям (качество, управление, управление качеством) структурирован по философскому, общенаучному и педагогическому уровням. В рамках дискуссии о широте применения термина «менеджмент качества» автор показывает достаточность использования русскоязычного термина «управление качеством».
Стефано Оливерио
Университет Неаполя им. Федерико II stefano.oliverio@unina.it
Ключевые слова: наука, культура, жизненный мир, формирование понятий, специализация наук
Страницы: 130-145
Головокружительный процесс специализации наук представляет собой двойную угрозу для нашей цивилизации: с одной стороны, большинство из нас исключено из того, что можно было бы назвать характеристическими достижениями современной эпохи (Триллинг (Trilling)), с другой стороны, варварство специализации угрожает истинности науки как культуры (Ортега-И-Гассет). Как сохранить связь между наукой и энциклопедией мысли? Этот кардинальный вопрос приводит к другим, более радикальным вопросам: имеется ли взаимоотношение между наукой и мышлением? Каким может быть это взаимоотношение? Что есть наука в том плане, в каком она связана (если вообще связана) с мышлением?
Для того, чтобы исследовать эту проблему, данная статья обращается к важному высказыванию Хайдеггера о том, что «наука не мыслит». Сравнивая идеи Хайдеггера и Куна, автором статьи обосновывается позиция, что наука не мыслит в точности до тех пор, пока она суть исследование. Но она постоянно связана с мышлением как своим изначальным фундаментом. В этом смысле становится принципиально важным, чтобы научное образование было вдохновляемо философским подходом.
В отличие от других, автор статьи считает, что философский подход не означает, в основном, анализ концепций и логическую обоснованность. Он означает также изучение процесса формирования научных понятий из жизненного мира (Lebenswelt). Именно благодаря преодолению забвения существования научных понятий в жизненном мире, а также благодаря переоткрытию последнего как фундамента науки, становится возможным предотвращение исчезновения науки в простое манипулирование формулами, с одной стороны. С другой, обеспечение некоего фундамента, общего для обычного человека, образованного технаря и среднего гражданина, о необходимости которого для преодоления разделения науки и культуры говорит физик Геральд Холтон (Gerald Holton). В заключительной части статьи обосновывается, что данное переоткрытие влечет за собой развитие педагогического измерения науки, то есть науки как части общего человеческого образования (Bildung).
Н. Л. Румянцева
Российский государственный институт интеллектуальной собственности nlrumyantseva@mail.ru
Ключевые слова: проект закона, образование, системно-диалектический подход, западная цивилизация, развитие, общечеловеческие социокультурные ценности
Страницы: 146-155
В статье анализируются требования к содержанию образования в проекте закона «Об образовании в Российской Федерации». На основе системно-диалектического подхода рассматривается развитие культурных ценностей западной цивилизации, трансформация их в социокультурные ценности. Формируется базовая общечеловеческая социокультурная ценность.
О. Т. Лойко, Е. А. Лексина
Томский политехнический университет loyko49@mail.r, evgenya0808@ramler.ru
Ключевые слова: мультикультурность, мультикультурализм, молодежная субкультура, идентичность, социальная память
Страницы: 155-160
Статья посвящена основным трендам молодежной субкультуры, которая позиционирует себя как мультикультура. Молодежная культура является неотъемлемой составляющей современного общества и по своему содержанию наиболее тесно связана с такими понятиями, как мультикультурность, мультикультурализм. Философия мультикультурализма в идеале способна воплотить либеральное внимание к индивидуальному в контексте диалога культур, к субкультурам и одновременно вобрать в себя коммунитаристское стремление к интеграции, взаимопониманию, равенству и солидарности. В статье акцентируется внимание на утрате связей молодежной субкультуры с культурой того общества, в котором живет молодой человек. Анализ поиска культурной идентичности в современном обществе авторы рассматривают как многоплановый, противоречивый процесс.
А. П. Ветошкин1, А. Р. Дзиов2 1 Уральский институт бизнеса им. И. А. Ильина
a.p.vetoshkin@mail.ru
2 ГОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт»
dziov@mail.ru
Ключевые слова: высшая школа, социальный институт, приоритеты развития образования
Страницы: 160-167
В статье рассматриваются проблемы и приоритеты развития отечественной высшей школы. Высшая школа неуклонно и противоречиво втягивается всеми сторонами своего профессионально-образовательного и социально-воспитательного комплекса в процесс долговременной модернизации. Отмечается, что технократический и прагматический подходы сочетаются с мифологизацией и фетишизацией заимствованных понятий и идей. Делается вывод, что коренной дефект ведомственной политики в отношении отечественной высшей школы заключается в отсутствии духовных, идейных, мировоззренческих, теоретико-методологических оснований, связи с отечественными образовательными традициями и национальными интересами.
М. Д. Матюшкина
Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования matyushkina@spb.edu.ru
Ключевые слова: нравственное сознание, ненасилие, толерантность, рациональное мышление, ценности творчества, качество образования
Страницы: 167-175
В статье формирование автономного критического нравственного сознания рассматривается как приоритетная цель и критерий качества современного образования. Анализируется соотношение этой цели с целями развития мышления, толерантности, творчества. Показывается, что для формирования критического нравственного сознания необходимо совместить разносторонние и глубокие знания с развитием автономии, свободы личности и мышления. Обосновывается, что образование будет способствовать развитию рационального мышления в той мере, в какой оно будет неавторитарным и «несуггестивным» по своим методам. Особое внимание уделяется идее ненасилия как важнейшему фактору формирования нравственного сознания. Обсуждаются вопросы преодоления деструктивной агрессии с помощью игровой, театральной деятельности, разнообразной творческой самореализации.
Г. А. Цой
Национальный исследовательский Томский политехнический университет tsoy@tpu.ru
Ключевые слова: система высшего образования, качество образования, кризис, противоречия, аксиологические аспекты, потребительская ценность
Страницы: 175-182
В статье анализируется проблема современной парадигмы высшего образования. В системе высшего образования, по мнению автора, феномен кризиса образования является постоянным процессом, который отражает метафизические и социальные изменения в обществе. Анализируя вопросы, стоящие перед системой высшего образования, автор рассматривает существующие противоречия субъектов через призму аксиологических аспектов, для этого вводится концепт «качество высшего образования как потребительская ценность».
Н. П. Воробьёва, А. И. Ореховский
Сибирский Государственный Университет телекоммуникаций и информатики npvorob@yandex.ru, aioreh@mail.ru
Ключевые слова: воспитание, потребности, интересы, ценности, ответственность, мотивация, индивидуальный подход, формирующая среда, мышление, общение
Страницы: 182-191
В статье рассматриваются главные факторы развития общества, воздействующие на характер образования (техника, технологии, экономика). Особое внимание уделяется рассмотрению внутренних движущих сил образования, которые обновляют структуру учебного процесса и его содержание. Выделены внутренние составляющие образовательного процесса: отношение к знанию, воспитание и мотивация, индивидуальный подход, формирующая среда, мышление и общение, рассмотрены их возможности.