Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Название:
Аннотации:
Авторы:
Организации:
Номера страниц:
Ключевые слова:
   

Философия образования

2010

Выпуск № 4

32081.
МОДЕЛЬ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ (ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ)

В. М. Трофимов
Новосибирский государственный педагогический университет
vtrofimov9@yahoo.com
Ключевые слова: компетентности, модель обучения, инерция знаний, сопротивление обучению, восстановление знания, параметр темпоритма
Страницы: 107-116

Аннотация >>
В статье обращается внимание на философский статус категории «компетентность», в которой соединяются локальная целостность понятия, персонифицированный опыт и обещание результата. В этом усматривается возможность адаптации образования, способного адекватно формировать личность в меняющихся условиях жизни. Компетентность - философский инструмент познания и освоения действительности, создающийся в процессе образования как результат синхронизации с ним самодетерминирующейся личности. На основе теории колебаний предложена упрощенная модель процесса обучения. Согласно этой модели знания хранятся в голове учащегося в форме колебаний. Внимание фокусируется на сценариях интенсивного и экстенсивного процесса обучения. Выявлена специфическая роль параметра темпоритма.


Выпуск № 4

32082.
ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЕ ФИЛОСОФИИ НЕПРЕРЫВНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ

Е. А. Тебенькова
Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области
ashu@ mail.ru
Ключевые слова: непрерывность образования, непрерывное образование, трансцендирование сознания субъекта деятельности, сущностно-развивающая непрерывная система образования, метапредметный подход
Страницы: 116-122

Аннотация >>
В статье выявляются противоречия традиционного понимания модели непрерывности образования. Обоснование психологических, педагогических и философских причин неэффективности пространственно-временного непрерывного образования приводит к необходимости переосмысления философии непрерывности образования. Предлагается авторская модель сущностно-развивающей непрерывной системы образования, в которой по-новому определяются цели, психический механизм, непрерывность образования, учебная деятельность и подходы к проектированию содержания (метапредметный подход).


Выпуск № 4

32083.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КАТЕГОРИИ «УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ»

И. Ю. Лукина
аспирант кафедры педагогики Воронежского государственного педагогического университета
lukina_ira@inbox.ru
Ключевые слова: многоуровневая концепция методологического знания, качество, управление, управление качеством, менеджмент качества
Страницы: 122-129

Аннотация >>
Анализ проблемы становления научных понятий осуществлен автором на основе многоуровневой концепции методологического знания. Массив научного знания по ключевым категориям (качество, управление, управление качеством) структурирован по философскому, общенаучному и педагогическому уровням. В рамках дискуссии о широте применения термина «менеджмент качества» автор показывает достаточность использования русскоязычного термина «управление качеством».


Выпуск № 4

32084.
«ВАРВАРСТВО СПЕЦИАЛИЗАЦИИ» И ПЕДАГОГИКА НАУКИ: ПРЕОДОЛЕНИЕ РАЗДЕЛЕНИЯ МЕЖДУ НАУКОЙ И «ЭНЦИКЛОПЕДИЕЙ МЫСЛИ»

Стефано Оливерио
Университет Неаполя им. Федерико II
stefano.oliverio@unina.it
Ключевые слова: наука, культура, жизненный мир, формирование понятий, специализация наук
Страницы: 130-145

Аннотация >>
Головокружительный процесс специализации наук представляет собой двойную угрозу для нашей цивилизации: с одной стороны, большинство из нас исключено из того, что можно было бы назвать характеристическими достижениями современной эпохи (Триллинг (Trilling)), с другой стороны, варварство специализации угрожает истинности науки как культуры (Ортега-И-Гассет). Как сохранить связь между наукой и энциклопедией мысли? Этот кардинальный вопрос приводит к другим, более радикальным вопросам: имеется ли взаимоотношение между наукой и мышлением? Каким может быть это взаимоотношение? Что есть наука в том плане, в каком она связана (если вообще связана) с мышлением?
Для того, чтобы исследовать эту проблему, данная статья обращается к важному высказыванию Хайдеггера о том, что «наука не мыслит». Сравнивая идеи Хайдеггера и Куна, автором статьи обосновывается позиция, что наука не мыслит в точности до тех пор, пока она суть исследование. Но она постоянно связана с мышлением как своим изначальным фундаментом. В этом смысле становится принципиально важным, чтобы научное образование было вдохновляемо философским подходом.
В отличие от других, автор статьи считает, что философский подход не означает, в основном, анализ концепций и логическую обоснованность. Он означает также изучение процесса формирования научных понятий из жизненного мира (Lebenswelt). Именно благодаря преодолению забвения существования научных понятий в жизненном мире, а также благодаря переоткрытию последнего как фундамента науки, становится возможным предотвращение исчезновения науки в простое манипулирование формулами, с одной стороны. С другой, обеспечение некоего фундамента, общего для обычного человека, образованного технаря и среднего гражданина, о необходимости которого для преодоления разделения науки и культуры говорит физик Геральд Холтон (Gerald Holton). В заключительной части статьи обосновывается, что данное переоткрытие влечет за собой развитие педагогического измерения науки, то есть науки как части общего человеческого образования (Bildung).


Выпуск № 4

32085.
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ

Н. Л. Румянцева
Российский государственный институт интеллектуальной собственности
nlrumyantseva@mail.ru
Ключевые слова: проект закона, образование, системно-диалектический подход, западная цивилизация, развитие, общечеловеческие социокультурные ценности
Страницы: 146-155

Аннотация >>
В статье анализируются требования к содержанию образования в проекте закона «Об образовании в Российской Федерации». На основе системно-диалектического подхода рассматривается развитие культурных ценностей западной цивилизации, трансформация их в социокультурные ценности. Формируется базовая общечеловеческая социокультурная ценность.


Выпуск № 4

32086.
МОЛОДЕЖНАЯ СУБКУЛЬТУРА В ПОИСКАХ ИДЕНТИЧНОСТИ

О. Т. Лойко, Е. А. Лексина
Томский политехнический университет
loyko49@mail.r, evgenya0808@ramler.ru
Ключевые слова: мультикультурность, мультикультурализм, молодежная субкультура, идентичность, социальная память
Страницы: 155-160

Аннотация >>
Статья посвящена основным трендам молодежной субкультуры, которая позиционирует себя как мультикультура. Молодежная культура является неотъемлемой составляющей современного общества и по своему содержанию наиболее тесно связана с такими понятиями, как мультикультурность, мультикультурализм. Философия мультикультурализма в идеале способна воплотить либеральное внимание к индивидуальному в контексте диалога культур, к субкультурам и одновременно вобрать в себя коммунитаристское стремление к интеграции, взаимопониманию, равенству и солидарности. В статье акцентируется внимание на утрате связей молодежной субкультуры с культурой того общества, в котором живет молодой человек. Анализ поиска культурной идентичности в современном обществе авторы рассматривают как многоплановый, противоречивый процесс.


Выпуск № 4

32087.
ДУХОВНАЯ ОСНОВА И ПРИОРИТЕТЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

А. П. Ветошкин1, А. Р. Дзиов2
1 Уральский институт бизнеса им. И. А. Ильина
a.p.vetoshkin@mail.ru
2 ГОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт»
dziov@mail.ru
Ключевые слова: высшая школа, социальный институт, приоритеты развития образования
Страницы: 160-167

Аннотация >>
В статье рассматриваются проблемы и приоритеты развития отечественной высшей школы. Высшая школа неуклонно и противоречиво втягивается всеми сторонами своего профессионально-образовательного и социально-воспитательного комплекса в процесс долговременной модернизации. Отмечается, что технократический и прагматический подходы сочетаются с мифологизацией и фетишизацией заимствованных понятий и идей. Делается вывод, что коренной дефект ведомственной политики в отношении отечественной высшей школы заключается в отсутствии духовных, идейных, мировоззренческих, теоретико-методологических оснований, связи с отечественными образовательными традициями и национальными интересами.


Выпуск № 4

32088.
ФОРМИРОВАНИЕ КРИТИЧЕСКОГО НРАВСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ КАК ВАЖНЕЙШАЯ ЦЕЛЬ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

М. Д. Матюшкина
Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования
matyushkina@spb.edu.ru
Ключевые слова: нравственное сознание, ненасилие, толерантность, рациональное мышление, ценности творчества, качество образования
Страницы: 167-175

Аннотация >>
В статье формирование автономного критического нравственного сознания рассматривается как приоритетная цель и критерий качества современного образования. Анализируется соотношение этой цели с целями развития мышления, толерантности, творчества. Показывается, что для формирования критического нравственного сознания необходимо совместить разносторонние и глубокие знания с развитием автономии, свободы личности и мышления. Обосновывается, что образование будет способствовать развитию рационального мышления в той мере, в какой оно будет неавторитарным и «несуггестивным» по своим методам. Особое внимание уделяется идее ненасилия как важнейшему фактору формирования нравственного сознания. Обсуждаются вопросы преодоления деструктивной агрессии с помощью игровой, театральной деятельности, разнообразной творческой самореализации.


Выпуск № 4

32089.
АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ КАЧЕСТВА ВУЗОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Г. А. Цой
Национальный исследовательский Томский политехнический университет
tsoy@tpu.ru
Ключевые слова: система высшего образования, качество образования, кризис, противоречия, аксиологические аспекты, потребительская ценность
Страницы: 175-182

Аннотация >>
В статье анализируется проблема современной парадигмы высшего образования. В системе высшего образования, по мнению автора, феномен кризиса образования является постоянным процессом, который отражает метафизические и социальные изменения в обществе. Анализируя вопросы, стоящие перед системой высшего образования, автор рассматривает существующие противоречия субъектов через призму аксиологических аспектов, для этого вводится концепт «качество высшего образования как потребительская ценность».


Выпуск № 4

32090.
МОРАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ, СОЗНАНИЕ И ОБЩЕНИЕ В ПАРАДИГМЕ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Н. П. Воробьёва, А. И. Ореховский
Сибирский Государственный Университет телекоммуникаций и информатики
npvorob@yandex.ru, aioreh@mail.ru
Ключевые слова: воспитание, потребности, интересы, ценности, ответственность, мотивация, индивидуальный подход, формирующая среда, мышление, общение
Страницы: 182-191

Аннотация >>
В статье рассматриваются главные факторы развития общества, воздействующие на характер образования (техника, технологии, экономика). Особое внимание уделяется рассмотрению внутренних движущих сил образования, которые обновляют структуру учебного процесса и его содержание. Выделены внутренние составляющие образовательного процесса: отношение к знанию, воспитание и мотивация, индивидуальный подход, формирующая среда, мышление и общение, рассмотрены их возможности.



Статьи 32081 - 32090 из 43781
Начало | Пред. | 3207 3208 3209 3210 3211 | След. | Конец Все