Е. С. Пономарёва
Новосибирский государственный педагогический университет pks1983@mail.ru
Ключевые слова: понятие общения, античная философия, экзистенциальная коммуникация, коммуникативная компетентность
Страницы: 191-197
В статье проанализированы основные подходы к определению понятия общения и коммуникации в рамках различных религиозных мировоззрений, от античной философии до наших дней. Автор рассматривает общение в аксиологическом, функциональном аспектах как амбивалентный процесс. В статье проанализирована эволюция представлений об общении: от ритуализированного религиозного подхода до компетентностного в современном мире. Автор прослеживает связь философских взглядов на общение как на средства межличностного познания и познания человеком самого себя. В статье рассмотрена сущность перцептивного, коммуникативного и интерактивного аспектов общения, выделена структура коммуникативной компетентности.
Р. К. Турысжанова
Институт философии и политологии МОН РК nf_danik@mail.ru
Ключевые слова: личность, воспитательно-образовательная деятельность, идеал воспитания, социальное качество, ценности
Страницы: 197-206
В статье показано, что образование, включающее органично воспитательную составляющую, зависящую от целей, как осознание результатов, на достижение которых направлены действия, как смыслов и идеалов жизнедеятельности общества и людей. Но ценности варьируют в пространстве культуры и историческом времени, разделяясь на конвенциональные (с социально-культурной основой) и трансцендентные (с глубинно-внутренней основой формирования отношения людей к жизни и окружающему миру). В статье подчеркнуто, что социальные качества личности несут в себе сочетание качеств аксиологических (ценностных) и функциональных (уровень интеллекта, особенности мышления, речи, темперамента, характера, врожденные способности, приобретенные знания и умения, здоровье и соматический облик), то есть всех когнитивных, чувственных и физических сил индивида. Наличие всеобщих смыслов, открытых процессу осмысления и переосмысления их содержания, способствует взаимопониманию и координации усилий в достижении общих целей, совершенствуя современный процесс обучения-воспитания.
Т. С. Косенко1, В. И. Панарин2 1 Новосибирский государственный педагогический университет tany0879@mail.ru 2 Администрация Новосибирской области Kav@obladm.nso.ru
Ключевые слова: воспитание, образование, общество, мировоззрение
Страницы: 207-212
В статье анализируется вопрос о том, что в современных условиях развития общества исключительно актуален философский анализ мировоззренческих основ современного российского воспитания; обосновывается сущность и цели воспитания в контексте проблем специфики формирования мировоззрения личности. Автор показывает, что смена ценностей («деньги - единственная подлинная ценность») ведет к ряду угроз как для общества, так и для системы образования. Поэтому необходимо переосмыслить аксиологический аспект мировоззренческих основ воспитания, обеспечения перестройки системы воспитания с точки зрения возврата ему главной культурной функции.
В. В. Павловский
Красноярский государственный аграрный университет valpavlovskiy@mail.ru
Ключевые слова: образование и воспитание, диалектико-материалистическая философия, государство, общество
Страницы: 212-220
В статье показано, что предметом диалектико-материалистической философии образования и воспитания является исследование диалектических взаимосвязей и взаиморазвития глобальной метасистемы, региональных мезосистем и отдельных государственно-общественных систем образования и воспитания, их явлений, форм, содержаний и сущностей, закономерностей функционирования и развития. Осуществлено также изучение факторов детерминации данных систем со стороны глобального многообразия государств-обществ, их региональных союзов и объединений, отдельных государств-обществ и обратных воздействий на них данных систем.
С. А. Яровенко
Сибирский государственный технологический университет yarmyth@mail.ru
Ключевые слова: установки социогуманитарного познания, социальная реальность, мультипарадигмальность социогуманитарной теории, мифоконструирование, демифологизация, сциентизм, антисциентизм
Страницы: 220-228
Статья посвящена рассмотрению основных тенденций становления теоретических и методологических установок современного социогуманитарного познания и обоснованию их мифологизированного характера. Социогуманитарное знание и его теоретические и методологические установки мифологичны потому, что теоретические конструкты социальной действительности воспринимаются онтологично, субстанциально, то есть изучается не сама действительность, а принятый за реальность ее образ, который оформляется из мифологизирующих усилий сознательного и спонтанного конструирующего воздействия на нее. В качестве аргументов мифологичной природы социогуманитарного знания представлены: мультипарадигмальность социально-гуманитарной теории, стремление каждой из парадигм к абсолютизации, личностный характер любых исследовательских установок, интерпретативный характер познания и др.
Н.В. Юмашева
Новосибирский государственный педагогический университет pugachev-1967@mail.ru
Ключевые слова: журналистика, медиапедагоги, самодеятельные детско-юношеские издания, социальные функции, ценностно-смысловые доминанты, средства массовой информации
Страницы: 228-234
Цель статьи - исследовать направление эволюции медиаобразования в России, в частности самодеятельной детско-юношеской журналистики, задача - проследить изменения в саморефлексии этой сферы образования: трансформацию ценностно-смысловых доминант в сознании медиапедагогов. Автором было осуществлено самостоятельное исследование, проведенное в два этапа с интервалом в десять лет. В результате анкетирования и последующего сравнительно-исторического анализа результатов было выявлено движение от гуманистической модели воспитательной деятельности к прагматической, снижение эффективности диалога между медиапедагогами и юными журналистами в процессе создания самодеятельных детско-юношеских СМИ.
А. В. Пугачёв
Новосибирский государственный педагогический университет pugachev-1967@mail.ru
Ключевые слова: образование, воспитание, обучение, предмет правового регулирования, механизм контроля
Страницы: 234-241
В статье рассматривается понятие образования как совокупности общественных отношений, являющихся предметом правового регулирования с точки зрения содержания правовых норм. На основе анализа правового регулирования делается вывод о необходимости законодательного закрепления более полного определения понятия «образование», его целей, а также механизма контроля образования как обучения, так и воспитания.
А. С. Долгов
Новосибирский государственный университет экономики и управления Alexd2004@yandex.ru
Ключевые слова: профессиональная культура студентов юридических специальностей, мобилизация, мобилизационные технологии, педагогические технологии
Страницы: 242-248
Целью данной статьи является рассмотрение процесса формирования профессиональной культуры студентов вузов юридических специальностей с использованием технологий социальной мобилизации.
В статье приводится классификация мобилизационных технологий, подчеркивается, что в условиях затянувшихся кризисных явлений в обществе использование мобилизационных технологий в образовательном процессе способствует формированию профессиональных качеств обучаемых, активизации и стимуляции их общественной деятельности.
Л. П. Загорулько
НВИ внутренних войск имени генерала армии И. К. Яковлева МВД России zalex82@list.ru
Ключевые слова: языковой барьер, языковое образование, язык международного общения
Страницы: 249-256
В статье рассматриваются тенденции развития языкового образования в условиях глобализации. Автор исследует взаимозависимость проблем мирового развития и современной системы языкового образования. Обращение к вопросам иноязычного образования в современных условиях обусловлено экономическими и политическими, а не лингвистическими проблемами. Незнание иностранных языков в условиях роста международных контактов наносит огромный моральный и материальный ущерб. Изучение иностранных языков превращается в необходимость, что требует изменения подходов к изучению языков, позволяющих использовать их с целью реального общения.
В. А. Дмитриенко1, К. С. Лелюшкина2 1 Томский государственный педагогический университет 2 Томский политехнический университет, l_kira73@mail.ru
Ключевые слова: инновационное обучение, коммуникативная компетенция, технологии обучения иноязычному общению
Страницы: 256-262
В настоящий момент существует множество позиций относительно того, какими должны быть технологии обучения иноязычному общению. Авторами разработано инновационное направление обучения продуктивному, оригинальному, неподготовленному высказыванию с первого этапа развития умений в устно-речевом общении. Данное направление не является альтернативой, а тесно взаимосвязано с представленными в научной литературе концепциями.