Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Название:
Аннотации:
Авторы:
Организации:
Номера страниц:
Ключевые слова:
   

Философия образования

2010

Выпуск № 4

32051.
КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ - РЕСУРС ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ИННОВАЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Н. А. Лукьянова1, В. В. Петров2
1 Томский политехнический университет
kir712@yandex.ru
2 Новосибирский государственный университет
v.v.p@ngs.ru
Ключевые слова: коммуникативная компетентность, коммуникативные технологии, инновационное образование, профессиональное образование, качество образования, информация, знание
Страницы: 87-95

Аннотация >>
В статье акцентируется внимание на необходимости формирования коммуникативной компетентности как важного условия и ресурса повышения качества инновационного образования. Обосновывается наличие потребности в специалистах, обладающих особыми надпрофессиональными качествами, необходимыми для создания новой конкурентоспособной продукции. Утверждается, что коммуникативная компетентность является надпрофессиональным качеством, определяющим эффективность вхождения специалиста в профессиональную деятельность. Следовательно, результатом обучения на всех ступенях высшего образования должны быть не только собственно профессиональные компетенции, но и ряд коммуникативных компетенций, сформированных в определенной последовательности.


Выпуск № 4

32052.
ИННОВАЦИИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЦЕНТРОВ

О. В. Зиневич, Н. А. Сафронова
Новосибирский государственный технический университет
ozinevich@ngs.ru, n_a_saf22@mail.ru
Ключевые слова: дополнительное образование, конкурентные преимущества в образовании, рынок образовательных услуг, научно-образовательные центры, образовательные инновации
Страницы: 95-101

Аннотация >>
В данной статье рассматриваются научно-образовательные центры вузов как относительно самостоятельные научные и образовательные единицы, их роль в реализации принципов инновационного образования. Раскрывается современное понимание образовательных инноваций, обосновывается необходимость их внедрения в дополнительное образование, определяются условия внедрения и использования образовательных инноваций в практической образовательной деятельности. Проводится анализ инновационной составляющей в образовательной деятельности научно-образовательных центров вузов г. Новосибирска.


Выпуск № 4

32053.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ И РЕГИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

С. И. Черных
Новосибирский государственный аграрный университет
2560380@ngs.ru
Ключевые слова: образовательное пространство, образовательная политика, интерантивное планирование, глобализация образования, национальное образовательная политика, региональная образовательная политика
Страницы: 102-107

Аннотация >>
В статье рассматривается специфика формирования национальной и региональной образовательной политики в условиях современной модернизации образования, используется материал международного форума «Интерра - 2010», проходившего в Новосибирске в сентябре 2010 г. Автор отмечает, что далеко не все проблемы модернизации образования получают сегодня удовлетворительное решение. В частности, указывается на то, что глобальный, национальный и региональный уровни образования часто имеют в своем развитии неадекватный алгоритм развития. Основную причину этого автор видит в отсутствии интерактивного планирования развития национальных и региональных систем образования.


Выпуск № 4

32054.
МОДЕЛЬ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ (ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ)

В. М. Трофимов
Новосибирский государственный педагогический университет
vtrofimov9@yahoo.com
Ключевые слова: компетентности, модель обучения, инерция знаний, сопротивление обучению, восстановление знания, параметр темпоритма
Страницы: 107-116

Аннотация >>
В статье обращается внимание на философский статус категории «компетентность», в которой соединяются локальная целостность понятия, персонифицированный опыт и обещание результата. В этом усматривается возможность адаптации образования, способного адекватно формировать личность в меняющихся условиях жизни. Компетентность - философский инструмент познания и освоения действительности, создающийся в процессе образования как результат синхронизации с ним самодетерминирующейся личности. На основе теории колебаний предложена упрощенная модель процесса обучения. Согласно этой модели знания хранятся в голове учащегося в форме колебаний. Внимание фокусируется на сценариях интенсивного и экстенсивного процесса обучения. Выявлена специфическая роль параметра темпоритма.


Выпуск № 4

32055.
ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЕ ФИЛОСОФИИ НЕПРЕРЫВНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ

Е. А. Тебенькова
Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области
ashu@ mail.ru
Ключевые слова: непрерывность образования, непрерывное образование, трансцендирование сознания субъекта деятельности, сущностно-развивающая непрерывная система образования, метапредметный подход
Страницы: 116-122

Аннотация >>
В статье выявляются противоречия традиционного понимания модели непрерывности образования. Обоснование психологических, педагогических и философских причин неэффективности пространственно-временного непрерывного образования приводит к необходимости переосмысления философии непрерывности образования. Предлагается авторская модель сущностно-развивающей непрерывной системы образования, в которой по-новому определяются цели, психический механизм, непрерывность образования, учебная деятельность и подходы к проектированию содержания (метапредметный подход).


Выпуск № 4

32056.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КАТЕГОРИИ «УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ»

И. Ю. Лукина
аспирант кафедры педагогики Воронежского государственного педагогического университета
lukina_ira@inbox.ru
Ключевые слова: многоуровневая концепция методологического знания, качество, управление, управление качеством, менеджмент качества
Страницы: 122-129

Аннотация >>
Анализ проблемы становления научных понятий осуществлен автором на основе многоуровневой концепции методологического знания. Массив научного знания по ключевым категориям (качество, управление, управление качеством) структурирован по философскому, общенаучному и педагогическому уровням. В рамках дискуссии о широте применения термина «менеджмент качества» автор показывает достаточность использования русскоязычного термина «управление качеством».


Выпуск № 4

32057.
«ВАРВАРСТВО СПЕЦИАЛИЗАЦИИ» И ПЕДАГОГИКА НАУКИ: ПРЕОДОЛЕНИЕ РАЗДЕЛЕНИЯ МЕЖДУ НАУКОЙ И «ЭНЦИКЛОПЕДИЕЙ МЫСЛИ»

Стефано Оливерио
Университет Неаполя им. Федерико II
stefano.oliverio@unina.it
Ключевые слова: наука, культура, жизненный мир, формирование понятий, специализация наук
Страницы: 130-145

Аннотация >>
Головокружительный процесс специализации наук представляет собой двойную угрозу для нашей цивилизации: с одной стороны, большинство из нас исключено из того, что можно было бы назвать характеристическими достижениями современной эпохи (Триллинг (Trilling)), с другой стороны, варварство специализации угрожает истинности науки как культуры (Ортега-И-Гассет). Как сохранить связь между наукой и энциклопедией мысли? Этот кардинальный вопрос приводит к другим, более радикальным вопросам: имеется ли взаимоотношение между наукой и мышлением? Каким может быть это взаимоотношение? Что есть наука в том плане, в каком она связана (если вообще связана) с мышлением?
Для того, чтобы исследовать эту проблему, данная статья обращается к важному высказыванию Хайдеггера о том, что «наука не мыслит». Сравнивая идеи Хайдеггера и Куна, автором статьи обосновывается позиция, что наука не мыслит в точности до тех пор, пока она суть исследование. Но она постоянно связана с мышлением как своим изначальным фундаментом. В этом смысле становится принципиально важным, чтобы научное образование было вдохновляемо философским подходом.
В отличие от других, автор статьи считает, что философский подход не означает, в основном, анализ концепций и логическую обоснованность. Он означает также изучение процесса формирования научных понятий из жизненного мира (Lebenswelt). Именно благодаря преодолению забвения существования научных понятий в жизненном мире, а также благодаря переоткрытию последнего как фундамента науки, становится возможным предотвращение исчезновения науки в простое манипулирование формулами, с одной стороны. С другой, обеспечение некоего фундамента, общего для обычного человека, образованного технаря и среднего гражданина, о необходимости которого для преодоления разделения науки и культуры говорит физик Геральд Холтон (Gerald Holton). В заключительной части статьи обосновывается, что данное переоткрытие влечет за собой развитие педагогического измерения науки, то есть науки как части общего человеческого образования (Bildung).


Выпуск № 4

32058.
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ

Н. Л. Румянцева
Российский государственный институт интеллектуальной собственности
nlrumyantseva@mail.ru
Ключевые слова: проект закона, образование, системно-диалектический подход, западная цивилизация, развитие, общечеловеческие социокультурные ценности
Страницы: 146-155

Аннотация >>
В статье анализируются требования к содержанию образования в проекте закона «Об образовании в Российской Федерации». На основе системно-диалектического подхода рассматривается развитие культурных ценностей западной цивилизации, трансформация их в социокультурные ценности. Формируется базовая общечеловеческая социокультурная ценность.


Выпуск № 4

32059.
МОЛОДЕЖНАЯ СУБКУЛЬТУРА В ПОИСКАХ ИДЕНТИЧНОСТИ

О. Т. Лойко, Е. А. Лексина
Томский политехнический университет
loyko49@mail.r, evgenya0808@ramler.ru
Ключевые слова: мультикультурность, мультикультурализм, молодежная субкультура, идентичность, социальная память
Страницы: 155-160

Аннотация >>
Статья посвящена основным трендам молодежной субкультуры, которая позиционирует себя как мультикультура. Молодежная культура является неотъемлемой составляющей современного общества и по своему содержанию наиболее тесно связана с такими понятиями, как мультикультурность, мультикультурализм. Философия мультикультурализма в идеале способна воплотить либеральное внимание к индивидуальному в контексте диалога культур, к субкультурам и одновременно вобрать в себя коммунитаристское стремление к интеграции, взаимопониманию, равенству и солидарности. В статье акцентируется внимание на утрате связей молодежной субкультуры с культурой того общества, в котором живет молодой человек. Анализ поиска культурной идентичности в современном обществе авторы рассматривают как многоплановый, противоречивый процесс.


Выпуск № 4

32060.
ФОРМИРОВАНИЕ КРИТИЧЕСКОГО НРАВСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ КАК ВАЖНЕЙШАЯ ЦЕЛЬ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

М. Д. Матюшкина
Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования
matyushkina@spb.edu.ru
Ключевые слова: нравственное сознание, ненасилие, толерантность, рациональное мышление, ценности творчества, качество образования
Страницы: 167-175

Аннотация >>
В статье формирование автономного критического нравственного сознания рассматривается как приоритетная цель и критерий качества современного образования. Анализируется соотношение этой цели с целями развития мышления, толерантности, творчества. Показывается, что для формирования критического нравственного сознания необходимо совместить разносторонние и глубокие знания с развитием автономии, свободы личности и мышления. Обосновывается, что образование будет способствовать развитию рационального мышления в той мере, в какой оно будет неавторитарным и «несуггестивным» по своим методам. Особое внимание уделяется идее ненасилия как важнейшему фактору формирования нравственного сознания. Обсуждаются вопросы преодоления деструктивной агрессии с помощью игровой, театральной деятельности, разнообразной творческой самореализации.



Статьи 32051 - 32060 из 43748
Начало | Пред. | 3204 3205 3206 3207 3208 | След. | Конец Все