В статье рассматривается феноменологический подход к исследованию явлений культуры. Указывается, что цель интерпретации произведения культуры - возрождение в собственной деятельности изначальной духовной активности, благодаря которой было создано соответствующее произведение и которая оказалась сокрытой в результате отложения (седиментации) и наслаивания смыслов, приписываемых произведению каждым последующим поколением. Цель образования тогда - воспроизводство не смысла произведения, а способности производства смыслов.
В статье рассматривается реализация возможности саморазвития человека не просто как одна из важнейших задач образования, но и как проблема формирования философского мышления, единственно способного целенаправленно и осознанно формировать систему наиболее общих принципов, определяющих стратегию человеческой жизни.
В статье затрагиваются вопросы коммуникации в системе высшего образования в условиях ее реформирования. Автор рассматривает проблемы коммуникации и псевдокоммуникации в образовательном дискурсе в процессе применения инновационных методов обучения.
Е. А. Мазная
ГОУ ВПО «Новосибирский государственный технический университет» elena990@ngs.ru
Ключевые слова: категория «существование», инновационная деятельность, либерализм, отношение человека к миру
Страницы: 103-108
В статье утверждается, что существование человека в мире актуализируется в аспекте инновационной деятельности субъекта. Свобода от догматизма авторитета предполагает наличие диалога, в чем может существовать и демонстрировать себя свобода как позитивная деятельность субъекта. Диалог выявляет субъективную природу, особенности авторской семантики деятельности человека.
В статье анализируется психосоциальное самочувствие преподавателей технического университета; в качестве критериев были выбраны следующие факторы: удовлетворенность профессиональной деятельностью, социальным статусом, готовность к саморазвитию и профессиональное выгорание.
Г. Б. Паршукова
ГОУ ВПО «Новосибирский государственный технический университет» gb@edu.nstu.ru
Ключевые слова: высшее образование, реклама, связь с общественностью, обучение, знания, профессиональная картина мира, социальные функции образования
Страницы: 115-120
И. Ю. Чуркин, Н. А. Чуркина
ГОУ ВПО «Новосибирский государственный технический университет» xeh@ngs.ru, NB1468@ngs.ru
Ключевые слова: Болонская декларация, компетентностный подход, компетентность, образование, знания, умения, навыки, структура компетенций, функции компетенций
Страницы: 121-127
Целью статьи является постановка вопроса о компетентностном подходе в рамках образовательного процесса, а также изучение ряда важных проблем, поставленных перед российским образованием в связи с его включением в Болонский процесс. Данная работа представляет собой анализ как российских, так и зарубежных источников, характеризующих место и роль компетентностного подхода в современном российском образовании. Вклад автора заключается в анализе ряда научных источников с целью выявления актуальности данной тематики в рамках философии образования.
В статье обсуждается проблема внедрения компетентностного подхода в образовательный процесс, с которой уже столкнулись или столкнутся российские университеты. Подчеркивается, что данный процесс, как и большинство инноваций, имеет и положительные, и отрицательные стороны. Предлагается возможный алгоритм перехода к новой модели подготовки специалистов, апробированный в Новосибирском государственном техническом университете. Основной принцип предлагаемого алгоритма - профессиональный анализ контекста с подключением экспертов.
В статье обсуждается проблема карьерных компетенций выпускников вузов в связи с требованиями современного рынка труда к личности молодого специалиста. Приводится классификация компетенций, которыми выпускник в различной степени должен обладать по завершению процесса обучения в вузе, чтобы успешно овладевать навыками в процессе профессиональной деятельности и выстраивать свою карьерную лестницу.
В условиях усиления профессионального сотрудничества, в том числе и международного, обсуждение вопросов формирования интерактивной компетенции как готовности к эффективному взаимодействию становится все более актуальным. В статье обсуждаются особенности и основные формы в понимании интерактивной компетенции как неотъемлемой составляющей профессиональной культуры современного специалиста. Автором представлены некоторые результаты исследования сформированности интерактивной компетенции студентов технических специальностей, рассматривается возможность ее формирования в образовательном процессе.