Е. С. Быкова
ГОУ ВПО «Новосибирский государственный технический университет» zhenyabykova@mail.ru
Ключевые слова: инновация, инновационная личность, мотивация, профессиональное обучение
Страницы: 226-231
В статье представлен анализ литературных данных по изучению структуры инновационной личности. С учетом выявленных теоретических аспектов выполнено эмпирическое исследование, касающееся инновационности. Определены факторы развития инновационной личности в высшей школе, которые могут быть учтены в образовательном процессе вуза. Представлены результаты пилотажного эксперимента по развитию инновационности.
В статье представлены результаты исследования факторов, определяющих моральный выбор. На выборке студентов заочной и очной форм обучения показано, что выбор в ситуации моральной дилеммы зависит от ценностных ориентаций, принятия/непринятия неопределенности (толерантности к неопределенности) и фактора пола.
В современной высшей школе осуществляется масштабный переход к новой образовательной парадигме. В связи с этим остается во многом не проясненным значение роли преподавателя в образовательном процессе, возникает необходимость сравнения современных и традиционных смысловых и функциональных наполнений образа преподавателя высшей школы. Статья посвящена рассмотрению соотношения образа преподавателя как организатора интеллектуальной макросреды, тьютора, оператора образовательного процесса, репродуктора знания и транслятора информации. Подробно рассматривается проблема личности как основы современной образовательной парадигмы.
В статье проводится анализ ценностно-ориентационной деятельности как важнейшего фактора формирования ценностной системы личности. Предпринимается попытка исследовать механизмы, влияющие на формирование ценностной структуры личности и регулирующие мотивацию личности и ее поведение в социуме.
Цель данной статьи состоит в том, чтобы, опираясь на некоторые современные представления о возникновении, динамике и итогах адаптации личности в социуме, определить основные механизмы и проблемы адаптации студентов к среде высшей школы. Главной темой статьи является осмысление адаптации как динамичного явления, построенного на основе закономерностей процесса и требующего детального анализа. В статье исследуются проблемы формирования студенческого коллектива, воспитания специалистов, востребованных обществом, создания адаптивного пространства вуза.
В данном исследовании феномен «толерантность» рассматривается в контексте типологического подхода во взаимосвязи со стилями мышления (по типологии А. Харрисона и Р. Брэмсона) и характеристиками психологических типов (по теории К. Г. Юнга). Автором выявлены значимые взаимосвязи толерантности с типологическими характеристиками личности у студентов вуза, анализируются отличительные особенности когнитивной, ценностно-мотивационной и поведенческой сферы толерантных студентов в каждой из исследуемых типологических групп.
В статье рассматривается институт профессионального образования человека с ограниченными возможностями здоровья, способствующий успешной адаптации такого человека.
В статье представлен анализ философских и социально-психологических подходов рассмотрения сущности понятий «субъект», «субъектность» и «субъектная позиция» личности; определен компонентный состав субъектной позиции. Рассмотрена сущность волонтерской деятельности и определен ее потенциал в актуализации субъектной позиции человека.
И. А. Вальдман, М. А. Куратченко
ГОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университете» veritasnostra@mail.ru, mkuratchenko@gmail.com
Ключевые слова: модернизация, сетевые структуры, идентичность, система образования, социальные элиты, трансформация традиционной культуры
Страницы: 271-278
Достижения современного китайского общества на протяжении последних десятилетий в различных сферах ряд исследователей связывает со специфическим сочетанием традиционных и современных компонентов в системе социальной деятельности, присущей данному социуму. В данной статье рассматриваются социокультурные особенности процессов производства и воспроизводства знания в трансформирующемся китайском обществе. В центре внимания находится взаимосвязь образования с социально-управленческой спецификой осуществления модернизации и сетевым контекстом инноваций в Китае.
Усовершенствование методической системы в русле принципа овладения иностранным языком в неразрывном единстве с освоением иноязычной культуры приобретает статус стратегической задачи. Поскольку культуру в целом изучает наука культурология, то для системы обучения русскому языку как иностранному в настоящее время важное значение имеет использование лингвокультурологического подхода, благодаря которому в процессе обучения устанавливается тесная взаимосвязь между языком и культурой.