О. А. Серебрянникова
ГОУ ВПО «Новосибирский государственный технический университет» stwork@ngs.ru
Ключевые слова: поколение, ценностные ориентации, молодежь, преемственность поколений, система высшего образования
Страницы: 216-221
В статье предпринят анализ процесса формирования ценностных ориентаций современной студенческой молодежи с позиции поколенного подхода. Его применение позволяет выявить основания сформировавшихся ценностных ориентаций поколения молодежи, проследить трансформации механизма преемственности. Описан спектр ценностных ориентаций, присущих современному поколению студенческой молодежи. Высказываются предложения по использованию результатов анализа динамики ценностных ориентаций поколения студенческой молодежи в процессе реформирования системы высшего профессионального образования.
В статье поднимается проблема электоральной пассивности современной российской молодежи. Дан анализ конформистского и нонконформистского поведения студентов. Раскрыты некоторые особенности включения молодежи в процесс формирования общественного мнения по актуальным социально-политическим вопросам.
Е. С. Быкова
ГОУ ВПО «Новосибирский государственный технический университет» zhenyabykova@mail.ru
Ключевые слова: инновация, инновационная личность, мотивация, профессиональное обучение
Страницы: 226-231
В статье представлен анализ литературных данных по изучению структуры инновационной личности. С учетом выявленных теоретических аспектов выполнено эмпирическое исследование, касающееся инновационности. Определены факторы развития инновационной личности в высшей школе, которые могут быть учтены в образовательном процессе вуза. Представлены результаты пилотажного эксперимента по развитию инновационности.
В статье представлены результаты исследования факторов, определяющих моральный выбор. На выборке студентов заочной и очной форм обучения показано, что выбор в ситуации моральной дилеммы зависит от ценностных ориентаций, принятия/непринятия неопределенности (толерантности к неопределенности) и фактора пола.
В современной высшей школе осуществляется масштабный переход к новой образовательной парадигме. В связи с этим остается во многом не проясненным значение роли преподавателя в образовательном процессе, возникает необходимость сравнения современных и традиционных смысловых и функциональных наполнений образа преподавателя высшей школы. Статья посвящена рассмотрению соотношения образа преподавателя как организатора интеллектуальной макросреды, тьютора, оператора образовательного процесса, репродуктора знания и транслятора информации. Подробно рассматривается проблема личности как основы современной образовательной парадигмы.
В статье проводится анализ ценностно-ориентационной деятельности как важнейшего фактора формирования ценностной системы личности. Предпринимается попытка исследовать механизмы, влияющие на формирование ценностной структуры личности и регулирующие мотивацию личности и ее поведение в социуме.
Цель данной статьи состоит в том, чтобы, опираясь на некоторые современные представления о возникновении, динамике и итогах адаптации личности в социуме, определить основные механизмы и проблемы адаптации студентов к среде высшей школы. Главной темой статьи является осмысление адаптации как динамичного явления, построенного на основе закономерностей процесса и требующего детального анализа. В статье исследуются проблемы формирования студенческого коллектива, воспитания специалистов, востребованных обществом, создания адаптивного пространства вуза.
В данном исследовании феномен «толерантность» рассматривается в контексте типологического подхода во взаимосвязи со стилями мышления (по типологии А. Харрисона и Р. Брэмсона) и характеристиками психологических типов (по теории К. Г. Юнга). Автором выявлены значимые взаимосвязи толерантности с типологическими характеристиками личности у студентов вуза, анализируются отличительные особенности когнитивной, ценностно-мотивационной и поведенческой сферы толерантных студентов в каждой из исследуемых типологических групп.
В статье рассматривается институт профессионального образования человека с ограниченными возможностями здоровья, способствующий успешной адаптации такого человека.
В статье представлен анализ философских и социально-психологических подходов рассмотрения сущности понятий «субъект», «субъектность» и «субъектная позиция» личности; определен компонентный состав субъектной позиции. Рассмотрена сущность волонтерской деятельности и определен ее потенциал в актуализации субъектной позиции человека.