В статье рассматриваются тенденции развития высшего профессионального образования на современном этапе. Обосновывается необходимость внедрения компетентностного подхода в систему подготовки специалистов. Описываются педагогические условия его реализации, такие как личностно-ориентированное обучение, субъект-субъектные отношения преподавателей и обучаемых, рефлексивный характер целеполагания, модульный принцип построения учебных программ, акцент на самостоятельную познавательную учебную деятельность. Подчеркивается особая необходимость формирования компетенции саморазвития и самообразования с целью поддержания и дальнейшего развития профессиональных компетенций.
Статья обращена к анализу характера взаимоотношений современного читателя с литературой, проблемам понимания и чтения, свидетельствующих о нарастающем кризисе читательской культуры. Автор связывает причины снижения роли и качества чтения, редуцирования значения литературы в культурном пространстве современности с процессом усиления чувства презентизма, влекущим за собой радикальный ценностный релятивизм. Одновременно с констатацией нарастающего системного кризиса читательской культуры автор раскрывает потенциал медиакультуры, ее творческие ресурсы, в недрах которой формируются парадоксальные стратегии чтения и понимания.
А. В. Тараканов
ГОУ ВПО «Новосибирский государственный технический университет», avtar_76@mail.ru
Ключевые слова: ценности, смысловые ориентации, креативность, профессиональная направленность, профессиональное развитие личности
Страницы: 178-183
В статье рассмотрены актуальные вопросы личностного роста студентов, получающих высшее психологическое образование. Развивая идеи А. К. Марковой, Е. А. Климова, автор приходит к выводу, что определенные компоненты личностной сферы (в частности, ценностно-смысловые ориентации и креативность), с одной стороны, оказывают влияние на профессиональное становление психолога, а с другой - сами подвержены изменению в процессе профессионального обучения и становления. Приводятся данные эмпирического исследования, подтверждающие разрабатываемые в статье теоретические положения. Анализ результатов выполнен с применением методов математической статистики.
И. А. Скалабан
ГОУ ВПО «Новосибирский государственный технический университет» skalaban@ngs.ru
Ключевые слова: компетентностный подход, ключевые компетенции, социальные компетенции, общественное и социальное участие, методы оценки компетенций
Страницы: 184-192
Цель статьи - изучить социальное участие студентов как составную часть социальных компетенций выпускника и, одновременно, метод их формирования. Рассматриваются сущность и типы социальных компетенций, вскрываются проблемы их освоения в условиях традиционной системы образования. На основе результатов собственных исследований актуальности социальных компетенций и анализа теоретических моделей автор доказывает перспективность использования социального участия студентов для формирования социальных компетенций в вузе. Предлагаются формы реализации и методы оценки социальных компетенций, формируемых методом социального участия.
В статье рассматривается проблема изучения профессиональной компетентности специалиста в условиях модернизации системы образования. Профессиональная компетентность специалиста-филолога может быть представлена как структура, состоящая из определенного количества уровней. Данная структура представляет собой систему профессиональных готовностей и является основой для построения модели профессиональной компетентности.
В статье рассматривается проблема формирования текстовой компетенции носителя языка (в данном случае - студента вуза), понимаемая в рамках антропоцентрического подхода, то есть в контексте философии образования. Антропоцентрический подход связан с индивидуальной интерпретацией лексики, способностью воспринимать новые понятия, опираясь на возможности сформированного персонального, личностного языкового сознания, предопределенного сложившейся персональной картиной мира.
Целью настоящей статьи является исследование роли образования в социальной адаптации молодежи. Образование рассматривается как ресурс социальной адаптации молодежи, а знания, в свою очередь - как метасредство. Выделяются особенности естественного и организованного образования молодежи в контексте социальной адаптации. Анализируется противостояние традиционной и нетрадиционной систем образования. Автор предлагает использовать нормативно-интерпретативный подход на основе общенаучного принципа дополнительности
В статье представлен анализ научной литературы об особенностях развития идентичности личности и смысложизненных ориентаций в юношеском возрасте. Подчеркивается актуальность проблемы обретения идентичности и поиска смысла жизни в процессе получения студентами высшего профессионального образования. Представлены результаты эмпирического исследования смыслопоисковой активности студентов младших и старших курсов гуманитарного факультета.
О. А. Серебрянникова
ГОУ ВПО «Новосибирский государственный технический университет» stwork@ngs.ru
Ключевые слова: поколение, ценностные ориентации, молодежь, преемственность поколений, система высшего образования
Страницы: 216-221
В статье предпринят анализ процесса формирования ценностных ориентаций современной студенческой молодежи с позиции поколенного подхода. Его применение позволяет выявить основания сформировавшихся ценностных ориентаций поколения молодежи, проследить трансформации механизма преемственности. Описан спектр ценностных ориентаций, присущих современному поколению студенческой молодежи. Высказываются предложения по использованию результатов анализа динамики ценностных ориентаций поколения студенческой молодежи в процессе реформирования системы высшего профессионального образования.
В статье поднимается проблема электоральной пассивности современной российской молодежи. Дан анализ конформистского и нонконформистского поведения студентов. Раскрыты некоторые особенности включения молодежи в процесс формирования общественного мнения по актуальным социально-политическим вопросам.