Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Название:
Аннотации:
Авторы:
Организации:
Номера страниц:
Ключевые слова:
   

Философия образования

2010

Выпуск № 3

32021.
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ МОДЕЛИ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ

Ю. А. Рабе
ГОУ ВПО «Новосибирский государственный технический университет», rabej@mail.ru
Ключевые слова: компетентность, компетенция, парадигма образования, компетентностный подход, виды компетентностей, ключевые компетентности, базовые национальные ценности
Страницы: 153-160

Аннотация >>
В статье анализируется история компетентностного подхода с позиции изменения целеполагания образовательного процесса. Рассуждая с позиции теории цивилизационного вызова, автор рассматривает этапы становления компетентностного подхода в образовании, характеризует возможные варианты его реализации в российском образовательном пространстве.


Выпуск № 3

32022.
ВОЗМОЖНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ВУЗЕ

Е. С. Дерига
ГОУ ВПО «Новосибирский государственный технический университет»
deriga_sw@ngs.ru
Ключевые слова: инновационные образовательные технологии, критическое мышление, технология критического мышления, ключевые компетенции, коммуникативная компетентность
Страницы: 160-166

Аннотация >>
В статье анализируется возможность применения инновационной образовательной технологии критического мышления для формирования основных компетентностей будущего специалиста в высшей школе. Отмечается, что традиционные подходы к организации учебного процесса малопродуктивны в современных условиях перехода на новые государственные образовательные стандарты, не формируют у студентов способность критически мыслить и не развивают в полной мере их творческий потенциал. Автором рассматриваются перспективы применения активных форм и методов обучения в вузе, способствующих формированию основных компетентностей учащихся.


Выпуск № 3

32023.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Е. А. Мелёхина
ГОУ ВПО «Новосибирский государственный технический университет», elenam@fgo.nstu.ru
Ключевые слова: высшее профессиональное образование, компетентностный подход, профессиональная компетентность, личностно-ориентированное обучение, самообразование
Страницы: 166-172

Аннотация >>
В статье рассматриваются тенденции развития высшего профессионального образования на современном этапе. Обосновывается необходимость внедрения компетентностного подхода в систему подготовки специалистов. Описываются педагогические условия его реализации, такие как личностно-ориентированное обучение, субъект-субъектные отношения преподавателей и обучаемых, рефлексивный характер целеполагания, модульный принцип построения учебных программ, акцент на самостоятельную познавательную учебную деятельность. Подчеркивается особая необходимость формирования компетенции саморазвития и самообразования с целью поддержания и дальнейшего развития профессиональных компетенций.


Выпуск № 3

32024.
ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

Т. Н. Чурляева
ГОУ ВПО «Новосибирский государственный технический университет», churlaeva@ngs.ru
Ключевые слова: транзитивное общество, культурный и поколенческий разрыв, постмассовая литература, читательские компетенции, игровая поэтика чтения/письма
Страницы: 172-178

Аннотация >>
Статья обращена к анализу характера взаимоотношений современного читателя с литературой, проблемам понимания и чтения, свидетельствующих о нарастающем кризисе читательской культуры. Автор связывает причины снижения роли и качества чтения, редуцирования значения литературы в культурном пространстве современности с процессом усиления чувства презентизма, влекущим за собой радикальный ценностный релятивизм. Одновременно с констатацией нарастающего системного кризиса читательской культуры автор раскрывает потенциал медиакультуры, ее творческие ресурсы, в недрах которой формируются парадоксальные стратегии чтения и понимания.


Выпуск № 3

32025.
ЭВОЛЮЦИЯ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И КОМПОНЕНТОВ КРЕАТИВНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ

А. В. Тараканов
ГОУ ВПО «Новосибирский государственный технический университет», avtar_76@mail.ru
Ключевые слова: ценности, смысловые ориентации, креативность, профессиональная направленность, профессиональное развитие личности
Страницы: 178-183

Аннотация >>
В статье рассмотрены актуальные вопросы личностного роста студентов, получающих высшее психологическое образование. Развивая идеи А. К. Марковой, Е. А. Климова, автор приходит к выводу, что определенные компоненты личностной сферы (в частности, ценностно-смысловые ориентации и креативность), с одной стороны, оказывают влияние на профессиональное становление психолога, а с другой - сами подвержены изменению в процессе профессионального обучения и становления. Приводятся данные эмпирического исследования, подтверждающие разрабатываемые в статье теоретические положения. Анализ результатов выполнен с применением методов математической статистики.


Выпуск № 3

32026.
СОЦИАЛЬНОЕ УЧАСТИЕ СТУДЕНЧЕСТВА КАК МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ

И. А. Скалабан
ГОУ ВПО «Новосибирский государственный технический университет»
skalaban@ngs.ru
Ключевые слова: компетентностный подход, ключевые компетенции, социальные компетенции, общественное и социальное участие, методы оценки компетенций
Страницы: 184-192

Аннотация >>
Цель статьи - изучить социальное участие студентов как составную часть социальных компетенций выпускника и, одновременно, метод их формирования. Рассматриваются сущность и типы социальных компетенций, вскрываются проблемы их освоения в условиях традиционной системы образования. На основе результатов собственных исследований актуальности социальных компетенций и анализа теоретических моделей автор доказывает перспективность использования социального участия студентов для формирования социальных компетенций в вузе. Предлагаются формы реализации и методы оценки социальных компетенций, формируемых методом социального участия.


Выпуск № 3

32027.
СИСТЕМНО-СТРУКТУРНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ФИЛОЛОГА

Е. Г. Ваганова
ГОУ ВПО «Новосибирский государственный технический университет»
lenavaganova@yahoo.com
Ключевые слова: профессиональная компетентность, система, профессиональные готовности, уровень, структура, модель
Страницы: 192-199

Аннотация >>
В статье рассматривается проблема изучения профессиональной компетентности специалиста в условиях модернизации системы образования. Профессиональная компетентность специалиста-филолога может быть представлена как структура, состоящая из определенного количества уровней. Данная структура представляет собой систему профессиональных готовностей и является основой для построения модели профессиональной компетентности.


Выпуск № 3

32028.
АНТРОПОЦЕНТРИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ТЕКСТОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА ВУЗА

Г. М. Мандрикова
ГОУ ВПО «Новосибирский государственный технический университет», mandricova@mail.ru
Ключевые слова: антропоцентрический подход, лексическая компетенция, культурный код, агнонимы, лексические лакуны, лексикон носителя языка
Страницы: 199-204

Аннотация >>
В статье рассматривается проблема формирования текстовой компетенции носителя языка (в данном случае - студента вуза), понимаемая в рамках антропоцентрического подхода, то есть в контексте философии образования. Антропоцентрический подход связан с индивидуальной интерпретацией лексики, способностью воспринимать новые понятия, опираясь на возможности сформированного персонального, личностного языкового сознания, предопределенного сложившейся персональной картиной мира.


Выпуск № 3

32029.
ОБРАЗОВАНИЕ В КОНТЕКСТЕ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ МОЛОДЕЖИ

Е. А. Кансиярова
ГОУ ВПО «Новосибирский государственный технический университет»
EKansiyarova@admnsk.ru
Ключевые слова: образование, образовательная система, социальная адаптация молодежи, информация, знания, развитие, социальное взаимодействие, традиционный и нетрадиционный нормативно-интерпретативный подход
Страницы: 205-211

Аннотация >>
Целью настоящей статьи является исследование роли образования в социальной адаптации молодежи. Образование рассматривается как ресурс социальной адаптации молодежи, а знания, в свою очередь - как метасредство. Выделяются особенности естественного и организованного образования молодежи в контексте социальной адаптации. Анализируется противостояние традиционной и нетрадиционной систем образования. Автор предлагает использовать нормативно-интерпретативный подход на основе общенаучного принципа дополнительности


Выпуск № 3

32030.
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЮНОШЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ И СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

Н. В. Асанова
ГОУ ВПО «Новосибирский государственный технический университет»
asanovan@ngs.ru
Ключевые слова: идентичность, смысложизненные ориентации, юношеский возраст, самоопределение
Страницы: 211-216

Аннотация >>
В статье представлен анализ научной литературы об особенностях развития идентичности личности и смысложизненных ориентаций в юношеском возрасте. Подчеркивается актуальность проблемы обретения идентичности и поиска смысла жизни в процессе получения студентами высшего профессионального образования. Представлены результаты эмпирического исследования смыслопоисковой активности студентов младших и старших курсов гуманитарного факультета.



Статьи 32021 - 32030 из 43779
Начало | Пред. | 3201 3202 3203 3204 3205 | След. | Конец Все