Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Название:
Аннотации:
Авторы:
Организации:
Номера страниц:
Ключевые слова:
   

Философия образования

2010

Выпуск № 4

32041.
ДУХОВНАЯ ОСНОВА И ПРИОРИТЕТЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

А. П. Ветошкин1, А. Р. Дзиов2
1 Уральский институт бизнеса им. И. А. Ильина
a.p.vetoshkin@mail.ru
2 ГОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт»
dziov@mail.ru
Ключевые слова: высшая школа, социальный институт, приоритеты развития образования
Страницы: 160-167

Аннотация >>
В статье рассматриваются проблемы и приоритеты развития отечественной высшей школы. Высшая школа неуклонно и противоречиво втягивается всеми сторонами своего профессионально-образовательного и социально-воспитательного комплекса в процесс долговременной модернизации. Отмечается, что технократический и прагматический подходы сочетаются с мифологизацией и фетишизацией заимствованных понятий и идей. Делается вывод, что коренной дефект ведомственной политики в отношении отечественной высшей школы заключается в отсутствии духовных, идейных, мировоззренческих, теоретико-методологических оснований, связи с отечественными образовательными традициями и национальными интересами.


Выпуск № 4

32042.
АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ КАЧЕСТВА ВУЗОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Г. А. Цой
Национальный исследовательский Томский политехнический университет
tsoy@tpu.ru
Ключевые слова: система высшего образования, качество образования, кризис, противоречия, аксиологические аспекты, потребительская ценность
Страницы: 175-182

Аннотация >>
В статье анализируется проблема современной парадигмы высшего образования. В системе высшего образования, по мнению автора, феномен кризиса образования является постоянным процессом, который отражает метафизические и социальные изменения в обществе. Анализируя вопросы, стоящие перед системой высшего образования, автор рассматривает существующие противоречия субъектов через призму аксиологических аспектов, для этого вводится концепт «качество высшего образования как потребительская ценность».


Выпуск № 4

32043.
МОРАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ, СОЗНАНИЕ И ОБЩЕНИЕ В ПАРАДИГМЕ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Н. П. Воробьёва, А. И. Ореховский
Сибирский Государственный Университет телекоммуникаций и информатики
npvorob@yandex.ru, aioreh@mail.ru
Ключевые слова: воспитание, потребности, интересы, ценности, ответственность, мотивация, индивидуальный подход, формирующая среда, мышление, общение
Страницы: 182-191

Аннотация >>
В статье рассматриваются главные факторы развития общества, воздействующие на характер образования (техника, технологии, экономика). Особое внимание уделяется рассмотрению внутренних движущих сил образования, которые обновляют структуру учебного процесса и его содержание. Выделены внутренние составляющие образовательного процесса: отношение к знанию, воспитание и мотивация, индивидуальный подход, формирующая среда, мышление и общение, рассмотрены их возможности.


Выпуск № 4

32044.
ЭВОЛЮЦИЯ ФИЛОСОФСКО-ЭТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОБЩЕНИИ

Е. С. Пономарёва
Новосибирский государственный педагогический университет
pks1983@mail.ru
Ключевые слова: понятие общения, античная философия, экзистенциальная коммуникация, коммуникативная компетентность
Страницы: 191-197

Аннотация >>
В статье проанализированы основные подходы к определению понятия общения и коммуникации в рамках различных религиозных мировоззрений, от античной философии до наших дней. Автор рассматривает общение в аксиологическом, функциональном аспектах как амбивалентный процесс. В статье проанализирована эволюция представлений об общении: от ритуализированного религиозного подхода до компетентностного в современном мире. Автор прослеживает связь философских взглядов на общение как на средства межличностного познания и познания человеком самого себя. В статье рассмотрена сущность перцептивного, коммуникативного и интерактивного аспектов общения, выделена структура коммуникативной компетентности.


Выпуск № 4

32045.
ЦЕННОСТНО-ЦЕЛЕВЫЕ ПРИОРИТЕТЫ ВОСПИТАНИЯ-ОБРАЗОВАНИЯ

Р. К. Турысжанова
Институт философии и политологии МОН РК
nf_danik@mail.ru
Ключевые слова: личность, воспитательно-образовательная деятельность, идеал воспитания, социальное качество, ценности
Страницы: 197-206

Аннотация >>
В статье показано, что образование, включающее органично воспитательную составляющую, зависящую от целей, как осознание результатов, на достижение которых направлены действия, как смыслов и идеалов жизнедеятельности общества и людей. Но ценности варьируют в пространстве культуры и историческом времени, разделяясь на конвенциональные (с социально-культурной основой) и трансцендентные (с глубинно-внутренней основой формирования отношения людей к жизни и окружающему миру). В статье подчеркнуто, что социальные качества личности несут в себе сочетание качеств аксиологических (ценностных) и функциональных (уровень интеллекта, особенности мышления, речи, темперамента, характера, врожденные способности, приобретенные знания и умения, здоровье и соматический облик), то есть всех когнитивных, чувственных и физических сил индивида. Наличие всеобщих смыслов, открытых процессу осмысления и переосмысления их содержания, способствует взаимопониманию и координации усилий в достижении общих целей, совершенствуя современный процесс обучения-воспитания.


Выпуск № 4

32046.
МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ ОСНОВА СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Т. С. Косенко1, В. И. Панарин2
1 Новосибирский государственный педагогический университет
tany0879@mail.ru
2 Администрация Новосибирской области
Kav@obladm.nso.ru
Ключевые слова: воспитание, образование, общество, мировоззрение
Страницы: 207-212

Аннотация >>
В статье анализируется вопрос о том, что в современных условиях развития общества исключительно актуален философский анализ мировоззренческих основ современного российского воспитания; обосновывается сущность и цели воспитания в контексте проблем специфики формирования мировоззрения личности. Автор показывает, что смена ценностей («деньги - единственная подлинная ценность») ведет к ряду угроз как для общества, так и для системы образования. Поэтому необходимо переосмыслить аксиологический аспект мировоззренческих основ воспитания, обеспечения перестройки системы воспитания с точки зрения возврата ему главной культурной функции.


Выпуск № 4

32047.
ПРЕДМЕТ ДИАЛЕКТИКО-МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

В. В. Павловский
Красноярский государственный аграрный университет
valpavlovskiy@mail.ru
Ключевые слова: образование и воспитание, диалектико-материалистическая философия, государство, общество
Страницы: 212-220

Аннотация >>
В статье показано, что предметом диалектико-материалистической философии образования и воспитания является исследование диалектических взаимосвязей и взаиморазвития глобальной метасистемы, региональных мезосистем и отдельных государственно-общественных систем образования и воспитания, их явлений, форм, содержаний и сущностей, закономерностей функционирования и развития. Осуществлено также изучение факторов детерминации данных систем со стороны глобального многообразия государств-обществ, их региональных союзов и объединений, отдельных государств-обществ и обратных воздействий на них данных систем.


Выпуск № 4

32048.
СОВРЕМЕННОЕ СОЦИОГУМАНИТАРНОЕ ПОЗНАНИЕ: МИФОЛОГИЗМ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ УСТАНОВОК

С. А. Яровенко
Сибирский государственный технологический университет
yarmyth@mail.ru
Ключевые слова: установки социогуманитарного познания, социальная реальность, мультипарадигмальность социогуманитарной теории, мифоконструирование, демифологизация, сциентизм, антисциентизм
Страницы: 220-228

Аннотация >>
Статья посвящена рассмотрению основных тенденций становления теоретических и методологических установок современного социогуманитарного познания и обоснованию их мифологизированного характера. Социогуманитарное знание и его теоретические и методологические установки мифологичны потому, что теоретические конструкты социальной действительности воспринимаются онтологично, субстанциально, то есть изучается не сама действительность, а принятый за реальность ее образ, который оформляется из мифологизирующих усилий сознательного и спонтанного конструирующего воздействия на нее. В качестве аргументов мифологичной природы социогуманитарного знания представлены: мультипарадигмальность социально-гуманитарной теории, стремление каждой из парадигм к абсолютизации, личностный характер любых исследовательских установок, интерпретативный характер познания и др.


Выпуск № 4

32049.
МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ В КОНТЕКСТЕ СТАНОВЛЕНИЯ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Н.В. Юмашева
Новосибирский государственный педагогический университет
pugachev-1967@mail.ru
Ключевые слова: журналистика, медиапедагоги, самодеятельные детско-юношеские издания, социальные функции, ценностно-смысловые доминанты, средства массовой информации
Страницы: 228-234

Аннотация >>
Цель статьи - исследовать направление эволюции медиаобразования в России, в частности самодеятельной детско-юношеской журналистики, задача - проследить изменения в саморефлексии этой сферы образования: трансформацию ценностно-смысловых доминант в сознании медиапедагогов. Автором было осуществлено самостоятельное исследование, проведенное в два этапа с интервалом в десять лет. В результате анкетирования и последующего сравнительно-исторического анализа результатов было выявлено движение от гуманистической модели воспитательной деятельности к прагматической, снижение эффективности диалога между медиапедагогами и юными журналистами в процессе создания самодеятельных детско-юношеских СМИ.


Выпуск № 4

32050.
ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

А. В. Пугачёв
Новосибирский государственный педагогический университет
pugachev-1967@mail.ru
Ключевые слова: образование, воспитание, обучение, предмет правового регулирования, механизм контроля
Страницы: 234-241

Аннотация >>
В статье рассматривается понятие образования как совокупности общественных отношений, являющихся предметом правового регулирования с точки зрения содержания правовых норм. На основе анализа правового регулирования делается вывод о необходимости законодательного закрепления более полного определения понятия «образование», его целей, а также механизма контроля образования как обучения, так и воспитания.



Статьи 32041 - 32050 из 43748
Начало | Пред. | 3203 3204 3205 3206 3207 | След. | Конец Все