И. А. Вальдман, Т. В. Каукенова
ГОУ ВПО «Новосибирский государственный технический университет» veritasnostra@mail.ru, tkaukenova@yandex.ru
Ключевые слова: сетевые структуры, сетевое общество, образование, социальный капитал, символический капитал, символическая власть
Страницы: 16-22
Социальный капитал как ключевая характеристика содержательного поля сетевых структур все чаще определяется в качестве одного из базовых ресурсов, определяющих возможности и положение индивидов в современном обществе. В настоящей статье рассмотрена роль образования в формировании и функционировании социального капитала, представлен обзор эволюции данного понятия. Для выявления базовых корреляций авторами используются концепты символического капитала и символической власти П. Бурдье. Образование рассматривается, с одной стороны, как фактор роста символической власти для индивида, а с другой - как фактор формирования сетевых структур, нередко выступающих в качестве агентов символической власти.
В статье рассматривается роль социальных сетей в системе высшего образования России в связи с вхождением в единое мировое образовательное пространство. Описывается современное состояние зарубежных исследований социальных сетей. Раскрывается межкультурный аспект исследования социальных сетей. Предлагается определение понятия межкультурной социальной сети и перспективы построения ее конструкта. Особое внимание уделяется ресурсному потенциалу межкультурных социальных сетей в системе повышения квалификации на примере Президентской программы.
В. В. Дегтярева
ГОУ ВПО «Новосибирский государственный технический университет» dvv8@mail.ru
Ключевые слова: социальные сети, образовательный потенциал, механизмы действия социальных сетей
Страницы: 30-35
Статья посвящена актуальным вопросам исследования потенциала социальных сетей, их ресурсов и опасностей для развития человека. Социальные сети осмысливаются как механизм социального взаимодействия, адекватный современному социокультурному развитию. Описывая потенциал социальных сетей, автор рассматривает образовательный контекст действия сети.
В статье представлен анализ проблемы толерантного отношения к русскоязычным мигрантам в контексте активно развивающегося социально-сетевого аспекта исследований. Выявлены причины, обуславливающие формирование негативных социально-сетевых представлений о русскоязычных мигрантах. Предложены пути модернизации образовательных программ при подготовке специалистов социально-гуманитарного профиля, отвечающие интересам оптимизации отношений в системе «русскоязычные мигранты - принимающее российское общество».
Е. А. Шенцева
ГОУ ВПО «Новосибирский государственный технический университет» leashe@land.ru
Ключевые слова: человек, текст, феномен художественной активности, сетевое общество, сеть взаимодействий, сетевая структура, сетевая теория
Страницы: 42-49
Цель исследования состоит в поиске и обосновании методологии, в рамках которой феномен художественной активности может получить дескрипцию, наиболее адекватную представлениям о современном обществе как сетевом. В статье дано описание сетевых эффектов художественной активности как феномена, специфицирующего сеть взаимодействий Человек - Текст; выявлены основания для новой интерпретации сетевой структуры и обозначен ее эпистемологический потенциал.
В статье ставится проблема понимания информационной безопасности в связи с развитием сетевых коммуникаций. Излагается видение основных групп угроз, которые исходят от сетевого коммуникативного пространства. С точки зрения автора, наличие компетенции, связанной с ориентацией в сети, является одной из важнейших сторон обеспечения информационной безопасности. Такого рода компетенция обеспечивает социологическое образование.
В. И. Игнатьев, С. А. Кузин
ГОУ ВПО «Новосибирский государственный технический университет» ignat@fgo.nstu.ru, ufosirius@mail.ru
Ключевые слова: социальная реальность, институт высшего образования, виртуальные модели реформирования института образования, «разлом» социального пространства
Страницы: 57-65
Проводится критический анализ экономцентричного подхода к функ-циям высшего образования. Предлагается интерпретировать современное состояние управленческих решений реформирования высшего образования в России как основанных на доминировании виртуальной модели института образования. Показаны следствия пространственного «разлома» социального пространства в эпоху тотальной информатизации, состоящие в расщеплении структур социальных практик на области виртуального и актуального социального действия.
Целью данной статьи является постановка вопроса о теоретической составляющей актуальных проблем, вставших перед современным российским образованием в связи с его переходом на новые принципы Болонской программы.
Анализируется ряд как современных, так и ставших уже классическими работ, характеризующих место и роль ментальных оснований современного российского образования, с целью выявления актуальности данной тематики в рамках философии образования.
А. Н. Степанова
ГОУ ВПО «Новосибирский государственный технический университет» alest_star@ngs.ru
Ключевые слова: открытая школа, мировая информационная сеть, мультимедийные пособия, образовательные сайты, виртуальные университеты, индивидуализация обучения
Страницы: 71-77
Современный период развития системы образования характеризуется его компьютеризацией. Процесс становления новой системы образования сопровождается внесением корректив в содержание традиционных технологий обучения. Существуют трудности во внедрении компьютерных технологий в образовательный процесс. Предлагаются возможные способы формирования перспективной системы образования.
Ю. В. Бельская
ГОУ ВПО «Новосибирский государственный технический университет» belska@fgo.nstu.ru
Ключевые слова: экономическая теория, экономическое поведение, модель человека, экономический субъект, экономическое образование
Страницы: 77-82
В статье обосновывается тезис о том, что изучение эволюции экономических учений должно основываться на анализе того, как трансформировались базовые понятия, представляющие собой предельные, философские основания организации знаний об экономической жизни общества. Ключевым из них является гипотеза о поведении человека. Для экономической теории как обобщенного отражения многообразных явлений хозяйственной жизни общества модель человека представляет собой некий набор предпосылок, предположений в отношении его поведения. Модель человека в экономике - это инструмент анализа, некая аналитическая схема, сложившаяся на определенных исследовательских конвенциях и позволяющая судить о соответствующей научно-исследовательской программе. Результатами предпринятого в статье анализа являются выделенные характеристики модели человека в современной экономической теории, а также рекомендации по совершенствованию учебных планов подготовки экономистов в сфере высшего образования.