И. С. Волегжанина
Сибирский государственный университет путей сообщения erarcher@mail.ru
Ключевые слова: преемственность, иноязычная профессиональная коммуникативная компетентность, подходы и принципы
Страницы: 262-271
Цель статьи - поиск путей повышения результативности процесса формирования иноязычной профессиональной коммуникативной компетентности обучающихся в системе непрерывного образования. В исследовании приводится философская трактовка категории преемственности, дается анализ существующих в педагогике подходов и решений обозначенной проблемы. Автор предлагает рассматривать в качестве теоретико-методологического фундамента преемственного формирования иноязычной профессиональной коммуникативной компетентности комплексный, процессуально-результативный, компетентностный подходы и ряд принципов, учитывающих специфику данного процесса в формате «школа-вуз-центр обучения на предприятии».
Н. С. Помогаева
Таганрогский государственный педагогическийинститут litfaktgpi24909@rambler.ru
Ключевые слова: логика и язык, лингвистика, предложение, сочинение и подчинение
Страницы: 271-278
В статье рассматривается история соотношения сочинения и подчинения - тема до сих пор в лингвистике специально не рассматривавшаяся и остающаяся спорной. Целью данной статьи является анализ истории развития учения о сочинении и подчинении с точки зрения логических форм мышления. Автор исследует сочинение и подчинение в рамках философии науки, а предметом исследования являются синонимичные отношения между сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями с точки зрения единства формы и содержания.
Изложение материала осуществляется исторически последовательно, с соблюдением логического подхода, повествование ведется по линии постепенного сужения материала: сначала характеризуется язык в целом, затем совершается переход к синтаксису, далее - к предложению, и наконец - к сочинению и подчинению, а затем к сложносочиненным и сложноподчиненным предложениям.
В. Г. Новосёлов
Новосибирский государственный технический университет viktor-novoselov@yandex.ru
Ключевые слова: знак, значение, референция, смысл, интерпретант, обозначение, означивание
Страницы: 278-285
Данная статья посвящена семиотическому анализу понятий «значение» и «интерпретация», на основании которого делается вывод: знак может отображать реальность только в процессе человеческой деятельности. Значение знака есть способ его употребления и интерпретации. С точки зрения теории означивания интерпретанты - это проверяемые и описуемые соответствия, ассоциируемые с другим знаком. Таким образом, анализ содержания становится культурно-обусловленной операцией, которая осуществляется лишь с физически проверяемыми (воспринимаемыми) продуктами культуры, то есть с другими знаками и их взаимными корреляциями. Процесс неограниченного семиозиса показывает, как означивание, постоянно соотнося один знак с другим или с рядом других знаков, обрисовывает элементы культуры.
В. И. Игнатьев, Я. В. Жандарова, М. М. Захваткина
Новосибирский государственный технический университет ignat@fgo.nstu.ru, m.zakhvatkina@gmail.com, m.zakhvatkina@gmail.com
Ключевые слова: выбор вуза, мотивы, фоновые практики, абитуриенты, студенты, трансформация практик, имидж вуза
Страницы: 286-292
В статье рассматриваются мотивы абитуриентов на этапе выбора вуза и анализируются причины изменения фоновых практик при смене статуса абитуриента на статус студента. Авторы исследуют особенности выборочных практик студентов и абитуриентов, выявляют характеристики выделенных фоновых практик. Особое внимание уделяется практике потребления имиджа НГТУ как части потребления образовательных услуг.
Л. Л. Дедюкина
Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Амосова lldedykina@ mail.ru
Ключевые слова: индивидуализация, дифференциация, деятельностный подход, самостоятельная работа
Страницы: 292-297
В статье раскрываются понятия «дифференциация» и «индивидуализация» в образовании, рассматриваются возможности реализации деятельностного подхода в условиях дифференциации и индивидуализации обучения и роль деятельностного подхода в активизации самостоятельной деятельности обучающихся. Автор статьи отмечает актуальность дифференциации и индивидуализации в образовании, анализирует принципы деятельностного подхода и различные формы организации самостоятельной работы.
Н. А. Голиневич
Академия экономической безопасности МВД РФ pegasi@mail.ru
Ключевые слова: кинестетическое сознание, феноменология музыки, телесность, феноменология образования, «плоть мира»
Страницы: 298-304
В статье с целью ознакомления широкого круга читателей с достижениями феноменологической мысли представлена попытка экспликации проблем музыкального образования средствами феноменологического анализа. Сущность музыкальной практики представлена в терминах феноменологии Э. Гуссерля и М. Мерло-Понти. Некоторые аспекты музыкального исполнения, такие как проблема индивидуального стиля, освоения навыка игры, истолкованы с помощью понятий телесности и примордиальной открытости сознания. Жесты и движения музыканта интерпретируются как интенциональное движение воплощенной субъективности, «осваивающей» музыкальное пространство и выражающей его смысл.
Е. А. Крутько
Сибирская академия государственной службы krutko@ngs.ru
Ключевые слова: социально-философский анализ, детская безнадзорность, общество, маргинальность, отчуждение
Страницы: 305-309
В статье автор предлагает социально-философский анализ проблемы детской безнадзорности через объяснение категорий «общество», «маргинальность», «отчуждение» и др. Общество рассматривается как специфическая подсистема объективной реальности, которая влияет на преломление качественного и количественного характера человеческих отношений и под влиянием определенных обстоятельств вызывает социальные стрессы, разрушающие привычные условия существования и социального взаимодействия, что ведет к отчуждению людей. Отмечается, что процессы отчуждения отражаются наиболее существенным образом на маргинальных, низкостатусных группах общества, в которых и появляются безнадзорные дети
В данной статье автор анализирует современное состояние проблемы экстремизма и терроризма среди молодежи, предлагает профилактические меры борьбы с молодежным экстремизмом, определяет исследовательские задачи.
А. Ю. Зуруева
Новосибирский государственный педагогический университет zurueva_anna@ngs.ru
Ключевые слова: материнство, культурная доминанта, культура как норма человеческой деятельности
Страницы: 314-322
Статья посвящена проблеме девальвации семьи и материнства и вопросу необходимости воспитания в рамках современного инновационного образования фамилистических ценностей у школьников и студентов. В статье дается понимание материнства как одной из основных доминант культуры (архетипов), его важности для прокреации в количественном и качественном аспектах. Также рассматривается вопрос о патриотизме и отношении к Родине как к воплощению одной из ипостасей материнского архетипа. Исследуются предпосылки и последствия деструктивных социальных тенденций, повлиявших на складывание системы ценностей и мировоззрение современного репродуктивно способного населения. Выводы подкреплены статистическими данными проведенного опроса.
М. Г. Дмитриева
Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов maya_dm@mail.ru
Ключевые слова: формирование личности, социализация детей-сирот, социальное воспитание, русская философская педагогика
Страницы: 322-329
Философско-методологический анализ проблемы формирования личности в детских сиротских учреждениях и определение задач и путей социального воспитания - главная тема статьи. Автор доказывает, что одной из ключевых задач воспитательной системы детского сиротского учреждения является воспитание социально активной личности, обладающей духовным, интеллектуальным и физическим потенциалом, необходимым для полноценного члена общества. В этой связи философское осмысление и практическое освоение наследия русской философской педагогической мысли, представители которой предлагали пути социального воспитания, основанные на адекватном эпохе целостном мировоззренческом фундаменте, представляется одним из путей решения вышеназванных задач и проблем.