Ю. Б. Дроботенко, Н. С. Макарова
Омский государственный педагогический университет
jbd2004@yandex.ru, maknat1@yandex.ru
Ключевые слова: постнеклассическая наука, синергетика, междисциплинарность, прогнозирование, сценирование, сценарный подход
Страницы: 22-29
В статье представлены современные подходы к исследованию образования в постнеклассической перспективе: синергетический, междисциплинарный, сценарный. Показано, что основными методами исследования образования, позволяющими прогнозировать варианты его трансформации, выступают метод экстраполяции, синектики, экспертные методы, проектирование, матрицы идей и методики SWOT-анализа, методы сценирования и Форсайта. Обобщены основные характеристики сценарного подхода, что позволяет авторам предложить десять сценариев реализации междисциплинарного подхода в образовании в постнеклассической перспективе.
С. Н. Сиренко, А. В. Колесников
Белорусский государственный университет ssn27@mail.ru, andr61@mail.ru
Ключевые слова: образование, личность, профессиональная подготовка, фундаментальные знания, прогресс, гармония, интенсификация образования, содержание обучения
Страницы: 29-37
Авторы статьи преследуют цель поставить и рассмотреть вопрос об оптимальном соотношении фундаментальной и профессиональной подготовки в современной системе высшего образования, а также обозначить определяющую роль и влияние системных фундаментальных знаний выпускников вузов на развитие современного общества. В статье поднимаются проблемы создания условий для формирования гармонично развитой личности выпускника вуза как целевого идеала образовательного процесса. В качестве важнейших критериев гармоничного развития выпускника высшей школы авторы рассматривают единство его научного мировоззрения, освоения им морально-этических ценностей, богатый эстетический вкус, глубокие профессиональные знания, физическое здоровье. Общественный прогресс понимается авторами как поступательное движение социума в этих же координатах.
О. К. Трубицын
Новосибирский государственный университет helgerri@mail.ru
Ключевые слова: наука, университетское образование, постиндустриальное общество, общество знаний, нетократия
Страницы: 37-45
Популярные в наши дни концепции постиндустриального общества в большинстве своем предлагают весьма оптимистические и многообещающие для ученых и университетских преподавателей прогнозы социального развития. Предполагается повышение их социального статуса и благосостояния в связи с возрастанием роли науки в качестве непосредственной производительной силы. Однако многие факты не подтверждают наличия подобных тенденций. Концепция нетократии предлагает альтернативный взгляд на будущее, согласно которому развитие постиндустриальной экономики негативно скажется на положении академического сообщества. Статья посвящена анализу обоснованности данного прогноза. В ней делается вывод о частичной его правоте.
Е. А. Пушкарёва1, Ю. В. Пушкарёв2 1 Новосибирский Государственный Университет pushkarev73@mail.ru 2 Новосибирский Государственный Педагогический Университет pushkarev73@mail.ru
Ключевые слова: кризис образовательно-научной сферы, интеграция образования и науки, научная составляющая образования
Страницы: 45-51
В статье анализируются структурно-организационные проблемы развития современной отечественной системы образования. Структурный аспект находит свое отражение в построении различных моделей (концепций) образовательной системы; в существующей несогласованности подсистем образования; в однотипности современных образовательных учреждений и других факторах. Содержательный аспект проявляется в несоответствии теоретического содержания образования уровню развития современного научного знания, а также в неадекватном развитии теории и практики образовательного процесса. Кризисное состояние содержательной стороны образовательной системы связано и с тем, что, с одной стороны, образование утратило прежнюю методологическую основу как не отвечающую современным требованиям. С другой стороны, отечественная школа, пытаясь выйти из сложившейся ситуации неопределенности, стремится найти более твердые основания для своего дальнейшего развития.
И. М. Войтик
Сибирская академия государственной службы voytik@rambler.ru
Ключевые слова: гуманизация образования, рефлексия, рефлексивное мышление, типы рефлексии, интеллектуальный тип рефлексии, профессиональное образование
Страницы: 51-56
В статье рассматривается рефлексивно-гуманистический подход в профессиональном образовании. Автор показывает, что рефлексивный подход в профессиональном образовании способствует гуманизации образования. В статье подробно анализируется содержание понятия рефлексии в психологии, выделяются типы рефлексии, описываются экспериментальные исследования интеллектуального типа рефлексии, формулируются направления и способы культивирования интеллектуального типа рефлексии в профессиональном образовании.
В. Н. Никитенко
Институт комплексного анализа региональных проблем Дальневосточного отделения Российской Академии rsgilab@rambler.ru
Ключевые слова: образование, миссия образования, эдукология, категория
Страницы: 57-63
В статье представлено обоснование категории образования не только как социально-педагогической, но и междисциплинарной. Аргументирована потребность в науке, предметом исследования которой являлось бы образование в широком смысле слова. Высказывается мысль о том, что такой наукой могла бы быть эдукология как общая теория образования.
В. Н. Самченко
Красноярский государственный аграрный университет v777@bk.ru
Ключевые слова: высшая школа, организация образования, понятийное логическое мышление, высокие технологии, социальные перспективы
Страницы: 63-68
В статье проводится мысль, что перспективным признанием высшего образования является формирование понятийного (логического) мышления у будущей интеллектуальной элиты общества. Но уровень осознания и реализации этого призвания пока невысок. Его повышение - важное условие приобретения нашей страной статуса передовой индустриальной или постиндустриальной державы.
О. В. Цигулева
Новосибирский институт экономики и менеджмента oltsiguleva@yandex.ru
Ключевые слова: рынок образовательных услуг, негосударственная система образования, субъект образования, конкурентоспособность, качество образования, инновационная деятельность, аккредитационный показатель
Страницы: 69-74
В данной статье сделана попытка определить место негосударственного сектора высшего профессионального образования на рынке образовательных услуг. По мнению автора, формирование нового для России рынка образовательных услуг, его сегментирование определяются параллельным функционированием государственной (бюджетной) и негосударственной (внебюджетной) систем образования.
О. А. Савочкина
Новосибирский государственный педагогический университет savochkina@ngs.ru
Ключевые слова: инновации в образовании, социализация, социальная адаптация, социальная компетентность, ИТ-технологии в образовании
Страницы: 75-80
В данной статье автором предложен подход к построению методологии управления процессом формирования социальной компетентности студентов высшей школы. Анализируются причины и противоречия, которые подтверждают актуальность излагаемой проблемы. Раскрывая противоречия в проблеме социализации и социальной адаптации студентов и выпускников вузов, автор формулирует предложения по выработке у них социальной компетентности.
Н. А. Расщепкина, Д. М. Козлов
Самарский государственный аэрокосмический университет rasshhepkina.natalja@rambler.ru, kozlov@ssau.ru, dmit.kozlov2009@yandex.ru
Ключевые слова: инновационная деятельность, инновация, потенциал, потенциал человека, личностный потенциал, способности, специалист
Страницы: 80-87
В статье дано определение понятия «инновационный потенциал специалиста». Показана необходимость использования данного понятия в качестве характеристики готовности специалиста к инновационной профессиональной деятельности. Рассмотрены основные качества специалиста новой формации, готового к эффективной инновационной деятельности.