А. В. Ярославцева
Новосибирская государственная медицинская академия almarlis@yandex.ru
Ключевые слова: логика, высшее образование, рациональное мышление, аналитика, ментальные репрезентации
Страницы: 6-12
Статья посвящена анализу теоретических эпистемологических положений, раскрывающих суть когнитивных (информационных) процессов. Базовым является тезис о ценности осознания как способа увеличения инструментального разнообразия когнитивных процессов и эффективности мышления. Обязательными составляющими рационального мышления является концентрация на объекте, его спецификация, выявление различий и общего в репрезентирующей системе. Обязательными условиями развития рационального мышления выступают осознание и освоение принципов упорядочивания. Вышеперечисленные способности формируются и достигаются в процессе освоения учебного материла по курсу логики. Значимость результатов, получаемых в процессе обучения логики, обусловлена их универсальностью и высокой степенью применимости.
А. Ю. Наумова
Алтайский государственный университет anjelina.naumova@yandex.ru
Ключевые слова: международное сотрудничество в образовании, базисный интеллект в образовании, национальный и глобальный базисный интеллект
Страницы: 12-21
Глобальность образования напрямую касается международных отношений, в которых важен базисный интеллект населения каждого государства. В статье исследуется проблема базисного интеллекта как сознательно формируемой части менталитета народа, страны, человечества в целом. Обоснована ключевая, фундаментальная роль образования в формировании базисного интеллекта. Особое значение придается базисному интеллекту в образовании, который отражает в себе как национальные, региональные, так и международные, глобальные характеристики сознания людей. Задачей российского образования на международной арене является сохранение национальной идентичности в структуре базисного интеллекта, а также плодотворное международное сотрудничество в образовательной сфере.
С. Ю. Пискорская, Е. А. Землянская
Сибирский государственный аэрокосмический университет им. акад. М. Ф. Решетнева piskorskaya1@rambler.ru, piskorskaya1@rambler.ru
Ключевые слова: деятельностный подход, компетенции, образовательная теория и практика
Страницы: 20-25
В данной работе анализируется категория деятельности. Авторы отмечают, что философские исследования деятельности проводились начиная с периода античной философии, а именно с трудов Аристотеля, однако подлинно научное решение проблемы деятельности стало возможным лишь на основе материалистического понимания истории. Показывается, что деятельностный подход предполагает исследование человеческого мира как мира деятельности в единстве всех аспектов ее развития и осуществления. Авторы рассматривают категорию деятельности в перспективе образовательной теории и практики, в рамках которой сформулирована адекватная современным реалиям интегральная характеристика - компетентность. В статье доказывается, что каждому виду деятельности соответствуют определенные компетентности, каждая из которых раскрывается набором соответствующих личностных и должностных компетенций.
Ю. А. Кренев
Ульяновский государственный университет gagareen1@rambler.ru
Ключевые слова: преподавание философии, аргументация, аргументационный этос
Страницы: 26-33
Целью статьи является иллюстрация аргументативного характера философского знания и уточнение роли и места аргументативных процедур в преподавании дисциплин философского цикла. Основной темой работы является проблема преподавания философии в аспекте теории аргументации и ее основных принципов. Сделана попытка выполнить исследование с позиций эволюционной эпистемологии в позитивистском духе. Автор попытался выяснить основания включения аргументационного аспекта в преподавательскую деятельность, опираясь на презумпцию аргументативности характера философии.
С. П. Дуреев
Сибирский государственный аэрокосмический университет им. акад. М.Ф. Решетнева churinov@sibsau.ru
Ключевые слова: образование как деятельность, местное сообщество
Страницы: 33-37
В статье показано, что образование связано с ориентацией человеческой деятельности на те или иные ценности. Насаждение западных стандартов в российском обществе выступает как часть существующей системы образования, где отсутствует гармония развития человека. Доказывается, что с помощью образования человек должен научиться понимать широкий спектр смыслов и образов, что позволит сформировать целостное миропонимание и гармонизировать жизнь как самого человека, так и местного сообщества.
С. В. Камашев
Новосибирский государственный педагогический университет kvs200@ngs.ru
Ключевые слова: процессы глобализации, концепция глобализации, рынок сбыта, мировое развитие, цивилизационный подход, миросистемный анализ
Страницы: 37-43
В статье прослеживается происхождение процесса глобализации, являющегося актуальным в современных условиях и символизирующего общепланетарный характер многих процессов. Автор рассматривает различные подходы ученых, пытавшихся объяснить необходимость единой системы социальных, экономических, политических, культурных и иных связей, взаимодействий и отношений на различных этапах развития социума. Делается вывод о том, что до определенного времени наличие многочисленных теорий не приводило к образованию самостоятельной концепции, основным предметом которой стало бы исследование вопросов формирования глобальных социальных связей, являющихся реальностью современного мира и образующих объективно обусловленный фактор становления мировой цивилизации XXI века.
Г. В. Попова
Санкт-Петербургский государственный политехнический университет pgvsb@yandex.ru
Ключевые слова: законы развития, процессы управления
Страницы: 45-48
В статье обобщаются и анализируются признаки понятия «развитие», которые представлены в статьях современных философско-психологических словарей; исследуется сущность этого явления и дается авторское определение понятия «развитие».
В. И. Жилин
филиал Омского государственного педагогического университета director-tara@mail.ru
Ключевые слова: образовательные системы, кибернетика, синергетика
Страницы: 49-56
В статье предлагается критический анализ взглядов исследователей, использующих терминологию синергетики при описании образовательных систем. Автор утверждает, что заимствование синергетической терминологии при описании образовательных, чаще всего кибернетических, систем далеко не всегда обоснованно.
А. В. Михеева
Новосибирский государственный технический университет sw@fgo.nstu.ru, ursa.magna@gmail.com
Ключевые слова: религиоведение, социальная работа, структура курса, компетентностная модель, конфессии, социальное служение, секты
Страницы: 347-351
По мнению автора статьи, преподавание религиоведения на специальности «социальная работа» требует раскрытия в курсе ряда специфических аспектов, а именно: особенностей профессионального взаимодействия с представителями различных религий; опыта конфессионального социального служения; а также навыков критериального анализа религиозных организаций и их представителей с целью выявления деструктивных сект.
Вышла в свет книга, заслуживающая самого пристального внимания. И вызывает она особый интерес не только потому, что ее автор - широко известный российский педагог, академик Я.С.Турбовской, но, в первую очередь, потому, что посвящена важной и значимой сегодня, пожалуй, как никогда проблематике, волнующей каждого из нас, всё наше общество: русскому языку.