А. В. Ярославцева
Новосибирская государственная медицинская академия almarlis@yandex.ru
Ключевые слова: логика, высшее образование, рациональное мышление, аналитика, ментальные репрезентации
Страницы: 6-12
Статья посвящена анализу теоретических эпистемологических положений, раскрывающих суть когнитивных (информационных) процессов. Базовым является тезис о ценности осознания как способа увеличения инструментального разнообразия когнитивных процессов и эффективности мышления. Обязательными составляющими рационального мышления является концентрация на объекте, его спецификация, выявление различий и общего в репрезентирующей системе. Обязательными условиями развития рационального мышления выступают осознание и освоение принципов упорядочивания. Вышеперечисленные способности формируются и достигаются в процессе освоения учебного материла по курсу логики. Значимость результатов, получаемых в процессе обучения логики, обусловлена их универсальностью и высокой степенью применимости.
А. Ю. Наумова
Алтайский государственный университет anjelina.naumova@yandex.ru
Ключевые слова: международное сотрудничество в образовании, базисный интеллект в образовании, национальный и глобальный базисный интеллект
Страницы: 12-21
Глобальность образования напрямую касается международных отношений, в которых важен базисный интеллект населения каждого государства. В статье исследуется проблема базисного интеллекта как сознательно формируемой части менталитета народа, страны, человечества в целом. Обоснована ключевая, фундаментальная роль образования в формировании базисного интеллекта. Особое значение придается базисному интеллекту в образовании, который отражает в себе как национальные, региональные, так и международные, глобальные характеристики сознания людей. Задачей российского образования на международной арене является сохранение национальной идентичности в структуре базисного интеллекта, а также плодотворное международное сотрудничество в образовательной сфере.
С. Ю. Пискорская, Е. А. Землянская
Сибирский государственный аэрокосмический университет им. акад. М. Ф. Решетнева piskorskaya1@rambler.ru, piskorskaya1@rambler.ru
Ключевые слова: деятельностный подход, компетенции, образовательная теория и практика
Страницы: 20-25
В данной работе анализируется категория деятельности. Авторы отмечают, что философские исследования деятельности проводились начиная с периода античной философии, а именно с трудов Аристотеля, однако подлинно научное решение проблемы деятельности стало возможным лишь на основе материалистического понимания истории. Показывается, что деятельностный подход предполагает исследование человеческого мира как мира деятельности в единстве всех аспектов ее развития и осуществления. Авторы рассматривают категорию деятельности в перспективе образовательной теории и практики, в рамках которой сформулирована адекватная современным реалиям интегральная характеристика - компетентность. В статье доказывается, что каждому виду деятельности соответствуют определенные компетентности, каждая из которых раскрывается набором соответствующих личностных и должностных компетенций.
Ю. А. Кренев
Ульяновский государственный университет gagareen1@rambler.ru
Ключевые слова: преподавание философии, аргументация, аргументационный этос
Страницы: 26-33
Целью статьи является иллюстрация аргументативного характера философского знания и уточнение роли и места аргументативных процедур в преподавании дисциплин философского цикла. Основной темой работы является проблема преподавания философии в аспекте теории аргументации и ее основных принципов. Сделана попытка выполнить исследование с позиций эволюционной эпистемологии в позитивистском духе. Автор попытался выяснить основания включения аргументационного аспекта в преподавательскую деятельность, опираясь на презумпцию аргументативности характера философии.
С. П. Дуреев
Сибирский государственный аэрокосмический университет им. акад. М.Ф. Решетнева churinov@sibsau.ru
Ключевые слова: образование как деятельность, местное сообщество
Страницы: 33-37
В статье показано, что образование связано с ориентацией человеческой деятельности на те или иные ценности. Насаждение западных стандартов в российском обществе выступает как часть существующей системы образования, где отсутствует гармония развития человека. Доказывается, что с помощью образования человек должен научиться понимать широкий спектр смыслов и образов, что позволит сформировать целостное миропонимание и гармонизировать жизнь как самого человека, так и местного сообщества.
С. В. Камашев
Новосибирский государственный педагогический университет kvs200@ngs.ru
Ключевые слова: процессы глобализации, концепция глобализации, рынок сбыта, мировое развитие, цивилизационный подход, миросистемный анализ
Страницы: 37-43
В статье прослеживается происхождение процесса глобализации, являющегося актуальным в современных условиях и символизирующего общепланетарный характер многих процессов. Автор рассматривает различные подходы ученых, пытавшихся объяснить необходимость единой системы социальных, экономических, политических, культурных и иных связей, взаимодействий и отношений на различных этапах развития социума. Делается вывод о том, что до определенного времени наличие многочисленных теорий не приводило к образованию самостоятельной концепции, основным предметом которой стало бы исследование вопросов формирования глобальных социальных связей, являющихся реальностью современного мира и образующих объективно обусловленный фактор становления мировой цивилизации XXI века.
Г. В. Попова
Санкт-Петербургский государственный политехнический университет pgvsb@yandex.ru
Ключевые слова: законы развития, процессы управления
Страницы: 45-48
В статье обобщаются и анализируются признаки понятия «развитие», которые представлены в статьях современных философско-психологических словарей; исследуется сущность этого явления и дается авторское определение понятия «развитие».
С. И. Чудинов
Новосибирский государственный технический университет personally@ngs.ru
Ключевые слова: религиозный экстремизм, радикальный ислам, терроризм смертников, духовно-нравственное воспитание
Страницы: 339-347
Предмет статьи - феномен современного экстремизма, выступающего под лозунгами радикального ислама, в свете проблемы духовно-нравственного противодействия экстремизму в рамках этического и богословского поля арабо-мусульманской культуры. Цель исследования сводится к выявлению слабо освещенных в отечественной гуманитарной литературе мировоззренческих и идеологических источников агрессивного джихадизма и терроризма исламистов (на примере легитимации «мученических операций») в связи с проблемой реализации механизмов духовно-нравственного воспитания, сдерживающих и пресекающих идеологическую пропаганду насилия и радикализацию религиозного сознания мусульман в условиях социально-политического конфликта.
А. В. Михеева
Новосибирский государственный технический университет sw@fgo.nstu.ru, ursa.magna@gmail.com
Ключевые слова: религиоведение, социальная работа, структура курса, компетентностная модель, конфессии, социальное служение, секты
Страницы: 347-351
По мнению автора статьи, преподавание религиоведения на специальности «социальная работа» требует раскрытия в курсе ряда специфических аспектов, а именно: особенностей профессионального взаимодействия с представителями различных религий; опыта конфессионального социального служения; а также навыков критериального анализа религиозных организаций и их представителей с целью выявления деструктивных сект.
Вышла в свет книга, заслуживающая самого пристального внимания. И вызывает она особый интерес не только потому, что ее автор - широко известный российский педагог, академик Я.С.Турбовской, но, в первую очередь, потому, что посвящена важной и значимой сегодня, пожалуй, как никогда проблематике, волнующей каждого из нас, всё наше общество: русскому языку.