И. В. Сырмолотов
Новосибирский государственный педагогический университет syiv@ngs.ru
Ключевые слова: инновации в образовании, политехническое образование, сетевое взаимодействие образовательных учреждений, индивидуальные образовательные маршруты
Страницы: 57-63
В статье рассматривается инновационная модель «политехнической школы», представляющая собой образец интегрирования и объединения ресурсов общеобразовательных школ и учреждений профессионального образования и проходящая апробацию в образовательном пространстве Новосибирской области. Предполагается развитие политехнического образования на основе сетевого взаимодействия образовательных учреждений и возможность создания индивидуальных образовательно-профессиональных маршрутов молодежи.
А. А. Погорадзе1, Л. Н. Сивохина2 1 Сибирский университет потребительской кооперации 2 Новосибирский государственный педагогический университет Siv-lyuba@yandeх.ru
Ключевые слова: многоуровневое образование, современные информационные технологии
Страницы: 63-68
В статье рассматривается тема реформы высших учебных заведений, направленная на организацию многоуровневого образования и информатизацию образовательного процесса.
По мнению авторов, при полном переходе вузов на многоуровневую систему образования необходимо решить ряд проблем - отсутствия взаимодействия между педагогическими технологиями, фундаментальной наукой и образовательным процессом; овладения современными информационными технологиями, которые могут обеспечить легкий доступ к этой информации.
В. А. Углев
Институт космических и информационных технологий Сибирского федерального университета uglev-v@yandex.ru
Ключевые слова: индивидуализация обучения, автоматизированная обучающая система, обучающее компьютерное тестирование, электронный учебный курс, траектория обучения
Страницы: 68-74
В статье анализируются особенности реализации личностно ориентированного подхода к дистанционному обучению на базе электронных учебных курсов. Автор исследует актуальную проблему повышения эффективности процесса приобретения знаний с использованием автоматизированных обучающих систем через механизм индивидуализации, предлагает трактовку термина «индивидуализация» применительно к процессам автоматизированного предъявления дидактического материала и его контроля. В статье предлагается концептуальное решение по адаптации содержания курса и траектории его изучения к индивидуальным особенностям пользователя - с помощью обучающего тестирования и представления структуры учебного материала в виде семантической сети.
М. А. Валеева
Оренбургский государственный педагогический университет lyubov-pak@mail.ru
Ключевые слова: интерактивные методы обучения, направляемая дискуссия, комплексно-аналитическое моделирование, особенности использования интерактивных методов обучения
Страницы: 75-81
Статья посвящена актуальной проблеме использования интерактивных методов обучения в образовательной среде вуза как условию формирования профессионального опыта студента; рассмотрена специфика их применения на практике, требования, предъявляемые к ним; подчеркнута сложность и эффективность интерактивных методов; дана характеристика интерактивных методов, используемых в современной образовательной практике («мозговой штурм», направляемая дискуссия, комплексно-аналитическое моделирование, творческие задания, «дерево решений», метод кейсов, деловая игра), предложены их различные варианты для многомерного освоения учебного материала, развития навыков анализа и самоанализа, становления активной субъектной позиции.
М. В. Монгуш
Новосибирский государственный педагогический университет mmengi@mail.ru
Ключевые слова: модульно-рейтинговая система, контроль качества знаний студентов
Страницы: 82-86
В данной статье анализируется опыт применения модульно-рейтинговой системы контроля знаний студентов. По мнению автора, одним из основных элементов модульного обучения является оперативная система контроля и оценки знаний студентов, которая способствует установлению оперативной обратной связи. Автор отмечает, что контроль знаний выступает важным фактором повышения эффективности обучения математике и анализирует применяемую в мировой практике рейтинговую систему оценки учебной деятельности студентов. Кроме того, в статье рассматриваются особенности этой системы и недостатки традиционной системы контроля.
Ю. В. Акулова
Сибирский государственный университет путей сообщения fdp@stu.ru
Ключевые слова: развитие технического творчества, техническое мышление, творческие способности
Страницы: 86-93
Актуальность проблемы развития технического творчества учащихся обусловлена требованиями научно-технического прогресса. В статье анализируются различные направления исследования проблемы развития личности учащихся в процессе обучения - с целью выявления факторов, наиболее благоприятных для развития технического творчества учащихся при обучении физике. Автор выделяет основные этапы в структуре творческой технической деятельности учащихся, определяет дидактические условия, способствующие развитию способностей к техническому творчеств (развитость мыслительных операций и приемов, мотивация и самоорганизация личности в этом виде деятельности).
Необходимость тесного соединения онтологии и политики Аристотелю, вероятно, показалась бы сомнительной. Онтология, как наука о бытии сущего, занимаясь поисками адекватного способа общего теоретического понимания мира, никогда не имела ничего общего с теорией управления общинами и государством. Успешность политики была чисто эмпирическим фактом (то есть вырастала из опыта), который никак не зависел от философского представления о действительности как о целом - философской онтологии. Но усугубляющийся в настоящее время экологический кризис обесценивает опыт, здравый смысл и практические знания как традиционные источники политической мудрости. Глобальная экологическая политика, которая только возникает и которая могла бы находящуюся в опасности культуру (человеческую цивилизацию) провести через горнило кризиса, будет вынуждена обратиться к онтологии и наукам о человеке и человеческой цивилизации. То есть эта политика не будет успешна без адекватного онтологического концепта культуры и природы. Поэтому экологически ответственная философия находится на полпути к возникающей экологической политике: в форме эволюционной онтологии раздвигает рамки традиционной философской мудрости, давая теоретический «диагноз» культуре, находящейся перед лицом надвигающейся экологической катастрофы [1].
М. Н. Очиров, Б. Г. Шадаров
Бурятский государственный университет mochirov@mail.ru, berson1@mail.ru
Ключевые слова: устойчивое развитие, инвайронментализм, ноосфера, «золотое правило этики», любовно-творческая личность
Страницы: 106-112
Цель статьи заключается в анализе способов практической реализации философских идей развития экологической этики и педагогических условий, необходимых для решения этой проблемы. Основными условиями выступают учет социогенетических особенностей развития экологической этики и включение в содержание обучения нового вида опыта - опыта соблюдения экологической этики. Один из авторов был научным руководителем разработки и внедрения педагогической модели становления любовно-творческой личности школьников.
В. О. Татаринцев
Поморский государственный университет им. М. В. Ломоносова indigo2011@ya.ru
Ключевые слова: традиционная экологическая культура народов Крайнего Севера, экологическое воспитание, глобальный экологический кризис, устойчивое общественное развитие
Страницы: 112-116
В данной статье иллюстрируются современные тенденции развития системы экологического воспитания, отражающие наиболее проблемные моменты его реализации на уровне средней школы. Выход из экологического кризиса автор видит в обращении к традициям экологического воспитания коренных народов российского Севера, эффективном использовании этих традиций при корректировке существующих и разработке новых программ экологического воспитания.
Я. В. Бондарева
Московский государственный областной университет yanakankou@mail.ru
Ключевые слова: креационизм, трансцендентность, имманентность, теизм, пантеизм, панентеизм
Страницы: 117-125
В статье дается историко-философский анализ развития христианско-теистического принципа трансцендентности в его антиномических отношениях с пантеистическими тенденциями разных этапов русской религиозно-философской мысли; раскрывается степень соответствия тех или иных методологических позиций главной цели русской философии - построения цельного знания о целостном бытии в рамках христианского мировоззрения.