Ю. В. Гусев, Т. А. Половова
Новосибирский государственный университет экономики и управления gusev@nsuem.ru, Polovova.tatayna@rambler.ru
Ключевые слова: ценность образовательной услуги, стабильность и устойчивость вуза, гуманитарность образования
Страницы: 192-199
В статье рассматривается сущность системы ценностей образования; обосновывается наличие трех аспектов, составляющих суть ценности образования: с точки зрения маркетинговой привлекательности образовательных услуг; с точки зрения значимости научного знания; с точки зрения значимости объектов окружающего мира для человека, определяемых не их свойствами, а их вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности, интересов и потребностей, социальных отношений. Отмечается связь между ценностью образования и устойчивостью вузов, раскрывается содержание гуманитарного образования и его роль в формирующейся образовательной системе.
А. А. Лысюк, В. М. Трофимов
Новосибирский государственный педагогический университет trofimov@nspu.ru, andreyftp@gmail.com
Ключевые слова: информационно-технологическая среда, компетенции, система сервиса эксперимента
Страницы: 199-204
В статье рассматриваются специфические условия внедрения компетентностного подхода в образовательный учебный практикум как часть информационно-технологической среды. Авторы доказывают, что становление функциональной структуры такой среды происходит на основе сервисного принципа. Инновационный потенциал компетентностного подхода предлагается реализовать с помощью педагогико-сервисологической методологии на основе технологии «система сервиса эксперимента».
А. А. Иринчеев
Бурятский государственный университет airover@mail.ru
Ключевые слова: компетентностный подход, профессиональные компетенции, педагогическая компетентность, педагогическая деятельность, методология
Страницы: 204-210
В статье рассматриваются вопросы методологии развития профессиональных компетентностей будущих учителей. Исследуется сущность понятия «профессиональная компетентность», выявляются ее компоненты. Описывается структура педагогической компетентности учителя. Основными уровнями профессиональной компетентности становятся обученность, профессиональная подготовленность, профессиональный опыт и профессионализм. Профессиональная компетентность является необходимым условием профессионализма, но эти понятия не тождественны. Также не отождествляются профессиональная компетентность и профессиональные знания. Предлагаются способы формирования и совершенствования профессиональных компетенций будущих учителей.
Ю. В. Пушкарёв
Новосибирский государственный педагогический университет pushkarev73@mail.ru
Ключевые слова: инновационное развитие системы образования, инновационная способность нации, качество образования, образовательные инновации
Страницы: 210-215
Автор статьи исследует проблему инновационного развития системы образования в современных условиях. Подчеркивается, что образование сегодня само по себе является жизненно важной функцией, ключевой системой и условием существования общества. Роль знаний в развитии общества стремительно возрастает, опережая значимость средств производства и природных ресурсов. Особо отмечается, что инновационное образование должно воспитывать в человеке способности и стремление к развитию и преобразованию.
Любая технология обучения, в том числе и нашего исследования, базируется на концепции. Концепция обучения личностно ориентированному общению включает теоретико-методологические основания, принципы и является логическим продолжением традиций, накопленных в отечественном и зарубежном опыте преподавания иностранных языков. Она обеспечивает грамотное и ускоренное достижение цели, которая заключается в иноязычном взаимодействии учащихся.
Г. И. Китайгородская
Коми государственный педагогический институт gikit@rambler.ru
Ключевые слова: системное мышление, структура системного мышления, компоненты системного мышления
Страницы: 221-228
В статье приведен анализ подходов к определению сущности системного мышления, которое автор понимает как общенаучную методологию системного отражения и преобразования действительности. Предлагается структура системного мышления в виде системы трех компонентов - мотивационного, предметного и операционного.
С. А. Тетенов, И. С. Морозова
Кемеровский государственный университет serg-set@mail.ru, Evm777@pisem.net
Ключевые слова: самоактуализация личности, субъектность, социальность и деятельность как факторы самоактуализации
Страницы: 228-233
Целью данной статьи является эмпирическое доказательство возможности целенаправленного влияния на процесс становления самоактуализирующейся личности. В статье сделана попытка выявить факторы и стадии самоактуализации личности, а также определяется соотношение понятия самоактуализации со смежными понятиями. Главная тема статьи - субъектность, социальность и деятельность как факторы самоактуализации личности. В первой части на основе теоретического анализа авторами выделяется ряд стадий личностного развития, при последовательном прохождении которых возможно возникновение самоактуализации личности. Вторая часть посвящена описанию эмпирического исследования влияния факторов субъектности, социальности и деятельности на степень самоактуализации личности.
Е. Н. Левшунова
Новосибирский государственный педагогический университет elena_levshynova@mail.ru
Ключевые слова: алекситимия, агрессивность, эмоции
Страницы: 233-240
Целью данной статьи является представление результатов исследования взаимосвязи агрессивности и алекситимически подобных проявлений личности. По мнению исследователей, алекситимия обнаруживается в неспособности человека идентифицировать и вербализовывать свои эмоциональные переживания, непонимании чувств других людей, трудности в различении чувств и телесных ощущений, обедненности фантазийной сферы. В статье предпринята попытка описания характеристик личности с разным уровнем выраженности алекситимического признака. Представленный анализ показывает, что чем выше уровень алекситимически подобных проявлений испытуемых, тем ниже способность дифференцировать свои эмоции, выражать их адекватно ситуации. Данная проблема является актуальной в психологии, так как алекситимически подобные проявления личности значительно снижают полезность аффектов в обработке информации.
Л. А. Беляева, Ю. А. Семенова
Уральский государственный педагогический университет belyaeva@uspu.ru, semenovaua2008@yandex.ru
Ключевые слова: толерантность, гражданская идентичность, ценностная установка, гражданское образование
Страницы: 240-246
Статья посвящена вопросу о месте толерантности в структуре гражданской идентичности личности. Различая в структуре гражданской идентичности когнитивный, эмоциональный, ценностный и деятельностный компоненты, авторы рассматривают толерантность как базовую ценностную установку гражданского сознания, которая актуализируется в контексте современных социальных изменений. Как ценностное основание гражданской идентичности и норма гражданских отношений, толерантность анализируется с позиции трех подходов: аксиологического, нравственно-этического и социокультурного. В статье также исследуется значение развития толерантной установки сознания в системе гражданского образования.
Е. Г. Белякова
Тюменский государственный университет B-Evgenia@yandex.ru
Ключевые слова: понимание как культуротворческий и личностно развивающий процесс, смыслоориентированное образование
Страницы: 247-252
То, что в современном образовании акцент ставится на развитие личности, а системообразующим основаниям личностных изменений - смысловой сфере человека - уделяется недостаточное внимание, подтверждается существованием противоречия между выраженной общественной потребностью в осмысленном отношении современного человека к действительности, ценностной рефлексии оснований его социокультурной преобразующей деятельности, умении извлекать из информации личностно-ценное содержание - и неготовностью образования создать соответствующие условия для развития ценностно-смысловой сферы личности обучающихся.
В статье раскрывается авторская концепция смыслообразования в педагогическом процессе. Показаны возможности трактовки сущности процесса освоения культурного опыта как смыслообразования в процессе понимания. Понимание как культуротворческий и личностно развивающий процесс обеспечивает вхождение обучающегося в мир культуры и включает следующие уровни: актуализация личностного смысла, его взаимодействие с культурным значением, формирование осмысленной личностной ценностной позиции, осмысленная постановка целей культуротворческой деятельности.