Д. А. Севостьянов
Институт искусств Новосибирского государственного педагогического университета dimasev@ngs.ru
Ключевые слова: инновационное образование, иерархическая система, ордер и инверсия
Страницы: 4-11
В данной статье предлагается философский анализ иерархических взаимоотношений в инновационном образовании. Автор, используя междисциплинарный подход, обращает внимание на понятие инверсии; он постулирует основное противостояние ордера и инверсии. Ордер представляет собой упорядоченную функциональную иерархию в системе. В ордере система составляется по единой схеме от простого к сложному. Напротив, инверсия составляет функциональный переворот структуры. Инверсия - это универсальный механизм в иерархических взаимоотношениях. В инновационном образовании инверсия состоит в субъективной замене местами целей и средств.
Т. В. Федорова
Куйбышевский филиал Новосибирского государственного педагогического университета fedorova_tv29@mail.ru
Ключевые слова: модернизация образования, инновации в образовании, компетентностный подход, компетентность специалиста
Страницы: 12-18
Статья посвящена анализу философско-образовательных проблем подготовки квалифицированных специалистов. Автор рассматривает некоторые инновационные тенденции модернизации российского образования, особое внимание уделяя повышению качества подготовки учителей геометрии (в связи с низким уровнем знаний выпускников школ по данному предмету). В статье обозначен ряд проблем в преподавании геометрии. Рассматривается возможность использования компетентностного подхода для реализации задач модернизации российского образования, предлагаются некоторые перспективы его применения в высшей школе. Кроме того, анализируются возможности использования инновационных средств информатизации для формирования предметной компетентности студентов по геометрии.
А. П. Глухов
Институт культуры ГОУ ВПО «Томский государственный педагогический университет» GlukhovAP@tspu.edu.ru
Ключевые слова: конструирование национальной идентичности, средства масс-медиа, модернизация, традиционализм
Страницы: 18-24
Статья посвящена анализу риторики, коммуникативных стратегий и символических средств, применяемых в телерекламе и призванных апеллировать к чувству национальной гордости у аудитории масс-медиа. Согласно авторской концепции, основанной на принципах социального конструкционизма, следует определить, как соотносятся проекты модернизации/традиционализации России и медийная среда российского телевидения, - с тем, чтобы выяснить, какой представляется национальная идентичность с точки зрения авторов этих проектов.
Е. А. Пушкарева1, Н. В. Наливайко2 1 Новосибирский государственный педагогический университет pushkarev73@mail.ru 2 Институт философии и права СО РАН nnalivaiko@mail.ru
Ключевые слова: национальная безопасность, интеллектуальные кадры, интеграция образования и науки, качество образования
Страницы: 24-29
В статье исследуются проблемы развития отечественной системы образования в новых условиях. Для обеспечения необходимого в новых экономических условиях качества образования требуется значительное участие государства, регулирующего образовательную деятельность. Авторы акцентируют внимание также на необходимости сохранения фундаментальных отечественных образовательных традиций как условия национальной безопасности отечественной образовательной сферы, а также ее устойчивого развития в новых экономических условиях.
Н. Л. Румянцева
Российский государственный институт интеллектуальной собственности nlrumyantseva@mail.ru
Ключевые слова: инновация и культура, западная цивилизация, рыночная экономика, культурно-экологическое направление
Страницы: 30-35
Цель настоящей работы - показать, как влияет определение понятий «инновация» и «культура» на вектор развития цивилизации. В рамках культурологии и социальной инноватики существует множество определений указанных понятий. В статье выделены два направления развития цивилизации: рыночно-экономическое и культурно-экологическое; проанализированы разные подходы к определению указанных понятий в рамках эти двух направлений. Через анализ определений понятий «инновация» и «культура» показано, как сползает к разрушению «передовая» западная цивилизация, развивающаяся на рыночно-экономическом основании, и как пытаются остановить это сползание представители культурно-экологического направления.
Ю. А. Лях
Управление перспективного развития образования и информационной работы департамента образования и науки Кемеровской области july@info.kem.ru
Ключевые слова: проектирование в образовательной деятельности, метод проектов, моделирование, педагогическое проектирование
Страницы: 35-42
В статье автором были проанализированы понятия «проектирование» и «моделирование», рассмотрены этапы и типы проектирования. Представлено проектирование как инструмент для работы над повышением качества обучения.
Г. В. Безродная
Новосибирский государственный медицинский университет gala_bzr@hotmail.com
Ключевые слова: фактор внешней среды, управляющее воздействие, организационное развитие, образовательный процесс, медицинский вуз, государственная образовательная политика, Болонская конвенция, проблемы адаптации
Страницы: 42-50
Важнейшим фактором внешней среды, влияющим на планирование организационного развития вуза и управление образовательным процессом, является государственная политика в сфере высшего образования. Интернационализация образования, создание единого образовательного пространства вызывают необходимость адаптации основных положений Болонской конвенции к национальным образовательным стандартам. Автор анализирует существующие проблемы адаптации высшего медицинского образования в России к базовым принципам Болонской конвенции.
С. И. Черных, В. И. Паршиков
Новосибирский государственный аграрный университет 2560380@ngs.ru, idpo@ngs.ru
Ключевые слова: функции образования и информация, образовательное отношение, дистанционное образование
Страницы: 50-55
В данной статье анализируются некоторые аспекты в соотношении реального и виртуального в процессе изменений, происходящих в системе образования. Авторы отмечают, что в последнее время наметился дисбаланс в соотношении такой функции образования, как «самовоспроизводство, саморазвитие и самосохранение общества», и функции развития и совершенствования личности. Своеобразным катализатором этого процесса является развитие онлайн-образования и ИТ-технологий, ведущее к виртуализации образования и качественному изменению образовательного процесса. В этих условиях образование теряет свою общественную функцию и (при определенных условиях) рискует превратиться из гаранта воспроизводства общества в свой антипод. Изменение структуры образовательного отношения - в сторону его виртуализации и лавинообразного увеличения информационного поля обучаемого - приводит к дефляции статуса обучающего и образования в целом как системно-организующего начала в процессе социализации личности.
М. В. Жук1, Н. В. Наливайко2,3, Е. А. Пушкарёва4 1 Сумский областной институт последипломного педагогического образования 2 ГОУ ВПО "Новосибирский государственный педагогический институт 3 Институт философии и права 4 НИИ философии и образования ГОУ ВПО НГПУ
Страницы: 253-271
28 апреля и 16 июня 2010 г. в рамках проекта «Инновационное образование как фактор развития человеческого капитала в условиях общества знаний» прошли два телемоста, организаторами которых стали: кафедра социально-гуманитарных дисциплин Сумского областного института последипломного педагогического образования (Сумы, Украина), координатор - кандидат философских наук, профессор Жук Михаил Васильевич и Научно-исследовательский институт философии образования ГОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический институт», редакция журнала «Философия образования», Институт философии и права СО РАН (Новосибирск, Россия), координатор - доктор философских наук, профессор Наливайко Нина Васильевна. Партнерство имеет давнюю традицию. Оно началось во время проведения международного научного симпозиума «Философия образования Запада и Востока: проблемы диалога» организаторы - д-р. филос. наук, проф. Н. В. Наливайко (Новосибирск, 2006 г.). Сегодня работа проходит в рамках нового научного проекта: Постоянно действующая международная научная телеконференция «Инновационное образование как фактор развития человеческого капитала в условиях общества знаний» (2010 г.).
О. Р. Сигнаевская
Уральский государственный педагогический университет belyaeva@uspu.ru
Ключевые слова: постиндустриальная реальность, информационное общество, общество знания, культурно-антропологическая перспектива
Страницы: 163-170
В статье анализируются возможные парадигмы развития философии образования в новом глобализируещемся мире постиндустриальной эпохи. В частности, по-новому раскрывается смысл спора западников и славянофилов в контексте традиций русской философии, а именно концепции Н. Бердяева о будущем России как о «новом Средневековье». Рассматриваются проблемы идеологии образования и маркетинговых подходов к организации функционирования образовательной системы, построения социального государства.