Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Array
(
    [SESS_AUTH] => Array
        (
            [POLICY] => Array
                (
                    [SESSION_TIMEOUT] => 24
                    [SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [MAX_STORE_NUM] => 10
                    [STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [STORE_TIMEOUT] => 525600
                    [CHECKWORD_TIMEOUT] => 525600
                    [PASSWORD_LENGTH] => 6
                    [PASSWORD_UPPERCASE] => N
                    [PASSWORD_LOWERCASE] => N
                    [PASSWORD_DIGITS] => N
                    [PASSWORD_PUNCTUATION] => N
                    [LOGIN_ATTEMPTS] => 0
                    [PASSWORD_REQUIREMENTS] => Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
                )

        )

    [SESS_IP] => 18.117.8.177
    [SESS_TIME] => 1732188005
    [BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
    [fixed_session_id] => e1633d747ce7bb672dd4201fe64549d4
    [UNIQUE_KEY] => 392cbd9ad9a193c6d0f77b585fe9bccb
    [BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
        (
            [LOGIN] => 
            [POLICY_ATTEMPTS] => 0
        )

)

Поиск по журналу

Философия образования

2010 год, номер 1

1.
РЕАЛИЗАЦИЯ ИНВЕРСИВНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ИННОВАЦИОННОМ ОБРАЗОВАНИИ

Д. А. Севостьянов
Институт искусств Новосибирского государственного педагогического университета
dimasev@ngs.ru
Ключевые слова: инновационное образование, иерархическая система, ордер и инверсия
Страницы: 4-11

Аннотация >>
В данной статье предлагается философский анализ иерархических взаимоотношений в инновационном образовании. Автор, используя междисциплинарный подход, обращает внимание на понятие инверсии; он постулирует основное противостояние ордера и инверсии. Ордер представляет собой упорядоченную функциональную иерархию в системе. В ордере система составляется по единой схеме от простого к сложному. Напротив, инверсия составляет функциональный переворот структуры. Инверсия - это универсальный механизм в иерархических взаимоотношениях. В инновационном образовании инверсия состоит в субъективной замене местами целей и средств.


2.
ИННОВАЦИОННЫЙ АСПЕКТ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В КОНТЕКСТЕ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА

Т. В. Федорова
Куйбышевский филиал Новосибирского государственного педагогического университета
fedorova_tv29@mail.ru
Ключевые слова: модернизация образования, инновации в образовании, компетентностный подход, компетентность специалиста
Страницы: 12-18

Аннотация >>
Статья посвящена анализу философско-образовательных проблем подготовки квалифицированных специалистов. Автор рассматривает некоторые инновационные тенденции модернизации российского образования, особое внимание уделяя повышению качества подготовки учителей геометрии (в связи с низким уровнем знаний выпускников школ по данному предмету). В статье обозначен ряд проблем в преподавании геометрии. Рассматривается возможность использования компетентностного подхода для реализации задач модернизации российского образования, предлагаются некоторые перспективы его применения в высшей школе. Кроме того, анализируются возможности использования инновационных средств информатизации для формирования предметной компетентности студентов по геометрии.


3.
О МЕДИАТИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

А. П. Глухов
Институт культуры ГОУ ВПО «Томский государственный педагогический университет»
GlukhovAP@tspu.edu.ru
Ключевые слова: конструирование национальной идентичности, средства масс-медиа, модернизация, традиционализм
Страницы: 18-24

Аннотация >>
Статья посвящена анализу риторики, коммуникативных стратегий и символических средств, применяемых в телерекламе и призванных апеллировать к чувству национальной гордости у аудитории масс-медиа. Согласно авторской концепции, основанной на принципах социального конструкционизма, следует определить, как соотносятся проекты модернизации/традиционализации России и медийная среда российского телевидения, - с тем, чтобы выяснить, какой представляется национальная идентичность с точки зрения авторов этих проектов.


4.
ФОРМИРОВАНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Е. А. Пушкарева1, Н. В. Наливайко2
1 Новосибирский государственный педагогический университет
pushkarev73@mail.ru
2 Институт философии и права СО РАН
nnalivaiko@mail.ru
Ключевые слова: национальная безопасность, интеллектуальные кадры, интеграция образования и науки, качество образования
Страницы: 24-29

Аннотация >>
В статье исследуются проблемы развития отечественной системы образования в новых условиях. Для обеспечения необходимого в новых экономических условиях качества образования требуется значительное участие государства, регулирующего образовательную деятельность. Авторы акцентируют внимание также на необходимости сохранения фундаментальных отечественных образовательных традиций как условия национальной безопасности отечественной образовательной сферы, а также ее устойчивого развития в новых экономических условиях.


5.
О ПОНЯТИЯХ «ИННОВАЦИЯ» И «КУЛЬТУРА»

Н. Л. Румянцева
Российский государственный институт интеллектуальной собственности
nlrumyantseva@mail.ru
Ключевые слова: инновация и культура, западная цивилизация, рыночная экономика, культурно-экологическое направление
Страницы: 30-35

Аннотация >>
Цель настоящей работы - показать, как влияет определение понятий «инновация» и «культура» на вектор развития цивилизации. В рамках культурологии и социальной инноватики существует множество определений указанных понятий. В статье выделены два направления развития цивилизации: рыночно-экономическое и культурно-экологическое; проанализированы разные подходы к определению указанных понятий в рамках эти двух направлений. Через анализ определений понятий «инновация» и «культура» показано, как сползает к разрушению «передовая» западная цивилизация, развивающаяся на рыночно-экономическом основании, и как пытаются остановить это сползание представители культурно-экологического направления.


6.
ПРОЕКТИРОВАНИЕ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЫ

Ю. А. Лях
Управление перспективного развития образования и информационной работы департамента образования и науки Кемеровской области
july@info.kem.ru
Ключевые слова: проектирование в образовательной деятельности, метод проектов, моделирование, педагогическое проектирование
Страницы: 35-42

Аннотация >>
В статье автором были проанализированы понятия «проектирование» и «моделирование», рассмотрены этапы и типы проектирования. Представлено проектирование как инструмент для работы над повышением качества обучения.


7.
СОВРЕМЕННОЕ РАЗВИТИЕ ВУЗА: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ ВОПРОСОВ УПРАВЛЕНИЯ

Г. В. Безродная
Новосибирский государственный медицинский университет
gala_bzr@hotmail.com
Ключевые слова: фактор внешней среды, управляющее воздействие, организационное развитие, образовательный процесс, медицинский вуз, государственная образовательная политика, Болонская конвенция, проблемы адаптации
Страницы: 42-50

Аннотация >>
Важнейшим фактором внешней среды, влияющим на планирование организационного развития вуза и управление образовательным процессом, является государственная политика в сфере высшего образования. Интернационализация образования, создание единого образовательного пространства вызывают необходимость адаптации основных положений Болонской конвенции к национальным образовательным стандартам. Автор анализирует существующие проблемы адаптации высшего медицинского образования в России к базовым принципам Болонской конвенции.


8.
ОБРАЗОВАНИЕ КАК РЕАЛЬНОСТЬ И ВИРТУАЛЬНОСТЬ

С. И. Черных, В. И. Паршиков
Новосибирский государственный аграрный университет
2560380@ngs.ru, idpo@ngs.ru
Ключевые слова: функции образования и информация, образовательное отношение, дистанционное образование
Страницы: 50-55

Аннотация >>
В данной статье анализируются некоторые аспекты в соотношении реального и виртуального в процессе изменений, происходящих в системе образования. Авторы отмечают, что в последнее время наметился дисбаланс в соотношении такой функции образования, как «самовоспроизводство, саморазвитие и самосохранение общества», и функции развития и совершенствования личности. Своеобразным катализатором этого процесса является развитие онлайн-образования и ИТ-технологий, ведущее к виртуализации образования и качественному изменению образовательного процесса. В этих условиях образование теряет свою общественную функцию и (при определенных условиях) рискует превратиться из гаранта воспроизводства общества в свой антипод. Изменение структуры образовательного отношения - в сторону его виртуализации и лавинообразного увеличения информационного поля обучаемого - приводит к дефляции статуса обучающего и образования в целом как системно-организующего начала в процессе социализации личности.


9.
НАПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Ю. В. Пушкарёв
Новосибирский государственный педагогический университет
pushkarev73@mail.ru
Ключевые слова: инновационное развитие системы образования, качество образования, инновационные образовательные технологии
Страницы: 55-60

Аннотация >>
Автор статьи анализирует проблему инновационного развития системы образования в современных информационных условиях. Отмечается, что в настоящее время активно происходят многочисленные инновационные процессы, затрагивающие систему образования. Подчеркивается, что инновации в образовании развиваются в двух основных направлениях: с одной стороны, в направлении повышения эффективности (качества) образовательного процесса, а с другой - в направлении количественного увеличения числа инноваций, что связано с использованием современных инновационных образовательных технологий.


10.
ИНФОРМАЦИОННЫЙ ОБМЕН КАК ОСНОВА ОБРАЗОВАНИЯ БУДУЩЕГО

Ф. И. Розанов
Братский государственный университет, филиал в г. Усть-Илимске
firoz@narod.ru
Ключевые слова: образовательная система, информациональное общество, классическая педагогика, трансформация образования, информационный обмен, система «учитель-ученик»
Страницы: 60-64

Аннотация >>
В статье дается краткий анализ ключевых проблем современной образовательной системы. Рассматривается классическая парадигма организации учебного процесса как жестко структурированного однонаправленного процесса передачи информации от учителя к ученику. Доказывается необходимость перехода к новой парадигме образования как двустороннего информационного обмена в системе «учитель-ученик», основанной на свободном творчестве, равноправии и взаимном обучении в процессе совместной учебной, игровой, научно-исследовательской и практической деятельности.


11.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ИНФОРМАТИЗАЦИЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ

М. Н. Шматков
Сибирский государственный университет путей сообщения
mihnik2001@mail.ru
Ключевые слова: информатизация образования, управление процессом информатизации образования, ценность информации, моделирование границ образовательных систем
Страницы: 64-70

Аннотация >>
В данной статье автором предложен подход к построению методологии управления информационными процессами в образовательных системах, основанный на социально-философском анализе проблем информатизации образования. Показано, что информатизация в сфере образования принципиально отличается от информатизации общества своим субъективным характером, а кроме того, самым непосредственным образом затрагивает сферу ценностей. Таким образом, возникает необходимость определения границ информатизации образования.


12.
О РОЛИ ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЩЕСТВЕ ХXI В.

Н. В. Наливайко1, Е. В. Ушакова2
1 Институт философии и права СО РАН
nnalivaiko@mail.ru
2 Алтайский государственный университет
androsenko82@mail.ru
Ключевые слова: информационное общество, общество знаний, инновационное общество, современное образование, специфика образования в обществе ХXI в
Страницы: 71-80

Аннотация >>
Авторы анализируют содержание и смыслы современного этапа социального развития в его взаимосвязи с образованием, а также сущность, роль и символы образования в обществе ХXI в. В статье исследована специфика социального развития в конце ХХ - начале ХXI вв., показаны взаимосвязь и различия разных ступеней постиндустриального общества (информационного общества, общества знаний и инновационного общества), обоснована специфика образовательных систем на этих ступенях социальной организации. Таким образом, обоснованы различная роль и содержание образования в разных формах организации современного общества - знаниевом и инновационном.


13.
О РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ИНТЕГРАТИВНОЙ ФУНКЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНОГО РАССЛОЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

Е. Л. Башманова
Курский государственный университет
allalena07@rambler.ru
Ключевые слова: социально-интегративная функция образования, социальное расслоение, культурный капитал, отношение к образованию
Страницы: 80-88

Аннотация >>
Статья посвящена проблеме реализации социально-интегративной функции образования в условиях резкого социального расслоения учащихся. Раскрывая противоречия в реализации социально-интегративной функции образования в современной школе, автор приводит данные экспериментального исследования специфики культурного капитала учащихся из различных социальных слоев, свидетельствующие о социально-культурном диссонансе в школе, и формулирует предложения по оптимизации педагогического взаимодействия в условиях резкого социального расслоения учащихся.


14.
ПРОБЛЕМЫ ИНТЕГРАЦИИ РОССИЙСКОЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ В ОБЩЕЕВРОПЕЙСКУЮ СИСТЕМУ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

О. В. Цигулева
Новосибирский институт экономики и менеджмента
oltsiguleva@yandex.ru
Ключевые слова: интеграция российской высшей школы, европейская система высшего образования, аккредитация образовательных программ, двухуровневая система
Страницы: 88-94

Аннотация >>
Данная статья посвящена интеграции российской высшей школы в общеевропейскую систему высшего образования. Автор отмечает, что одна из основных проблем интеграции российской высшей школы заключается в правовом регулировании перехода на двухуровневую систему высшего образования.


15.
ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВВ.

А. М. Аллагулов
Оренбургский государственный педагогический университет
art_hist@mail.ru
Ключевые слова: образовательная политика, историко-педагогическое познание, высшие органы государственной власти, система образования, земская школа, церковно-приходская школа
Страницы: 94-102

Аннотация >>
Целью настоящей статьи является выделение и структурирование концептуально-теоретических положений и процессуально-технологического опыта, составляющих содержание образовательной политики России во второй половине XIX - начале XX вв. В статье раскрывается актуальность формирования образовательной политики в России в историко-педагогической ретроспективе, выявляются особенности образовательной политики в России указанного периода. Автор анализирует особенности разграничения компетенций между высшими органами государственной власти в сфере образования, выделяя предпосылки развития образовательной политики в рассматриваемый период и отмечая влияние общественно-педагогического движения на формирование данной политики.


16.
СТРАТЕГИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ОБРАЗОВАНИЕ: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ

С. В. Камашев
Новосибирский государственный педагогический университет
kvs200@ngs.ru
Ключевые слова: стратегия, национальная безопасность, стратегические национальные приоритеты и образование, глобализация, конкурентоспособность, человеческий потенциал
Страницы: 102-109

Аннотация >>
Автор обращается к проблеме национальной безопасности и роли системы образования в обеспечении ее соответствующего уровня, что является актуальным в современных условиях. В статье рассматривается «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» и показывается, что она представляет собой стройную систему и соотносится с краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективами развития России. Делается вывод о том, что в рамках данной стратегии предложен принципиально новый подход к вопросам безопасности, включающий в качестве основного стратегического национального приоритета систему отечественного образования, воздействующую на все без исключения уровни национальной безопасности.


17.
РАЗВИТИЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И САМООРГАНИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА

С. П. Дуреев1, Н. С. Дуреева2
1 Сибирский государственный аэрокосмический университет
churinov@sibsau.ru
2 Сибирский федеральный университет
churinov@sibsau.ru
Ключевые слова: самоорганизация общества, развитие местного самоуправления, местное сообщество
Страницы: 109-113

Аннотация >>
В статье исследуется местное самоуправление как основа формирования демократического гражданского общества. Показано, что развитие местного самоуправления опирается на принципы самоорганизации общества. Развитие местного самоуправления может происходить в результате естественной эволюции общества или под воздействием внешних факторов. Доказывается, что в ходе естественного развития происходит формирование местного сообщества. Оно представляет собой механизм взаимодействия общества и государства и выступает проводником местных и государственных интересов.


18.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ЭПИСТЕМОЛОГИЯ ПОСТМОДЕРНИЗМА

А. О. Карпов
Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана
apfn@mx.bmstu.ru
Ключевые слова: образовательная эпистемология, генеративная дидактика, общество знаний
Страницы: 113-121

Аннотация >>
Эпистемологический базис современного образования основывается на открытой и развивающейся карте мира, соответствующей инновационному характеру сегодняшнего общества. Такой подход несоизмерим с классической педагогической теорией, которая оперирует знаниями в классной комнате в формате учебников, перечисляющих научные факты. Цель статьи - дать представление о комплексе педагогических идей, находящихся на переднем плане познавательного интереса общества знаний. Автором формулируется понятие генеративной дидактики, содержание которого раскрывается через концепты «познавательная гибкость», «познавательная генеративность» и «социокультурное взаимодействие» процесса обучения.


19.
ПРОБЛЕМЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Н. Б. Яновская, Г. Б. Яновский
Новокузнецкий филиал Томского государственного политехнического университета
naina.b.yanovskaya@gmail.com, gleb.b.yanovskiy@gmail.com
Ключевые слова: реформирование образования, образовательный процесс, организация учебного процесса, единый государственный экзамен
Страницы: 121-126

Аннотация >>
Существует глубокая зависимость между уровнем развития общества и уровнем качества образования в нем. Тема реформирования образовательной системы активно обсуждается еще с 1990-х гг. Одной из причин потребности в реформах стало формирование группы риска школьной дезадаптации и непродуманные действия по управлению образовательным процессом со стороны реформаторов. В статье (на примере курса математики) показано, что стремление реформаторов втиснуть в ограниченное время обучения в средней школе как можно больше разноплановых сведений, причем без связи с содержанием и методами обучения математике в высшей школе снижает качество обучения. По мнению авторов, благодаря ЕГЭ оценка знаний становится объективной.


20.
КУЛЬТУРНО-ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОД К РЕФОРМЕ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

Т. М. Гончарова
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М.Ф. Решетнёва
genepotters@mail.ru
Ключевые слова: типы социальности, культурно-цивилизационный подход, демонтаж общества, ценностно-нормативный комплекс, глобализация, манипуляция сознанием/ поведением, человек массы, политическая элита, бизнес-элита
Страницы: 126-130

Аннотация >>
Автор, основываясь на цивилизационном подходе, анализирует логику реформы образования, проводимую в современной России. Показывая необходимость соответствия типов средней и высшей школы исторически сложившемуся типу социальности, автор делает вывод о том, что деятельность отечественных реформаторов от образования направлена на демонтаж жизненно важного для воспроизводства российского общества комплекса общественных отношений.


21.
СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ ВЕЛИКОБРИТАНИИ В ВОСПИТАНИИ ЛИЧНОСТИ

Л. Н. Чернышева
Новосибирский государственный педагогический университет
chln2inbox.ru@inbox.ru
Ключевые слова: воспитание личности, статус чтения и книги, читательская культура в Великобритании, широкое читательское сообщество
Страницы: 131-137

Аннотация >>
В данной статье отмечается целесообразность государственных шагов в области изменения отношения детей, молодежи и их родителей к чтению и книге. Автором рассматривается роль чтения и книги в воспитании личности. Анализируются пути приобщения школьников Великобритании к чтению и роль правительства в интеграции этих путей. Дается обзор ключевых проектов, реализуемых государством и социальными институтами Объединенного Королевства для формирования широкого читательского сообщества и повышения статуса чтения и книги в обществе.


22.
ТРАДИЦИОННОЕ И ИННОВАЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В КУЛЬТУРЕ КИТАЯ

М. В. Букатая
Алтайский государственный университет
mbukataya@yandex.ru
Ключевые слова: педагогические принципы, информационные технологии в образовании, традиционное и инновационное образование
Страницы: 138-144

Аннотация >>
В статье рассматриваются некоторые традиционные и инновационные подходы к образованию в Китае. Автор делает акцент на культурных предпосылках и достижениях конструктивного использования обоих подходов в развитии образования. Показаны противоречивые тенденции в культуре Китая: множество изобретений и культ знания, с одной стороны, и настороженное отношение к прогрессу, который мог привести к нарушению равновесия рабочих мест - с другой. Автором использован собственный перевод релевантных материалов публикаций китайских ученых и сделан вывод о развитии образования в современном Китае на основе синтеза традиционных ценностей и инновационных решений.


23.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МАХАТМЫ ГАНДИ

А. К. Ерохин
Тихоокеанский государственный экономический университет
logos31@rambler.ru
Ключевые слова: философия образования, принцип ненасилия, этическое воспитание, национальный характер, профессиональная подготовка, национальная система образования
Страницы: 145-153

Аннотация >>
В статье исследуется практический аспект философии образования М. Ганди, а также собственно система образования, разработанная М. Ганди. Автор акцентирует внимание на слиянии и развитии восточного и европейского, древнего и современного, вечного и обыденного в мировоззрении Ганди, которое определило особенности его системы образования: целостность и противоречивость, простоту и парадоксальность, постоянство и непоследовательность. Эти особенности рассматриваются в статье через призму отношений наставника и ученика. Делается вывод, что для Ганди единственно правильный путь изменения жизни - образование и воспитание людей, их самосовершенствование и очищение.


24.
ОБРАЗОВАНИЕ И ГЕНДЕРНАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ В УСЛОВИЯХ КУЛЬТУРНОЙ ГЛОБАЛИЗАЦИИ ЯПОНИИ

А. В. Мирча
Новосибирский государственный технический университет
segun_83@mail.ru
Ключевые слова: гендерные отношения, культурная глобализация, дуализм сото/ути, трансформация традиционных ценностей, образовательные и политические институты
Страницы: 153-161

Аннотация >>
В данной статье автором предпринимается попытка исследовать роль образовательных институтов Японии в трансформации социальных отношений полов, обусловленной культурной глобализацией. Показано, что в рамках традиционной японской культуры ценности гендерного равенства внедряются через образовательные институты, которые, в свою очередь, обеспечивают подготовку носителей этих глобальных ценностей.


25.
СПОРТ И ЕГО ФИЛОСОФСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ

Анна Хогенова
Карлов университет
Hogen@volny.cz
Ключевые слова: спорт, истина(откровение), конфликт, смысл Олимпийских Игр
Страницы: 162-166

Аннотация >>
В данной статье предлагается философский анализ значения спорта с точки зрения истины, понимаемой как откровение (алетейя). Сущность спорта -- это не битва в военном смысле, но конфликт, являющийся условием для истинного откровения. Через спорт обычный человек может приобщиться к истине в её чистейшей форме, и поэтому допинг не только неэтичен, но и является буквальным выражением фундаментальной лжи.


26.
КАКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ НЕОБХОДИМО ДЛЯ ГЛОБАЛИЗИРОВАННОЙ КУЛЬТУРЫ?

Шмайсова-Бухтова Божена, Йозеф Шмайс
Университет им. Масарика
buchtova@econ.muni.cz, smajs@mail.muni.cz
Ключевые слова: образование, рынок труда, безработица, квалификация, общество знаний
Страницы: 166-173

Аннотация >>
В современной экономике более, чем когда-либо, ставится акцент на использование знания и информации. Структура знаний населения - картина зрелости страны. Обладать правом на образование должны все, кто хочет этого. Однако общество знаний, если судить по опыту экономически развитых стран Европы, не решает проблемы низкой конкурентоспособности, высокого уровня безработицы, развития демократии и гражданского общества. Необходим анализ изменений в образовании в трансформирующейся экономике - изменений, которые оказывают активное влияние на рынок труда и общество.


27.
ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ ИЗМЕНЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОЗИЦИИ СПЕЦИАЛИСТА СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Е. В. Погребняк
Новосибирский государственный педагогический университет
Pogrebnyak-E@yandex.ru
Ключевые слова: изменение профессиональной позиции, личностный смысл, социальная установка, профессиональные стереотипы
Страницы: 174-180

Аннотация >>
Современное образование сталкивается с отсутствием желания педагогических кадров пересмотреть свои неконструктивные профессиональные позиции. Опираясь на теоретико-методологические исследования, автор выявляет факторы, влияющие на процесс личностного переосмысления жизненных и профессиональных ценностей. Исследованы механизмы влияния на сущностные структуры стереотипизированного профессионального отношения. Рассмотрены условия, влияющие на перестройку социальных установок, являющихся устойчиво доминирующими компонентами профессиональной позиции. Обозначены перспективы изучения феномена изменения профессиональных позиций специалиста сферы образования.


28.
СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ СУЩНОСТИ, СТРУКТУРЫ И СОДЕРЖАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ПЕДАГОГА

Д. В. Судариков
Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования
dns-73@mail.ru
Ключевые слова: профессионализм, профессиональное становление, этапы становления профессионализма педагога
Страницы: 181-187

Аннотация >>
В статье автор анализирует процесс становления профессионализма учителя с позиций философии, психологии, педагогики и на этой основе определяет сущность данного понятия, его структуру и содержание, а также разграничивает термины «профессиональное становление» и «становление профессионализма». Анализ периодизации стадий профессионального становления позволил автору выделить базовые этапы становления профессионализма учителя. Для расширения данного понятия проведен содержательный анализ профессионализма, подразумевающий его изучение как свойства, как процесса и как состояния профессионала. Обосновывается, что в настоящее время вопрос о создании мер по обеспечению непрерывного образования является особенно актуальным.


29.
СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ «ИНОЯЗЫЧНАЯ КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТОСТЬ СПЕЦИАЛИСТА»

О. В. Немирович
Московский государственный институт международных отношений
nemirovolga@yandex.ru
Ключевые слова: методы преподавания иностранного языка в вузе, компетентность, педагогические технологии, педагогика высшей школы, высшее профессиональное образование, мировая и национальная культура
Страницы: 187-192

Аннотация >>
В статье привлекается внимание к проблеме формирования ино-язычной коммуникативной компетентности специалистов, указывается на возможность и условия формирования данной компетентности в рамках высшей школы. Автор предлагает в современном процессе обучения иностранным языкам делать особый акцент на сопоставление не столько разных языковых явлений, сколько разных концептуальных систем в контексте мировой и национальной культур, что должно привести к осознанию студентом собственной уникальной сущности как культурно-исторического субъекта. Автор дает собственное определение компетентности как интегрального, универсального качества личности, как готовности к любым ситуациям жизни и ситуациям профессионального взаимодействия в области иноязычной и инокультурной коммуникации.


30.
СТАНОВЛЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА КАК ПЕРСПЕКТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Ю. Б. Петросов
Нижневартовский государственный гуманитарный университет
Opgub_8@nvtel.ru
Ключевые слова: профессиональное становление, начальное профессиональное образование, личностный потенциал
Страницы: 192-198

Аннотация >>
В статье рассматривается профессиональное становление будущего специалиста как процесс, на который может быть ориентировано современное учреждение начального профессионального образования. Автор характеризует существующие в педагогике предпосылки переноса актуальных философских основ образования в практику организации образовательных процессов учреждений начального профессионального образования и управления ими. Описывается возможность осуществлять влияние на развитие как операционального, так и личностного потенциала будущего специалиста с помощью педагогического ресурса, имеющегося в распоряжении учреждений начального профессионального образования. В качестве примера автор рассматривает программу развития одного из профессиональных училищ г. Нижневартовска, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.


31.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СПЕЦИАЛИСТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

О. В. Мицук
Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования
MichukO@yandex.ru
Ключевые слова: профессиональный рост, самообразование, профессиональное самосовершенствование учителя
Страницы: 199-205

Аннотация >>
В статье анализируется комплекс психолого-педагогических исследований, посвященных проблеме профессионального совершенствования и самосовершенствования учителя в системе высшего профессионального и дополнительного профессионального образования; раскрываются содержательные характеристики рассматриваемого феномена. В статье дается определение понятия «профессиональное самосовершенствование учителя» применительно к системе дополнительного профессионального образования, выделяются его структурные компоненты и сущностные характеристики.


32.
О МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЙ МЕТОДОЛОГИИ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ ОБРАЗОВАНИЯ

Н. И. Чуркина
Омский государственный педагогический университет
n_churkina@mail.ru
Ключевые слова: история образования, методология истории образования, междисциплинарная методология, мультидисциплинарная методология, образовательная регионалистика, регион
Страницы: 205-211

Аннотация >>
В статье обосновывается необходимость разработки междисциплинарной методологии становления региональной системы образования, адекватной современному уровню развития цивилизации, научной мысли и самому объекту исследования. При изучении педагогических феноменов автор предлагает использовать междисциплинарный подход. В статье анализируются принципы образовательной регионалистики - нового направления педагогических исследований, доказывается возможность их применения в рамках междисциплинарной методологии.


33.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА ГОРОДА ДЛЯ РЕШЕНИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫХ ЗАДАЧ

В. В. Патрина, Е. В. Филатова
Кемеровский государственный университет
cm@kemcity.ru, alex85@kemcity.ru
Ключевые слова: профессиональная ориентация, продуктивное обучение, социокультурное пространство города, наставничество
Страницы: 211-217

Аннотация >>
В статье раскрываются особенности профессиональной ориентации на современном этапе, исследуются педагогические способы профессиональной ориентации молодежи, анализируется их эффективность. Авторы предлагают прогноз результатов реализации предложенных педагогических путей. В статье характеризуется деятельность по использованию социально-культурного пространства города в рамках реализации проекта «Город как школа». Раскрываются возможности наставничества для реализации процесса профессиональной ориентации молодежи, определяются функции деятельности наставников.


34.
ОПТИМОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К СИСТЕМЕ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Е. В. Петунина
Алтайский государственный университет
optimologia@mail.ru
Ключевые слова: начальное профессиональное образование, оптимологический подход, гуманизация образования
Страницы: 217-221

Аннотация >>
В статье проводится анализ системы начального профессионального образования с позиции оптимологии, рассматривается проблема реализации функций системы начального профессионального образования. В частности, отмечается, что происходит усиление тенденции, направленной на достижение экономической целесообразности. Автором обосновывается необходимость более пристального внимания к формированию личности обучающегося в системе начального профессионального образования с учетом социально-демографических и социокультурных характеристик.


35.
CИНЕРГЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ СРЕДНЕГО И ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Д. В. Легенчук
Курганский государственный университет
aua.80@mail.ru
Ключевые слова: синергетика и преемственность, система образования, образовательная деятельность, непрерывное образование, многоуровневое образование, теория самоорганизации
Страницы: 222-226

Аннотация >>
В статье рассматриваются синергетические основы преемственности среднего и высшего профессионального образования в условиях модернизации российского образования. Рассматриваемая система профессионального образования саморазвивается, а импульс для саморазвития несут все субъекты образовательной системы, ориентированные на социальные условия развития общества в целом.


36.
ИЗУЧЕНИЕ ЯЗЫКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ КАК АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

Л. П. Загорулько
Новосибирский военный институт внутренних войск имени генерала армии И. К. Яковлева МВД России
zalex82@list.ru
Ключевые слова: информация, «информационный взрыв», языковой барьер, образование, социальная система, информационное общество
Страницы: 226-233

Аннотация >>
В статье обосновывается актуальность исследования современного развития языка как элемента социальной системы в образовательном процессе. Так как основной ценностью становится информация, а умение работать с ней как на родном, так и на иностранном языке обеспечивает путь к успеху, проблемы языка, особенности картины мира в родной и иноязычной языковой культуре приобретают особую актуальность в условиях открытой рыночной экономики и постепенного изменения понимания нравственных ценностей.


37.
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ПРОБЛЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Н. В. Буравцова
Новосибирский государственный университет экономики и управления
burawzov@yandex.ru
Ключевые слова: психологическое пространство личности, ценности профессионального образования, смысложизненные ориентации, профессиональная идентичность
Страницы: 234-240

Аннотация >>
В статье анализируются основные характеристики психологического пространства личности студентов, выявляются особенности психологического пространства личности в зависимости от выбора будущей профессии. Доказано, что уровень суверенности личностных границ студентов-гуманитариев влияет на формирование их профессионально важных качеств.


38.
К ВОПРОСУ О ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ

Т. С. Базарова
Бурятский государственный университет
tbazarova@rambler.ru
Ключевые слова: профессионализация, социальный работник, социализация, ценностные ориентации, студенчество
Страницы: 240-245

Аннотация >>
В статье рассматриваются проблемы профессиональной адаптации студентов к будущей деятельности, приводятся результаты автор-ских исследований процесса формирования личности и деятельности социального работника как профессионала. Автор выявляет основные характеристики социального портрета современного студенчества.


39.
ПРОБЛЕМА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ЛИЧНОСТИ ОБ ОТНОШЕНИИ К НЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ (ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ)

Е. В. Гордиенко
Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева
lenchagor@mail.ru
Ключевые слова: личность и сознание, ожидаемые оценки (экспектации), социальное мышление
Страницы: 245-252

Аннотация >>
В статье представлены материалы исследования, цель которого - теоретическое и практическое обоснование экспектаций как составляющих индивидуального сознания личности, в которых воплощены ее представления об отношении к ней других людей. Обосновано положение о том, что ожидаемые оценки (экспектации) отражают потребность человека в отношении к нему других людей. Экспектации личности являются выражением личностного выбора и образуют комплекс, характеризующий сознание личности. Автор анализирует теоретические предпосылки изучения экспектаций как механизма индивидуального сознания личности, выделяет личностные особенности ожидаемых оценок.


40.
ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ОСНОВА ВОЗВРАЩЕНИЯ НАУКИ ГУМАНИТАРНОЙ ПРИРОДЫ

В. Г. Леонов
Новосибирская государственная академия водного транспорта
gtf@nsawt.ru
Ключевые слова: гуманитарное образование, гуманизация общественной жизни, гуманитарные дисциплины, гуманитарное научное знание
Страницы: 253-258

Аннотация >>
В статье исследуются процессы гуманитаризации культуры и гуманизации общественной жизни на основе общих демократических принципов в политике, экономике, организации среды. Современное общество, по мнению автора статьи, осознает экологическую, гуманитарную гуманистическую недостаточность современного существования и одновременно - необходимость обращения к новому мышлению, новой деятельности, новому существованию, основой которого может (и должно) выступать гуманитарное образование. Под широким гуманитарным образованием понимается приобщение не только к кругу гуманитарных дисциплин, но и к основам научного знания как такового. В центре предметного поля научного знания находится человек, к какому бы предмету оно ни было обращено.


41.
НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ КАЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

О. Д. Олейникова
Новосибирский государственный педагогический университет
Sophos310@mail.ru
Ключевые слова: современное отечественное образование, нравственное воспитание, аксиологический подход в образовании, ценностное развитие
Страницы: 259-266

Аннотация >>
Данная статья рассматривает проблемы развития современного отечественного образования на основе единства гносеологического и аксиологического подходов в формировании личностных качеств представителей подрастающего поколения. По мнению автора статьи, нравственное воспитание должно пониматься как воспитание гуманизированного ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое и гармоническое развитие человека.


42.
ОБРАЗОВАНИЕ В КОНТЕКСТЕ ДИСКРЕТНОГО ВРЕМЕНИ

А. Н. Аргунов
Алтайский государственный университет
alekseiargunov@rambler.ru
Ключевые слова: дискретное социальное время, субъект-субъектный подход и субъект-объектный подход в образовании
Страницы: 266-272

Аннотация >>
В статье анализируется дискретный характер социального времени, которое, с точки зрения автора, связано со сменой поколений. Дискретное социальное время делает необходимым обращение образования к субъект-субъектному подходу. Однако в российском образовании до сих пор доминирует субъект-объектный подход. Автор считает, что это связано с тем, что в российском образовании время воспринимается как физическое явление. В статье говорится о необходимости преодоления физического понимания времени и перехода к пониманию времени как социального феномена.


43.
КОНЦЕПТЫ ЧЕЛОВЕКА В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ (ХОЛИСТИЧЕСКИЙ И ПАРЦИАЛЬНЫЙ ПОДХОДЫ)

П. В. Ушаков
Алтайская академия экономики и права
ushakov@bk.ru
Ключевые слова: основной вопрос образования, парциальный подход и холистический подход к человеку в образовании, символы человека в образовании
Страницы: 273-282

Аннотация >>
В статье раскрывается сущность и специфика существования человека в системе образования, представляющей собой подсистему в структуре общества, а также сферу деятельности, обращенную к человеку.
Автор анализирует характеристики человека как основной, исходной структурно-организационной единицы общества и как продукта системы образования, обосновывая многомерность взаимодействий человека, образования и общества в современной социокультурной жизни. Основной вопрос образования раскрывается в аспекте парциального и холистического подхода к формированию человека. В целом в статье предлагается исследование проблемы человека в образовании с позиций основного вопроса образования, в разных вариантах - одностороннего (парциального) и целостного (холистического) подхода к человеку в образовании.


44.
АНАЛИЗ ЭТАПОВ СТАНОВЛЕНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ФИЛОСОФИИ ВОСПИТАНИЯ

Т. С. Косенко1, В. И. Панарин2
1 Новосибирский государственный педагогический университет
nnalivaiko@mail.ru
2 Администрация Новосибирской области
Kav@obladm.nso.ru
Ключевые слова: воспитание, этапы становления отечественной философии воспитания, глобализация
Страницы: 282-289

Аннотация >>
Авторами статьи предпринята попытка анализа этапов становления отечественной философии воспитания. Для проведения данного анализа авторы описывают два различных подхода, которые связаны, во-первых, с представлением о проблематике философии воспитания как о части более широкого контекста философии образования, поскольку философия воспитания имеет тот же, что и философия образования, объект и предмет, а также методологию исследования. Второй подход основан на положении несовпадения контекста философии воспитания и философии образования. Основываясь на второй точке зрения, авторы дают периодизацию становления философии отечественного воспитания.