Е. А. Тимощук
Нижегородский государственный лингвистический университет
Ключевые слова: феноменологическая методология, анализ культурного текста, образовательный процесс, теория многослойности
Страницы: 125-129
Р. Ингарден - ученик Э. Гуссерля, основателя философского учения феноменологии. Феноменология - это учение о предпосылках всякого мышления. Ингарден стремится вывести феноменологию на более реалистические позиции и поэтому обращается к литературному произведению как к примеру многослойности бытия. Он, кроме того, вводит такие важные характеристики социокультурных объектов, как интенциональность, точки неопределенности и конкретизация. Это делает феноменологическую методологию Р. Ингардена перспективным инструментом анализа культурного текста. Для экспериментального подтверждения студентам было предложено провести толкование текстов до знакомства с методологией Р. Ингардена и после. На основании полученных результатов можно говорить об эффективности феноменологии Р. Ингардена в образовательном процессе.
В. В. Петров
Новосибирский государственный университет v.v.p@ngs.ru
Ключевые слова: элитное образование, элитарное образование, элита, социум, генезис
Страницы: 130-137
В статье рассматривается генезис элитного образования, проводится его сравнение с элитарным и эгалитарным. Основное внимание уделяется изменению функций элитного образования, находящихся в зависимости от существующих социально-экономических условий. Автор делает вывод о необходимости расширения элитного образования, играющего важную роль в формировании интеллектуальной, культурной и политической элиты.
О. Б. Панова
Томский государственный университет obp73@mail.ru
Ключевые слова: философия воспитания, философская антропология, классическая трансцендентальная философия, трансцендентальный идеал
Страницы: 137-144
В статье показывается преемственность классической трансцендентальной философии и современной философии воспитания. Подчеркивается значение антропологических идей И. Канта в формировании концепции воспитания человека в современной культуре. Речь идет о подлинном смысле человечности, воспитания, образования, обучения. Обосновывается вывод о том, что в современном глобализирующемся мире, при всех изменениях в научно-образовательном пространстве, воспитание сохраняет традиционное, классическое понимание.
Е. В. Калюжина
Курганский государственный университет evmih2004@mail.ru
Ключевые слова: высшее образование, модели высшего образования, социокультурный институт, информационное общество, исторический процесс
Страницы: 145-152
В статье прослеживается эволюция социокультурного института высшего образования с позиций синтеза концепций «трех волн» Э. Тоффлера, «индустриального общества» Д. Белла, «трех типов культур» М. Маклюэна. Автор, опираясь на описанный Э. Тоффлером код индустриальной цивилизации, определяет коды доиндустриального и информационного общества, анализируя характерные черты института образования, детерминированные кодом соответствующей исторической волны.
А. С. Гурьянов
Сибирский государственный аэрокосмический университет им. М. Ф. Решетнева guryasash@yandex.ru
Ключевые слова: социализация личности, система образования, тип общества
Страницы: 152-157
В статье раскрывается специфика социализации личности в процессе образования в зависимости от типа общества. Показывается, что каждый тип общества предполагает собственный характер социальности, и по этой причине система образования должна строиться так, чтобы ее функционирование осуществлялось с учетом особенностей социального устройства общества, а личность могла эффективно самореализоваться в обществе и наиболее полно раскрыть свой потенциал.
Л. Г. Пак
Оренбургский государственный педагогический университет lyubov-pak@mail.ru
Ключевые слова: педагогическая технология, социализация студента, образовательный процесс вуза
Страницы: 157-163
В статье предлагается категориальный анализ дефиниции «педагогическая технология», рассматриваются ее основные содержательные признаки и позиции. Автор характеризует педагогические технологии социализации студента в образовательном процессе вуза как совокупность, взаимосвязь и единство трех составляющих: интегративной (технологии на основе активизации и интенсификации деятельности обучаемых, игровые технологии, интерактивные технологии); социально-педагогической (практико-ориентированные технологии, технологии современного проектного обучения); дифференцированно-личностной, имеющих специфику методической инструментовки.
О. Р. Сигнаевская
Уральский государственный педагогический университет belyaeva@uspu.ru
Ключевые слова: постиндустриальная реальность, информационное общество, общество знания, культурно-антропологическая перспектива
Страницы: 163-170
В статье анализируются возможные парадигмы развития философии образования в новом глобализируещемся мире постиндустриальной эпохи. В частности, по-новому раскрывается смысл спора западников и славянофилов в контексте традиций русской философии, а именно концепции Н. Бердяева о будущем России как о «новом Средневековье». Рассматриваются проблемы идеологии образования и маркетинговых подходов к организации функционирования образовательной системы, построения социального государства.
А. П. Картавцева, И. С. Морозова
Кемеровский государственный университет pfkemsu@rambler.ru, evm777@pisem.net
Ключевые слова: университетское образование, образовательная система, концепция, социально-психолого-педагогический процесс
Страницы: 170-177
Статья посвящена проблеме функционирования целостных социальных систем, и университетское образование рассматривается в качестве одного из возможных вариантов развития данного феномена. Авторы подчеркивают, что образование представляет собой социально-психолого-педагогический процесс, а образовательная система включает в качестве компонентов дидактическую систему, систему воспитательной, экологической работы и др. Результаты исследования авторов подтверждают теоретические выводы о том, что образова- тельную систему университета следует рассматривать с позиции концепции самоорганизующегося мира.
О. В. Гордина
Иркутский государственный педагогический университет g.o.v@rambler.ru
Ключевые слова: высшая народная школа, принципы образования взрослых, непрерывное образование
Страницы: 178-184
В статье исследуется высшая народная школа как социально-педагогический феномен, наблюдаемый в реальной практике. Определяются принципы и пути развития данной образовательной модели в российском образовательном пространстве. В статье анализируется ее гуманистическое содержание и высокий жизнетворческий потенциал.
В фокусе внимания находятся народные школы для пожилых людей, созданные в России. Это позволяет выделить основные модели организации деятельности высших народных школ, определить особенности и перспективы их развития в современной России.
О. А. Урбан
Сибирский филиал Международного института экономики и права urban-o@yandex.ru
Ключевые слова: трудовой потенциал выпускников вузов, профессиональный, социокультурный, деятельностный компоненты трудового потенциала, предпринимательский ресурс, малый бизнес, дополнительное образование в области предпринимательской деятельности
Страницы: 184-191
Цель статьи - показать роль дополнительного образования в области предпринимательской деятельности в развитии трудового потенциала выпускников вузов в условиях структурной трансформации экономики региона.
На основе данных социологического исследования анализируются основные компоненты трудового потенциала будущих специалистов и отмечена их внутренняя противоречивость. Показано, что большинство выпускников социально активны, имеют мотивационную структуру, адекватную рыночной экономике. В этом отношении они представляют собой наиболее сильный предпринимательский ресурс региона.
Обоснована необходимость создания структуры дополнительного образования в области предпринимательской деятельности, определены социально значимые цели и задачи, организационные требования к созданию и функционированию подобных структур.