Цели статьи: 1) ознакомить читателя с историей детерминизма Лапласа, центральной идеей данной научно-философской программы и теми фундаментальными проблемами, которые возникли после принятия этой программы научным миром; 2) предложить пути решения этих проблем. Главная тема статьи: сегодня детерминизм не преодолен в умах ученых и простых людей, и это представляет серьезную проблему современности. Вклад авторов: мы предлагаем педагогическое решение сложившейся проблемы. Это корректировка учебных планов образовательных учреждений (от школ до вузов) с целью привить современной молодежи идеи индетерминизма в природе, так как слепая вера в предопределенность в наш техногенный век очень опасна.
М.Н. Кожевникова
Институт педагогического образования и образования взрослых РАО, Санкт-Петербург MargaritaKozh@yandex.ru
Ключевые слова: Дьюи, рост, методология, диалектика, цели образования, деятельность, исследование, «Я», этика, социальное
Страницы: 122-130 Подраздел: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Концепт «роста-развития» (развития, трактуемого в особом значении «роста») занимает центральное место в философии образования Джона Дьюи (1859 – 1952), в его онтологии, гносеологии, этике, социально-философских принципах. Сам этот факт интепретировался по-разному и имел разные следствия для теории и практики образования. Но в России, переживающей увлечение проектной образовательной деятельностью, базирующейся на идеях Дьюи, этот концепт не получил еще достаточного внимания. Однако, имея решающее значение для понимания системы этих идей, не обретающих без него ни фундамента, ни глубины, концепт «роста-развития» таит как возможные открытия, так и проблемы. Эти вопросы обсуждаются в рамках статьи и получают оригинальную авторскую интерпретацию.
Г.В. Иойлева
Северный федеральный университет им. М. В. Ломоносова, Архангельск rector@narfu.ru
Ключевые слова: сознание, психика, память, мышление, эмоции, внимание, воля, поведение
Страницы: 131-137 Подраздел: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Автор анализирует структурную организацию сознания, представляющую собой целостную систему, состоящую из различных элементов, находящихся между собой в закономерных отношениях. В статье исследованы бытийные и знаковые слои сознания, генетически предшествующие собственно рефлексивным его слоям. Аргументировано, что источником бытийных характеристик сознания является предметное и социальное действие. В целом обосновано, что внутренние рефлексивные ресурсы сознания актуализируются посредством эмоций, памяти, мышления, внимания, воли, воображения и других его структурных составляющих. Сознательный человек осознает объективную значимость своих целей и мотивов, а также способен к самоконтролю, исходя из общественно выработанных моральных норм.
С.В. Максимов
Сибирский федеральный университет, Красноярск maxserge@mail.ru
Ключевые слова: «общество всеобщего потребления», военная сила, совокупные военные расходы, международный терроризм, имперская политика, особая цивилизационная миссия, ценности техногенной цивилизации, превентивные ядерные удары
Страницы: 146-149 Подраздел: НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье освещаются новые тенденции, характеризующие военный прогресс современности. В частности, анализируются особенности военного прогресса после «холодной войны», после упразднения мировой биполярной системы. НАТО продолжает движение к российским границам, мотивируя это необходимостью борьбы с международным терроризмом. Тем не менее реальные цели при этом остаются прежними, хотя и приобрели более рациональную окраску. В учебном процессе важно показать амбивалентность военного прогресса как части социального прогресса, при этом проблема мира, предотвращения войны, рассматривается как вопрос первостепенной важности.
С.Л. Фоменко
Уральский государственный педагогический университет, Екатеринбург sfomenko2012@yandex.ru
Ключевые слова: методологические принципы управления профессиональным развитием педагогического коллектива, компетентностная модель образования, закономерности профессионального развития
Страницы: 150-154 Подраздел: ТЕОРИЯ ПЕДАГОГИКИ В ФИЛОСОФСКОМОСМЫСЛЕНИИ
Сложность задач разработки и изучения процесса профессионального развития педагогического коллектива определяет необходимость ориентации на соответствующие проблеме методологические положения. Четкость методологических принципов и методологического аппарата позволяет получить более обоснованные, системные и конкретные педагогические и методические рекомендации, которые создадут надежную базу для исследования столь сложной и многоаспектной проблемы. В статье охарактеризованы выявленные в результате многолетнего исследования закономерности профессионального развития педагогического коллектива в современной школы. Указанные закономерности конкретизируются теоретическими положениями и принципами реализации в педагогической практике. Таким образом, дано методологическое обоснование процессу профессионального развития педагогического коллектива в современных условиях.
Статья посвящена экономической подготовке студентов в системе среднего профессионального образования. Автором сформулировано определение «экономическая подготовка» как непрерывный процесс формирования и развития социально-экономических компетенций, навыков и социально-ориентированных профессиональных ценностей, позволяющих эффективно осуществлять педагогическую деятельность в новых экономических условиях. Рассмотрены требования к современному молодому специалисту в условиях рыночной конкуренции (в том числе образовательных услуг), содержание Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования в части экономической подготовки и особенностей компетентностного подхода к обучению студентов.
М.Г. Синякова
Уральский государственный педагогический университет, Екатеринбург msinykova@yandex.ru
Ключевые слова: поликультурное образовательное пространство, профессионально-психологические характеристики педагога
Страницы: 159-163 Подраздел: ТЕОРИЯ ПЕДАГОГИКИ В ФИЛОСОФСКОМ ОСМЫСЛЕНИИ
Автор обосновывает понятие профессионально-психологические характеристики педагога, которые детерминированы формированием современного поликультурного образовательного пространства России. Данные проведенного эмпирического исследования показывают существующие различия в выраженности профессионально-психологических характеристик педагогов, работающих в поликультурной и монокультурной среде. Развитие культурного и этнического многообразия российского общества повлияло на формирование поликультурного образовательного пространства, которое является важнейшим фактором профессионального и личностного развития педагогов. При этом у педагогов, работающих в поликультурном образовательном пространстве, выше показатели настойчивости, адаптивности, коллективизма, гендерной толерантности, межконфессиональной толерантности и приверженности к традиционной культуре.
И.А. Ступин
Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск jarnsk@mail.ru
Ключевые слова: модель, компетентность, технологическая компетентность, технологическая подготовка, педагогическое образование, интегративный курс
Страницы: 163-169 Подраздел: ТЕОРИЯ ПЕДАГОГИКИ В ФИЛОСОФСКОМ ОСМЫСЛЕНИИ
Автор анализирует актуальность и содержание модели формирования технологической компетентности бакалавров педагогического образования по технологическому профилю. Технологическая компетентность личности определяется как интегративная характеристика, связанная со способностью реализовать свой профессиональный потенциал. В статье показаны взаимосвязи всех составляющих элементов модели, исследована специфика образовательного процесса с внедрением авторского интегративного курса «Основы теории технологической подготовки». Таким образом, обосновано применение модели формирования технологической компетентности бакалавров педагогического образования по технологическому профилю, существенно повышающей уровень технологической компетентности, мотивацию студентов и оптимизирующей деятельность преподавателя.
Автор анализирует место и содержание рекламного образования в контексте развития современного информационного общества. В статье исследована институциональная специфика рекламного образования в России, показаны взаимосвязи в развитии цифровых и рекламных технологий с изменениями образовательных стандартов, профессиональных компетенций, социальной виртуализацией. Обоснована необходимость исследования и использования рекламного образования как одной из специфических форм практики гуманитарного воздействия на протекающие в обществе процессы.
Н.И. Степанова
Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск happy_ns@mail.ru
Ключевые слова: текст культуры, текст рекламы, эффекты коммуникации, культурные смыслы
Страницы: 180-187 Подраздел: РЕКЛАМНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
В данной статье социально-коммуникативные функции визуального текста рекламы анализируются с позиций двух подходов – маркетингового и культурологического. Теория коммуникативной эффективности рекламы, с одной стороны, и взгляд на рекламное сообщение как на создание и трансляцию социокультурных смыслов – с другой, дают возможность интегративного рассмотрения феномена рекламного текста. Новаторский синтез данных подходов позволяет выделить такие его функции, как «создание эффектов коммуникации», «референтная», «рецептивная», «смыслообразующая», «адаптационная», «креативная», «релаксационная», а также открывает перспективы дальнейших научных исследований.