А.Т. Юсупова1,2 1ИЭОПП СО РАН yusupova@ieie.nsc.ru 2Новосибирский национальный исследовательский государственный университет
Ключевые слова: крупные корпорации, рыночная власть, устойчивость и стабильность лидирующего положения
Страницы: 281-299 Подраздел: Экономика предприятий
Рыночная власть крупных корпораций исследуется с помощью показателей устойчивости и стабильности лидерства. Расчеты выполнены по открытым данным, публикуемым журналом «Эксперт», использована информация по лидирующим корпорациям России, Казахстана и ряда российских регионов. Для выделения лидеров применены показатели объема продаж, прибыльности, уровня капитализации, роста объемов реализации. Выявлена неоднородность характеристик лидерства в регионах, сделаны предположения относительно дальнейшего развития и распределения рыночной власти.
Е.А. Колобова, Ю.М. Киселев, А.Д. Колобов
ИЭОПП СО РАН kolobova@ieie.nsc.ru
Ключевые слова: проектирование, социально-экономические механизмы, модель, среда и условия деятельности
Страницы: 300-315 Подраздел: Экономика предприятий
Обосновывается необходимость разработки модели механизмов управления экономической и социальной деятельностью. Анализируется применение современных механизмов управления. Исследуется среда производственно-экономических систем как пространство действия механизмов. Разработана модель социально-экономических механизмов, рассмотрены компоненты среды, в которой проектируются механизмы. Предложена схема пошаговой методики проектирования производственно-экономических процессов.
Ш.Х. Назаров
Институт прогнозирования и макроэкономических исследований при Кабинете министров Республики Узбекистан sh.nazarov@yandex.ru
Ключевые слова: Узбекистан, регион, эндогенный экономический рост, эконометрическое моделирование, конкурентоспособность, совокупная факторная производительность
Страницы: 316-329 Подраздел: Зарубежный опыт региональной науки, региональной политики и территориального развития
На основе исследования теоретических и прикладных моделей оценки конкурентоспособности предложена имитационная модель эндогенного экономического роста региона, в которой процесс моделирования эндогенных факторов конкурентоспособности основан на системной динамике. Для комплексной оценки конкурентоспособности произведено экономет-рическое тестирование объясняющих факторов эндогенного роста экономики региона. Сделаны выводы, которые могут быть полезными для формирования элементов региональной политики по модернизации и инновационному развитию экономики Республики Узбекистан.
И.В. Лексин
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова leksin@spa.msu.ru
Ключевые слова: Российская Федерация, Конституция, территориальное устройство, федеративное устройство, реформа, субъект Федерации, федеральная территория, регионалистское государство
Страницы: 330-344 Подраздел: Конституции Российской Федерации 20 лет
Статья посвящена актуальным проблемам конституционного развития Российской Федерации и ее федеративного устройства. Рассмотрены потенциальные направления трансформации территориального устройства в рамках действующей конституционной модели. Показаны возможности фактического изменения формы государственного устройства России при сохранении конституционных положений о федерализме. Предложены рекомендации по преодолению имеющихся теоретических и практических проблем
С.В. Камашев
Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск kvs200@ngs.ru
Ключевые слова: глобализация, управляемый хаос, технологии управляемого хаоса, безопасность, образование
Страницы: 8-15 Подраздел: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ФИЛОСОФСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ
В статье автор рассматривает теорию управляемого хаоса, активно используемого в современном глобализирующемся мире. Особое внимание уделено основам и последствиям применения управляемого хаоса, в том числе для России. Показано влияние применяемых технологий управляемого хаоса на состояние национальной безопасности. Фактически концепция управляемого хаоса – это новая форма колониальной политики. Обоснована актуальность образования как одного из приоритетных направлений стратегии обеспечения безопасности России, для минимизации последствий управляемого хаоса. Потенциал образования должен быть в полной мере использован для консолидации общества, сохранения единого социокультурного пространства страны, преодоления этнонациональной напряженности и устойчивого развития государства в целом.
В статье раскрывается сущность нормотворчества, которая приобретает особую остроту в условиях глобализации образования. Автор доказывает, что проблема нормотворчества детерминирована несоответствием задач общества и государства, что особым образом отражается на системе образования. В статье доказывается, что этот нормотворческий процесс тесно связан с типом общества, и это требуется учитывать в учебно-воспитательном процессе. В диалектическом проекте нормотворческий проект детерминирован тем, что идея государства и идеология неотделимы друг от друга. Объективная диалектика коллективистского общества предполагает всеобщую связь явлений. В качестве нормативного рассматривается стандарт социальности, поскольку социализация подростка является одной из основных целей любой школы.
В.В. Павловский
Красноярский государственный аграрный университет, Красноярск valpavlovskiy@mail.ru
Ключевые слова: российская система образования, дошкольное образование, общее образование, среднее и высшее профессиональное образование, драма образования в России
Страницы: 29-37 Подраздел: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ФИЛОСОФСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ
В статье проанализированы государственные статистические материалы в сфере образования за 1990–2011 гг., выявлены некоторые основные проблемы ее драматического состояния и опасности, которые грозят российскому обществу в связи с этим. Россия продолжает по интеллектуальному потенциалу оставаться позади развитых стран, российское образование выстраивается по лекалам европейского и американского, где готовятся самые узкие специалисты. В целом охват российской молодежи системой образования недостаточен, и наша страна не является лидером в развитии образовательной сферы.
Ю.В. Денисенко, Т.А. Рубанцова
Сибирский государственный университет путей сообщения, Новосибирск denisenko1986@yandex.ru
Ключевые слова: социальное партнерство, социальная система, структурно-функциональный анализ, социально-трудовые отношения
Страницы: 37-41 Подраздел: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ФИЛОСОФСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ
Статья посвящена анализу российской системы социального партнерства, анализу его структуры и функций. Социальное партнерство рассматривается как способ разрешения социальных конфликтов на основе социологических исследований и структурно-функционального подхода. Социальное партнерство показывает взаимозависимость социальных групп друг от друга, при этом главная задача социального партнерства – учитывать различия между этими группами при проведении согласованных решений. Гармонично общество может развиваться только в условиях согласованности интересов государства и различных групп населения.
И.Г. Комиссарова
Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН, Новосибирск comir@ieie.nsc.ru
Ключевые слова: парадокс, парадигма, «кентавр-проблема», ценностные ориентации, студенческая молодежь
Страницы: 42-45 Подраздел: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ФИЛОСОФСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ
Показано, что парадокс противоположных выводов из аналогичной эмпирической информации о ценностных ориентациях студенчества выражается в эклектическом сочетании принципов альтернативных парадигм. Основное направление трансформации ценностных ориентаций студенческой молодежи имеет асоциальную направленность. Ценностное отношение к труду сводится к двум типам: терминальному (смысложизненному) и инструментальному (как средству для достижения других целей). Массовый отказ от инструментального отношения к труду в пользу терминального – противоречивый процесс, составляющий историческую эпоху. В результате трансформационных социально-экономических процессов в России происходят масштабные изменения в сознании студенческой молодежи.
Ю.В. Кокарева
Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им. Н. Г. Чернышевского, Чита kokareva@inbox.ru
Ключевые слова: современное образование, философские дисциплины, дополнительное образование, духовно-нравственное образование
Страницы: 45-49 Подраздел: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ФИЛОСОФСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ
В статье актуализируется проблема систематизации гуманитарного знания и утверждается необходимость введения таких философских дисциплин, как этика, религиоведение, логика для учащихся старших классов в рамках дополнительного образования. Автор делится опытом работы по внедрению данных дисциплин в Читинском суворовском военном училище МВД России. Дополнительные образовательные дисциплины философского цикла помогают разрешить целый комплекс мировоззренческих проблем, способствуют формированию духовно-нравственных ориентиров, критическому осмыслению социальных процессов, утверждению гуманистических ценностей. Реформа образования в России направлена на формирование такой духовно-нравственной среды, в которой учащиеся отстаивают свою мировоззренческую позицию, учитывая приоритет традиционных культурных ценностей.