Статья посвящена выявлению роли денежных стимулов в интенсификации производственной деятельности рабочей молодежи оборонных предприятий Сибири в годы войны. С этой целью проанализированы динамика, виды, дифференциация оплаты труда и отношение к ней юных заводчан. Охарактеризованы изменения в среднем размере заработной платы заводских учеников и рабочих, в частности в возрасте до 25 лет. Показано использование повременной, сдельной и прогрессивной оплаты, а также соотношение этих стимулирующих форм заработной платы на крупных предприятиях региона. Отмечены различия в заработках юных тружеников в зависимости от условий, содержания, объема и качества выполняемой работы, в том числе между их самыми низко- и высокооплачиваемыми категориями - подсобными работниками и высококвалифицированными рабочими-стахановцами. Рассмотрено применение премиальной системы поощрения стахановского труда, отличавшегося высокой производительностью. В статье освещены условия повседневной жизни военного времени, повлиявшие на уменьшение значения зарплаты в жизнеобеспечении молодых рабочих. Показано существенное сокращение ее реального содержания в связи с ростом фискального пресса со стороны государства и рыночных цен. Вместе с тем, отмечено, что нормированное распределение продуктов питания и промтоваров носило характер товарно-денежного обмена, что исключало полное обесценивание заработков в глазах юных тружеников. Благодаря этому заработная плата была одним из важных факторов выживания рабочей молодежи в военные годы. Невыплата или задержка зарплаты могла вызвать негативные настроения в ее среде и привести к нарушению производственной дисциплины. Однако в целом денежное вознаграждение перестало играть самостоятельную роль в материальном стимулировании юных заводчан, так как реальное содержание трудовых доходов поддерживалось лишь благодаря системе нормированного снабжения.
Найдено, что дифрактограммы комплексов I–V состава Ln(Phen)(C4H8NCS2)3 (Ln = Sm, Eu, Tb, Dy и Tm соответственно) подобны. Выращены монокристаллы соединения Dy(Phen)(C4H8NCS2)3·3CH2Cl2 (VI). По данным РСА в структуре VI элементарная ячейка содержит две кристаллографически независимые молекулы комплекса [Dy(Phen)(C4H8NCS2)3] и шесть молекул CH2Cl2. Координационный полиэдр N2S6 атома Dy — искаженная антипризма. В интервале 2–300 K изучены магнитные свойства комплексов I–V. Установлено, что комплекс III переходит в магнитно-упорядоченное состояние, величина спонтанной намагниченности при 2 K составляет 24 600 Гс·см3/моль. Соединения I-IV при 300 K обладают фотолюминесценцией в видимой области спектра. Найдено, что интенсивность фотолюминесценции комплекса I в несколько раз больше интенсивности ФЛ комплексов II–IV.
Г.П. Литвинцева, О.А. Сидоренко
Новосибирский государственный технический университет, Новосибирск, Новосибирская область, 630073, просп. Карла Маркса, 20 litvintseva-g@mail.ru
Ключевые слова: институциональные проблемы, технолого-экономические проблемы, трансакционные издержки, первичный рынок жилья, предложение на рынке жилья, Новосибирская область
Страницы: 205-225 Подраздел: ФАКТЫ, ОЦЕНКИ, ПЕРСПЕКТИВЫ
В статье на основании анализа состояния рынка жилья Новосибирской области выделены основные проблемы отрасли, проведена их группировка на институциональные и технолого-экономические. Особое внимание уделено вопросам трансакционных издержек строительных компаний. Сформулированы выводы о возможности использования результатов анализа для экономико-математического моделирования предложения жилья в регионе.
Представлены результаты исследований по обогащению шельфовых фосфоритов Намибии. Предложены варианты технологических схем гравитационного обогащения проб фосфоритов, имеющих различный химический и гранулометрический состав. Получен фосфатный концентрат с содержанием 27% Р2О5 при извлечении 81.2% Р2О5.
О.А. Першукова
Институт педагогики НАПН Украины, Киев, Украина perhoksy@mail.ru
Ключевые слова: философские концепции, лингвистические концепции, многоязычное образование, плюрилингвальность, многоязычие, Европа
Страницы: 131-139 Подраздел: ТЕНДЕНЦИЯ РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОПРОСЫ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Статья посвящена анализу влияния основных направлений философских и лингвистических исследований на становление многоязычного образования школьников в странах Европы. Как показано в настоящей работе, развитие знаний в области философии было тесно связано с новыми лингвистическими исследованиями, направленными на познание природы языка и существующих связей между языком и мышлением, поисками путей формирования индивидуального многоязычия и сохранения многоязычия общества. Решение современных потребностей в области европейского языкового образования возложено на многоязычное образование в школе, представляющее собой многогранный и полифункциональный педагогический феномен.
С.В. Хабиров
Институт механики им. Р. Р. Мавлютова Уфимского научного центра РАН, 450054 Уфа habirov@anrb.ru
Ключевые слова: газовая динамика, подалгебра переносов, простая волна
Страницы: 199-203
На семимерной подалгебре всех переносов включая галилеевы переносы рассмотрено дифференциально инвариантное решение ранга 1 для уравнений газовой динамики. Получены точные решения с равноускоренной плоскостью уровня инвариантных функций. Неизоэнтропическая волна зависит от двух произвольных функций и постоянных. Общее решение изоэнтропической простой волны зависит только от постоянных.
Б.Е. Ламаш
Дальневосточный федеральный университет Владивосток lamash.be@dvfu.ru
Ключевые слова: трехуровневая система образования, интеграция, адаптация, унификация, гидрометеорологическое образование
Страницы: 148-153
В статье рассматриваются тенденции в развитии и структурных изменениях в недавно юридически оформленной трехуровневой системе высшего профессионального образования, частью которого является гидрометеорологическое образование. Рассматриваются три направления адаптации современного образовательного процесса к настоящим требованиям и возможным требованиям ближайшего будущего. Это – глобализация образования через интернационализацию и вовлечение в мировое информационно-образовательное пространство; унификация образовательных планов российской системы высшего профессионального образования и принятой классификации в зарубежных образовательных системах; более активное привлечение способных к педагогической деятельности работников научных учреждений системы Российской академии наук.
К.Р. Стасюк
Новосибирский государственный педагогический университет, 630126, Новосибирск, ул. Вилюйская, 28 torbitch@yandex.ru
Ключевые слова: компетентностный подход, компетенция, образование, фундаментализация, содержание образования, система образования, модернизация, непрерывность образования, федеральный государственный образовательный стандарт
Страницы: 253-262
В статье подчеркивается, что формирование компетенций происходит средствами содержания образования. У обучаемого развиваются способности и появляются возможности решать в повседневной жизни реальные проблемы : от бытовых до производственных и социальных. Компетентностный подход отвечает таким современным требования, как обеспечение непрерывного образования. Автором определяется, что система образования построена на компетентностной основе, это новый подход в образовании, предполагающий создание новых методик обучения и новых методик проверки эффективности обучения. Компетентностный подход как основа обновления системы образования объединяет в себе интеллектуальную и навыковую составляющие образования. Эти составляющие выступают зачастую в несвязанном виде, когда знания сообщаются в отрыве от их применения в практических ситуациях. В понятии компетентности заложена новая идеология интерпретации содержания образования, формируемого от результата. Смысл применения компетентностного подхода в образовании, в том чтобы в ходе обучения развивалась способность самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт студентов. В условиях России требование готовности к переменам конкретизируется в требованиях подготовки к жизни, в ситуации перехода к гражданскому обществу с рыночной экономикой. Компетентностный подход ориентирует на построение учебного процесса сообразно результату образования: в учебную программу изначально закладываются параметры описания того, что обучаемый будет знать и уметь после окончания обучения. Если традиционная квалификация специалиста подразумевала функциональное соответствие между требованиями работодателя и целями образования, а подготовка сводилась к усвоению учащимся более или менее стандартного набора знаний, умений и навыков, то компетенция предполагает развитие в человеке способности ориентироваться в разнообразии сложных и непредсказуемых рабочих ситуаций, иметь представления о последствиях своей деятельности, а также нести за них ответственность, что основано на получении во время обучения фундаментальных научных знаний. Сегодня уровень образованности не определяется объемом знаний, их энциклопедичностью. С позиций компетентностного подхода уровень образованности определяется способностью решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний. Данный подход не отрицает значения знаний, но акцентирует внимание на способности их использовать.
Электромагнитные зондирования с контролируемым и естественным источником (ЗС, МТЗ) в комплексе с геохимическими методами были опробованы при выполнении разведочных работ на углеводороды в Западной Сибири. Для метода ЗС получена высокая разрешающая способность, глубинность, локальность исследования при относительно небольших размерах установки (меньше глубины залегания исследуемого объекта). МТЗ как метод, ориентированный на глубинные исследования, дает возможность контролировать структуру палеозойского основания и уточнить его электрофизические параметры. Геохимические данные позволяют судить о месторождениях углеводородов по минералогическим изменениям близповерхностных пород.
P. Wu
Universities of Shandong, Shandong, P. R. China Pingwu.dzu@gmail.com
Ключевые слова: X-ray diffraction, dithiane, dithiepane, ferrocenyl
Страницы: 543-547 Подраздел: КРИСТАЛЛОХИМИЯ
Two compounds of 2-ferrocenylmethylidenehydrazono-1,3-dithiane (1) and 2-ferrocenylmethylidenehydrazono-1,3-dithiepane (2) are synthesized and their single crystal structures are determined by the X-ray diffraction method. Compound 1 belongs to the orthorhombic Pca 2 1 space group with the cell parameters: a = 13.989(4) Å, b = 5.785(2) Å, c = 18.231(5) Å, V = 1475.4(7) Å 3; while compound 2 crystallizes in a monoclinic symmetry, P 2 1/ c space group with a = 15.320(2) Å, b = 5.8028(6) Å, c = 36.584(4) Å, b = 91.932(1)° and V = 3250.4(6) Å 3.
Г.С. Птушкин, Е.В. Траулько
Новосибирский государственный технический университет, Новосибирск, пр. К. Маркса, 20 isr@first.nstu.ru
Ключевые слова: образование, образовательная программа, инклюзия, инвалид, лицо с ограниченными возможностями здоровья, интеграция, доступность, социальный потенциал, ресурсный центр
Страницы: 205-214
В статье рассматриваются вопросы организации инклюзивного образования в странах Европы и России, делается акцент на повышение социального статуса образовательных программ для инвалидов, реализуемых с использованием инклюзивной формы образования. Основная цель данной статьи заключается в том, чтобы на основе проблемного анализа зарубежного опыта выявить степень готовности российской высшей школы к реализации принципов инклюзии в системе профессиональной подготовки специалистов из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Инклюзивное образование - это мировой процесс, которым охвачены все страны, особенно страны с развитой демократией. Оно предполагает реформирование образовательных организаций и перепланировку учебных помещений для того, чтобы они отвечали нуждам и потребностям всех обучающихся без исключения. Данная форма обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья позволяет обучающимся активно сотрудничать с нормально развивающимися гражданами и получать от них коммуникативную и образовательную поддержку. Это способствует консолидации всего общества, развитию в нем принципов толерантности и гуманизма. Инклюзия - это идея образования, устраняющего препятствия, существующие в обществе. Россия пошла по пути инклюзивной школы вслед за государствами с развитой демократией. Это свидетельствует об определенном уровне политического, экономического и культурного развития нашего государства. Однако подлинная инклюзия требует значительных материальных вложений, необходимых для создания доступной образовательной среды. Сегодня только отдельные вузы могут обеспечить такие условия. В статье делается вывод о том, что, исходя из сложившейся ситуации в российских вузах, в частности в Новосибирском государственном техническом университете (НГТУ), инклюзивное образование может обеспечить прежде всего социальную интеграцию данного контингента студентов. Говорить о создании условий доступности во всех вузах страны для всех категорий инвалидов сегодня преждевременно. Это сложная задача, требующая мобилизации материальных и человеческих ресурсов, реконструкции зданий учебных корпусов и общежитий, перестройки мировоззрения педагогов, работающих в инклюзивных группах, изменения общественного сознания в отношении людей с инвалидностью. На первых этапах развития инклюзивного образования важно получить поддержку со стороны министерства, в частности в виде определенной квоты контрольных цифр приема для вузов, имеющих многолетний опыт обучения инвалидов в отдельных и интегрированных группах квоту. В России таких вузов - единицы, одним из них является Институт социальной реабилитации НГТУ. Имея двадцатилетний опыт обучения инвалидов, он, несомненно, может стать крупнейшим ресурсным центром профессионального инклюзивного образования в Сибирском регионе.
Е.Ю. Сементовская
Новосибирский государственный аграрный университет, ул. Добролюбова, 160, г. Новосибирск, 630039 es617@mail.ru
Ключевые слова: модель управления, социальная адаптация, пожилые люди
Страницы: 189-201 Подраздел: СОЦИОЛОГИЯ
Статья посвящена рассмотрению концептуальных подходов к конструированию модели управления социальной адаптацией пожилых людей сельских поселений Новосибирской области. Обосновывается мысль о том, что управление социальной адаптацией пожилых людей должно строиться на новых теоретических подходах в социальной работе, среди которых определяющим становится расширение возможностей пожилого человека. Приводится описание разработанной модели управления социальной адаптацией пожилых людей, которая представляет собой взаимосвязанные модули. Значительное внимание уделяется анализу таких направлений деятельности социально-регуляторного модуля, как: медицинское обслуживание, бытовое обслуживание, улучшение жилищных условий, трудоустройство. В заключении автор приходит к выводу, что, проявляя конструктивное внимание к проблемам пожилых людей сельских поселений, социальные службы Новосибирской области могут сделать процесс старения населения значимым фактором социального развития.
А.А. Николаев
Институт истории Сибирского отделения Российской Академии наук (ИИ СО РАН), Россия, 630090, Новосибирск, ул. Акад. Николаева, 8 agronicol@gmail.com
Ключевые слова: Центросоюз, Закупсбыт, кооперативная торговля, германская кооперация, кооперативное управление
Страницы: 75-81 Подраздел: ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИИ
В статье впервые публикуются выдержки из докладной записки члена правления Центросоюза К.Г. Петунина по использованию опыта германской кооперации в организации советской торговли и совершенствованию системы кооперативного управления. Записка была подготовлена по итогам заграничной поездки делегации Центросоюза, посетившей Германию в 1928 г. Ее подлинник, датированный 4 апреля 1929 г., хранится в Российском государственном архиве экономики в ф. 484 Центросоюза. К.Г. Петунин, возглавлявший делегацию, являлся талантливым организатором кооперативной торговли, он начал свою управленческую карьеру в Сибирском союзе кооперативных союзов - Закупсбыте еще в дореволюционные годы. В 1920-е гг. занимал руководящие должности в Центросоюзе. Его предложения сводились к совершенствованию техники организации торговли в плане приспособления к запросам потребителя, использованию немецких принципов и методов кооперативного управления и модернизации системы подготовки и переподготовки кадров с ориентацией на освоение практических навыков работы в процессе обучения. Особое значение в записке уделялось укреплению материально-технической базы и ее профилированию для решения целей и задач потребительской кооперации, разделению функций в органах управления, строгой регламентации порядка принятия и исполнения решений, сочетанию принципов самостоятельности и ответственности сотрудников в пределах своих функций.
The self-assembly of unsymmetrical tecton 3-nitro-5-(pyridin-4-yl)benzoic acid (HL)with cobalt chloride under hydrothermal conditions affords a new 2D coordination polymer [Co(L)
2]
n (
1, L = 3-nitro-5-(pyridin-4-yl)benzoate), which is characterized by elemental analysis, infrared spectroscopy, thermogravimetric analysis, powder X-ray diffraction analysis, and single crystal X-ray diffraction. Compound 1 is of the triclinic system, space group
P-1 with
a = 9.7857(12) Å,
b = 10.3417(13) Å,
c = 10.8463(13) Å, α = 85.155(2)°, β = 74.785(2)°, γ = 88.962(2)°,
V = 1055.4(2) Å
3. The crystal structural analysis of complex
1 shows that the cobalt center is six-coordinated in an octahedral geometry by four O atoms from four different
L ligands and two N atoms from two different
L ligands; the Co(II) cations are bridged by μ
3-
L into an interesting two-dimensional network structure. It should be pointed out that the thermal analysis results indicate that complex
1 is quite stable up to 420 °C.
М.-Цз. Линь, Х.-Х. Ма, Чж.-У Шень, Л. Ли
Китайский университет науки и технологии, 230027 Хэфэй, Китай hhma@ustc.edu.cn
Ключевые слова: алюминизированное фольгой ВВ, неидеальное ВВ, энергия ударной волны, энергия пузыря, энергия взрыва
Страницы: 130-135
Предложено новое алюминизированное взрывчатое вещество (ВВ), в котором традиционно используемый алюминиевый порошок заменен алюминиевой фольгой. Цель такой замены заключается не только в улучшении механических свойств и понижении ударной чувствительности применяемых алюминизированных ВВ, но и в уменьшении загрязнения окружающей среды продуктами производства алюминиевых частиц. При подводных испытаниях измерены профили давления взрыва алюминизированного фольгой ВВ и гексогена. Из анализа этих профилей определены пиковое давление, импульс, энергия ударной волны и энергия пузыря. Результаты показывают, что пиковое давление в алюминизированном фольгой ВВ ниже, чем в гексогене, однако высокое давление сохраняется дольше. Установлено, что в последующих реакциях алюминиевой фольги с первичными продуктами детонации выделяется большее количество энергии. Увеличение энергии взрыва алюминизированного фольгой ВВ приводит главным образом к повышению энергии пузыря.
М.В. КУРЛЕНЯ, Т.В. ШИЛОВА, С.В. СЕРДЮКОВ, А.В. ПАТУТИН
Институт горного дела им. Н. А. Чинакала СО РАН, Красный проспект, 54, 630091, г. Новосибирск, Россия ss3032@yandex.ru
Ключевые слова: угольный пласт, предварительная дегазация, добыча метана, дегазационная скважина, герметизация
Страницы: 189-194 Подраздел: Новые методы и приборы в горном деле
Разработан способ барьерного экранирования дегазационных скважин угольных пластов, обеспечивающий снижение фильтрации воздуха в зону вакуумирования скважин из горных выработок через каналы во вмещающих породах. Предложены и исследованы составы для создания экранов с внешним изолирующим слоем, препятствующим оттоку рабочей жидкости в окружающую среду.
Е.А. Воронцова
"Государственный литературный музей (ГЛМ), Россия, 103051, Москва, ул. Петровка, 28 eworonzowa@mail.ru"
Ключевые слова: историческая наука, информационное обеспечение, информационный ресурс, музей, исторический музей, музееведение, исторический источник, музейный предмет, репрезентация, научные коммуникации, historical science, information support, information resource, museum, historical museums, museology, historical source, museum object, representation, scientific communications
Страницы: 82-85 Подраздел: ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИИ
Цель статьи - привлечь внимание к теоретико-методологическим вопросам, важным для понимания места музея в системе информационного обеспечения исторической науки, а именно: музей как один из базовых элементов информационной инфраструктуры исторической науки; структурирование и систематизация музейных фондов с учетом нужд науки; собрания в литературных музеях как источник информации для историка литературы и культуры; использование информационных технологий с учетом специфики коммуникации научного и музейного сообществ (взаимосвязи и взаимоотторжения); репрезентация информационного потенциала музеев и т.д. Автор подходит к информационному обеспечению как со стороны технологий, так и с учетом содержательного наполнения. Музей и наука рассматриваются как партнеры, включенные в информационный процесс каждый по-своему и необходимые друг другу в процессе добывания, сохранения и репрезентации информации. Исторической науке нужны информационные ресурсы музея, его экспозиции (как площадки для репрезентации научного знания обществу), причем наиболее востребованы информационные ресурсы исторических музеев. Музею историческое знание необходимо для научного обоснования принципов комплектования, систематизации и каталогизации фондов, повышения информационной отдачи музейных собраний, создания экспозиций и выставок, отвечающих требованию репрезентативности. Очертив круг вопросов теории и методологии как исторической науки, так и науки о музее (музееведения), значимых для совершенствования научных оснований информационного обеспечения и исторической науки, а также деятельности музеев, автор констатирует: потенциал их полезности друг другу использован пока недостаточно; в информационном обществе информационное обеспечение стало еще более значимым фактором развития исторической науки, и возросшая роль коммуникации и репрезентации информации потребовала от музея облегчить историкам доступ к своим собраниям, прибегнув наряду с традиционными к инновационным способам.
В.В. Бобров
Институт философии и права СО РАН, 630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8 bobrov@philosophy.nsc.ru
Ключевые слова: правовой статус педагогического работника, общественное разделение труда, межпредметная кооперация, учебная нагрузка
Страницы: 185-196 Подраздел: КОНКРЕТНЫЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
В статье рассмотрен правовой статус педагогических работников, представленный в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» и закрепленный в последующих подзаконных актах. В результате проведенного анализа основных нормативных положений показано, что правовой статус педагогических работников не отражает их социального назначения в условиях общественного разделения труда и межпредметной кооперации по воспроизводству качественных характеристик человеческого потенциала. В Федеральном законе и подзаконных актах отсутствуют основные субъекты трудовых отношений, организующие и осуществляющие непосредственное руководство учебно–воспитательным процессом. В статье проанализированы особенности педагогического труда и показана объективная необходимость включения в учебную нагрузку педагогов времени на их подготовку к учебным занятиям и учебно-воспитательным мероприятиям. Сделан вывод о необходимости реализации общегосударственных интересов при нормативном определении порядка трудовых отношений в системе образования с четким установлением взаимоувязанных правомочий, обязанностей и ответственности для всех ее субъектов, а также создания благоприятных условий для их жизнедеятельности. Статья рекомендуется законодателям, представителям системы образования и всем, кто интересуется вопросами нормативного регулирования общественных отношений.
А.В. Дьячкова
Новосибирский государственный технический университет, просп. Карла Маркса, 20, Новосибирск, Новосибирская область, 630073 anastasija_djachkova_16_06@rambler.ru
Ключевые слова: персонал предприятия, управление эффективностью работы персонала, метод оценки 360 градусов, компетенции, управление компетенциями
Страницы: 219-227 Подраздел: ФАКТЫ, ОЦЕНКИ, ПЕРСПЕКТИВЫ
В статье рассматривается методика повышения эффективности работы персонала с применением метода оценки 360 градусов на примере одного из крупнейших предприятий по производству хлебобулочных и кондитерских изделий в Новосибирске. В качестве инструмента управления эффективностью работы автором предлагается использование карт личного развития, основанных на модели компетенций.
М.Д. Тинасилов, А.Р. Уркумбаева
Казахский национальный технический университет, 050059, г. Алматы, ул. Хаджи-Мукана, д. 8, к. 36 tinassilov@mail.ru, u.assiya@mail.ru
Ключевые слова: модель интеграции, эффекты обучения региональной интеграции, научно-технический прогресс среди стран-членов Таможенного союза
Страницы: 142-148
Статья посвящена исследованию интеграции науки в секторе экономики Республики Казахстан. Авторы, рассматривая теорию развития экономической интеграции стран-участников и их основные направления интеграционных процессов, определяют влияния процессов европейской интеграции на региональное развитие интеграции науки в Республике Казахстан, которые должны базироваться на эконометрических моделях, разработанных в рамках «новой экономической географии». Например, интеграция Республики Казахстан в определенном секторе экономики, для достижения большего эффекта и контроля они должны формироваться в определенном направлении. В статье авторы раскрывают эффективность экономической интеграции науки, определяют опыт их формирования в сфере экономики Казахстана. Одновременно рассмотрена эффективность обучения региональной интеграции стран-членов Таможенного союза.
Г.Г. Савенков1, Ю.И. Мещеряков2, Б.К. Барахтин1, Н.В. Лебедева1 1Санкт-Петербургский государственный морской технический университет, 190008 Санкт-Петербург, Россия sav-georgij@yandex.ru 2Институт проблем машиноведения РАН, 199178 Санкт-Петербург, Россия ym38@mail.ru
Ключевые слова: откольная прочность, самоподобие, фрактальная размерность
Страницы: 195-203
Представлены результаты экспериментов по ударно-волновому деформированию меди марки М2 в условиях одноосного нагружения. Методами световой, растровой и просвечивающей электронной микроскопии выявлены особенности механизмов деформации и разрушения меди при образовании откольной магистральной трещины. Определены параметры откольной прочности, поврежденности и самоподобия контура откольной трещины.
Впервые синтезирован и структурно исследован фторидотитанат(IV) тетраметиламмония [N(CH3)4]4[Ti2F11][Ti2F9(H2O)2] с двумя димерными комплексными анионами различного состава. Разупорядоченная кристаллическая структура [N(CH3)4]4[Ti2F11][Ti2F9(H2O)2] образована димерными комплексными анионами [Ti2F11]3– и [Ti2F9(H2O)2]– в отношении 1:1 и катионами тетраметиламмония N(CH3)4+, каждый с фактором заселенности 0,5. Чередующиеся в структурной позиции с фактором заселенности 0,5 димерные комплексные анионы формируют псевдо–димерный анион {(Ti2F11)0,5(Ti2F9(H2O)2)0,5}2–, заряд которого компенсирован разупорядоченными катионами N(CH3)4+. Водородными связями O–H⋯F димерные комплексные анионы [Ti2F11]3– и [Ti2F9(H2O)2]– объединяются в полимерные ленты, между которыми расположены катионы N(CH3)4+.
И.В. Тихонова1, В.Л. Семериков2, С.А. Семерикова2, О.С. Дымшакова2, К.Г. Зацепина1 1Институт леса им. В. Н. Сукачева СО РАН, 660036, Красноярск, Академгородок, 50/ 28 selection@ksc.krasn.ru 2Институт экологии растений и животных УрО РАН, 620144, Екатеринбург, ул. 8 Марта, 202 semerikov@ipae.uran.ru
Ключевые слова: выборки, генетическое разнообразие, сосна обыкновенная (Pinus sylvestris L.)
Страницы: 99-109 Подраздел: ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ МОЛЕКУЛЯРНОЙ ГЕНЕТИКИ ДЛЯ ОЦЕНКИ ГЕНЕТИЧЕСКОЙ ГЕТЕРОГЕННОСТИ ПОПУЛЯЦИЙ ОСНОВНЫХ ЛЕСООБРАЗУЮЩИХ ВИДОВ
Исследовано влияние величины выборки на результаты оценок генетического разнообразия популяций сосны обыкновенной (Pinus sylvestris L.) по изменчивости 12 полиморфных локусов изоферментов и четырех микросателлитных локусов (cpSSR). Установлено, что увеличение выборки до 100 деревьев и более на популяцию приводит к существенному увеличению показателей как аллозимного разнообразия (по числу аллелей и генотипов), так и разнообразия гаплотипов хлоропластной ДНК (микросателлитных локусов cpSSR), к сокращению межпопуляционных генетических дистанций Nei без существенного изменения параметров, характеризующих генетическую структуру вида. Cтандартные объемы выборок позволяют адекватно оценить популяционную генетическую структуру вида, но недостаточны для изучения его внутрипопуляционного разнообразия.
Х. М. Седиги, К. Х. Ширази
Университет Шахида Чамрана, Ахваз, Иран hmsedighi@gmail.com
Ключевые слова: нелинейность пятого порядка, метод разложения по параметру, упругое основание, нелинейные колебания балки
Страницы: 186-194
Предложена новая формулировка задачи о колебаниях балки на упругом основании на основе нелинейной теории пятого порядка, построенной с использованием точного выражения для кривизны балки. Проведено исследование мод поперечных колебаний балки, которые определяются собственными частотами системы. С помощью аналитического метода разложения по параметру решено частотное уравнение. Показано, что для описания колебаний балки на упругом основании достаточно использовать первый член в разложении. Выполнена оценка точности предложенного метода путем сравнения полученных на его основе результатов с результатами численного решения.
Наш сайт использует куки. Продолжая им пользоваться, вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности. Подробнее