В статье рассматривается специфика идентификации личности как образовательного субъекта в условиях трансформации современного образовательного пространства. Проблема, лежащая в основе статьи, порождена противоречиями между традиционным, «субъект-объектным», и новым, «субъект-субъектным», типами образовательного отношения. Указанное противоречие является следствием возникновения и развития нового вида образовательного пространства - электронного - специфического результата информатизации, компьютеризации и глобализации образования как социальной системы и способа воспроизводства жизнедеятельности общества. В заключение автор приходит к выводу о том, что в условиях интеграции традиционного и электронного образовательных пространств процесс идентификации личности как образовательного субъекта приобретает принципиально новые характеристики.
Е. В. Покасова
Институт философии и права СО РАН pokevi@mail.ru
Ключевые слова: современное образование, модернизация, функции образования, выбор, адаптация
Страницы: 141-145
В статье рассматриваются возможности образования в процессе становления и подготовки всесторонне развитой личности, способной решать задачи модернизации всех сфер жизни современной России. Дан анализ основных тенденций реформирования образовательной сферы. Сделан вывод о необходимости интеграции традиционных практик образования и мировых традиций образовательного процесса для создания новых образцов, удовлетворяющих требованиям современности. Дана характеристика следующих функций образования: социально-адаптивной, инновационной и аксиологической - и определено их значение для осознания человеком постоянно изменяющихся обстоятельств и дальнейшей адаптации в трансформируемой действительности.
З. А. Александрова
Новосибирский государственный педагогический университет alexandrovaza@mail.ru
Ключевые слова: инновация, компетентность/компетенция, компетентность по планиметрии, структура компетентности будущего учителя по планиметрии
Страницы: 146-153
В статье представлено описание процесса внедрения инноваций, основанных на компетентностном подходе. Определена сущность компетентности будущего учителя математики по планиметрии, выявлена ее структура, указаны критерии, показатели и уровни повышения. Представленная структура компетентности по планиметрии разработана на основе понимания сущности рассматриваемой компетентности как свойства личности, выражающегося в наличии глубоких знаний в области планиметрии и умений их применять на практике. Построена модель повышения компетентности будущего учителя математики по планиметрии в контексте инноваций.
В. П. Бауэр
Новосибирский военный институт внутренних войск им. генерала армии И.К. Яковлева МВД России bauer_vladimir@mail.ru
Ключевые слова: компетенция, компетентность, компетентностный подход, профессиональная компетентность выпускника, военный институт, внутренние войска
Страницы: 153-159
В статье осмысливается сущность и структура формирования профессиональной компетентности выпускника военного института внутренних войск МВД России. Проведен анализ понятий «компетенция» и «компетентность», сформулированы основные компоненты профессиональной компетентности указанной категории выпускников на основе федерального государственного образовательного стандарта. По дисциплинам кафедры распределены общекультурные и профессиональные компетенции с целью формирования компетентностей выпускников по соответствующим компетенциям.
Э. Г. Скибицкий1, Э. Ж. Ахметова2 1 Сибирская Академия финансов и банковского дела 2 Военный институт ВВ МВД Республики Казахстан skibit@yandex.ru, VNO.PVVU@mail.ru
Ключевые слова: педагогическая подготовка, педагогические технологии, профессиональная подготовка, современное военное образование
Страницы: 159-163
В статье анализируется проблема педагогической подготовки преподавателей военных вузов. Утверждается, что результативность профессиональной подготовки зависит от понимания и учета индивидуальных особенностей обучаемых, от коммуникативных умений преподавателя и от арсенала педагогических технологий..
А. Ж. Жафяров
Новосибирский государственный педагогический университет nauka2003@rambler.ru
Ключевые слова: система образования, компетентностный подход, различия в философских интерпретациях понятия компетенция
Страницы: 163-169
Развитые страны давно и успешно внедряют в систему образования компетентностный подход (КП). Во многих работах, опубликованных в России, понятию «компетенция», играющему важную роль в КП, дается неправильное определение, что существенно тормозит внедрение КП в систему образования России. Автор пытается это исправить, предложив свое определение указанного понятия.
Ю. В. Карякин
Томский политехнический университет Art-39-1@yandex.ru
Ключевые слова: компетенция, онтологический подход, формы знания, понятие, онтогенетический метод, проектирование образовательного процесса
Страницы: 169-173
Автор концентрирует внимание на происхождении термина «компетенция» и, обращаясь к истории языка, дает «внутреннюю» характеристику понятия. Оперирование последней выводит его на предложение дополнить традиционное проектирование образовательного процесса (внешнее проектирование) так называемым «внутренним».
О. В. Цигулёва
Новосибирский военный институт МВД им. генерала И. К. Яковлева oltsiguleva@yandex.ru
Ключевые слова: профессиональная мобильность, социальная мобильность, социокультурная мобильность, трудовая мобильность, субъектность
Страницы: 174-180
В статье автор делает попытку раскрыть сущность феномена «профессиональная мобильность», рассматривает проблемы формирования профессиональной мобильности в высшей школы.
И. Н. Караваев
Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации karavaev2004@mail.ru
Ключевые слова: системный подход, закономерности, принципы, профессионально-педагогическая подготовка, руководящий и преподавательский состав, военный вуз
Страницы: 181-186
В статье исследуются разработанные автором на основе системного подхода основные закономерности и принципы профессионально-педагогической подготовки руководящего и преподавательского состава в военном вузе. Реализация данных закономерностей: в организационном плане - обеспечить определенную структуру профессионально-педагогической подготовки, в процессуально-педагогическом отношении - создать целостный образовательный комплекс, интегрирующий весь образовательный потенциал военных вузов, - в военно-профессиональном отношении дает возможность наиболее полно решить задачи соответствия подготовки руководящего и преподавательского состава потребностям военно-профессиональной деятельности в вузе.
С. И. Черных1, Н. В. Наливайко2 1 Новосибирский государственный аграрный университет 2 Институт философии и права СО РАН 2560380@ngs.ru , n-nalivaiko@mail.ru
Ключевые слова: образование, современное образование, глобальные тенденции, субъект, педагог как субъект образования, функции педагога, образовательное взаимодействие как предмет философского анализа
Страницы: 186-191
В статье рассматривается образовательное взаимодействие и личность педагога с позиций философского подхода. Обосновывается тезис о том, что в условиях реформирования современного российского образования образовательное взаимодействие и личность педагога претерпевают значительные деформации. По мнению автора, они связаны с действием глобальных тенденций, которые изменяют природу преподавателя как активного субъекта образовательного процесса. Эти изменения не всегда носят позитивный характер, что является не только результатом конфликта преподавателя и реформирующейся образовательной среды, но определяются и новыми образовательными потребностями общества как такового в процессе его собственной трансформации. В результате проведенного анализа делается вывод о том, что субъектность преподавателя должна приобрести новые качественные характеристики, некоторые из них и представлены в статье.