В. Н. Гоптарёв
Казанская государственная консерватория (академия) им. Н. Г. Жиганова kazconsnauka@mail.ru; kgk-dekanat@mail.ru
Ключевые слова: парадигма, уровни исследования, научные подходы, парадигмальная система, модели, сфера применения
Страницы: 54-64
В статье рассматриваются парадигма как феномен, а также подходы к ее изучению в контексте нескольких уровней исследования и присущих им аспектов и категорий, среди которых наиболее важными являются содержание, смыслы, структура, процессуальные особенности функционирования парадигмальных моделей в рамках парадигмальной системы и суперсистемы. Полученные в процессе исследования выводы носят всеобщий характер и могут учитываться при исследовании и построении моделей парадигм сферы образования.
В. В. Петров
Новосибирский государственный университет v.v.p@ngs.ru
Ключевые слова: модернизация, глобализация, интеграция науки и образования, инновационное образование
Страницы: 64-70
В статье рассмотрены тенденции развития современного россий-ского образования с учетом трансформаций глобального характера и качественных преобразований российского общества, обоснована ключевая роль образования в решении задач модернизации России в условиях глобализации. Обосновано, что эффективная модернизация современного российского общества может быть осуществлена только при условии тесной интеграции науки и образования.
О. Б. Макарова
Новосибирский государственный педагогический университет maknsk@mail.ru
Ключевые слова: интеграция научных знаний, интеграция содержания образования, интегративно-модульный подход, интегрированный учебный предмет
Страницы: 70-79
В статье проведен исторический анализ проблемы интеграции содержания образования в непосредственной связи с анализом развития общей тенденции интеграции научных знаний в истории научного познания. Показано, что основные направления интеграции науки, техники и производства в дидактически адаптированном виде будут выступать в качестве основных положений интеграции общего и профессионального образования. Исследование возможностей интеграции и дифференциации содержания начального профессионального образования позволило научно обосновать и практически реализовать интегративно-модульный подход к проектированию нового учебного предмета.
М. Ю. Горбухова, О. Л. Сытых
Алтайский государственный университет mag6549@yandex.ru, sytykh@yandex.ru
Ключевые слова: гуманитарная культура личности, факторы формирования гуманитарной культуры студентов, научно-образовательная среда университета, скрытые учебные программы
Страницы: 79-85
В статье анализируется потенциал научно-образовательной среды университета как фактора формирования гуманитарной культуры студентов. Дается авторское определение понятия «гуманитарная культура личности». Наряду с культуротворческой деятельностью и личностной коммуникацией среди факторов формирования гуманитарной культуры личности выделяется гуманитарная социокультурная среда. Подчеркивается единство и взаимовлияние всех факторов. Процесс формирования гуманитарной культуры студентов рассматривается в тесной связи с гуманитаризацией высшего образования. При анализе особенностей научно-образовательной среды вуза автор обращается к проблеме «скрытых учебных программ», предлагает пути их гуманитаризации.
Н. А. Эмих
Забайкальский государственный университет natali_emikh@mail.ru
Ключевые слова: система российского образования, реформирование образования, образовательный кризис, европейское образовательное пространство, система культуры, парадигма образования, Болонский процесс, социализация человека
Страницы: 86-93
В статье дается краткий анализ проблем современной российской образовательной системы. Автор отмечает, что главным сегодня остается вопрос о формировании такой парадигмы образования, реализация которой смогла бы обеспечить успешную социализацию и адаптацию человека в изменяющемся обществе. Доказывается, что одной из проблем реформирования системы современного образования является его включение в единое европейское образовательное пространство как способа сохранения общества и национальной культуры на основе диалога.
Э. Д. Петрова
Новосибирский государственный технический университет petelvira@gmail.com
Ключевые слова: общество знаний, современное образование, потребности личности, самоуправление образованием личности, бизнес-образование
Страницы: 93-102
В статье проанализировано состояние системы образования в обществе знаний и ее возможности, а также те потребности, которые стремятся удовлетворить посредством образования человек и общество (в лице вузов, работодателей и государства). Выявлено, что нынешняя система образования не в состоянии удовлетворить насущные потребности человека в самоактуализации и управлении своим образованием. Исследована такая подсистема образования, как бизнес-образование, в рамках которой эти потребности могут быть удовлетворены.
А. Ю. Наумова1, Е. В. Ушакова2 1 Алтайский государственный университет 2 Алтайский государственный медицин-ский университет anjelina.naumova@yandex.ru, foaushakova@bk.ru
Ключевые слова: глобализирующийся мир, образовательные модели, социокультурная специфика образования, структура ценностей, универсальное и специфическое в моделях образования
Страницы: 102-110
Система образования играет ключевую роль в формировании жизнеспособной планетарной культурной эволюции. В условиях глобализирующегося мира возможны два различных пути интеграции образовательных систем - на монокультурной и на поликультурной основе. Фактически Болонское соглашение инициирует глобализационные процессы в образовании по монокультурному (западному) варианту. Но для этого, как минимум, при реализации данных программ в разных странах должны создаваться социокультурные модели образования, учитывающие специфику культур, нравственных устоев, ментальности каждой страны и нации. Проблема состоит в необходимости сохранения уникального содержания образовательных моделей каждого государства, но при универсальности форм общемировых образовательных систем и отношений.
Д. А. Антонов
Сибирский государственный технологический университет alexantonov89@mail.ru
Ключевые слова: идентичность, образование, общество, личность, культура, школа, воспитание, обучение, Россия, Запад
Страницы: 111-119
Цель статьи - показать, что образование как социальный институт складывается в условиях жизни конкретного общества, являясь, с одной стороны, важным элементом его идентичности, а с другой - системой воспроизведения идентичности общества. В статье доказывается, что в России и на Западе исторически сложились адекватные специфике их жизнеустройства, отличные друг от друга системы образования и соответствующие теоретические подходы к пониманию сущности и назначения образования. Показано, что происходящий в современной России процесс реформирования отечественного образования посредством ориентации на «западный эталон» деструктивно влияет на воспроизводство идентичности российского общества.
А. В. Душин
Институт экономики и предпринимательства pror_inep@mail.ru
Ключевые слова: цели, задачи, реформы образования, философия, дух, сознание, разум
Страницы: 119-126
Статья посвящена осмыслению Гегелем образования и образовательных реформ. Отмечено, что, будучи ректором гимназии, в период реформирования образования в Германии в начале XIX в., Гегель сформулировал цели, принципы и задачи образования в процессе создания собственной философии. На основе гегелевской философии автор показывает, что образование связано со ступенями развития духа. Обосновывается мысль о том, что абсолютную ценность имеют образование и образовательные реформы, способствующие раскрытию духовного в человеке. Автор доказывает актуальность идей Гегеля на этапе современного реформирования образования в России.
Э. Ю. Майкова
Тверской государственный технический университет maykova@yandex.ru
Ключевые слова: автономия, личностная диспозиция, рефлексивность, самодетерминация, ответственность, профессиональная идентичность, доверие, толерантность
Страницы: 126-133
Цель исследования - эксплицировать предпосылки становления и развития автономии как личностной диспозиции. Автор показывает, что среди факторов личностного регистра ведущую роль в инициировании автономии играют рефлексивность, самодетерминация, волевая саморегуляция, ответственность, профессиональная идентичность, что, в свою очередь, потенциирует социально-психологическое пространство доверия и толерантности. Представлены результаты социально-психологического исследования, подтверждающего значимые предикторы для развития личностной автономии.