Е. В. Ушакова1, М. М. Карасартова2 1 Алтайский государственный медицин-ский университет 2 Карагандинский государственный технический университет foaushakova@bk.ru , foaushakova@bk.ru
Ключевые слова: юридическое образование, правовая культура, правовое сознание, право, ценности, элементы правовой культуры и правосознания, правовая идеология, правовая психология
Страницы: 192-201
В статье рассматриваются научно-философские аспекты юридического образования как части гуманитарного профессионального. Раскрываются основные положения правовой культуры и правового сознания в юридическом образовании, являющиеся необходимыми предпосылками формирования правового государства. Анализируются элементы и уровни правовой культуры и правового сознания, их структурные компоненты, место и роль данных правовых феноменов в юридическом образовании.
А. И. Маркеев
Сибирская академия государственной службы markeev@sapa.nsk.su
Ключевые слова: общедоступные библиотеки, платные услуги, правовое регулирование
Страницы: 201-210
В статье обсуждаются правовые возможности предоставления общедоступными библиотеками платных услуг пользователям. В настоящее время наметился разрыв между объективно происходящими в библиотечной сфере процессами и правовым закреплением использования документов общедоступными библиотеками. Данная статья посвящена преодолению этого разрыва правовыми средствами при помощи изменения действующего законодательства с целью приведения норм права в соответствие с потребностями библиотек и пользователей.
М. М. Карасартова1, Т. С. Косенко2 1 Карагандинский государственный технический университет 2 Новосибирский государственный педагогический университет foaushakova@bk.ru , tany0879@mail.ru
Ключевые слова: правовая культура, правовое образование, правовое воспитание, правовое сознание, правовое просвещение, правовая социализация
Страницы: 210-217
В статье рассматриваются правовое образование и правовое воспитание как компоненты и факторы становления правовой культуры человека и общества. С точки зрения авторов, правовое демократическое государство, призванное соблюдать и защищать права и свободы человека, способно утвердиться лишь в обществе, основанном на солидарности, нравственных началах, высокой правовой культуре и гражданской активности.
В статье представлена концепция сложной и противоречивой взаимосвязи свободы с безличными объективированными аспектами социальной жизни, которые обобщенно именуются социальной системой. Изложенная в статье интерпретация идеи свободы осуществляется в рамках субъект-объектной парадигмы. Взаимосвязь личности и системы рассматривается с позиции единства субъектных и объектных начал. Свобода исследуется в ее «внесистемном» и «системном» качестве.
Р. Ю. Наумов
Алтайский государственный университет roma1_naum@mail.ru
Ключевые слова: аксиологический базис государства (АБГ), макроуровень и микроуровень общественной жизни, сфера образования, регуляция и оптимизация социальных процессов
Страницы: 225-233
В статье приводится социально-философское обоснование наличия в государстве аксиологического базиса, определяющего общую социальную структуру и динамику государственной жизни. Выявляются пути взаимодействия аксиологического базиса государства (АБГ) и сферы образования, отмечаются позитивные стороны влияния базиса на надстройку, раскрываются причины негативных процессов в образовании в связи с изменением аксиологического базиса государства на рубеже XX-XXI вв., предлагаются некоторые пути оптимизации общественных отношений в сфере образования.
Д. Г. Нижегородов, Л. А. Серикова
Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева Larisaserikova1@yandex.ru, Larisaserikova1@yandex.ru
Ключевые слова: аксиология, аксиологический подход, ценность, ценностные ориентации, нравственное воспитание, личность, система образования
Страницы: 233-239
На основе анализа психолого-педагогической литературы в статье раскрываются теоретические основы реализации аксиологического подхода в процессе нравственного воспитания личности. Авторами представлен анализ проблемы формирования нравственных ценностей личности в системе образования с позиции аксиологического подхода, предпринимается попытка исследовать механизмы, влияющие на формирование ценностной структуры личности и регулирующие ее поведение в социуме, рассматриваются вопросы формирования ценностей у учащейся молодежи в системе образования. Вклад авторов заключается в анализе ряда научных источников с целью выявления актуальности данной тематики в рамках философии образования.
Н. А. Моисеева
Российский государственный аграрный заочный университет moiseeva.nel@yandex.ru
Ключевые слова: национальный характер, понимание и взаимопонимание, социальные коммуникации, равноправный диалог, манипуляция сознанием, социальное управление, социальные представления
Страницы: 239-247
В статье идет речь о статусе национального характера и его месте в современном пространстве взаимопонимания. Национальный характер является движущей силой в передаче социального опыта и обеспечении коммуникационных действий как внутри культуры, так и на уровне межкультурного диалога, поскольку, пересекаясь со сферой культуры и социума, он реализует функцию «посредника» между субъектами культурного диалога. Автором утверждается необходимость исследования проблемы понимания как важнейшего условия и цели коммуникативных процессов, поскольку невыявленность условий взаимопонимания на практике порождает феномен манипуляции массовым сознанием.
З. А. Демченко
Институт энергетики и транспорта, Северный (Арктический) федеральный университет dza.nw@yandex.ru
Ключевые слова: ценностно-смысловая позиция, ценностное отношение, личностный смысл, система ценностей, ценностные ориентиры
Страницы: 247-254
В статье дано научно-теоретическое обоснование организации в вузе особого структурного подразделения - «Научной школы студента-исследователя» как вариативного проекта развития ценностно-смысловой позиции ее слушателей и проанализирован опыт создания и функционирования такой школы в Архангельском государственном техническом университете.
М. Ф. Зубкова
Институт теории и истории педагогики РАО zubkova.marina2010@mail.ru
Ключевые слова: эстетизация, дизайн как метод, формирующий пространство школы, вариативность, регионализация
Страницы: 254-259
В статье решается системная совокупность проблем, раскрывающих пути проектного создания новой школы на основе эстетизации учебного процесса как формирующего пространства.
А. В. Наливайко1, Н. В. Наливайко2 1 Новосибирский государственный педагогический университет 2 Институт философии и права СО РАН nnalivaiko@mail.ru , n-nalivaiko@mail.ru
Ключевые слова: региональное образование, образовательная политика, глобализация, региональная идентичность, внутригосударственные процессы, культура
Страницы: 259-266
В статье рассматривается современная концепция регионализации образования в условиях глобализации. Анализируются факторы нестабильности развития регионального образования (Сибирский регион). Приведены 9 антикризисных мер, необходимых для нашей отечественной образовательной политики, сформулированных О. Н. Смолиным.