И. М. Войтик
Сибирская академия государственной службы voytik@rambler.ru
Ключевые слова: миссия высшего профессионального образования, виды компетенций, типы рефлексивного мышления профессионалов
Страницы: 47-56
В статье рассматриваются миссия высшего профессионального образования, типология рефлексивного мышления в контексте становления компетентностного подхода в отечественном профессиональном образовании. Анализируются методологические основы типов рефлексивного мышления профессионала, формулируются направления их культивирования в профессиональном становлении личности.
Л. В. Савинов
Сибирская академия государственной службы savinov@sapa.nsk.su
Ключевые слова: этнополитика, образование, государственная и муниципальная служба, мультикультурализм
Страницы: 56-62
Автор анализирует практику подготовки государственных и муниципальных служащих для поликультурного общества на примере современной России. Утверждается, что в сфере государственного и муниципального управления новая поликультурная политика должна осуществляться, во-первых, в рамках представительной (законодательной) системы, что означает глубокое изучение будущими чиновниками международных и российских правовых актов и деклараций в данной сфере. Во-вторых, в рамках исполнительной системы требуется специальная подготовка государственных и муниципальных служащих в области межэтнических отношений.
Т. В. Сидорина
Сибирская академия государственной службы sidorinata@mail.ru
Ключевые слова: образовательная система, участники экспертного процесса, государственно-общественная экспертиза
Страницы: 63-68
В статье представлены основные противоречия экспертной деятельности в системе образования и анализируются ее теоретические основы. Автор исследует специфику системы экспертной деятельности, показывает взаимосвязь разнообразия управляющей и управляемой подсистем экспертирования, представляет анализ проблем экспертирования образовательных систем. Кроме того, в статье показаны основные группы исследований, позволяющих синтезировать опыт контрольно-аналитической деятельности, приводящей к построению системы экспертирования образовательных систем.
И. В. Князева
Сибирская академия государственной службы irknyazeva@ya.ru
Ключевые слова: конкуренция, рынок образовательных услуг, конкурсные процедуры, конкурентоспособность, ФАС России
Страницы: 69-73
Статья посвящена исследованию формирования конкурентной среды на рынке образовательных услуг высшего профессионального образования, особенностей его структурной организации и функционирования. Выделена группа проблем, указывающих на антиконкурентные акты и действия органов власти, нарушающие основные положения закона РФ «О защите конкуренции» на рынке образовательных услуг и возможные направления их нейтрализации.
А. В. Давыдова
Сибирская академия государственной службы annadavydova1987@yandex.ru
Ключевые слова: управленческая культура, стиль руководства, трудовой коллектив, миссия образовательного учреждения, педагогический менеджмент
Страницы: 74-81
Автор анализирует и классифицирует существующие подходы к понятию «управленческая культура», а также дает ему свое собственное определение с позиции социологии управления. Рассматриваются объективные и субъективные компоненты управленческой культуры, влияющие на эффективность функционирования образовательного учреждения: стиль руководства, специфика организации и характеристики трудового коллектива. Особое внимание уделяется проблемам управления высшими учебными заведениями в условиях перехода к рыночной экономике и реформирования системы образования.
Е. И. Швецова1, С. Г. Косякова2 1 Сибирскя академия государственной службы 2 Центр корпоративных стратегий и решений eshvetsova@inbox.ru, ccss@inbox.ru
Ключевые слова: студенческое лидерство, оценка и развитие лидерских компетенций, подготовка управленческих кадров
Страницы: 81-89
В работе анализируются методологические особенности оценки лидерских компетенций студентов в процессе их обучения и подготовки к будущей профессиональной управленческой деятельности. Представлены результаты социально-психологического исследования студентов - первокурсников Сибирской академии государственной службы на основе сравнительного анализа индивидуальной самооценки первокурсниками своих лидерских компетенций и результатов индивидуальной психодиагностики соотношения стилей работы по модели лидерства И. Адизеса. Анализ показал, что многие студенты 1-го курса обладают высоким потенциальным уровнем лидерских компетенций, но имеют слабое представление, из чего складывается компетентность руководителей в целом и государственных служащих в частности.
Н. Н. Богдан1, Е. В. Балганова1, М. Г. Масилова2 1 Сибирская академия государственной службы 2 Владивостокский государственный университет экономики и сервиса bogdan-nn@mail.ru, balganova@sapa.nsk.su, marina.masilova@vvsu.ru
Ключевые слова: концепция социальной ответственности, направления реализации социальной ответственности в вузах, особенности реализации социальной ответственности при разных стратегиях развития вузов
Страницы: 89-99
Статья посвящена современному осмыслению феномена социальной ответственности учреждений высшего профессионального образования. Рассматривается актуальность обеспечения социальной ответственности вузов в условиях реформирования системы высшей школы. Раскрывается специфика социальной ответственности вуза, описаны направления ее реализации. Анализируются подходы к реализации социальной ответственности вузов Сибири и Дальнего Востока.
О. В. Симагина1, О. Н. Быстрицкая2 1 Сибирская академия государственной службы 2 Администрация simagina@sapa.nsk.su, onb@atz.tomsk.gov.ru
Ключевые слова: учреждения образования, государственные и муниципальные задания, государственные и муниципальные услуги, субсидия, финансовое обеспечение, эффективность бюджетных расходов
Страницы: 99-107
Авторы анализируют практику российских регионов и муниципалитетов в области повышения эффективности бюджетных расходов в сфере образования. Рассматриваются варианты последовательности действий по решению данной задачи. Дается краткая характеристика этапов и проблемных моментов их реализации. Описан механизм финансового обеспечения выполнения государственных (муниципальных) заданий учреждениями образования.
Д. Ф. Долгополов
Сибирскя академия государственной службы dolgopolovdf@mail.ru
Ключевые слова: административный регламент, государственная услуга, государственная функция, аккредитация, лицензирование
Страницы: 108-115
В статье анализируются административные регламенты предоставления государственных услуг в сфере образования на уровне субъекта Российской Федерации, их содержание, основные проблемы их разработки и внедрения. Рассматриваются проблемы нормативного регулирования процессов регламентации государственных услуг, даются предложения по совершенствованию законодательства и оптимизации предоставления государственных услуг в сфере образования.
Ю. И. Молотков
Сибирская академия государственной службы molotkov@sapa.nsk.su
Ключевые слова: компетенции, компетентностный подход, программа обучения, учебные модули цели, задачи, объект исследования, модель и процесс управления, индикативные показатели, управленческие решения, управление развитием
Страницы: 115-120
В статье рассматривается инновационный курс обучения студентов современному менеджменту, сформированный на основе кибернетического моделирования, описания компонентов исследуемого объекта и проектирования системного управления объектами социального типа. Программа обучения позволяет сформировать у студентов компетенции: знания, умения, навыки моделирования процесса управления исследуемого объекта и способность трансформировать эти знания, умения и навыки на управление незнакомыми объектами и ситуациями. С помощью индикативных показателей студент может определить состояние, уровень развития организации и разработать управленческие решения, которые направлены на дальнейшее развитие объекта исследования. Инновационный курс «Управление социально-экономическими объектами и процессами» предполагает выполнение и публичную защиту курсовой работы, и тестирование теоретических знаний.