М. А. Бичеев, И. В. Доронина
Сибирская академия государственной службы superpersonal@gmail.ru, doroni@inbox.ru
Ключевые слова: высшее образование, двойственность структурирования системы высшего образования, перспективы высшего образования в России
Страницы: 121-128
Статья отражает взгляд авторов на современное состояние системы высшего образования в России. Рассматриваются парадоксальность и двойственность структурирования системы высшего образования и основные особенности, которые влияют на качество подготовки специалистов. Кроме того, предлагается авторский взгляд на перспективы высшего образования в России в ближайшем будущем. Основным тезисом является положение о возникновении корпоративных высших образовательных учреждений как альтернативы существующей системе высшего образования в России.
Т. Н. Черепкова, Е. В. Шевцова
Сибирская академия государственной службы shevtsova@inbox.ru, shevtsova@inbox.ru
Ключевые слова: профессиональные компетенции, компетентностный подход, компетенции преподавателя высшей школы, современная образовательная парадигма
Страницы: 128-136
В статье исследуется методика выделения компетенций преподавателя высшей школы. Описываются результаты проведения исследования, на основе которого создана модель компетенций преподавателя высшей школы. При создании этой модели использовался факторный анализ методом крупных факторов. Были получены пять ключевых компетенций. Разработана методика определения интегрального показателя эффективности деятельности преподавателя высшей школы на основе расчета отдельных компетенции и их компонентов, имеющих весовые значения по блокам. Данная модель в дальнейшем может быть инструментом оценки профессионализма профессорско-преподавательского состава.
О. И. Лаптева
Сибирская академия государственной службы lapteva_r@rambler.ru
Ключевые слова: компетенция, компетентность, профессиональная компетентность, компоненты компетентности, модель профессиональной компетентности, тренинговые технологии
Страницы: 136-143
В статье представлен анализ исследований в рамках Болонского процесса, в результате которых были выделены ключевые компетенции, обладание которыми должны демонстрировать специалисты. Приводится и анализируется понятие профессионального стандарта деятельности, который в современном понимании описывает квалификацию специалиста в терминах компетенций. Анализируются теоретические подходы к пониманию профессиональных компетентностей. Рассматриваются возможности использования тренинговых технологий в формировании профессиональных компетентностей субъектов образования.
И. Ю. Парфенова
Сибирская академия государственной службы irene_parfenova@mail.ru
Ключевые слова: организационная культура, качество образования, качество процессов, качество системы, качество результатов, субъекты оценки
Страницы: 144-151
Цель исследования, представленного в статье, - установить взаимосвязь организационной культуры вуза и качества профессионального образования. Автор анализирует подходы к пониманию качества образовательного процесса, исследует соотнесение элементов организационной культуры вуза с составляющими качества образования. Приведены результаты изучения восприятия работниками и студентами вузов г. Новосибирска организационной культуры, удовлетворенности качеством деятельности образовательного учреждения.
Т. В. Черняк
Сибирская академия государственной службы chernjak@sapa.nsk.su
Ключевые слова: компетентностный подход, инновации, методы активного обучения, современные образовательные технологии
Страницы: 151-159
Статья посвящена описанию опыта подготовки специалистов в Сибирской академии государственной службы (СибАГС) на факультете «Государственное и муниципальное управление» в ходе учебной и внеучебной работы со студентами. Цель статьи - осмысление принципов, подходов и методов в подготовке современных инновационных кадров для нужд региона и города Новосибирска. Автором статьи также представлена эффективная современная образовательная технология включения студентов в деятельность по реализации социальных проектов в ходе изучения специальных учебных дисциплин.
Т. А. Толкачева
Сибирская академия государственной службы tysuy@mail.ru
Ключевые слова: качество деятельности преподавателя, оценка качества деятельности преподавателя, система менеджмента качества, деятельность преподавателя высшей школы
Страницы: 160-165
В статье рассматриваются вопросы о необходимости создания и развития систем оценки качества деятельности преподавателя образовательного учреждения. Осмысливаются контексты, показатели и подходы, касающиеся оценки качества деятельности преподавателя в современных условиях реформирования системы образования. Обсуждаются вопросы оценки деятельности преподавателя потребителями образовательных услуг. Выявлены основные характеристики и показатели системы оценки качества деятельности преподавателя с учетом мнений студентов.
В. Н. Меньшова, Е. А. Музыченко
Сибирская академия государственной службы menshova@sapa.nsk.su, musychenko@sapa.nsk.su
Ключевые слова: система менеджмента качества, эволюционный подход, организационные условия, инструментальные свойства, качество образования
Страницы: 166-174
В статье рассматриваются организационные возможности «мягкого» встраивания системы менеджмента качества в образовательную деятельность вуза. Авторы анализируют условия, которые необходимо создать в вузе для того, чтобы система менеджмента качества стала действенным инструментом, нацеленным на достижение миссии вуза и задач в области повышения качества профессионального образования.
В статье раскрываются преимущества эволюционного подхода к созданию системы менеджмента качества в вузе, дается оценка наиболее существенных условий, которые определяют возможности ее устойчивого развития, вскрываются отдельные закономерности ее гармоничного встраивания в вузовскую среду.
Л. Г. Смышляева
Сибирская академия государственной службы laris.s@mail.ru
Ключевые слова: модернизация профессионального образования, муниципальные служащие, компетентность, компетенция, компетентностно-ориентированная образовательная программа
Страницы: 174-181
В статье обсуждается необходимость разработки дидактических основ компетентностного обновления профессионального образования кадров муниципальной службы. Автором раскрыты характеристики компетентностной модели специалиста муниципальной службы, обоснованы принципы реализации компетеностно-ориентированных программ его профессиональной подготовки. Статья представляет анализ и результаты инновационного опыта осуществления компетентностно-ориентированных программ дополнительного профессионального образования муниципальных служащих.
Т. С. Суходаева, Н. Н. Скорых
Сибирская академия государственной службы sutaser@mail.ru, skorix@rambler.ru
Ключевые слова: профессиональные компетенции, индивидуализация обучения, интерактивные методы обучения, инновационные образовательные технологии, междисциплинарный подход
Страницы: 182-190
В статье рассматриваются вопросы организации и управления познавательно-созидательной деятельностью студентов, в ходе которой формируется и развивается система профессиональных компетенций по направлению подготовки «Экономика». Анализируется специфика формирования индивидуальных образовательных траекторий студентов на основе конвергенции экономических дисциплин и применения надпредметных и общепредметных компетентностно-ориентированных образовательных методик. Предлагаются способы включения интеллектуальной активности студентов в различные виды учебной деятельности за счет интеграции традиционных педагогических и электронно-информационных обучающих технологий.
А. В. Кирьянко
Сибирская академия государственной службы kirianito@yandex.ru
Ключевые слова: постиндустриальное общество, консьюмеризм, нематериальное производство, сервисная экономика, потребности рынка, профессиональная компетентность
Страницы: 190-197
В статье выявляются особенности формирования профессиональной компетентности специалистов-маркетологов для работы в экономике нового типа - сервисной. Автор анализирует исторические изменения в характере и ориентации постиндустриального общества, связанные со сменой парадигм управления и переориентацией материального производства на предоставление услуг. В статье исследуются профессиональные компетенции специалиста экономического профиля (в частности, маркетолога), а также выделяются компетенции по программе подготовки «Маркетинг» в рамках федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.