Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Поиск по журналу

Философия образования

2012 год, номер 6

1.
ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ КАК МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Н. М. Чуринов
Сибирский государственный аэрокосмический университет им. академика М. Ф. Решетнева
churinov@sibsau.ru
Ключевые слова: философия образования, методология научного познания, образовательная деятельность
Страницы: 4-11

Аннотация >>
Сегодня стало известно, что ни один вуз России не входит в число двухсот лучших вузов мира. Возникает недоуменный возглас: «Все. Дореформировались». Уже 20 лет подряд вузовская общественность борется с бесчинствами чиновников, с министерствами, агентствами, ведомствами, какими-то приснопамятными аппаратами от образования, упоминание о которых сегодня уже никому ничего не скажет. С трудом сейчас можно установить личности ведущих вузов страны, которые, так сказать, горячо приветствовали вступление страны в «Болонское соглашение», разъясняли необходимость «этой проклятой ЕГЭ», доказывали необходимость «совершенствования ЕГЭ», двухуровнего или трехуровнего образования, подготовки бакалавров, магистров, специалитетников, которых на производстве никто знать не хочет, поскольку там ждут специалистов. Усиленно, в централизованном порядке насаждаются какие-то кредитно-рейтинговые системы, превратившие преподавателей в своего рода бухгалтеров (сидят и считают умозрительные баллы), сочинили государственные стандарты первого, второго, третьего поколения, согласно которым кафедры должны круглый год сочинять учебные программы и т.д. В таких условиях философия образования как методология образовательной деятельности должна быть положена в основу адекватных реформаторских проектов, показывать, как реформаторские проекты должны строиться, чтобы не прерывать связи времен и связь с теми национальными традициями, которые еще не так давно задавали передовые образцы образовательной деятельности в среде мировой педагогической общественности.


2.
НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ: СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕНДЫ В ГЛОБАЛЬНОМ МИРЕ

Е. В. Брызгалина
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
evbrz@yandex.ru
Ключевые слова: наука, образование, тенденции развития, компетентностный подход
Страницы: 11-20

Аннотация >>
Автор раскрывает основные тенденции развития образования в современном глобальном мире, выделяет общие тренды, обусловленные взаимовлиянием науки и образования, анализирует условия отставания института образования от развития науки (в представлении мира как нестабильного и неустойчивого, в ориентации на междисциплинарность, в соотношении фундаментального и прикладного знания, в оценки роли гуманитарных наук). В контексте взаимодействия науки и образования автор представляет оригинальное видение перспектив внедрения компетентностного подхода к оценке результатов образования.


3.
ОБРАЗОВАНИЕ И БУДУЩЕЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННЫХ ПРОЦЕССОВ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

И. А. Пфаненштиль, Л. Н. Пфаненштиль, М. П. Яценко
Сибирский федеральный университет
ndubrovskaya@sfu-kras.ru, ymp1957@rambler.ru
Ключевые слова: глобализация, образование, традиции, реформы
Страницы: 20-27

Аннотация >>
В статье исследуются актуальные проблемы образования и развития современной России в условиях глобализации, обосновывается необходимость соответствия проводимых реформ ее историческим традициям и типу общества.


4.
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И ИЗМЕНЕНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Н. В. Наливайко
Новосибирский государственный педагогический университет; Институт философии и права СО РАН
n-nalivaiko@mail.ru
Ключевые слова: глобализация, интеграция и интернационализация образования, образовательная система, ценности
Страницы: 27-32

Аннотация >>
Образование из категории национальных приоритетов высокоразвитых стран переходит в категорию мировых приоритетов, что порождает схожесть проблем и вариантов их решений. Сегодня необходимо обратиться к наследию и традициям российского образования, его осмыслению в новых реалиях. Необходимо понять, как Россия будет определять свое место на общем европейском образовательном рынке: пассивно стоять в стороне, стихийно следовать текущим событиям или др.


5.
О МОДЕЛЯХ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА В КОНТЕКСТЕ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Н. Н. Власюк, Б. О. Майер
Новосибирский государственный педагогический университет
nnvlasuk@ngs.ru, maierbo@gmail.com
Ключевые слова: глобализация, общество, устойчивое развитие, диалектический проект науки, метафизический проект науки
Страницы: 33-37

Аннотация >>
Среди возможных сценариев совершенствования общества особое место занимает концепция устойчивого развития как важнейший проект развития человечества в XXI в. При этом устойчивое развитие может пониматься двумя различными способами в соответствии с двумя проектами науки: как искусственно управляемая социальная устойчивость (в метафизическом проекте науки) и как совершенствование общественных отношений (в диалектическом проекте науки).
Обосновывается, что господствующие ныне идеологические конструкции в рамках метафизического проекта науки не могут служить философскими ориентирами для современного глобализирующегося мира. Логика развития современного общества приводит к необходимости актуализации диалектической модели устойчивого развития, поскольку само возникновение современных кризисов есть следствие следования, в первую очередь, метафизической системе теоретизирования.


6.
ПРОБЛЕМА ПЕРЕХОДНОСТИ В ГЛОБАЛЬНОМ ОБЩЕСТВЕ И ЕЕ СВЯЗЬ С РОССИЙСКИМ ОБРАЗОВАНИЕМ

В. В. Халев1, С. Д. Бортников2
1 Алтайский филиал, Московский государственный университет культуры и искусств
2 Алтайская государственная академия культуры и искусств
khalev1989@hotmail.com, khalev@list.ru
Ключевые слова: переходные процессы, переходность в обществе, трансформации образования, глобальные переходные процессы
Страницы: 37-44

Аннотация >>
Статья посвящена анализу резкого нарастания социальных изменений в современном обществе, в том числе в сфере образования. Этот процесс в современном гуманитарном познании и знании выделился в особую проблему переходности в обществе XX-XXI вв. Авторы исследуют ее применительно к глобальным переходным процессам и вовлеченности в данный процесс образовательных сфер разных государств.


7.
О ВОЗМОЖНОМ СПОСОБЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ БЫТИЯ И СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

А. В. Колесникова
Новосибирский государственный аграрный университет
alinaviktoria@ya.ru
Ключевые слова: способ осуществления бытия, современное образовательное пространство, человек, философия, духовная традиция
Страницы: 44-48

Аннотация >>
В статье анализируется вопрос о возможном способе осуществления бытия (подлинном и мнимом) в связи с проблемами современного образовательного пространства. Путь осуществления подлинного бытия сопряжен с постижением смыслов отечественной духовной традиции, что способствует формированию национальной идентичности и является адекватным ответом глобализации.


8.
МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ И КУЛЬТУРНЫЕ НОРМЫ В РАЗВИТИИ МИРОВОГО И ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

Е. Е. Тихомирова
Новосибирский государственный педагогический университет
imktikhomirova@mail.ru
Ключевые слова: языковая универсалия, культурная универсалия, культурная норма, межкультурная коммуникация, философия, коммуникативные практики
Страницы: 49-52

Аннотация >>
В статье исследуются вопросы универсальных оснований межкультурной коммуникации в мировом и отечественном образовательном пространстве, выделяются и обосновываются языковые и культурные нормы, лежащие в основании межкультурного диалога. Анализируются исторические и современные варианты обучения и воспитания, образования и создания условий общения с помощью коммуникативных практик.


9.
ОБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Н. В. Миронова
Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им. Н. Г. Чернышевского
nadejda.74@mail.ru
Ключевые слова: образование, глобализация, новая образовательная парадигма, традиционализм, модернизация, сохранение, развитие
Страницы: 52-56

Аннотация >>
В статье говорится о необходимости выработки новой образовательной парадигмы, которая должна включать в себя как традиционализм, так и модернизацию образования. В основе традиционализма образования лежит его сохраняющая функция, а в основе модернизации - развивающая. Автор указывает на значимость традиций в современном глобализирующемся мире. В статье более подробно проанализированы основные направления модернизации образования, предполагающей ориентацию педагогической практики на активность субъекта; открытость, нелинейность, непрерывность образования; фундаментализацию образования. Подчеркивается, что образование должно стать целостным, то есть представлять собой неразрывное диалектическое единство сохранения и развития.


10.
НЕЛИНЕЙНОЕ РАЗВИТИЕ: ОНТОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Н. С. Анисимов
Саратовский государственный университет
Ключевые слова: нелинейное развитие, постнеклассический, поливариантность, мультистабильность, кризисность, детерминированный хаос, возможность, действительность
Страницы: 56-63

Аннотация >>
Обсуждаются существенные онтологические свойства нелинейного развития: поливариантность, кризисность, необходимость хаотического поведения, возможность управления будущим состоянием; предлагается постнеклассическая интерпретация связанных с развитием онтологических категорий.


11.
МНОГООБРАЗИЕ СОВРЕМЕННЫХ СОЦИАЛЬНЫХ СИСТЕМ И СТРАТЕГИЙ ГЛОБАЛИЗИРУЮЩЕГОСЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Н. В. Кулипанова1, Н. В. Наливайко2, Н. П. Орлова3, Е. В. Ушакова4
1 Московский государственный университет культуры и искусств
2 Институт философии и права СО РАН
3 Бийский филиал Алтайского государственного университета
4 Алтайский государственный медицинский университет
n-nalivaiko@mail.ru, foaushakova@bk.ru
Ключевые слова: концепции общества, стратегии глобализирующегося образования, парциальный подход к обществу и образованию, холистический подход к обществу и образованию
Страницы: 64-77

Аннотация >>
В статье рассматривается многообразие современных социальных систем и описывающих их социальных концепций в связи с тем, что использование разных концепций социума формирует разные концептуально-методологические основы проектов философии образования, теории и практики организации глобального и российского образования, обусловливает разработку принципиально разных стратегий глобализирующегося образования.


12.
CТРАТЕГИИ И СЦЕНАРИИ РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

В. И. Кудашов
Сибирский федеральный университет
vkudashov@mail.ru
Ключевые слова: глобализация, модернизация, высшее образование, стратегии, сценарии
Страницы: 78-82

Аннотация >>
В условиях глобализации разным странам следует вырабатывать собственную модель модернизации и соответствующей системы высшего образования, так как подражание чужим моделям непродуктивно и рискованно. Высшая школа может получить шанс вновь стать высоко значимым институтом общества, обновив цели и задачи своей деятельности, технологии и организационные форматы.


13.
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА РЕФОРМ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ: О ПРИЧИНАХ ПРОТИВОРЕЧИЙ С ПОЗИЦИЙ МИРОСИСТЕМНОГО ПОДХОДА

А. А. Изгарская
Новосибирский государственный педагогический университет
izgarskaya@rambler.ru
Ключевые слова: реформа системы образования, теория и практика, противоречие
Страницы: 83-88

Аннотация >>
Предметом данной статьи являются трудности реформирования современной системы российского образования. Автор выявляет причины противоречий между нормативными актами, а также заявлениями российского руководства и реальной практикой отечественного образования. В статье раскрываются связи между трансформацией социально-экономических основ российского общества и реформой системы образования.


14.
АКСИОЛОГИЧЕСКАЯ КОГЕРЕНТНОСТЬ РЫНОЧНОЙ ПАРАДИГМЫ ОБРАЗОВАНИЯ И ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ОБЩЕСТВА

О. Д. Олейникова
Новосибирский государственный педагогический университет
olgaos47@mail.ru
Ключевые слова: общество потребления, консьюмеризация образования, система ценностей, рыночная парадигма образования, аксиологическая когерентность
Страницы: 88-94

Аннотация >>
В статье рассматриваются условия существования отечественного образования в обществе потребления. Представлен анализ работ Ж. Бодрийяра и Г. Дебора, в которых характеризуется влияние потребительского общества на культуру. Обосновано, что потребительское общество заинтересовано в людях, сознанием которых можно легко манипулировать и поэтому навязывает систему инструментальных ценностей, способных надежно сориентировать на обретение материального достатка как критерия социальной успешности. Исследована когерентность аксиологических особенностей рыночной парадигмы российского образования и потребительского общества.


15.
ПРОГРАММНЫЕ СРЕДСТВА СОПРОВОЖДЕНИЯ СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

И. Л. Артемьева, М. А. Болгов, С. А. Воронцов
Дальневосточный федеральный университет
iartemeva@mail.ru, bolgmike@gmail.com
Ключевые слова: портфолио обучающегося, электронное портфолио, рефлексивная оценка, самореализация
Страницы: 95-98

Аннотация >>
В статье проведен анализ состава электронных портфолио, предназначенных для поддержки учебной и научной работы студентов вузов. Портфолио представляет собой одновременно форму, процесс организации и технологию работы с продуктами познавательной деятельности учащихся, предназначенных для демонстрации профессиональных навыков студентов, анализа и оценки ими результатов своей деятельности с целью рефлексии, осознания собственной субъектной позиции.


16.
ОПТИМИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ПЕДВУЗА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

О. Б. Макарова
Новосибирский государственный педагогический университет
maknsk@mail.ru
Ключевые слова: педагогическое образование, стандарт педагогического образования, учебный предмет, система профессиональной подготовки, учебный модуль
Страницы: 98-102

Аннотация >>
Российское образование в соответствии с Болонским соглашением переходит на новые образовательные стандарты, в этой связи автор статьи предлагает модернизировать систему методической подготовки и ввести интегрированный учебный модуль для бакалавра педагогического образования.


17.
СОЦИАЛЬНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗА (НА ПРИМЕРЕ МОРДОВСКОГО ГОСПЕДИНСТУТА)

Г. Г. Зейналов, Л. В. Стародубцева
Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева
malis5@yandex.ru, zggo@mail.ru
Ключевые слова: инновация, инновационное образовательное пространство, профессиональная мобильность, инновационный вуз, инновационная эффективность
Страницы: 102-107

Аннотация >>
В статье отмечается, что управление инновациями в рамках инновационного вуза направлено на решение двух задач: повышение готовности сотрудников вуза к инновационной деятельности и обеспечение их включенности в инновационные процессы. Человеческую ресурсную базу инновационных преобразований необходимо сознательно улучшать и формировать.


18.
ОБРАЗОВАНИЕ ПОСТМОДЕРНА В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ МИРЕ

Т. А. Рубанцова, О. В. Фуряева
Сибирский государственный университет путей сообщения
rtamara@nqs.ru
Ключевые слова: поликультурность, постмодерн, инновационное образование конструктивизм
Страницы: 107-111

Аннотация >>
В статье анализируются общество постмодерна, феномен поликультурности, а также современные тенденции образования.


19.
СУЩНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОСНОВА РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИИ ЕГО РАЗВИТИЯ

В. М. Кондратьев
Московский городской педагогический университет
kondrut@mail.ru
Ключевые слова: образование, человек, естественные качества, приобретенные качества, стратегия, развитие, сущность, стандарт
Страницы: 111-117

Аннотация >>
В статье анализируются методологические основания «Стратегии инновационного развития России до 2020 года» и Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения. Принцип деятельности, положенный в основу этих документов, по мнению автора, не является достаточным основанием для проектирования социальных процессов. В основу разработки инновационной стратегии и образовательных стандартов должен быть положен принцип единства деятельности и отношений как отражающий целостность социальных процессов, интересы субъектов социальных отношений и мотивацию субъектов деятельности.
В ФГОС общего образования не учитываются в должной мере внутренние противоречия развития человека (взаимодействие природных и приобретенных качеств), не указываются средства их развития (наука, искусство, спорт) и способы достижения гармонии между природными и приобретенными качествами (прежде всего игра и труд). Автор приходит к выводу, что в основу разработки стратегии развития России и образовательных стандартов должны быть положены свойственные им противоречия, на разрешение которых и должна быть ориентированы социальные проекты.


20.
ОБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ*

Б. О. Майер
Новосибирский государственный педагогический университет
maierbo@gmail.com
Ключевые слова: методологическая функция философии, образование, глобализационные процессы, аксиология, онтология, эпистемология
Страницы: 117-124

Аннотация >>
Анализируется методологическая функция философии образования в исследовании образования как фактора адаптации общества к глобализационным процессам. Обосновывается, что первостепенное значение для успешного анализа образования как фактора рассмотрения глобализационных процессов имеет выбор методологии, определяющей исходные философские позиции, стратегические цели, иерархию ценностей и общие принципы исследования. Показывается, что с помощью специального категориального аппарата и диалектического метода можно широко охватить, теоретически осмыслить и обобщить в целостной концепции имеющиеся сведения о влиянии глобализации на систему образования и само общество.


21.
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И «ГЛОБАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

С. В. Камашев, Т. С. Косенко
Новосибирский государственный педагогический университет
kvs200@ngs.ru, tany0879@mail.ru
Ключевые слова: глобализация, глобальные проблемы, глобализация образования, «глобальное образование», рынок труда, мировое развитие
Страницы: 124-132

Аннотация >>
В статье рассматривается глобализация образования как один из важных факторов, способствующий успешному решению проблем глобализации, формированию нового стиля мышления. Делается вывод о том, что глобальное образование, являясь реальностью современного мира, выступает одним из эффективных средств позитивного развития государств, в том числе и России.


22.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО ВУЗА: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ

Ю. В. Пушкарёв, Е. А. Пушкарёва
Новосибирский государственный педагогический университет
pushkarev73@mail.ru
Ключевые слова: взаимодействие науки и образования, философско-методологический анализ, современная отечественная образовательная система, система образования вуза, глобальные информационные факторы
Страницы: 132-137

Аннотация >>
В статье анализируются процессы происходящих изменений в системе высшего образования, выявляются их философские основания изменений. Особое внимание уделяется вопросам взаимодействия образования и науки. Отмечается, что система образования в вузе в настоящее время является предметом пристального внимания со стороны общественности в силу таких определяющих обстоятельств, как: изменение удельного веса научного потенциала в обществе и необходимость его развития в системе вуза; изменение системы и структуры высшего образования и необходимость налаживания механизмов его современного функционирования; все более возрастающая интенсификация процесса интеллектуализации труда и изменение социальной роли и функции образования в жизни современного общества в целом, в глобальном и региональном аспектах


23.
ЗАПАДНАЯ И ВОСТОЧНАЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ: ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ

М. С. Ашилова
Казахский университет международных отношений и мировых языков им. Аблай-хана
alibek557@yandex.ru
Ключевые слова: западная система образования, восточная модель образования, парадигмы мышления, образовательное пространство, субъект-объектные отношения, интеграция, глобализация
Страницы: 138-143

Аннотация >>
В статье анализируется западная и восточная системы образования, выделяется общее, особенное, специфичное в них. Различие в них объясняется спецификой психотипа, менталитета этносов, наций и их культур. Обосновывается, что в условиях глобализации образование должно быть качественно иным, носить интегральный характер с учетом сохранения национальных качеств и особенностей образования.


24.
ГЛОБАЛИЗИРУЮЩИЙСЯ МИР В ОСМЫСЛЕНИИ ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Беатрис Дайк
Центр академического мастерства, политики и исследований
B.Dike@bd-caepr.co.uk
Ключевые слова: «стволы» (тренды) и «потоки», возросшая мобильность продуктов и производителей, способ предоставления образования - деперсонализация, напряжения (перемещение и местоположение)
Страницы: 144-151

Аннотация >>
Статья базируется на философии Платона («Республика»), на терминах «стволы» и «потоки», введенных американским философом Арджуном Аппадураи (2006), и на работах Лаудера и коллег (2006) по анализу индивидуализации. Обосновывается, что глобализация и индивидуализация взаимодействуют в направлении увеличения мобильности продуктов и производителей, что влияет на то, как мы реализуем образование. Вывод статьи в том, что взаимосвязь между глобализацией и индивидуализацией может рассматриваться как взаимодействие «стволов и потоков» с нерегулярными формами, наряду с вызываемыми ими напряжениями.


25.
ОБРАЗОВАНИЕ КАК ОСНОВА ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (НА ПРИМЕРЕ КИТАЯ)

Е. А. Балашова1, Т. А. Балашова2
1 Российский государственный торгово-экономический университет (Кемеровский филиал)
2 Кузбасский государственный технический университет
katriel@bk.ru, balatan@bk.ru
Ключевые слова: образование, экономика, ресурсы, население
Страницы: 152-154

Аннотация >>
В статье анализируются некоторые аспекты модернизации экономики Китая и связь подъема китайской экономики с образовательной политикой КНР.


26.
ВЫЗОВЫ, ТРЕНДЫ, ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ ХXI ВЕКА: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ

М. В. Жук
Сумский областной институт последипломного педагогического образования
sumy_zhuk@mail.ru
Ключевые слова: инновационное образование, общество знаний, вызовы образованию, тренды развития образования, философия образовательных инноваций
Страницы: 154-158

Аннотация >>
Новые вызовы на рынке труда, информационная революция (быстрое старение информации, развитие информационных технологий) способствуют изменению формата сегодняшнего образования: оно не только формирует готовность человеческого капитала к разработке и внедрению инноваций, не просто передает знания, оно учит их создавать и технологически реализовывать, определяет диапазон успешности личности, страны, региона через адаптацию к рынку рабочей силы, демократическим ценностям, системе социальных институтов, социальной коммуникации в обществе знаний и инноваций.


27.
ОБРАЗОВАНИЕ КАК СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН

К. К. Бегалинова
Казахский национальный университет им. К. И. Саипаева
alibek557@yandex.ru
Ключевые слова: глобализация образования, интеграция, гуманитаризация, образовательные методы и технологии, инновационное образование, многоуровневая система подготовки специалистов
Страницы: 158-162

Аннотация >>
В статье анализируется образование как социально-культурный феномен, зависимый от общества и определяемый его потребностями, описывается его становление, начиная с античных времен до наших дней. Важное место отводится гуманизации, гуманитаризации, информатизации образования в условиях глобализации.


28.
МНОГООБРАЗИЕ КОНЦЕПЦИЙ ЧЕЛОВЕКА В ГЛОБАЛЬНОМ ОБЩЕСТВЕ И ИХ СВЯЗЬ С РОССИЙСКИМ ОБРАЗОВАНИЕМ

П. В. Ушаков1, Н. В. Кулипанова2, Ю. И. Орлов3
1 Алтайская академия экономики и права
2 Московский государственный университет культуры и искусств
3 Бийский филиал Алтайского государственного университета
foaushakova@bk.ru
Ключевые слова: философия образования, философская антропология, концепции человека, одномерные, двумерные многомерные концепции человека, образовательные стратегии в глобализирующемся обществе
Страницы: 163-169

Аннотация >>
Авторы исследуют современные проблемы философии образования в философско-антропологическом ключе. В статье рассматриваются ведущие концепции человека в современной науке, российской и западной философии, проводятся параллели между разрабатываемыми и внедряемыми в разных странах образовательными стратегиями и концепциями человек. В данном аспекте выявляется социокультурная специфика понимания человека в образовании с точки зрения российской и западной традиций, поскольку данный вопрос актуализируется в связи с нарастанием процессов глобализации в сфере образования.


29.
ОБРАЗОВАНИЕ И ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА

А. А. Коковкина
Приамурский государственный университет им. Шолом-Алейхема
polina.asya@mail.ru
Ключевые слова: образование, философские основания, субстанциализм, рационализм, утилитаризм, апофатика, трансцендирование
Страницы: 169-173

Аннотация >>
Статья посвящена анализу философских оснований образования. Классическая традиция - это рационалистический, субстанциалистский взгляд на человека. Она задает определенный образ человека, но не дает возможности обосновать его свободу. Такая возможность реализуется в апофатическом представлении о человеке, как принципиально неопределимом и непознаваемом.


30.
ЛИЧНОСТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ: ПОСТМОДЕРНИСТСКАЯ МОДЕЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ

Е. А. Евстифеева, Е. О. Подолько, Э. Ю. Майкова, С. И. Филиппченкова
Тверской государственный технический университет
pif1997@mail.ru, maikova@tstu. tver.ru, sfilippchenkova@mail.ru
Ключевые слова: личностный потенциал, постмодернистская модель образования, конфигурация личностных и субъектных качеств
Страницы: 173-177

Аннотация >>
В статье анализируются возможности развития личностного потенциала в образовательных практиках, востребованного глобализационными процессами, обществом знания, необходимого для принятия решений в условиях риска и неопределенности.


31.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

Г. С. Солодова
Институт философии и права СО РАН
solodova@mail.nsk.ru
Ключевые слова: иноэтничные мигранты, принимающее общество, система образования, социокультурная интеграция, общегражданская идентичность
Страницы: 177-181

Аннотация >>
Статья посвящена рассмотрению проблем, связанных с миграционными процессами и ролью системы образования в сохранении социокультурной цельности общества. Приток мигрантов не позволяет игнорировать факт их принадлежности к иным ценностям и традициям, смена места жительства не означает полной замены прошлых, тради- ционных практик и представлений. Одним из следствий этого может стать духовная и экономическая фрагментация общества. Система образования - один из основных институтов, способных эффективно противостоять социокультурной и этнической локализации.


32.
СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЕ РЕСУРСЫ СУБЪЕКТА В ПОЛЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

Т. В. Конюхова1, Е. Т. Конюхова2
1 Томский политехнический университет
2 Кузбасская государственная педагогическая академия
konykhova@sibmail.com, konjuhova50@mail.ru
Ключевые слова: социально-личностные ресурсы, образовательное пространство, жизнестойкость личности, типы поведения человека, паттерн установок
Страницы: 181-185

Аннотация >>
В данной статье представлены результаты исследования социально-личностных ресурсов жизнестойкости личности и выявлено, каким образом формируются ресурсные возможности (на примере образовательного пространства Центра подготовки и переподготовки специалистов) при актуализации субъектом «паттерна установок» в образовательном поле.


33.
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ СОЗДАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КОМПОЗИЦИИ

А. И. Иконников1, С. Ф. Денисов2
1 Дальневосточный государственный гуманитарный университет
2 Омский государственный педагогический университет
aiikonnikov@mail.ru
Ключевые слова: творческие способности, художественная композиция, порог восприятия, диаграмма
Страницы: 185-192

Аннотация >>
Статья посвящена исследованию проблем развития творческих способностей у студентов вузов. Автор дает краткую характеристику современного состояния процесса создания художественной композиции, выявляет проблемы и предлагает пути их устранения. Изменения в создании художественных произведений во многом стимулируются достижениями современных технологий. Формирование творческих способностей студентов, их способность овладеть композиционной сборкой указывает на мышления, которое ориентировано не на распознавание объектов с помощью категорий, а на столкновение с чем-то нераспознаваемым. Соответственно, автор считает, что при создании композиции студент должен быть ориентирован не столько на поиск решений, сколько на постановку проблем, создание загадок, тайны, множественность творческих инноваций.


34.
НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СИСТЕМЕ МИРООБРАЗОВАНИЯ

В. Н. Никитенко
Институт комплексного анализа региональных проблем ДВО РАН
rsgilab@rambler.ru
Ключевые слова: система, образ, образование, знания, педагогика, эдукология, ноосфера
Страницы: 192-196

Аннотация >>
В статье представляется иное, по сравнению со сложившимся в гуманитарных науках, понимание сущности образования и его миссии в развитии систем разного порядка - от конкретного человека до всей Вселенной. Автор обосновывает точку зрения на образование как явление, присущее всем сложно организованным системам, а на народное образование как на «локомотив» в изменении образов более сложных систем, включающих в себя и человека, и природу, и общество.


35.
КУЛЬТУРА КАК СРЕДСТВО АДАПТАЦИИ И ЗАЩИТЫ ЧЕЛОВЕКА В УСЛОВИЯХ НЕОБРАТИМОЙ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

В. Н. Введенский
Белгородский государственный институт искусств и культуры
vvedenskij@yandex.ru
Ключевые слова: глобализация, культура, новая философия образования, адаптация, интернализация, воспитание
Страницы: 196-200

Аннотация >>
На основе рассмотрения процесса глобализации как нового этапа интеграции и колонизации народов и их культур автор предлагает рассматривать культуру в качестве средства адаптации и защиты человека в условиях необратимой глобализации. Автор делает вывод о том, что характер реализации новых образовательных идей в глобализирующемся мире напрямую зависит от институциональных факторов и установок государства и общества.


36.
ПРОБЛЕМА ПАТРИОТИЗМА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

П. Е. Таркин
Военно-инженерная академия им. В. В. Куйбышева
Pavlik1937@mail.ru
Ключевые слова: новые экономические условия, трансформация социума, патриотизм, общественное, индивидуальное сознание, отечество, патриотизм, патриотическое сознание, воспитание, образование
Страницы: 200-207

Аннотация >>
Патриотизм объективно был и остается движущей силой развития и защиты национальных отечеств. Особенные черты народного менталитета складывались веками: это стремление к правде и справедливости, коллективизм, ориентация на вечные ценности, неверие в благие цели властных решений, вера в будущее, стратегия поведения на основе гуманизма и сострадания, любви и милосердия, соборности и др. Главной составляющей Российского духа всегда была любовь к своей Родине, стремление отстоять ее суверенитет, воспроизвести ее величие. Но каковы сегодня, в условиях мощной трансформации России, тенденции определения патриотизма и возможности формирования системы воспитания?


37.
ДЕФИНИЦИИ ПОНЯТИЙ «ТВОРЧЕСТВО» И «КРЕАТИВНОСТЬ»

С. А. Ушакова
Новосибирский государственный педагогический университет
svetla77@yandex.ru
Ключевые слова: «творчество» и «креативность», образование и развитие личности, современный подход
Страницы: 207-211

Аннотация >>
В статье проведен анализ научной литературы и выяснены существенные признаки понятий «творчество» и «креативность». Определены взаимосвязи между этими понятиями. Показана возможность и необходимость теоретических знаний, которые позволят учителю творчески подходить к практической деятельности.


38.
ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОЦЕНКА ВОЗНИКАЮЩЕЙ НА ЕЕ ОСНОВЕ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

Б. В. Сапрыгин
Новосибирский государственный педагогический университет
saprygin2007@yandex.ru
Ключевые слова: психолингвистическая установка, знание, мышление, язык, вербализация, невербальный, аналитическая философия
Страницы: 2012-216

Аннотация >>
На формирование знания огромное влияние оказывают психолингвистические установки, определяющие мышление создателей этого знания. Сам тип знания, который возникает в той или иной культуре, во многом зависит от присущих ее носителям психолингвистических особенностей. Разговор о том, как язык влияет на возникающее на его основе знание, включая науку и образование, является основной темой данной статьи. Делается вывод о том, что важно отдавать себе отчет, что реально подразумевают те или иные понятия и суждения в том языке, на котором они были первоначально созданы.


39.
ЯЗЫКОВАЯ ПОЛИТИКА КАК КАТЕГОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ

Л. П. Загорулько
НВИ внутренних войск имени генерала армии И. К. Яковлева МВД России
lpzagorulko@list.ru
Ключевые слова: языковая политика, национальная безопасность, миграционная политика, глобальное коммуникационное пространство, экономическая интеграция
Страницы: 217-221

Аннотация >>
В статье рассматривается языковая политика в категориальном поле социальной философии. Автор исследует проблемы языковой политики в контексте проблем национальной безопасности, миграционной политики, формирования глобального коммуникационного пространства, экономической интеграции, взаимовлияния языка и науки, а также соотношения власти и языка.


40.
НУЖНА ЛИ ЧЕТВЕРТАЯ ВЕТВЬ ВЛАСТИ?

Л. Ф. Щербинина
Алтайская государственная педагогическая академия
hist-mpi@uni-altai.ru
Ключевые слова: Конституция Российской Федерации, конституционное право, органы государственной власти, особый статус, контрольная власть, контрольная ветвь власти, образовательный процесс
Страницы: 222-225

Аннотация >>
Автор рассматривает важность преподавания в вузах учебной дисциплины «Конституционное право Российской Федерации», способствующей формированию правового самосознания, политической культуры, социальной ответственности личности.
В статье показана зависимость качества содержания данного теоретического курса от актуальности развития дисциплины «Конституционное право». В связи с этим в статье анализируется роль и значение органов государственной власти, не относящихся ни к одной ветви власти, установленных Конституцией Российской Федерации, подчеркивается необходимость более глубокого и целостного изучения данной проблемы в рамках образовательных программ.


41.
ОСНОВНЫЕ СТРАТЕГИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

И. Н. Каланчина
Алтайский государственный аграрный университет
kalanchina62@mail.ru
Ключевые слова: глобализация, социальное управление, современное образование, специфика национальных систем образования, диалог культур
Страницы: 226-230

Аннотация >>
В статье рассматриваются основные стратегии управления образованием в условиях глобализации. Автор эксплицирует философско-мировоззренческие основания, которые лежат в основе двух моделей управления, противостоящих по критерию: признание/непризнание метафизических оснований бытия. Реализующаяся в настоящее время модель управления базируется на отрицании данных оснований и ведет к унификации и деградации национальных систем образования. Автор полагает, что наиболее оптимальной является стратегия, ориентирующаяся на фундаментальные принципы и законы универсума, находясь в согласии с которыми, и мир в целом, и человечество, в частности, эволюционируют к более гармоничным, совершенным уровням бытия.


42.
О СОДЕРЖАНИИ ПРАВОВОГО СТАТУСА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

А. В. Пугачёв
Новосибирский государственный педагогический университет
pugachev-1967@mail.ru
Ключевые слова: преподаватель, правовой статус, социальный статус, модель статуса, социальные ожидания, система образования
Страницы: 230-237

Аннотация >>
В статье рассматривается вопрос о содержании правового статуса преподавателя. Исходя из характеристик сформированной обществом модели социального статуса преподавателя, а также из содержания основных положений российского законодательства в сфере образования и международно-правовых положений автор делает вывод о необходимости закрепления на законодательном уровне особого правового статуса преподавателя.


43.
РОЛЬ АКМЕОЛОГИЧЕСКОЙ СРЕДЫ В РАЗВИТИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СУБЪЕКТОВ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

О. И. Лаптева
Сибирский институт управления
lapteva_r@rambler.ru
Ключевые слова: акмеологическая среда, профессиональные компетенции
Страницы: 238-243

Аннотация >>
В статье выявляются особенности развития профессиональных компетенций субъектов непрерывного образования в условиях акмеологической среды. Акмеологическая среда описана как совокупность внешних и внутренних условий, возникающих и создаваемых под влиянием мега-, макро- и микрофакторов, обеспечивающих развитие профессиональных компетенций субъектов непрерывного образования. Акмеологическая среда способствует готовности субъектов непрерывного образования осознавать и преодолевать факторы, препятствующие развитию профессиональных компетенций.


44.
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ КАК УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ

Л. К. Аверченко
Сибирский институт управления
avertchenko@sapa.nsk.su
Ключевые слова: эмоциональный интеллект, компетенции, тренинговые технологии, интерактивные методы
Страницы: 244-250

Аннотация >>
В статье описан опыт подготовки руководителей по развитию управленческих компетенций, отражен взгляд автора на развитие управленческих компетенций, в том числе эмоционального интеллекта, который определяет пригодность к руководящей работе. Описаны подходы к определению понятия эмоционального интеллекта, анализ и результаты проведения тренингов с руководителями в ЦДО «Персонал» (г. Томск).


45.
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ ВУЗА

Л. Н. Иванова, А. В. Кирьянко
Сибирский институт управления
lara.lera2012@yandex.ru, kirianito@yandex.ru
Ключевые слова: рынок образовательных услуг, образовательная услуга, конкурентоспособность образовательных услуг, конкурентное преимущество, потребительская ценность образовательной услуги, показатели оценки, направления оптимизации управления конкурентоспособностью обра
Страницы: 250-258

Аннотация >>
Основная цель статьи заключается в исследовании теоретико-методологических основ конкурентоспособности образовательных услуг высшей школы. Представлены сущностные характеристики таких понятий, как «рынок образовательных услуг» и «образовательная услуга». Проанализированы факторы, влияющие на конкурентоспособность образовательных услуг. Исследованы различные подходы к системе оценки конкурентоспособности образовательных услуг вуза. Авторами статьи предложены пять приоритетных направлений оптимизации управления конкурентоспособностью образовательных услуг: - «маркетинг», «проектирование и разработка образовательных программ», «прием студентов», «проектирование и реализация программ дополнительного образования», «научные исследования и разработки, инновационная деятельность».


46.
СКИЛЛ-ОБУЧЕНИЕ В РЕЖИМЕ ОНЛАЙН: НОВЫЙ ВЫЗОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ В РОССИИ

М. А. Бичеев, И. В. Доронина
Сибирский институт управления
superpersonal@gmail.ru, doroni@inbox.ru
Ключевые слова: скилл-обучение, онлайн-обучение, перспективы профессионального образования в России
Страницы: 258-262

Аннотация >>
В статье исследуется феномен скилл-обучения в режиме онлайн, рассматриваются его основные особенности и перспективы на рынке образовательных услуг, постулируется необходимость реализации скилл-обучения в режиме онлайн современными российскими вузами для сохранения конкурентоспособности на рынке образовательных услуг.


47.
ДЕТСКАЯ БЕЗНАДЗОРНОСТЬ КАК ФЕНОМЕН СОЦИАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ: ИСТОРИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И ПРИЧИНЫ

Е. А. Крутько
Сибирский институт управления
krutko@ngs.ru
Ключевые слова: детская безнадзорность, социальная реальность, типы общества, социальное отчуждение
Страницы: 263-268

Аннотация >>
В статье рассматривается детская безнадзорность как феномен социальной реальности. Проведен анализ исторических условий и причин формирования детской безнадзорности.