|
|
Array
(
[SESS_AUTH] => Array
(
[POLICY] => Array
(
[SESSION_TIMEOUT] => 24
[SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
[MAX_STORE_NUM] => 10
[STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
[STORE_TIMEOUT] => 525600
[CHECKWORD_TIMEOUT] => 525600
[PASSWORD_LENGTH] => 6
[PASSWORD_UPPERCASE] => N
[PASSWORD_LOWERCASE] => N
[PASSWORD_DIGITS] => N
[PASSWORD_PUNCTUATION] => N
[LOGIN_ATTEMPTS] => 0
[PASSWORD_REQUIREMENTS] => Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
)
)
[SESS_IP] => 3.144.4.54
[SESS_TIME] => 1732184801
[BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
[fixed_session_id] => 2092985147a185e5e9aa908b9342776a
[UNIQUE_KEY] => 1c2971c9c8550cfb108486b8813d656a
[BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
(
[LOGIN] =>
[POLICY_ATTEMPTS] => 0
)
)
2016 год, номер 2
Н.А. Князев1, Р.Г. Буянкина2, Р.А. Зуков2
1Сибирский государственный аэрокосмический университет им. акад. М. Ф. Решетнева, 660037 Россия, г. Красноярск, проспект им. газеты Красноярский рабочий, 31 knyazev@sibsau.ru 2Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В. Ф. Войно-Ясенецкого Минздрава России, 660022 Россия, г. Красноярск, ул. Партизана Железняка, 1 buyankinar@mail.ru
Ключевые слова: философия образования, научные основания, интеграция научного знания, методология исследования, рационалистические ценности современной науки, philosophy of education, scientific bases, integration of scientific knowledge, research methodology, rationalist values of modern science
Страницы: 17-27 Подраздел: НАУКА, ОБРАЗОВАНИЕ, КУЛЬТУРА: ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Аннотация >>
Анализируются научные основания в структуре дисциплинарного развития философии образования. Основания рассматриваются как ее атрибутивные характеристики, являющиеся «генетическими» гарантами воспроизводства качественного результата и дисциплинарного своеобразия. Одним из главных источников содержательного наполнения как самой философии образования, так и ее предметно-методологических оснований являются интеграционные процессы, охватившие всю систему современного научного знания. Цель статьи - установить разнообразие форм интеграционных процессов в сфере философии образования, возможности их взаимодействия с новейшими «продуктами» методологии научного познания и новыми способами методологического сопровождения в области приращения нового научного знания. Всесторонний и конструктивный подход к решению интеграционных проблем, обозначенных в рамках философии образования, неизбежно открывает еще один актуальный аспект междисциплинарных процессов. Этот аспект касается интеграционного единства методологической и научно-методической сторон существования научных дисциплин, преподаваемых в современных российских университетах. Речь идет прежде всего о профильных дисциплинах в учебных программах, по которым на старших курсах готовятся к выпуску будущие специалисты, инженеры-исследователи и магистры. Органическая связь между методологическим и научно-методическим уровнями познания позволила сформулировать в статье ряд проблем, в рамках которых решаются принципиальные вопросы выпуска первоклассных специалистов. Одна из таких проблем состоит в необходимости устранения образовавшегося пробела между интеграционными реалиями внутри дисциплинарного существования научного знания, с которыми имеет дело будущий специалист или будущий инженер-исследователь, и философско-методологическими аспектами понимания этих реалий. Этот научно-методический пробел в учебном процессе вуза нельзя недооценивать, так как философски обобщенный аспект решения данной проблемы предполагает его раскрытие со стороны наиболее устойчивых и глубоких закономерностей развития современного научного и научно-технического знания. Философский аспект решения обозначенной учебной проблемы не просто вооружает специалиста существенными методологическими и мировоззренческими компетенциями, он формирует в процессе теоретической и творческой деятельности специалиста весьма ценный компонент - расширительную (а следовательно, адекватные) способность мыслить с позиции современных рационалистических ценностей науки. Именно под углом зрения интеграционного единства методологической и научно-методической составляющих учебного процесса должны меняться методы подготовки специалистов и инженеров-исследователей. Такие методы позволяют учитывать и качественные изменения в мотивации образования (самообразования) будущих специалистов, и новые критерии оценки результата исследовательской деятельности, и новые способы осуществления творческих этапов в процессе исследования. Это соответствует новейшим требованиям, предъявляемым к образовательному процессу в российских университетах с учетом практико-ориентированного обучения.
DOI: 10.15372/PHE20160201 |
Б.М. Фисенко
Алтайский государственный технический университет, 656038, Россия, г. Барнаул, проспект Ленина, 46 boris_fisenko007@mail.ru
Ключевые слова: глобализация, диалог культур, интеркультурное образование, воспитание, язык, локальность, контекстуальность, плюралистичность, globalization, dialogue of cultures, intercultural education, up-bringing, language, locality, contextuality, plurality
Страницы: 27-36 Подраздел: НАУКА, ОБРАЗОВАНИЕ, КУЛЬТУРА: ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Аннотация >>
В статье проводится анализ противоречий глобализационных процессов, а также условий сглаживаний этих противоречий. Проблема диалога культур сегодня стоит остро, в связи с этим обществом ведется поиск ответов на вопросы, затрагивающие жизнь многих людей как в России, так и в мире. Данная работа является попыткой объяснить значимость образования для воспитания терпимого отношения к другим культурам общества без отрыва от культуры нации. По мнению автора, образование должно стать межкультурным. В связи с этим были выработаны основные черты межкультурного образования, главными из которых являются локальность, контекстуальность и плюралистичность. В качестве отдельного аспекта межкультурного образования выделено изучение региональных языков, особенно английского. Упор на изучение языков сделан, исходя из анализа основных трудностей, которые могут возникнуть у индивида, стремящегося полностью постичь иную культуру.
DOI: 10.15372/PHE20160202 |
Е.Б. Бабошина
Курганский государственный университет, 640669, Россия, г. Курган, ул. Гоголя, 25 ebaboshina@rambler.ru
Ключевые слова: образование, культура, общество, человек культуры, смысл, культуросообразность, education, culture, society, the person of culture, meaning, culture-conformity
Страницы: 36-43 Подраздел: НАУКА, ОБРАЗОВАНИЕ, КУЛЬТУРА: ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Аннотация >>
Автор отмечает растущее стремление современных ученых объективировать процессы в образовании в социально-культурной динамике, признавая верной в этом контексте мысль о приоритете в современном образовании принципа культуросообразности. Автор осуществляет социально-философское обоснование принципа культуросообразности как ведущей смыслообразующей тенденции в философии современного образования. Культуросообразность как принцип философии современного образования определяется на уровне идеалообразующей стороны человеческой жизнедеятельности. Образ человека культуры раскрывается как ведущая образовательная модель личности, выражающая тенденции и смыслы современного общества. Автор выводит социально-философское обоснование содержания принципа культуросообразности, анализируя ведущие социально-культурные тенденции и опираясь на труды ряда современных философов и классиков. В статье проводится научная аналогия между развитием идей о человеке в образовании и искусстве, в частности, в литературе; предлагается видение человека как особого образа эпохи, личности в контексте времени; показывается неоднозначность связи человека с эпохой, раскрывается определяющее понятие «культурная модель человека». Кроме того, анализируется различие между понятиями «природа» и «сущность» человека; доказывается идея неслучайности поворота к культуросообразной парадигме образования в современном мире. Автор рассматривает связь между развитием учения об индивидуальности и социальных концепций в педагогике, несмотря на их внешнее противопоставление. Практическая значимость изложенных в статье материалов заключена в содействии пониманию современной социальной ситуации в образовании. Содержание работы может служить вспомогательным материалом для раскрытия идеи культуросообразности в философии образования, практике педагогики. В работе использованы методы теоретического анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, сравнения, экстраполяции, моделирования. В результате анализа автор приходит к заключению, что образ человека культуры представляет собой ведущую образовательную модель личности, выражающую тенденции и смыслы современного общества. Необходимость переориентации целей образования в предлагаемом культуросообразном направлении диктуется, по мнению автора, новым пониманием не только роли человека, но и его сущности в культуре современного общества.
DOI: 10.15372/PHE20160203 |
М.А. Абрамова1, В.В. Крашенинников2
1Институт философии и права СО РАН, 630090, Россия, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8 marika24@yandex.ru 2Новосибирский государственный педагогический университет, 630126, Россия, г. Новосибирск, ул. Вилюйская, 28
Ключевые слова: оценка эффективности университетов, количественные и качественные показатели, экстенсивное и эволюционное развитие системы образования, массовизация высшего образования, evaluation of effectiveness of universities, the quantitative and qualitative, extensive and evolutionary development of the system of education, mass character of higher education
Страницы: 44-52 Подраздел: НАУКА, ОБРАЗОВАНИЕ, КУЛЬТУРА: ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Аннотация >>
Авторы анализируют процесс применения количественных показателей с точки зрения возможности адекватного отражения улучшения эффективности функционирования университетов. Рассматриваются такие количественные параметры, как количество (поступающих, обучающихся, заканчивающих и пр.) и его обусловленность демографическими характеристиками региона; количество выпускников университетов и доля населения с высшим образованием для оценки человеческого капитала страны; количество поступивших в вуз победителей олимпиад; количество остепененных преподавателей и специфика их учета в зависимости от основного места работы или по совместительству; сотрудничество с научными учреждениями в регионе; миграционные потоки и другие. Авторы приходят к выводу, что социально-экономическая ситуация в стране, а также использование количественных показателей для оценки эффективности университетов приводит к массовизации высшего образования. Образование, выполняя роль социального лифта, приобретает характер обязательного социального и культурного ресурса. Для сохранения потенциала российской системы образования и высшего в частности важно в ближайшие годы осуществить пересмотр акцентов в рассмотрении показателей эффективности системы образования от количественных к качественным, что создаст предпосылки не для экстенсивного, а для эволюционного развития системы образования. Одним из свидетельств проявления данной тенденции является усиление конкурентной борьбы вузов за талантливых выпускников на рынке высокоинтеллектуального труда, создание «портрета» выпускника школы, исследование избираемых им образовательных стратегий. Стратегический характер принимает и повышение качества научно-методической подготовки профессорско-преподавательского состава вузов, сохранение взаимодействия с научными учреждениями в регионе, а также в целом пересмотр роли университетов в процессе формирования социально-экономической стратегии развития регионов.
DOI: 10.15372/PHE20160204 |
А.А. Гордиенко
Институт философии и права СО РАН, 630090, Россия, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8 gordienko.22@mail.ru
Ключевые слова: НБИКС-технологии, биологическая составляющая природы человека, трансцендирование, предельный прорыв, человеческое в человеке, опорные интуиции, трансцендентная реальность, субъективная реальность, человекообразующий цикл, человекообразующий контур, человекостояние, первокультура, телесные предпосылки первокультуры, освоение/развитие первокультуры, NBIC- technologies, the biological component of human nature, transcending, ultimate breakthrough, the human in human-being, basic insights, transcendent reality, subjective reality, hu-man-forming cycle, human-forming circuit, human-maintenance, pre-culture, physical preconditions of pre-culture, evolvement/development of pre-culture
Страницы: 52-64 Подраздел: НАУКА, ОБРАЗОВАНИЕ, КУЛЬТУРА: ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Аннотация >>
В связи с внедрением нано-био-инфо-когнитивных и социальных технологий (НБИКС-технологий), в рамках которых трансформации может подвергаться биологическая составляющая природы человека и его идентичность, активно обсуждается ставшая глобальной проблема сохранения человеческой природы. Однако в поиске концептуальных оснований природы человека, его перспектив зачастую игнорируются духовные смыслы человекообразования, его истории. Они подменяются информационным отражением этих процессов, в результате утрачивается духовное содержание человека и его культуры. Чтобы понять происходящее и обрести ориентиры, необходимо «взглянуть на окружающее с высоты», обратиться к тому пространству и времени, в котором зарождалось человеческое в человеке, шел процесс человекообразования. В статье сформулированы представления о первичном человекообразующем процессе, в котором происходит конституирование и освоение человеком человеческого в себе, возникает первокультура. Предполагается, что предпосылки человеческого начинают складываться в трансцендировании, захватывающем первобытных людей в предельном прорыве, когда под угрозой оказывается само их существование. Показано, что в прецедентах предельного прорыва первочеловеку приоткрывается нечто, что находится по «ту сторону» от внешнеощущаемой, то есть макрозапечатленной, данности - трансцендентная реальность. Прежде всего человеческое сообщество в постпредельном переходе утверждается как духовный коллектив, являя собой способ проникновения вечности в личность и личности в вечность. Возникает человекообразующий контур с ядром в духовном коллективе, который простирается в Мир, Природу, Космос. Здесь и конституируются человекообразующие феномены: Добро, Правда (Истина), Красота, а первочеловек оказывается в состоянии соучастия, любви и одухотворения. По мере развертывания контактов между внутренними ощущениями и трансцендентной реальностью разворачиваются внутренние телесные структуры, которые имеют статус оснований человеческого в человеке. В работе показано, что развитие человека в контексте современных вызовов связано с обращением и освоением, а значит, и наращиванием первокультуры. О совершенствовании человека можно говорить только как о самосовершенствовании, фундаментальным основанием которого является способность посредством трансцендирования преодолевать себя в гармонии с Другим. Предполагаемые трансчеловеческие преобразования в отсутствии этого контекста не только разрушают, но и исключают из бытия «те инварианты жизненного мира человека, которые делают человека человеком». Обращаясь к процессу становления телесных предпосылок первокультуры, автор показывает, что технологическое улучшение человека должно рассматриваться лишь в контексте трансцендирования. Это означает, что биологическая составляющая природы человека может подвергаться трансформации в таких формах и так, чтобы это не препятствовало человекостоянию каждого конкретного человека.
DOI: 10.15372/PHE20160205 |
В.В. Павловский
Красноярский государственный аграрный университет, 660049, Россия, г. Красноярск, пр. Мира, 90 info@kgau.ru
Ключевые слова: терроризм, международный терроризм, фашизм XXI в, фундаментализм, неоимперализм, неолиберализм, творческий марксизм, социальная философия, философия образования, terrorism, international terrorism, fascism of the XXI century, fundamentalism, neoimperialism, neoliberalism, creative Marxism, social philosophy, philosophy of education
Страницы: 65-76 Подраздел: ВОЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОПРОСЫ ПРОТИВОСТОЯНИЯ ТЕРРОРИЗМУ
Аннотация >>
В статье с позиций социальной философии рассматривается чрезвычайно актуальная проблема борьбы с международным терроризмом, бросившим вызов человечеству и, по существу, являющимся исламской формой фашизма. Показаны основные этапы развития терроризма, обусловленные эволюцией конкретно-исторических обществ и их государств, построенных на частной собственности и войне. Пусковым механизмом формирования современного международного терроризма стала организованная антисоциалистическими силами геополитическая катастрофа конца 1980-х - начала 1990-х гг., приведшая к смене общественного строя в ряде стран народной демократии и распаду СССР - второй сверхдержавы мира. В условиях политического, экономического и социального хаоса на территории этих стран, разрушения мирового стратегического паритета, серии региональных войн и вооруженных конфликтов терроризм, поощряемый реакционными силами, приобрел международный характер. Критически проанализирована статья А. Лебедева и В. Иноземцева об уроках терроризма, написанная с позиций неолиберализма. В связи с этим автор данной статьи предлагает обратиться к поиску достоверных положений и выводов и, опираясь на диалектико-материалистическое понимание современного общества, исследовать неоимпериализм как антагонистическую реальность, порождающую международный терроризм и нередко имитирующую борьбу с ним. Социальная философия и философия образования призваны в соответствии со своими предметами изучения внести свой вклад в борьбу с этим мировым злом.
DOI: 10.15372/PHE20160206 |
Т.А. Рубанцова, В.В. Чеботарёв
Сибирский государственный университет путей сообщения, 630049, Россия, ул. Дуси Ковальчук, 191 rtamara@nqs.ru
Ключевые слова: терроризм, столкновение цивилизаций, этнические конфликты, религиозные конфессии, terrorism, clash of civilizations, ethnic conflicts, religious con-fessions
Страницы: 76-83 Подраздел: ВОЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОПРОСЫ ПРОТИВОСТОЯНИЯ ТЕРРОРИЗМУ
Аннотация >>
В статье осуществлен социально-философский анализ проблемы современного терроризма, недостаточно изученного социально-культурного феномена. В научной среде в настоящее время преобладают три точки зрения относительно природы терроризма: исследовательская, практическая и критическая. Исследовательская точка зрения опирается на подход, согласно которому необходимо искать первоосновы терроризма, его истоки, поскольку, только поняв их, можно найти эффективное средство для борьбы с терроризмом. Практический подход предполагает отрицание необходимости поиска первопричин терроризма, поскольку это только отвлекает от борьбы с данным злом. Представители третьего подхода считают первые два звеньями одной цепи, отвергая представление о терроризме как о последовательных действий США. Этот подход можно назвать конфронтационной моделью «столкновения цивилизаций», которая при негативном сценарии способна привести к противоборству в России двух непримиримых лагерей: иноверцев и православных (хотя предсказанное С. Хантингтоном «столкновение цивилизаций» не стало объективной реальностью и не может считаться основой современного терроризма). Для того чтобы этого не случилось, необходимо разрабатывать идеологию «социальной ответственности» представителей всех религиозных конфессий многонациональной России.
DOI: 10.15372/PHE20160207 |
Д.Р. Вахитов1, Т.Н. Кондратьева2, Н.М. Габдуллин3
1Российский государственный университет правосудия, 117418, Россия, г. Москва, ул. Новочеремушкинская, 69 vahitov1972@gmail.com 2Новосибирский государственный педагогический университет, 630126, Россия, ул. Вилюйская, 28 tanita973@list.ru 3Казанский (Приволжский) федеральный университет, 420008, Россия, г. Казань, ул. Кремлевская, 18 nail56@yandex.ru
Ключевые слова: образование, система образования, двухуровневая система, глобализация, санкции, бюджетные обязательства, конкуренция, реформы, критерии эффективности, суверенитет, education, education system, two-level system, globalization, sanc-tions, budgetary obligations, competition, reforms, criteria of efficiency, sovereignty
Страницы: 84-91 Подраздел: ВОЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОПРОСЫ ПРОТИВОСТОЯНИЯ ТЕРРОРИЗМУ
Аннотация >>
В статье рассмотрены значение и роль сферы образования в социально-экономическом развитии страны, в сохранении суверенитета России. Статья посвящена исследованию возможных последствий влияния внешнеэкономических факторов на сферу образования, которое позволит в перспективе запланировать мероприятия для защиты экономического и политического суверенитета России. В условиях глобализации мировой экономической системы зависимость национальной экономики от внешнеэкономических факторов, общемировых тенденций становится ярко выраженной и свидетельствует о потере государствами своего суверенитета, то есть самостоятельности в принятии решений, в том числе и в сфере образования. Санкционное давление и внешние проблемы определенным образом сочетаются с внутренними проблемами, вызванными многолетним игнорированием со стороны российского правительства проблем образования и противоречивым характером проводимых реформ. В ходе размышлений авторы приходят к выводу о необходимости выработки первоочередных мер по преодолению, исправлению негативных тенденций, а в ряде случаев и сохранению того положительного, что было создано в отечественной системе образования.
DOI: 10.15372/PHE20160208 |
О.А. Харченко
Санкт-Петербургский военный институт внутренних войск МВД России, 198206, Россия, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, 1 harchenko2016-2016@mail.ru
Ключевые слова: педагогическая профилактика, противоправное поведение, военно-педагогический процесс, гуманитарная культура, воля, волевые качества офицера, учебно-воспитательная деятельность, pedagogical prevention, unlawful behavior, military pedagogical process, humanitarian culture, will, volitional qualities of officer, training-upbringing activity
Страницы: 92-99 Подраздел: ВОЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОПРОСЫ ПРОТИВОСТОЯНИЯ ТЕРРОРИЗМУ
Аннотация >>
В данной статье рассматривается проблема повышения эффективности педагогической профилактики противоправного поведения военнослужащих. Автор раскрывает условия, способствующие повышению эффективности педагогической профилактики противоправного поведения военнослужащих, а также различные аспекты организации профилактической работы с военнослужащими, рассматриваемые в исследованиях современных педагогов, изучающих организацию военно-педагогического процесса и педагогической профилактики девиантного поведения подростков и молодежи. Кроме того, затрагивается тема влияния гуманитарной культуры, определяемой спецификой социально обусловленных характеристик профессиональной деятельности военнослужащих, на педагогическую профилактику противоправного поведения военнослужащих. Уделено внимание комплексу предупреждающих педагогических мероприятий, направленных на создание военно-культурной правовой среды жизнедеятельности военнослужащих. Выделяются и описываются принципы личностной ориентированности, превентивности, системности, на основе которых структурируется работа по педагогической профилактике противоправного поведения военнослужащих. Основное внимание в работе автор акцентирует на роли волевых качеств офицера, которые занимают важное место в процессе решения профилактическо-педагогических задач. Автор приходит к выводу, что проявление волевых качеств у офицеров определяется не только мотивами их нравственных установок, но и врожденными особенностями свойств высшей нервной деятельности. Автором исследуется роль воли как механизма преодоления препятствий и трудностей, по-разному проявляющегося в различных ситуациях. Также в статье раскрываются понятия решительности, целеустремленности, настойчивости, смелости, дисциплинированности, выдержки, самостоятельности как основа волевых качеств офицера. Проблема воспитания волевых качества офицера будет интересна исследователям, занимающимся поиском управленческих решений в области военно-педагогического знания. Основное содержание исследования составляет проведенный в воинских соединениях и частях анализ оценки настойчивости командиров подразделений в достижении поставленных профилактическо-педагогических целей. Повышение эффективности педагогической профилактики противоправного поведения военнослужащих раскрывается автором в свете задач педагогического процесса, включенного в логику учебно-воспитательной деятельности командиров подразделений.
DOI: 10.15372/PHE20160209 |
И.В. Яковлева
Новосибирский государственный педагогический университет, 630126, Россия, г. Новосибирск, ул. Вилюйская, 28 uhova2005@mail.ru
Ключевые слова: волевая саморегуляция, нелинейная динамика, волевой импульс, активатор, ингибитор, самоорганизация здорового образа жизни, возможности развития, модель нелинейной динамики, volitional self-control, nonlinear dynamics, volitional impulse, activator, inhibitor, self-organization of healthy lifestyle, possibilities of development, a model of nonlinear dynamics
Страницы: 99-108 Подраздел: ВОЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОПРОСЫ ПРОТИВОСТОЯНИЯ ТЕРРОРИЗМУ
Аннотация >>
На основе исследований, проведенных в течение трех лет на кафедре физического воспитания Новосибирского государственного педагогического университета, в статье обсуждается модель организации воспитательно-образовательного процесса со студентами специальных медицинских групп. Автор акцентирует внимание на том, что студенты с ослабленным здоровьем представляют собой особый контингент, который характеризуется недостаточной физической подготовленностью и двигательной активностью, а также негативным отношением к дисциплине «Физическая культура». Убеждения автора строятся на том, что студенты специальных медицинских групп нуждаются в двигательной активности, поскольку только в ней залог их оздоровления и успешной самореализации. Принимая во внимание исследование волевых характеристик данной категории студентов и оценивая структурную организацию физического воспитания со студентами специальных медицинских групп как слабодинамичную, неустойчивую систему, автор приходит к выводу, что на кафедре физического воспитания существует необходимость структурной организации занятий физической культурой для студентов с ослабленным здоровьем, принципиально отличающейся от организации занятий со студентами основной группы. В статье обсуждается модель нелинейной динамики, представляющая собой синтез естественнонаучных и натурфилософских утверждений основоположников синергетики Г. Хакена, И. Пригожина, А. Пуанкаре и А. А. Андронова. Организация воспитательно-образовательного процесса, основанная на этой модели, может способствовать совершенствованию прежде всего волевой саморегуляции студентов, а также оказать влияние на динамику самоорганизации собственного здоровьесбережения при определенных условиях. С точки зрения парадигмы нелинейной динамики самоорганизация возможна при появлении в системе новых типов объектов - так называемых автоволн. В отличие от классических волн, связанных с обычной средой, автоволны - порождение активных сред, то есть сред, насыщенных энергией, которую автоволны могут черпать столько, сколько им необходимо. Данную активную среду или пространство автор предлагает наполнить новыми способами физического, психологического, интеллектуального воздействия на студентов. Подобное комплексное сопровождение способно повлиять на мировоззрение, смыслообразующие мотивы и активность студентов, направленную на улучшение собственного здоровья.
DOI: 10.15372/PHE20160210 |
С.А. Новосадов
Санкт-Петербургсккий Института внешнеэкономических связей экономики и права, 191014, Россия, г. Санкт-Петербург, пр. Литейный, 42 ser-novosadov@yandex.ru
Ключевые слова: парадигма, концепция, методология, образовательный вектор, образование, матрица, мировоззрение, бескризисное управление, устойчивое развитие, процесс, человечность, справедливость, paradigm, concept, methodology, educational vector, education, matrix, outlook, critical management, sustainable development, process, humanity, justice
Страницы: 109-122 Подраздел: О НЕКОТОРЫХ ТЕНДЕНЦИЯХ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация >>
В статье делается попытка перенаправления существующей образовательной парадигмы и формирования нового образовательного вектора цели для осуществления бескризисного устойчивого управления системой образования путем ее вписывания в мировоззренческую матрицу социального развития общества. Проводится кабинетный анализ тенденций существующих альтернатив эволюции системы образования, предлагаемой либеральной экономикой, и делается вывод о необходимости ее преобразования. Предлагается методология формирования нового образовательного вектора, исходя из мировоззренческой концепции понимания мира и роли в нем человека. На основании нового концептуального мышления вскрываются существующие проблемы образовательной системы и образовательной парадигмы, предлагаются пути их устранения и выстраивания правильного образовательного вектора.
DOI: 10.15372/PHE20160211 |
К.К. Бегалинова1, Т.С. Косенко2, Н.В. Наливайко3
1Казахский национальный технический университет им. К. И. Сатпаева, 050013, Республика Казахстан, г. Алматы, ул. Саптаева, 22а kalima910@mail.ru 2Новосибирский государственный педагогический университет, 630126, Россия, г. Новосибирск, ул. Вилюйская, 28 tany0879@mail.ru 3Институт философии и права СО РАН, 630090, Россия, ул. Николаева, 8 nnalivaiko@mail.ru
Ключевые слова: принцип, неопределенность, образование, воспитание, модернизация, uncertainty principle, education, upbringing, modernization
Страницы: 122-128 Подраздел: О НЕКОТОРЫХ ТЕНДЕНЦИЯХ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация >>
Способность человека находить выход из создавшихся нестандартных ситуаций и в то же время действовать в соответствии с общепринятыми правилами и нормами, устоями общества привлекала внимание ученых с давних времен. И лишь в последнее время в научную терминологию стало прочно вживаться такое понятие, как «принцип неопределенности», что не является случайным, а обусловлено реальностью. По мнению авторов, принцип неопределенности имеет глубокие исторические корни, основа неопределенности заложена в самой природе человека. Именно «неопределенность» побуждает человека размышлять, а затем действовать. Таким образом, она выступает неким «двигателем». Состояние неопределенности в системе образования возникает как у преподавателя («как учить?», «чему учить?»), учащегося («что изучать?», «как изучать?»), так и в системе образования в целом. Нельзя говорить только об отрицательных сторонах принципа неопределенности, среди ее важных положительных тенденций - демократизация школьных систем, дифференциация, гуманистическая направленность воспитания и обучения, повышение активности, самостоятельности учащихся, возможность принимать активное участие в международной деятельности и т. д. На сегодняшний день принцип неопределенности активно разрабатывается современными учеными, в частности, для решения задач модернизации современного образования.
DOI: 10.15372/PHE20160212 |
Н.А. Корниенко
Новосибирский государственный аграрный университет, 630039, Россия, г. Новосибирск, ул. Добролюбова, 160 nsau@ngs.ru
Ключевые слова: образование, воспитание, развитие, личность, нравственность, антропопрактика, магистр, научно-исследовательская работа, национальный идеал, education, upbringing, development, personality, morality, anthropopraxis, Master, research work, national ideal
Страницы: 128-140 Подраздел: О НЕКОТОРЫХ ТЕНДЕНЦИЯХ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация >>
Выделены и описаны уровни реализации приоритетов, обозначенных в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере образования. Приведено сравнение технократической, гуманистической и антропологической моделей образования. Педагогическая деятельность рассмотрена как одна из форм антропопрактики - практики «очеловечивания человека». Обоснована необходимость приобщения детей к традиционной духовной культуре. Раскрыты некоторые проблемы обучения студентов по программам магистратуры, доказана необходимость открытия научных лабораторий и центров, где магистранты получали бы навыки разработки и реализации проектов. Создание научных лабораторий и центров с участием магистров и привлечением их в научные коллективы позволяет устранить парадокс, сложившийся сегодня в подготовке магистров: в настоящее время наука развивается благодаря усилиям коллективов, а студенты магистратуры работают в одиночку. Кроме того, по мнению авторов, целесообразно ввести градацию дипломов магистров, выделив, например, из общей численности выпускников 5-10% магистрантов высшей категории. Это создаст условия для отбора наиболее талантливых магистрантов и позволит руководителям бизнес-структур обратить внимание на потенциал выпускников. По сути, специалист и магистр относятся к одному и тому же образовательному уровню, поэтому у многих возникает вопрос: магистр «ниже» или «выше» специалиста. Конечно, существуют структурные различия образовательных программ, предусматривающих значительно больший объем научно-исследовательской и самостоятельной работ у магистров, чем у специалистов, но сегодня это является скорее недостатком, чем достоинством, так как именно эти виды занятий стали слабым звеном учебного процесса, поскольку все еще остаются плохо организованными и слабо обеспеченными методически. Поэтому основными направлениями повышения качества образования в магистратуре должны стать следующие: - совершенствование организации самостоятельной работы студентов магистратуры; - поиск оптимальных форм организации научно-исследовательской работы в магистратуре и ее кадрового, информационного, материально-технического обеспечения; - повышение уровня теоретической подготовки магистров, в особенности непрофильников. Таким образом, в рамках Болонской образовательной схемы, где магистратура является соединяющим звеном между научно-исследовательской деятельностью и высшим образованием, магистратура должна иметь различную направленность, тогда профессиональная магистратура будет рассматриваться в качестве конечного звена вузовского образования.
DOI: 10.15372/PHE20160213 |
О.Д. Олейникова, Б.В. Сапрыгин
Новосибирский государственный педагогический университет, 630126, Россия, г. Новосибирск, ул. Вилюйская, 28 olgaos47@mail.ru
Ключевые слова: экологическая этика, экофильный, экофобный, экология человека, экологическая нравственность, экологическое воспитание, нравственный экологический закон, глобальный экологический кризис, глубокая экология, этический космоцентризм, протоэкология, ноосфера, ecological ethics, ecophilic, ecophobic, human ecology, ecological morality, ecological education, ecological moral law, global environmental crisis, deep ecology, ethical cosmocentrism, proto-ecology, noosphere
Страницы: 140-153 Подраздел: О НЕКОТОРЫХ ТЕНДЕНЦИЯХ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация >>
В статье рассматривается необходимость формирования экологической этики, которая должна учить относиться к природе, как к матери - бережно и благодарно. Экологическое воспитание включает выработку способности восприятия природы как одухотворенной красоты объективного мира. Предметом экологической этики являются моральные нормы и нравственность поведения в области отношений «человек - общество - природа». Экология человека - оздоровление и совершенствование духовного мира общества, освоение высокой культуры и гуманистической морали. Классическое применение термина «экология» относится к области науки, занимающейся изучением многообразных связей живых организмов со средой обитания. Однако в реальности понятие «экология» вышло далеко за рамки своего изначального научного значения и употребляется в самых разнообразных сферах человеческой деятельности. В общественном сознании обозначенный термин, как правило, ассоциируется со скандалами, касающимися загрязнения биосферы токсичными отходами и разрушения природных экосистем, поэтому слово «экология» обрело нравственную окраску, определение «экологический» стало равнозначно определению «чистый, безопасный, нравственный, человеколюбивый». Необходимо формировать гармоничные связи между элементами экосистемы «человек - природная среда», «общество - природная среда», а следовательно, регулировать процессы, порожденные человеком и опасные для всего живого. Человечество стоит перед необходимостью рождения экологической нравственности, в основу которой будет положена одухотворенная творческая деятельность, направленная на гармонизацию отношений с природой. В техногенной культуре Запада природа рассматривается как материал для преобразующей деятельности человека. Человеческая активность в западной культуре направлена во внешний мир, на его преобразование и подчинение своим целям. Хищническое отношение к природе для нее губительно и, следовательно, безнравственно. На современном этапе определенные социально-экономические ориентиры начинают меняться и приобретают общечеловеческий характер. Нормы экологической нравственности призваны регулировать взаимодействие общества со средой обитания (природными условиями и культурной сферой). Так формируется экологическая этика. Основной принцип нравственного поведения утвердился еще на заре цивилизации. Он зафиксирован в законах вавилонского царя Хаммурапи, Ветхом и Новом заветах. Это принцип взаимности: веди себя так, как бы ты хотел, чтобы поступали по отношению к тебе. По отношению к природе этот принцип можно определить как заповедь древнегреческого врача Гиппократа: не навреди. Начавшийся ХХI в. ставит проблему формирования личности, способной дать адекватный ответ на вызовы современности. Гуманистические идеи экологической этики, проникая в педагогику, способны оказать в решении этой задачи методологическую помощь.
DOI: 10.15372/PHE20160214 |
Л.А. Фёдорова, Л.Ю. Коршикова
Новосибирский государственный аграрный университет, 630039, Россия, г. Новосибирск, ул. Добролюбова, 160 lija28@mail.ru
Ключевые слова: философия образования, ценности, глобализация, кризис, модернизация, аксиологический подход, инновационное образование, дуальная система профессионального образования, практико-ориентированное обучение, философско-образовательный анализ, philosophy of education, values, globalization, crisis, modernization, axiological approach, innovative education, the dual system of vocational education, corporate education, continuous education, practice-oriented education, philosophical-educational analysis
Страницы: 153-164 Подраздел: О НЕКОТОРЫХ ТЕНДЕНЦИЯХ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация >>
Системе образования, как известно, отводится особая роль в процессе реформирования экономики и самой системы образования, особенно в период выхода из кризиса. Это связано с тем, что сфера образования является важнейшим источником социально-экономического и научно-технического развития всех сторон жизни общества. Актуальность исследования определяется повышением внимания к проблемам образования и усилением мер по разрешению противоречий в образовательной системе на государственном, общественном и личностном уровнях. Целью статьи является анализ особенностей ценностных составляющих современного образования. На основе аксиологического подхода и рефлексивного анализа философии образования показано диалектическое понимание образования как ценности и рассмотрены ценности системы образования. Проанализировано дуальное образование как форма практико-ориентированного профессионального образования.
DOI: 10.15372/PHE20160215 |
А.Ж. Жафяров, Т.А. Чугунова
Новосибирский государственный педагогический университет, 630126, Россия, г. Новосибирск, ул. Вилюйская, 28 akram39@yandex.ru
Ключевые слова: магистр, компетентностный подход, компетенция, компетентность, новые государственные стандарты магистратуры, Master, competence approach, competence, competency, new state standards of the Master's Degree program
Страницы: 165-173 Подраздел: КОНКРЕТНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКИ
Аннотация >>
В статье раскрывается сущность ключевых понятий «компетенция», «компетентность». Отталкиваясь от определений «компетенция», «компетентность», авторы на основе анализа существующей программы по магистратуре, написанной в терминах компетенций, делают выводы о том, что в программе дан только перечень того, что должны делать выпускники, успешно усвоившие эту программу. В существующей программе по магистратуре отсутствует определение ключевого понятия компетенции, что существенно снижает научность изложения государственных стандартов. Кроме того, формулировки в терминах компетенций тяжеловесны и неудобны для восприятия, поэтому лучше всего использовать термины компетентностей. Основные цели статьи - уточнение понятий «компетенция» и «компетентность»; написание новых государственных стандартов магистратуры педагогического направления в терминах компетентностей. В статье приведены комментарии, замечания и контрпримеры.
DOI: 10.15372/PHE20160216 |
А.Г. Маджуга1, И.А. Синицина1, Г.Г. Кагарманова1, З.И. Саляхова1, Н.Н. Малярчук2
1«Башкирский государственный университет», 450076, Россия, г. Уфа, ул. Заки Влади, 32 Mag-d@rambler.ru 2Тюменский государственный университет, 625003, Россия, г. Тюмень, ул. Володарского, 6
Ключевые слова: фрактал, фрактальный подход, фрактальная система, холономный подход, фрактальная педагогика, фрактальный принцип структурной организации мира, самосозидание, принципы фрактальной педагогики, фасилятационная модель образования, здоровьесозидающий потенциал, интеллектуально-творческий потенциал, fractal, fractal approach, fractal system, holonomic approach, fractal pedagogy, fractal principle of structural organization of the world, self-creation, principles of fractal pedagogy, facilitation model of education, health- creative potential, intellectual-creative potential
Страницы: 173-189 Подраздел: КОНКРЕТНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКИ
Аннотация >>
В статье представлены теоретические и методологические предпосылки становления и развития принципиально новой интегративной области знания - фрактальной педагогики. Авторы дают научное обоснование принципам фрактальной педагогики, впервые представляют определение фрактальной педагогики. Особое внимание уделено характеристике фрактального принципа структурной организации мира и описанию современной модели образования, основанной на концептуальных идеях голографического, холономного и фрактального подходов. Описывая закономерности организации образовательного процесса с позиций фрактального подхода, авторы выделяют механизм внутренних действий участников образовательного процесса по самосозиданию, раскрывают сущность механизма управления субъектом фрактальной динамикой и представляют особенности проявления интенциональной природы психики человека через интеграцию здоровьесозидающего и интеллектуально-творческого потенциалов.
DOI: 10.15372/PHE20160217 |
К.А. Кравченко1, Н.П. Головачёва2
1Новосибирский государственный педагогический университет, 630126, Россия, г. Новосибирск, ул. Вилюйская, 28 kka-78@mail.ru 2Омский государственный педагогический университет, 644099, Россия, г. Омск, ул. Набережная им. Тухачевского, 14 26gala.natali@mail.ru
Ключевые слова: содержание, форма, ритм, академический рисунок, гармония, художественный образ, contents, form, rhythm, academic drawing, harmony, artistic image
Страницы: 189-196 Подраздел: КОНКРЕТНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКИ
Аннотация >>
Авторы анализируют специфику диалектического единства содержания и формы применительно к процессу рисования и отмечают, что взаимоотношение содержания и формы неотделимо и находится в синтезе с такими важными звеньями художественного процесса, как творчество и эстетическое восприятие, которые выступают в плане становления, дифференциации и синтезирования формы. В статье отмечается, что форма любого конкретного произведения изобразительного искусства композиционно целостна и образна, а также уникальна в зависимости от своеобразия содержания. При этом наибольшая активность внутренней и внешней формы проявляется в процессе художественной гармонизации пространственных, конструктивных и пластических элементов в целостное графическое изображение. Форма в академическом рисунке есть средство решения данной задачи, то есть форма является графическим «языком», призванным выразить содержание. Вместе с тем форма имеет и собственную эстетическую ценность, она не только являет собой мастерство художника, но и оказывает на содержание обратное воздействие. Поэтому единство (гармония) содержания и формы обычно рассматривается как критерий художественности. При этом необходимо отметить, что содержание обладает художественной ценностью, а форма - ценностью эстетической, иначе их органическое слияние в изображении недостижимо. Авторы отмечают, что форма художественного образа в рисунке возникает на основе синтеза явлений перспективы, конструкции и ритма, при этом предметом исследования рисующего является целостная многоуровневая ценностно-смысловая структура содержания и формы рисунка, где синтез наложенных друг на друга ритмов становится средством достижения не только структурной целостности рисунка, но и наибольшей его выразительности.
DOI: 10.15372/PHE20160218 |
А.В. Макулин
Северный государственный медицинский университет, 163000, Россия, г. Архангельск, пр. Троицкий, 51 Art-makulin@yandex.ru
Ключевые слова: цифровая гуманитаристика, визиософия, визуализация философии, философская инфографика, digital humanities, visiosophy, visualizing of Philosophy, philosophical infographics
Страницы: 196-206 Подраздел: КОНКРЕТНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКИ
Аннотация >>
В статье предложено комплексное описание и философско-педагогическая интерпретация современных программных приложений, ориентированных на представление различных аспектов философии как базы данных, на основе которой можно строить графические визуализации, эффективно производить интерактивный поиск и извлекать новую для системы философских знаний нетривиальную информацию. В статье показано, что в рамках эволюции цифровых средств визуализации философии существует достаточно глубокий изоморфизм между интеллигибельной деятельностью по построению философских сетей и способами их визуализации. В статье производится сравнение цифрового и других способов (художественно-изобразительного, таблично-схематического) визуализации философских знаний. Прослеживается особый прикладной путь цифровой визуализации, соответствующий современным изменениям методик экспликации сетевых структур философского знания, в рамках которых филиация философских идей и понятий выступает в новом, ранее скрытом от глаз исследователя виде. Выбор цифровой визуализации философии в качестве ключевого предмета исследования обосновывается, с одной стороны, новизной подхода, который предлагает присущую компьютерным технологиям возможность ускорять распознавание и извлечение новых знаний из различных баз данных (в нашем случае философских), с другой - отсутствующей целостной на данный момент времени философско-педагогической рефлексией над этим методом. В качестве ведущей парадигмы автор использует общую идейную установку цифровых гуманитарных наук (Digital humanities), а также подход, известный в западной интеллектуальной традиции как панкомпьютационализм, предполагающий активное использование в процессе преподавания философии автоматизированного обучения (CAI - computer-aided instruction (англ.)). Делается вывод о необходимости экспликации сущности и условий цифровых методик визуализации философии, при которых данные, полученные из различных баз данных, могут считаться подходящими для нужд философского анализа. В условиях трансформации системы образования, а также возрастающей роли площадок массового онлайн-образования в работе показана актуальность так называемого «вычислительного поворота» (computational turn) как в рамках развития традиционных разделов философии, так и ее преподавания, причем автор статьи придерживается мнения, согласно которому панкомпьютационализм является лишь важным дополнением к традиционной философской работе конкретного исследователя, но не может вытеснить личностно-эвристический параметр из исследовательской работы, напротив, способствуя более полному раскрытию авторской исследовательской позиции и значительному ускорению работы с философскими данными.
DOI: 10.15372/PHE20160219 |
|