Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Array
(
    [SESS_AUTH] => Array
        (
            [POLICY] => Array
                (
                    [SESSION_TIMEOUT] => 24
                    [SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [MAX_STORE_NUM] => 10
                    [STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [STORE_TIMEOUT] => 525600
                    [CHECKWORD_TIMEOUT] => 525600
                    [PASSWORD_LENGTH] => 6
                    [PASSWORD_UPPERCASE] => N
                    [PASSWORD_LOWERCASE] => N
                    [PASSWORD_DIGITS] => N
                    [PASSWORD_PUNCTUATION] => N
                    [LOGIN_ATTEMPTS] => 0
                    [PASSWORD_REQUIREMENTS] => Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
                )

        )

    [SESS_IP] => 18.119.159.150
    [SESS_TIME] => 1713468307
    [BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
    [fixed_session_id] => 72ad0bc8361df1d4b9c1a60d0797c19d
    [UNIQUE_KEY] => ec686335a17b443614189375e5768ec5
    [BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
        (
            [LOGIN] => 
            [POLICY_ATTEMPTS] => 0
        )

)

Поиск по журналу

Философия образования

2016 год, номер 2

ЧЕЛОВЕК, ВЫЗОВЫ НБИКС-КОНВЕРГЕНЦИЙ И НАУКА Статья 1. Духовные основания человекостояния и НБИКС-технологии

А.А. Гордиенко
Институт философии и права СО РАН, 630090, Россия, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8
gordienko.22@mail.ru
Ключевые слова: НБИКС-технологии, биологическая составляющая природы человека, трансцендирование, предельный прорыв, человеческое в человеке, опорные интуиции, трансцендентная реальность, субъективная реальность, человекообразующий цикл, человекообразующий контур, человекостояние, первокультура, телесные предпосылки первокультуры, освоение/развитие первокультуры, NBIC- technologies, the biological component of human nature, transcending, ultimate breakthrough, the human in human-being, basic insights, transcendent reality, subjective reality, hu-man-forming cycle, human-forming circuit, human-maintenance, pre-culture, physical preconditions of pre-culture, evolvement/development of pre-culture
Страницы: 52-64
Подраздел: НАУКА, ОБРАЗОВАНИЕ, КУЛЬТУРА: ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Аннотация

В связи с внедрением нано-био-инфо-когнитивных и социальных технологий (НБИКС-технологий), в рамках которых трансформации может подвергаться биологическая составляющая природы человека и его идентичность, активно обсуждается ставшая глобальной проблема сохранения человеческой природы. Однако в поиске концептуальных оснований природы человека, его перспектив зачастую игнорируются духовные смыслы человекообразования, его истории. Они подменяются информационным отражением этих процессов, в результате утрачивается духовное содержание человека и его культуры. Чтобы понять происходящее и обрести ориентиры, необходимо «взглянуть на окружающее с высоты», обратиться к тому пространству и времени, в котором зарождалось человеческое в человеке, шел процесс человекообразования. В статье сформулированы представления о первичном человекообразующем процессе, в котором происходит конституирование и освоение человеком человеческого в себе, возникает первокультура. Предполагается, что предпосылки человеческого начинают складываться в трансцендировании, захватывающем первобытных людей в предельном прорыве, когда под угрозой оказывается само их существование. Показано, что в прецедентах предельного прорыва первочеловеку приоткрывается нечто, что находится по «ту сторону» от внешнеощущаемой, то есть макрозапечатленной, данности - трансцендентная реальность. Прежде всего человеческое сообщество в постпредельном переходе утверждается как духовный коллектив, являя собой способ проникновения вечности в личность и личности в вечность. Возникает человекообразующий контур с ядром в духовном коллективе, который простирается в Мир, Природу, Космос. Здесь и конституируются человекообразующие феномены: Добро, Правда (Истина), Красота, а первочеловек оказывается в состоянии соучастия, любви и одухотворения. По мере развертывания контактов между внутренними ощущениями и трансцендентной реальностью разворачиваются внутренние телесные структуры, которые имеют статус оснований человеческого в человеке. В работе показано, что развитие человека в контексте современных вызовов связано с обращением и освоением, а значит, и наращиванием первокультуры. О совершенствовании человека можно говорить только как о самосовершенствовании, фундаментальным основанием которого является способность посредством трансцендирования преодолевать себя в гармонии с Другим. Предполагаемые трансчеловеческие преобразования в отсутствии этого контекста не только разрушают, но и исключают из бытия «те инварианты жизненного мира человека, которые делают человека человеком». Обращаясь к процессу становления телесных предпосылок первокультуры, автор показывает, что технологическое улучшение человека должно рассматриваться лишь в контексте трансцендирования. Это означает, что биологическая составляющая природы человека может подвергаться трансформации в таких формах и так, чтобы это не препятствовало человекостоянию каждого конкретного человека.

DOI: 10.15372/PHE20160205