Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Array
(
    [SESS_AUTH] => Array
        (
            [POLICY] => Array
                (
                    [SESSION_TIMEOUT] => 24
                    [SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [MAX_STORE_NUM] => 10
                    [STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [STORE_TIMEOUT] => 525600
                    [CHECKWORD_TIMEOUT] => 525600
                    [PASSWORD_LENGTH] => 6
                    [PASSWORD_UPPERCASE] => N
                    [PASSWORD_LOWERCASE] => N
                    [PASSWORD_DIGITS] => N
                    [PASSWORD_PUNCTUATION] => N
                    [LOGIN_ATTEMPTS] => 0
                    [PASSWORD_REQUIREMENTS] => Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
                )

        )

    [SESS_IP] => 44.195.30.216
    [SESS_TIME] => 1711726038
    [BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
    [fixed_session_id] => 378ba329633e81336f25a0b60ab1c7ed
    [UNIQUE_KEY] => a8dbff4b54a3342b678a2e3559314fb2
    [BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
        (
            [LOGIN] => 
            [POLICY_ATTEMPTS] => 0
        )

)

Поиск по журналу

Профессиональное образование в современном мире

2015 год, номер 3

1.
УВАЖАЕМЫЕ ЧИТАТЕЛИ

С.И. Черных
Новосибирский государственный аграрный университет, 630039 г. Новосибирск, ул. Добролюбова, 160
Страницы: 5-6

Аннотация >>
Перед вами очередной номер журнала «Профессиональное образование в современном мире». Этот номер выходит в сложных социальных, в том числе образовательных и научных реалиях, сутью которых является даже не трансформация, а ломка традиционных оснований российской науки и российского образования. Эта ломка, совмещающая в себе позитивные и негативные моменты, имеет глубокие и масштабные социальные последствия, касающиеся не только внутреннего механизма взаимодействия системы общество-наука-образование, но и конкретных людей и коллективов, представляющих научное и образовательное сообщество.

DOI: 10.15372/PEMW20150301


2.
КРИЗИС СОЗНАНИЯ-ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ГЛОБАЛИЗАЦИЯ: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ АКТУАЛЬНЫХ АСПЕКТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Л.Д. Рассказов
Красноярский государственный медицинский университет имени проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Министерства здравоохранения Российской Федерации, 660049, г. Красноярск, ул.К. Маркса, 124-401
rasskazov.ld@gmail.com
Ключевые слова: кризис, мировоззрение, обучение, crisis, worldview, training
Страницы: 7-13
Подраздел: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КОНЦЕПЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация >>
В статье анализируетсясознание и деятельностькак общественные явленияглобализации. Проблема исследования -пределы и тупики в системе образования и мировоззрении общества, которые рассматриваются одновременно как возможности для дальнейшего развития человечества в эпоху глобализации. Методологический базис исследования составляет диалектический подход, рассматривающий сознание-деятельность в контексте общественных явлений как постоянно развивающийся, сложный, совершенствующийся процесс, где образование играет роль адаптационного механизма человека в системе социально-культурных ценностей, отвечающего на вызовы времени в кризисный период. Кризис сознания-деятельности - это разрывсвязей между элементами культурно-исторического комплекса и комплексом сознания-деятельности, которыйнарождается, создавая предпосылки для нового качественного системного состояния общества и образования. Научно обоснована ведущая роль сознания-деятельности в истории человечества в стабилизационные и кризисные периоды. Доказано, что через познание законов и природы сознания-деятельности в условиях глобализации возможен переход к нормальному состоянию общества, где образование,передавая культурные ценности, является институтом, формирующим активную личность человека, решающего задачи современности, обладая общекультурными и профессиональными компетенциями. В результате проведенного исследования представленкризисный подход, в котором обучение и воспитание студентов высших учебных заведений предлагается осуществлять в контексте повышения кризисной компетентности профессорско-преподавательского состава и студентов в образовательной культурно-коммуникативной и деловой среде. Критерием оценки эффективности кризисной компетентности выступает кризисное мышление студентов и преподавателей, которое позволяет воспринимать внешний мир под благоприятным углом зрения и выполнять рефлексию актов мышления в переходный период в контексте доминирующего мировоззрения общества.

DOI: 10.15372/PEMW20150302


3.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА

С. Констанчак
Зелена-Гурский университет, ул. Войска Польского 71А, 65-762 Зелена-Гура
S.Konstanczak@ifil.uz.zgora.pl
Ключевые слова: профессиональная этика, духовные ценности, этика, этические нормы и правила (моральный кодекс), образование, профессиональная ответственность, professional ethics, moral values, deontology, ethical codes, education, Professional responsibility
Страницы: 14-21
Подраздел: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КОНЦЕПЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация >>
Профессиональная этика рассматривается как элемент общечеловеческой культуры, а обучение профессиональной этике - как важнейший элемент в приобщении к участию в культуре. Автор утверждает, что общество крайне заинтересовано в повышении уровня моральных норм, и особенно это касается профессиональных групп, защищающих духовные ценности в процессе интеграции культур. Наша среда готовит нас к традиционным социальным ситуациям, но не учит нас, как занимать профессиональные роли. Деонтология была выделена из этики и является наукой, которая взаимодействует с обязательствами по правам человека при реализации особых социальных и профессиональных ролей. Правила деонтологии не всегда определяются в моральном кодексе. Особые требования, предъявляемые к представителям профессиональных групп, исходят из понимания, что они постоянно находятся «в обслуживании всего общества». По этим причинам профессиональная этика рассматривается как особенность профессии и, следовательно, показатель уровня доверия общества. Наделение профессии социальным доверием призывает нас к постоянному вниманию к уровню выполнения работниками своих обязанностей. Люди, выполняющие свои обязанности, несут ответственность за передачу и совершенствование правил профессиональной этики среди людей, собирающихся приступить к профессии. Автором доказано, что на фоне теоретической общей готовности к профессиональной этике на практике обычно это решается путем обучения профессиональной этике в период стажировок и практик. Это наиболее легкий и эффективный способ.

DOI: 10.15372/PEMW20150303


4.
ВОПРОСЫ ЭКОНОМИКИ ОБРАЗОВАНИЯ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

С.Г. Корешева1, Н.Я. Гарафутдинова2
1«Северо-Западный учебный центр», Санкт-Петербург, Россия
sg2005@bk.ru
2Омский государственный педагогический университет, Омск, Россия
natali_27omsk@mail.ru
Ключевые слова: план финансово-хозяйственной деятельности, субсидия на оказание образовательных услуг, ОКВЭДы, закупки образовательных организаций, федеральный государственный образовательный стандарт, the plan of financial and economic activity, subsidy for higher education, OKVED (Russian Classification of Economic Activities), purchase of institutions, federal state educational standard
Страницы: 22-30
Подраздел: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КОНЦЕПЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация >>
В статье рассматриваются вопросы финансирования, экономики образования и управления ресурсами образовательной организации высшего профессионального образования в связи с изменениями в нормативно-правовом обеспечении деятельности работы образовательной организации на рынке образовательных услуг, а также введением в систему дополнительного образования новых требований, регулирующих направления подготовки в системе дополнительного образования с квалификационными характеристиками, требованиями рынка труда.

DOI: 10.15372/PEMW20150304


5.
АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ МАКСА ШЕЛЕРА

Н.В. Цепелева
Новосибирский государственный аграрный университет, 630039, г. Новосибирск, ул. Никитина, 155
cepelevanv@mail.ru
Ключевые слова: образование, философия образования, смысл и цель образования, личность, аксиология, свобода, любовь, научное знание, философское знание, спасение, education, philosophy of education, purpose of education, personality, axiology, freedom, love, scientific knowledge, philosophical knowledge, salvation
Страницы: 31-38
Подраздел: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КОНЦЕПЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация >>
Философия образования как философская рефлексия образовательного процесса, как известно, ставит вопросы о влиянии образования на человеческую личность, общество, определяя, таким образом, стратегию образования. Сегодня существует достаточное количество исследований, касающихся изучения философских аспектов существования человека в образовательном пространстве. Однако до сих пор малоизученной в истории философии образования остается концепция Макса Шелера. Отсюда объектом данного исследования является философия образования Макса Шелера. Предмет исследования - антропологические основания образования в философии Макса Шелера. Философская концепция образования Макса Шелера строится в русле философской антропологии и онтологии мыслителя. Шелер исходит из того, что антропологической основой образования в современной культуре является свобода, под которой он понимает спонтанность духовного центра в человеке. Понятие духа является основой онтологии и метафизики Макса Шелера. Автор статьи, опираясь на концепцию человека М. Шелера, раскрывает сущность образования, виды знания, составляющие образовательный процесс, а также смысл и цель образования. При этом антропологические основания образования Макса Шелера рассматриваются как попытка определенного стратегического планирования образовательного процесса человека на протяжении всего его духовного (личностного) становления. Исходя из концепции «благообразно сформированного человека» Шелера, автор противопоставляет образованность как факт современной культуры и идею образованного человека-личности, обладающего «ученым незнанием», по мнению Шелера. Понятие личности как итога образовательного процесса рассматривается Н. В. Цепелевой на основе монотеистической персоналистической методологии. Дальнейшего исследования требует, на наш взгляд, программа реализации антропологического подхода в философии образования, в котором должны быть представлены концептуальные основания персоналистической антропологии. А также наполнение персоналистической методологии в образовании современными идеями феноменологии и герменевтики.

DOI: 10.15372/PEMW20150305


6.
ИСТОРИКО-НАУЧНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЯ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

О.И. Лаптева
Сибирский институт управления - Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации, 630102, г. Новосибирск, ул. Нижегородская, 6
lapteva_r@rambler.ru
Ключевые слова: система непрерывного образования, тенденции непрерывного образования, преемственность, дополнительное профессиональное образование, повышение квалификации, lifelong learning system, tendencies in lifelong learning system, continuity, additional professional education, further training
Страницы: 39-47
Подраздел: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КОНЦЕПЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация >>
Тенденции развития современного общества - глобализация, интеграция, интернационализация, демографическая нестабильность - требуют от человека, живущего в быстро меняющемся мире, умения самостоятельно находить и принимать решения, брать ответственность за свои поступки, обладать необходимыми компетенциями в профессиональной сфере деятельности для повышения своей конкурентоспособности. Потребность в развитии непрерывного образования зафиксирована в Национальной доктрине образования Российской Федерации до 2025 года, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, в Концепции проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». В этих документах отмечается необходимость создания условий «для обеспечения участия в непрерывном образовании».Образование является одной из социальных подструктур общества, и поэтому рассматривается как социальный институт. Содержание непрерывного образования - индикатор состояния общества, перехода от одной его стадии к другой. Развитие и функционирование непрерывного образования обусловлено экономическими, политическими, социальными, культурными и другими факторами и условиями существования общества. Образование традиционно определяется как создание человека по образцу и подобию. Истоки понятия «образование» находятся в раннем Средневековье, они связаны с понятием «образ». Начиная с эпохи Возрождения, когда человек становится ценностью, образование рассматривается как способ его саморазвития. Образование объединяет обучение и воспитание (самовоспитание) как интернализацию ценностей общества (нормы, правила, традиции, заповеди), разделяемых всеми его членами. Связь обучения и воспитания нерасторжима. «И воспитание, и образование неразделимы, - подчеркивал Л. Н. Толстой, - нельзя воспитывать, не передавая знаний, всякое же знание действует воспитательно» [1, с. 109]. Образование (будучи, в сущности, управляемым самообразованием, иначе говоря, построением образа «Я») может рассматриваться в следующих взаимосвязанных планах: как образовательная система, как образовательный процесс, как индивидуальный или коллективный (совокупный) результат такого процесса (если речь идет об образовании конкретного человека - его образованности).

DOI: 10.15372/PEMW20150306


7.
СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У РАЗЛИЧНЫХ КАТЕГОРИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

М.А. Назарова
Новосибирский государственный аграрный университет, 630039, г. Новосибирск, ул. Никитина, 155
ma_nazarova@mail.ru
Ключевые слова: социальная идентичность, самопринятие, самоуважение, самоценность, саморуководство, самоактуализация, social identity, self-acceptance, self-respect, self-ability, self-management, self-actualization
Страницы: 48-62
Подраздел: АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ РЕФОРМИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация >>
В данной статье исследованы содержательные характеристики социальной идентичности личности в условиях высшего образования, выявлена ее структура, проведен анализ функциональных блоков: базового, личностного и профессионального. В результате сравнительного исследования доказано, что на разных уровнях и формах обучения активизируются различные функциональные блоки социальной идентичности в зависимости от возрастных особенностей, а именно: у студентов очной формы обучения - базисный; у студентов заочной формы обучения и аспирантов - профессиональный и личностный. А также экспериментально определены доминирующие профессиональные типы у разных категорий обучающихся в вузе. Практическая значимость исследования определяется тем, что его результаты могут найти применение в политике, образовании, бизнесе, управлении. В частности, могут быть полезны для построения социально-психологических прогнозов, развития психотерапевтической практики, повышения эффективности подготовки специалистов для работы в новых социально-экономических условиях. Данные могут использоваться в учебном процессе, так как дополняют и детализируют разделы социальной, педагогической и возрастной психологии.

DOI: 10.15372/PEMW20150307


8.
ГУМАНИЗМ И ГУМАНИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА РОССИИ

Т.А. Рубанцова
Сибирский государственный университет путей сообщения, Новосибирск, ул. Д. Ковальчук, д. 181
rtamara@ngs.ru
Ключевые слова: гуманизм, гуманизация образования, рационализм, педагогическое пространство, отчуждение, humanism, education humanization, rationalism, pedagogical space, alienation
Страницы: 63-70
Подраздел: АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ РЕФОРМИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация >>
Целью статьи является анализ проблемы образования как фактора гуманизации общества, дается критерий гуманизма и гуманизации общественного развития. Для данной цели необходимо рассмотреть гуманизм как самоценность человеческой личности, что и является ценностным ядром русской культурной традиции. Русская философская мысль глубоко гуманистична, так как в центре ее - человек, его счастье, смысл его жизни и бытия. Н. Бердяев, П. Флоренский, А. Карелин - русские философы критиковали гуманизм за то, что он является фундаментом европейской цивилизации. Однако стоит заметить, что русская философская мысль отрицала светский характер европейского гуманизма, его европоцентризма и антропоцентризм, т. к. это противоречило самой сути христиански ориентированной русской философской мысли. И все же гуманизм в самом широком смысле - это провозглашение самоценности человеческой личности, что составляет ценностное ядро русской культурной традиции. В современном педагогическом пространстве исследователи отмечают признаки глобального кризиса, и поэтому необходимо обратиться к поискам общества с гуманистической ориентацией. Поиски приведут к системе образования, поскольку две составляющие «гуманистической триады» - наука и искусство - оказались в положении, когда само их существование стало проблематичным. Система образования достаточно долго была неизменной и в основном отвечала на вызовы общества. Однако последние реформы показывают все большую тщетность попыток изменить систему образования в рамках либерально-рационалистической традиции. В статье описаны основные тенденции в образовании, развитие которого может оказаться действенным инструментом гуманизации российского общества.

DOI: 10.15372/PEMW20150308


9.
РАЗВИТИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ МЕХАНИЗМОВ ИНТЕГРАЦИИ

С.Л. Иголкин, М.А. Шаталов
Воронежский экономико-правовой институт, 394042, г. Воронеж, Ленинский пр-кт, 119-А
rektor@vilec.ru
Ключевые слова: рынок профессионального образования, образовательные структуры, механизм, интеграция, инвестиционный потенциал, professional education market, institutions, mechanism, integration, investment potential
Страницы: 71-79
Подраздел: АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ РЕФОРМИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация >>
Тенденции современного развития мировой экономики обусловливаются объективной трансформацией институциональных процессов, доминантом которых априорно выступают образовательная и научная компоненты. При этом устойчивое посткризисное развитие национальных и региональных научно-образовательных систем становится той парадигмой, которая обеспечит формирование инновационной экономики в условиях нестабильности внешней среды.Системное обновление в сфере образования становится важнейшей предпосылкой динамичного экономического роста и социального развития общества, условием благополучия и безопасности страны в связи с тем, что возможность получения качественного образования продолжает оставаться одной из наиболее важных жизненных ценностей граждан, решающим фактором социальной справедливости и политической стабильности. Вместе с тем институциональные преобразования в отечественной экономике, их эффективность и содержательное наполнение нуждаются в дальнейших серьезных изменениях практически во всех отраслях и локальных образованиях. Акцент данных преобразований должен быть априорно смещен в сторону создания благоприятных условий для формирования оптимальных институционально-инновационных структур и перспектив развития национальной образовательной системы на всех ее уровнях. При этом важным этапом становления внутренней инфраструктурной среды должно стать создание институциональных условий для трансформации существующих практико-ориентированных площадок науки, бизнеса и образования и обеспечение их устойчивого развития. Формирование институциональных моделей интеграции регионального рынка образовательных услуг рассматривается нами с позиций системного подхода, где вновь созданная интегрированная структура определяется как социальный институт, характеризующийся составом, структурой, целями, функциями, внешними и внутренними ограничивающими рамками, определенными входами и выходами. На взгляд авторов, обязательным условием успешного функционирования региональной системы образования и регионального рынка образовательных услуг выступает формирование региональных образовательных кластеров, которые потенциально позволят не только укрепить кооперационно-интеграционные связи, но скоординировать работу развивающихся отраслей региональной экономики в целом.

DOI: 10.15372/PEMW20150309


10.
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ АГРОИНЖЕНЕРОВ

А.В. Шинделов
Новосибирский государственный аграрный университет, 630039, г. Новосибирск, ул. Добролюбова 160
andrej@nsau.edu.ru
Ключевые слова: машинные технологии, подготовка инженерно-технических специалистов, экологический отклик, микробиологические показатели почвы, machinery technologies, training of prospective engineers, environmental response, soil microbiological characteristics
Страницы: 80-86
Подраздел: ПРАКТИКА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ СПЕЦИАЛИСТА

Аннотация >>
Показана актуальность внедрения экологических основ в учебный процесс подготовки агроинженеров через раскрытие влияния машинных технологий на окружающую среду. Приведены примеры техногенного воздействия на агрофон в форме, пригодной для применения в образовательных программах подготовки агроинженеров. Материал сформирован на базе многолетних научно-производственных опытов с учетом агроэкологического отклика на распространенные технологии внесения химических средств защиты растений. Доказано угнетение сбалансированной микробиологической среды в почве в традиционных технологиях. Приведены микробиологические показатели, чувствительно отражающие изменения качества пахотных сибирских почв при разнообразном агрогенном воздействии и характеризующих фитосанитарное здоровье пахотных почв и их потенциальную способность к самоочищению от фитопатогенов. Сформированы основные принципы экологических основ в обучении инженерно-технических специалистов, рекомендованы приемы снижения техногенной нагрузки.

DOI: 10.15372/PEMW20150310


11.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ИНЖЕНЕРА

В.И. Кудашов, П.Р. Валишин
Сибирский федеральный университет, Красноярск, Россия
vkudashov@mail.ru
Ключевые слова: профессионализм, модель профессионализма инженера, инженерно-технологическое науковедение, человеческий капитал, expertise, the model of engineer’s expertise, engineering science studies, human capital assets
Страницы: 87-94
Подраздел: ПРАКТИКА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ СПЕЦИАЛИСТА

Аннотация >>
В статье рассматривается проблема определения сущности профессионализма инженера. Авторами предлагается трехуровневая модель рефлексии сущности профессионализма инженера: науковедческая, методологическая, социально-философская. Авторы анализируют сущность прфессионализма на уровне науковедения. Техническое науковедение, включающее в себя инженерное науковедение, объединяет весь блок специфических знаний этой отрасли. Комплекс инженерно-технических наук, куда входит отдельным блоком исследование профессионализма субъектов инженерно-технической деятельности, представляет собой специфический раздел науки со своей развернутой системой инженерно-технических знаний, форм деятельности и методов организации исследовательского труда, а также способов организации научно-технического коллектива. При этом каждая из инженерно-технических наук, включая исследования профессионализма субъектов инженерно-технической деятельности на уровне науковедческой рефлексии, становится основанием для соответствующих определений. Следовательно, определения как выражение сущности профессионализма в рамках общенаучной отрасли познания инженерно-технического науковедения, носят описательный характер, показывая разнообразие бытия субъекта профессиональной инженерной деятельности, его способности и специфику их воплощения в изобретательской, конструкторской и проективной деятельности. Сущность профессионализма проявляется в конкретных аспектах понимания субъектности в профессиональной деятельности.

DOI: 10.15372/PEMW20150311


12.
ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ-СПОРТСМЕНОВ

Н.А. Дука, Т.А. Мулендейкина
Омский государственный педагогический университет, 644099, наб. им. Тухачевского, 14
duca_omsk@mail.ru
Ключевые слова: спортивная карьера, профессиональная самоидентификация, готовность к проектированию профессиональной карьеры, sports career, professional identity, readiness to project the professional career guidanceeer
Страницы: 95-104
Подраздел: ПРАКТИКА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ СПЕЦИАЛИСТА

Аннотация >>
Статья посвящена исследованию проблем социально-профессионального самоопределения студентов-спортсменов образовательной организации спортивной направленности.Цель данного исследования - выявление проблем социально-профессионального самоопределения студентов-спортсменов.В статье авторами актуализируется проблема нового теоретического осмысления понятия «социально-профессиональное самоопределение студента-спортсмена», которое вносит вклад в теорию профессионального самоопределения студенческой молодежи, а также эмпирического изучения личностно значимых проблем социально-профессионального самоопределения студентов-спортсменов высокого класса.Для исследованияпроблем социально-профессионального самоопределения студентов-спортсменовиспользовался следующий диагностический инструментарий:изучение статуса профессиональной идентичности, изучение ценностных ориентаций в карьере «Якорь карьеры», изучение мотивации обучения, а также анкетирование.В исследовании принимали участие 110 студентов-спортсменовв возрасте 17-21 год.По результатам проведенного исследования были выявлены проблемы социально-профессионального самоопределения студентов-спортсменов.

DOI: 10.15372/PEMW20150312


13.
ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-АКТИВНОЙ СРЕДЫ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ИНКЛЮЗИВНОГО СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

О.Б. Гудожникова
«Томский техникум социальных технологий», 634009, Томская область, г. Томск, ул. Войкова, 86
ttst-5112013@mail.ru
Ключевые слова: техникум, трудоустройство, ограниченные возможности здоровья, инклюзивное образование, социально активная среда, College, employment, disabilities, inclusive training, socially active environment
Страницы: 105-114
Подраздел: ПРАКТИКА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ СПЕЦИАЛИСТА

Аннотация >>
Современные условия рыночной экономики России оказывают сильное влияние на сферу образовательных услуг. Особенно это касается области профессионального образования. Современное российское учреждение профессионального образования вопреки базовым принципам рынка по-прежнему ориентировано не на прибыль, а на социальную поддержку обучаемых и их трудоустройство. В статье это наглядно показано многолетним опытом работы Томского техникума социальных технологий со студентами, имеющими ограниченные возможности здоровья, и инвалидами. Именно для таких категорий обучаемых создана социальноактивная среда повышения качества инклюзивного образования и трудоустройства. В ее основе лежит идея развития техникума как центра инклюзивного профессионального образования. Этопредусматривает развитие техникума в трех направлениях:эффективные организационно-педагогические условия;новые механизмы организации ресурсов инклюзивного профессионального образования;комфортные условия для самореализации обучающихся.Как показывает многолетний опыт работы нашего техникума с инвалидами и лицами с ОВЗ, им необходима помощь не только в профессиональной, но и в социальной адаптации. Поэтому была разработана концепция формирования социальноактивной среды повышения качества инклюзивного среднего профессионального образования для Томского техникума социальных технологий. Качество предоставления образовательных услуг рассматриваетсяв прямой зависимости от реализации новых основных и дополнительных профессиональных программ на основе сетевого взаимодействия с участниками рынка труда.В результате обобщения накопленного опыта воспитательной работы в техникуме разработана современная модель социальной поддержки обучающихся, которая направлена на их успешную социальную адаптацию в профессиональной деятельности. Социальная поддержка обучающихся с ОВЗ и инвалидов осуществляется также через их участие в социальных проектах, программах и акциях.

DOI: 10.15372/PEMW20150313


14.
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК НА УРОВНЕ МАГИСТРАТУРЫ - МОДУЛЬНЫЙ ПОДХОД К ПРОЕКТИРОВАНИЮ УЧЕБНЫХ ПРОГРАММ

Е.Г. Коротких
Новосибирский государственный аграрный университет, Новосибирск, Россия
elenko-nsk@yandex.ru
Ключевые слова: магистратура, модульная система, модульная программа, программа открытого/гибкого типа, проектирование учебных программ, вариативность модуля по учебным часам, вариативность модуля по месту в рамках курса, технологическая карта, Master course, modular system, modular program, open/flexible learning, program design, time-factor variability, turn-factor variability, educational technology guide-map
Страницы: 115-122
Подраздел: ПРАКТИКА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ СПЕЦИАЛИСТА

Аннотация >>
Статья представляет собойисследование в области методики преподавания иностранных языков на уровне магистерских программуниверситетов и других образовательных учреждений, предоставляющих возможность двухуровневого обучения. По мнению автора,преподавание иностранных языков на уровне магистратуры должно как отвечать требованиямсовременной академической мобильности иосвоению языка в профессиональном аспекте, с одной стороны, так и максимально эффективно использовать относительно небольшой объем учебного времени, отводимый на данную дисциплину. Модульный подход к проектированию учебного процесса на уровне магистратуры позволяет преподавателю прагматично сочетать групповой и индивидуальный подходы к обучающимся, которые, как правило, имеют абсолютно разный уровень базовой подготовки по иностранному языку. Организованная по модульному принципу содержательная часть программы специализированных курсов иностранного языка для магистрантов является частью учебно-методического комплекса дисциплины.Преподаватели, реализующие модульную технологию, стремятся к тому, чтобысодержательный и методический модули позволяли всем участникам образовательного процесса работать по единым правилам, сохраняя при этом возможность гибкой адаптации и индивидуализации обучения.Представляется возможным выделить ряд методических параметров, соответствующих данной образовательной модели. В статье приводится структура модульной рабочей программы по иностранным языкам для магистрантов. Все компоненты модульной учебной программы направлены на формирование компетенций,указанных в учебных планах и учебно-методических комплексах дисциплин. Опыт практической работы показывает, что преподавание иностранных языков как компонент учебного процесса на уровне магистратуры неязыкового вуза целесообразно ориентировать на модульные принципы.

DOI: 10.15372/PEMW20150314


15.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ЕГО РОЛЬ В СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Т.В. Гудкова1, Э.Б. Дунаевская2
1Новосибирский педагогический университет, 630126, Новосибирск, ул. Вилюйская, 28
gudkovatv@mail.ru
2Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, 198302, Санкт-Петербург, Набережная реки Мойки, 48
doroga2elvira@yandex.ru
Ключевые слова: люди с ограниченными возможностями здоровья, инвалидность, безбарьерная среда, социальная реабилитация, обучение, disabled people, disability, barrier-free environment, social rehabilitation, training
Страницы: 123-131
Подраздел: ПРАКТИКА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ СПЕЦИАЛИСТА

Аннотация >>
В статье анализируется проблема социальной реабилитации людей с ОВЗ и инвалидностью в социальную жизнь, различные пути интеграции благодаря возможности профессионального образования. Рассматриваются такие современные пути, как безбарьерная среда, инклюзивное образование в системе высшего образования. Отмечается, что данная проблема нашла отражение в ряде нормативных документов. В социальном аспекте - в Конвенции ООН о правах инвалидов, Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и др. Приоритеты образовательной политики в сфере специального образования определены: в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 года, приказе Минобрнауки № 05-785 «О направлении методических рекомендаций по организации образовательного процесса для обучения инвалидов» и в ряде других. Анализируются различные системы высшего профессионального образования для людей с ОВЗ и инвалидностью, как в нашей стране, так и за рубежом. В рамках модели образовательной интеграции представлен опыт социально-реабилитационного сопровождения инклюзивного профессионального образования студентов с ОВЗ и инвалидов в РГПУ им. А. И. Герцена, НГТУ, в БГПУ им. Максима Танка, где осуществляется деятельность по обеспечению безбарьерного получения высшего профессионального образования. Важным условием является обеспечение равных возможностей при получении образования лиц с особенностями психофизического развития. Для этого осуществляется ряд мер, направленных на создание безбарьерной среды. Рассматриваются различные виды социально-реабилитационного сопровождения обучения студентов. Обозначается значимость социальной политики по отношению к людям с ОВЗ и их возможность успешной социализации и активного участия в социальной жизни общества.

DOI: 10.15372/PEMW20150315


16.
АНАЛИЗ ГОТОВНОСТИ К ПОЛИХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАКАЛАВРОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ 071500.62 В«НАРОДНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА»

О.П. Карникова
Самарский государственный институт культуры, 443010, Самара, ул.Фрунзе, 167
karnikova.olga@yandex.ru
Ключевые слова: народная художественная культура, профессиональная подготовка бакалавров, готовность к полихудожественной деятельности, Folk Arts and Culture, BSc-students training, ability for multi-art activities
Страницы: 132-143
Подраздел: ПРАКТИКА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ СПЕЦИАЛИСТА

Аннотация >>
Актуальность исследования обусловлена растущими требованиями к профессиональному становлению личности бакалавров с определенными интегративными свойствами, обеспечивающими руководство коллективом народного художественного творчества на высоком профессиональном уровне. Процесс формирования готовности к полихудожественной деятельности рассматривается в исследовании с позиций идей и принципов компетентностного подхода, что наиболее полно учитывает современные требования к качеству профессиональной подготовки бакалавров. Цель исследования заключалась в выявлении уровня готовности к полихудожественной деятельности бакалавров и анализе полученных результатов. В ходе проведения исследования были использованы эмпирические методы (наблюдение, самонаблюдение), психодиагностические методы, анализ процессов и продуктов деятельности. Для обработки данных был применен математико-статистический анализ (методы описательной статистики), методы качественного анализа и содержательная интерпретация результатов исследования. Для составления прогноза и выработки соответствующих рекомендаций были определены уровни сформированности компонентов в структуре готовности к полихудожественной деятельности бакалавров,проведен сравнительный анализ полученных результатов. Выборку составили 52 студента факультета современного искусства и художественных коммуникаций Самарского государственного института культуры, завершающих второй год обучения. В результате исследования было определено, что достижение бакалаврами практического уровня готовности к полихудожественной деятельности возможно уже на начальных этапах профессиональной подготовки благодаря развитию художественных способностей студентов в процессе практико-ориентированного обучения. Однако достижение бакалаврами профессионального уровня готовности предполагает более активное включение в педагогическом процессе личностного компонента, способствующего развитию интегрированного полихудожественного мышления и определяющего равномерное развитие всех компонентов готовности. Научная новизна работы заключается в получении результатов исследования, позволяющих эмпирически проверить теоретически разработанную систему формирования готовности к полихудожественной деятельности бакалавров по направлению 071500.62 «Народная художественная культура» для составления прогноза и разработки научно обоснованных рекомендаций.

DOI: 10.15372/PEMW20150316


17.
РАЗВИТИЕ СИСТЕМНО-ПРОГНОСТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ВОЕННОГО СПЕЦИАЛИСТА В ПРОЦЕССЕ ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Н.В. Волынкина, П.Б. Лисов
«Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина», 394064, г. Воронеж, ул. Старых Большевиков, 54 «А»
Volynkina_n@mail.ru
Ключевые слова: системно-прогностическое мышление, творчество, военный специалист, иноязычное образование, противоречие, работа над проблемой, time-prospective thinking, creativity, military specialist, foreign language training, contradiction, problem solving
Страницы: 144-152
Подраздел: ПРАКТИКА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ СПЕЦИАЛИСТА

Аннотация >>
В статье дается научное обоснование и раскрытие процессуальной сущности развития системно-прогностического мышления военных специалистов в процессе иноязычного образования. Под системно-прогностическим мышлением авторы понимают такой тип мышления, который интегрирует разнообразные концепции и методы в сложном процессе стратегической деятельности и основывается на синтезе всех элементов системы взаимосвязей решаемой проблемы и прогнозировании последствий ее решения в будущем, обеспечивая инновационность и прорыв к новым возможностям. Раскрывая основные черты системно-прогностического мышления, авторы приходят к выводу о том, что работа над проблемой, связанной с военно-профессиональной деятельностью, наиболее эффективно развивает системно-прогностическое мышление слушателей магистратуры военного вуза, а именно умение подходить к любому объекту как к сложной системе, содержащей множество взаимосвязанных между собой и другими системами элементов, видеть процесс развития и местонахождение каждого объекта во времени (прошлое - настоящее - будущее) и в пространстве (наличие в системе подсистем и надсистем). Умение мыслить системно-прогностически развивается путем анализа свойств систем и системных связей. При этом особое внимание уделяется не только формированию, но и закреплению навыков творческого мышления. На основе концептуальных идей теории решения изобретательских задач разработана технология работы над проблемой в процессе иноязычного образования и представлен комплекс эффективных методов развития системно-прогностического мышления военного специалиста в рамках дополнительного профессионального образования.

DOI: 10.15372/PEMW20150317


18.
МЕТОДОЛОГИЯ КЕЙС-СТАДИ В ПРОГРАММАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Е.В. Зарукина
Санкт-Петербургский государственный экономический университет, Санкт-Петербург, 199106, а/я 784
zarukina.e@unecon.ru
Ключевые слова: активные методы обучения, кейс-стади, библиотека учебных кейсов, программы профессионального образования, active methods of training, case-study, fundamentals of educational cases, programs of professional education
Страницы: 153-161
Подраздел: ИННОВАЦИОННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - ТРЕБОВАНИЕ ВРЕМЕНИ

Аннотация >>
Учебные кейсы и технологии кейс-стади признаются в настоящее время одними из самых действенных и эффективных методов обучения, особенно в сфере экономики и управления. Широта трактовок понятия и многообразие видов учебных кейсов предопределяют актуальность рассмотрения вопросов методологии их разработки и применения в современных программах профессионального образования. Поэтому основными целями проводимого исследования являются: определение места данного метода в системе активных методов обучения, уточнение его сущности и характерных признаков, формулировка выводов о целесообразности применения в современных программах профессионального образования. Характер поставленных целей предопределяет применение следующих научных методов: анализ и синтез, классификация, педагогический эксперимент.В ходе исследования определено место ситуационных методик (кейс-стади) в системе активных методов обучения, сформулированы понятие и характерные особенности учебных кейсов, предложена классификация учебных кейсов, сформулированы принципиальные подходы к разработке учебных кейсов, а также формированию библиотеки учебных кейсов вуза (образовательной организации). На основе анализа результатов педагогических экспериментов, проведенных с использованием изложенных методологических подходов, сформулированы выводы о возможностях применения кейсов при проектировании образовательных методик, очерчивающих сферу их эффективного применения.

DOI: 10.15372/PEMW20150318


19.
ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ ЛИНГВОСТРАНОВЕДЧЕСКОГО ПОДХОДА В МЕТОДИКЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ

Е.Г. Коротких1, Н.В. Носенко2
1Новосибирский государственный аграрный университет, 630039, г. Новосибирск, ул. Добролюбова 160
elenko-nsk@yandex.ru
2Новосибирский государственный педагогический университет, 630126, Новосибирск, ул. Вилюйская, 28
nnossenko@mail.ru
Ключевые слова: компетентностный подход, языковая картина мира, лингвострановедение, семантика, оценочный компонент, competency-based approach, language picture of the world, cross-cultural studies, semantics, evaluation component
Страницы: 162-172
Подраздел: ИННОВАЦИОННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - ТРЕБОВАНИЕ ВРЕМЕНИ

Аннотация >>
Современное состояние рынка труда ставит новые задачи перед высшей школой: недостаточно вооружить специалиста знаниями, выработать умения и навыки, необходимо сформировать профессиональные компетенции, которые позволят адекватно реагировать на изменяющиеся условия работы. Неотъемлемой частью языковой межпредметной компетенции является ее лингвострановедческий компонент. Без понимания социально-экономических систем, знания социальной и политической культур, изучения исторических и культурных традиций, которые сформировали образ мышления тех людей, с которыми предстоит взаимодействовать, невозможно эффективно и компетентно изучать язык как средство общения. Возникает необходимость формировать у студентов навыки считывания лингвострановедческой информации, важной частью которой является отношение носителей языка к тому или иному предмету или явлению, имеющее свое выражение в тексте через оценочный компонент семантики лексических единиц. Решение проблемы адекватного понимания студентами газетной или журнальной статьи напрямую связано с правильностью декодирования оценочно-прагматической составляющей текстового материала. Традиционно оценка понимается как общественно закрепленное отношение носителей языка к внеязыковому объекту и к фактам языка и речи. Оценка в прессе имеет свои особенности. Так, наше исследование оценочного компонента лексических единиц публицистических текстов доказывает, что оценка в прессе почти всегда субъективна, в то время как традиционное отношение носителей языка и, как следствие, языковая оценка стремится объективно указать на место предмета или явления в картине мира. С лингводидактической точки зрения представляется необходимым научить студентов пониманию наиболее распространенных семантических процессов, характерных для функционирования языковой оценки в публицистических текстах. Анализ семантических изменений, которым достаточно часто подвергается смысловая структура лексики газетных и журнальных публикаций, позволяет говорить об актуальности изучения такого явления, как специализация и социализация оценки. Таким образом, работа над лингвострановедческой составляющей в ходе обучения иностранному языку в вузе позволяет учитывать взаимосвязь культуры и языка, показывает реальное функционирование языковых средств в аутентичных документах, страноведческих и публицистических текстах; что способствует подготовке специалистов к межкультурному диалогу между странами.

DOI: 10.15372/PEMW20150319


20.
ПРЕДМЕТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАЗВИТИИ НАУЧНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

Ю.Д. Овчинников, О.Г. Лызарь
Кубанскийгосударственныйуниверситет физической культуры, спорта и туризма, 350015, г. Краснодар, ул. Буденного, 161
yurij.ovhinnikov@inbox.ru
Ключевые слова: учебный предмет, биомеханика двигательной деятельности, проектные технологии, исследования студентов, биомеханикав проектных технологиях, педагогическая биомеханика, a course, biomechanics of motor activity, design technologies, student research, biomechanic in design technologies, pedagogical biomechanics
Страницы: 173-183
Подраздел: ИННОВАЦИОННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - ТРЕБОВАНИЕ ВРЕМЕНИ

Аннотация >>
В статье показывается как на современном этапе развития учебного процесса учебный предмет (курс) превращаетсяв технологический процесс, имеющий свои этапы развития.Авторы рассматривают проблему проведения исследований студентов на примере изучения предмета «Биомеханика двигательной деятельности». Метод проектных технологий был использован в предмете для разработки проектов студентами по актуальным темам и научным проблемам, с использованием специализированных методов исследования(биомеханика спорта, методы сравнения и анализа экспериментальных данных, статистические методы и многофакторный анализ).Участвуя в развитии научно-исследовательского направления «Биомеханика в проектных технологиях», студенты получают возможность не только познакомиться с различными методами научных исследований, но и увидеть эффективность научного метода в науке и практической деятельности человека.Результат:наиболее актуальные и совершенные проекты получают общественнное признание в виде научной публикации в российских и зарубежных изданиях.Студенты видят, что предложенными рекомендациями может воспользоваться любой человек, испытывающий в этом потребность.Авторывыстраивают научно-методический подход в развитии предметных технологий, который служитхорошим стимулом для развития не только учебной и исследовательской деятельности студентов, но и профессиональныхкомпетенцийс учетом индивидуальных возможностей студентов.

DOI: 10.15372/PEMW20150320


21.
ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА КАК ОБЩЕЕ УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОГНИТИВНОЙ ЛИЧНОСТИ

О.Б. Кравченко
«Новосибирский государственный аграрный университет», 630039, г. Новосибирск, ул. Никитина 155
femida@nsau.edu.ru
Ключевые слова: Субъект образования, субъект права, VI технологический уклад, личность как интегрированный субъект образования и права, subject of education, legal entity, VI technological mode, a person as an integrated subject of education and law
Страницы: 184-192
Подраздел: ИННОВАЦИОННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - ТРЕБОВАНИЕ ВРЕМЕНИ

Аннотация >>
В статье рассматривается правовая культура как объективное условие формирования личности в условиях перехода к VI технологическому укладу. Автор считает, что в настоящее время взаимодействие образования и права как социальных институтов носит формально регулируемый (особенно на уровне личности) характер. Поэтому правовая цивилизованность как индикатор правовой культуры личности неадекватна требованиям VI технологического уклада.

DOI: 10.15372/PEMW20150321