Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Поиск по журналу

Философия образования

2016 год, номер 6

1.
ПРОБЛЕМА СЕМАНТИЧЕСКОЙ ИЗБЫТОЧНОСТИ И ОПРЕДЕЛЕННОСТЬ КОНТИНУУМ-ГИПОТЕЗЫ В ТЕОРИЯХ МНОЖЕСТВ ПЕРВОГО И ВТОРОГО ПОРЯДКОВ

В.В. Целищев
Институт философии и права СО РАН, 630090, Россия, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8
Ключевые слова: семантическая избыточность, континуум-гипотеза, первопорядковая теория множеств, второпорядковая теория множеств, разрешимость, неформальная строгость, Semantic redundancy, the continuum hypothesis, first-order set theory, second-order set theory, decidability, informal rigor
Страницы: 9-19
Подраздел: ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ И МЕТОДОЛОГИИ НАУКИ

Аннотация >>
Цель данной статьи состоит в том, чтобы объяснить трудности в решении ряда проблем теоретико-множественного характера семантической избыточностью языковых средств описания множеств, а именно - в системе Цермело - Френкеля с аксиомой выбора и второпорядковой теории множеств. Описываются два подхода к проблеме на примере континуум-гипотезы, неразрешимой в системе ZFC и разрешимой в альтернативной теории множеств ZFC2. Показывается, что в основе различия интерпретаций лежат дотеоретические концепции, допускающие семантическую избыточность.

DOI: 10.15372/PHE20160601
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


2.
ФИЛОСОФСКИЕ И НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ИНДУКЦИИ

В.М. Резников
Институт философии и права СО РАН, 630090, Россия, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8
mathphil1976@gmail.com
Ключевые слова: проблема индукции, Юм, современная наука, логика, теория вероятностей, Суппес, философия и методология науки, problem of induction, Hume, modern science, logic, theory of probability, Suppes, philosophy and methodology of science
Страницы: 20-27
Подраздел: ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ И МЕТОДОЛОГИИ НАУКИ

Аннотация >>
Статья посвящена проблеме индукции, которая является актуальной, так как имеет междисциплинарную и философскую значимость. Однако некоторые аспекты этой проблемы в известной литературе не представлены. Например, не выяснено, почему в науке и философии имеют место противоположные позиции по решению проблемы индукции? Так, представители научной общественности полагают, что проблема получила частные решения в некоторых науках. В философии, напротив, начиная с Юма, считается, что эта проблема не имеет приемлемого решения. Целью работы является объяснение оснований различных оценок по решению. Мы показываем, что неодинаковые позиции связаны с различными способами получения результатов и различными требованиями к их убедительности. Так, в эмпирической философии Юма получение результатов, касающихся природы человека, основано исключительно на наблюдениях и силлогистике Аристотеля. Однако простые наблюдения и неадекватная для получения нового знания логика Аристотеля действительно недостаточны для решения проблемы индукции. Кроме того, он недооценивал значимость вероятностных рассуждений и отрицал эвристический характер геометрии, так как, по Юму, правильность доказательств зависит от качества изображения доказываемого утверждения. Основная идея работы состоит в обосновании, что скептицизм Юма связан с высокими требованиями к качеству, точности и надежности результатов, поэтому его эпистемология до сих пор представляет интерес для методологии науки и различных областей знания. В современной науке превалируют прагматичные требования к вероятностным рассуждениям. Так, например, в теории вероятностей и математической статистике используется принцип Курно, согласно которому маловероятное событие не реализуемо в единственном эксперименте [1]. Также в современной науке и методологии преподавания математики ценятся геометрические доказательства, так как многие люди обладают геометрическим стилем мышления.

DOI: 10.15372/PHE20160602
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


3.
ОБРАЗОВАНИЕ МЕЖДУ НАУКОЙ И КУЛЬТУРОЙ: СМЕНА СТИЛЯ МЫШЛЕНИЯ

А.Ю. Сторожук
Институт философии и права СО РАН, 630090, Россия, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8
Stor71@mail.ru
Ключевые слова: стиль мышления, эпистемология науки и образования, массовая культура, style of thinking, epistemology of science and education, mass culture
Страницы: 28-33
Подраздел: ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ И МЕТОДОЛОГИИ НАУКИ

Аннотация >>
В статье рассматриваются изменения, происходящие в культуре, образовании и науке с 1960-х гг., которые сопровождаются сменой эпистемологического стиля мышления. Предыдущий стиль, охарактеризованный как операциональный, отличался большей наглядностью, интуитивной понятностью и включал активные действия. Его сменил стиль математический, более формальный и абстрактный. Обсуждаются причины смены стиля в науке. Показано, что развитие массовой культуры происходит в сторону примитивизации. Образование оказывается заключенным между двумя противоположными тенденциями, что порождает проблемы в усвоении школьных программ детьми.

DOI: 10.15372/PHE20160603
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


4.
ФИЛОСОФИЯ И ЛОГИКА ВИЗУАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ

А.В. Макулин
Северный государственный медицинский университет, Россия, 163000, г. Архангельск, пр. Троицкий, 51
Art-makulin@yandex.ru
Ключевые слова: визуальная логика, визуальное мышление, visual logic, visual thinking
Страницы: 34-45
Подраздел: ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ И МЕТОДОЛОГИИ НАУКИ

Аннотация >>
В статье предложено концептуальное описание природы визуального мышления и визуальной логики в рамках философского познания. В работе на понятийном уровне проводится исследование связи визуального мышления и визуальной логики его раскрытия в рамках методик наглядной экспликации природы философского знания. Выбор проблемы визуального философского мышления и визуальной логики философских построений в качестве ключевого предмета исследования обосновывается, с одной стороны, растущим интересом академической среды к методолого-образовательным проблемам наглядности философского знания, с другой - наличием определенного концептуального пробела в подходах, обосновывающих методологию и логику визуализации. В качестве ведущей парадигмы автор использует общую идейную установку концепции образного мышления, согласно которой стандартное понятийное мышление всегда сопровождается параллельным процессом построения системы образов, которая в рамках воображения является эвристическим инструментом для эффективной познавательной работы с интеллигибельными динамичными объектами, которые при определенных условиях могут быть выражены графически, стать составными частями как познавательных моделей, так и новых технологий преподавания философии. Делается вывод о том, что процессы визуализации философии, выстроенные на основе многочисленных методик, всегда связаны как с общелогическими ошибками, например, гипостазированием, то есть объективизированием абстрактных сущностей, так и c общеизвестными в философии теоретико-познавательными явлениями, например, трансцендентальными иллюзиями, то есть попытками работать на основании эмпирического визуального опыта с феноменами запредельного по отношению к миру умопостигаемых сущностей, то есть недоступного для познания трансцендентного мира. Также в работе отстаивается позиция, что важнейшее различие визуальной и формальной логик заключается в том, что пространственно-временная структура визуальных конструкций определяет новые грани наполняющего их содержания, а не наоборот. В случае с визуализациями именно наглядное определяет формальное. Таким образом, правила сочетания пространственных логических объектов, которые частично задаются структурой элементов визуального схематизма, детерминированы, с одной стороны, удачными случаями построения образных философских моделей (образная логика), выражающихся метафорами, с другой - результатами мыслительных экспериментов, имеющих визуальные выражения, которые формируются из множества связей определяемых синтезом реальных графических схем, таких, например, как круги Эйлера, диаграммы Венна, карты Вейча, скобочные схемы, древовидные графы (классификационные древа), логический квадрат, семантический треугольник, матрицы, таблицы (например, синхронные, диахронные и др.), математические формулы (например, функциональные зависимости), геометрические фигуры, графики, цифровые сети и многое другое.

DOI: 10.15372/PHE20160604
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


5.
ВЫЗОВЫ МИРОВОЗЗРЕНИЮ РАЗРАБОТЧИКОВ ТЕХНОЛОГИЙ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ (TVR): ФИЛОСОФСКИЕ, ЭТИЧЕСКИЕ, ЮРИДИЧЕСКИЕ И ДРУГИЕ СЛЕДСТВИЯ

М.А. Пронин
Институт философии РАН, 109240, Россия, Москва, ул. Гончарная, 12, строение 1
Ключевые слова: философия как экспертиза, мировоззрение, виртуалистика, виртуальная реальность, слепая зона, виртуальный конфликт, технологии, вызовы, последствия, гуманитарная оболочка, philosophy as expertize, world outlook, virtualistics, virtual reality, blind zone, virtual conflict, technologies, challenges, consequences, humanitarian shell
Страницы: 46-69
Подраздел: ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ И МЕТОДОЛОГИИ НАУКИ

Аннотация >>
Технологии виртуальной реальности (TVR) не работали бы, если бы не работала природная виртуальность человека. Способность человека переживать виртуальные состояния как любая другая человеческая способность (прямохождение, разумность, трудовая активность и пр.) остается на протяжении всех лет развития виртуальной реальности компьютеров, Интернета и т. д. вне поля зрения философского, научного и технологического мейнстрима. Иными словами, не рассматривается «обычным научным пониманием» как фундаментальная антропологическая константа. В результате сегодня под словом «виртуальный» научный мейнстрим понимает все, что сейчас происходит в киберпространстве. В конечном итоге слово «виртуальный» конкретно ничего не означает и ничего не объясняет. Автор через понятие виртуального конфликта, введенного в научный оборот Н. А. Носовым (2002), на примере социологии бронхиальной астмы раскрывает тип эпистемологического казуса в социологии современной философии и наук, занятых виртуальностью. Аналогичные казусы представлены на примере других идиопатических патологий (болезней неизвестного генеза), в области безопасности полетов и пр. Источник виртуального конфликта - виртус - находится в знаниевых, парадигматических структурах субъектов, деятельность которых приводит к казусу «хотели как лучше, а получилось как всегда»: описывали, описывали виртуальность, да так и не смогли ее концептуализировать в рамках классической и неоклассической научных парадигм. Статья написана в жанре «философия как экспертиза» (термин Б. Г. Юдина), прецедентом для которой послужили успехи: пришествие в жизнь массового пользователя технологий виртуальной, дополненной реальности (TVR), развивающихся в условиях цейтнота на этическое осмысление своих достижений, их юридическую регламентацию и гуманитарное сопровождение, и глобальная неудача научного мейнстрима в понимании виртуальности. Сегодня идет борьба смыслов за слово «виртуальный»: константного (классического и неоклассического) научного мировоззрения - мейнстрим-овского - и виртуального, постнеклассического, которое представляет научная и философская школа Н. А. Носова (1952-2002), до сих пор сохраняющая мировые приоритеты в теоретическом осмыслении феноменов виртуальности. Последние были введены в научный оборот как виртуальные события в деятельности летчиков-испытателей в 1986 г. Н. А. Носовым и О. И. Генисаретским. «Компьютерная виртуальность» возникла параллельно с иными прививками идей виртуальности в других сферах: виртуальные частицы и пр. Современные TVR обманывают мозг человека! Способность человека попадать в виртуалы - переживать виртуальные психологические состояния - встретилась с технологическими возможностями «подавать информацию» быстрее, чем 25-й кадр, и порождать феномен «неразличения». Важно знать, что исторически он был воспроизведен без компьютеров(!) в ходе специального эксперимента по моделированию ошибок у летчиков: посадка самолета на фюзеляж. К такому же типу ошибок относятся «забывания детей» родителями на заднем сидении автомобиля. Технологии, заведомо обманывающие человека, должны быть взяты под гуманитарный надзор общества. В настоящей статье осуществлена проблематизация данной ситуации через вызовы мировоззрению разработчиков TVR, раскрыты философские, этические, юридические и другие следствия происходящего в данной сфере, представлены необходимые аргументы, выкладки и ссылки на труды исследовательской группы «Виртуалистика» Института философии РАН, призванные обеспечить понимание глобального парадигматического поворота в науках о человеке: «Homo virtualis» - человек виртуальный - выходит на передний край своей актуализации наряду с человеком разумным, прямоходящим и пр. В завершение дан футуристический процепт (термин О. И. Генисаретского) стадирования виртолюции человека в среде TVR. Данная работа - мост над пропастью между «обычным научным пониманием» виртуальности и постнеклассическим мировоззрением, согласно которому «Homo virtualis» наконец-то выйдет в мир!

DOI: 10.15372/PHE20160605
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


6.
СОВЕТСКИЙ НЕПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ МОДЕРН, ПОСТИНДУСТРИАЛЬНАЯ КОНТРРЕВОЛЮЦИЯ В РОССИИ И ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ Статья 2. Срывы постсоветской модернизации и инновационное развитие

А.А. Гордиенко
Институт философии и права СО РАН, 630090, Россия, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8
gordienko.22@mail.ru
Ключевые слова: колониальность, ориентализм, субалтернизация, «непотребительский» модерн, институционально-личностная модернизация, инновационное развитие, orientalism, subalternization, «non-consumptive» modern, institutional and personal modernization, innovative development
Страницы: 70-82
Подраздел: ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА И СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация >>
Автор показывает, что в рамках альтернативной версии советского «непотребительского модерна» был накоплен такой потенциал, который позволил стране в послевоенное время приступить к очаговой институционально-личностной модернизации, стать обществом, устремленным к постиндустриальному развитию. Такой прорыв был обеспечен тотальной инициативной гражданской активностью той части народа, которая была вовлечена в процесс восходящей индивидуации в сфере науки и образования. Однако к тому времени в стране в результате блокирования трансформации зрелого порядка ограниченного доступа в порядок открытого доступа началось размывание тех институтов, которые поддерживали возможности «социального лифта». В этих условиях к власти пришла пассионарная группа, ориентированная на «бытовое благоденствие» и распределение/перераспределение природной ренты. Та часть общества, которая поднялась на уровень восходящей индивидуализации, располагая инновационным интеллектуально-нравственным потенциалом и образуя критическую массу социальной базы реформ, осталась невостребованной реформаторами. Значительное количество носителей этого потенциала попадают в позицию субалтерна - «состояние заброшенности», «отложенной субъектности», «пограничного сознания». К тому же рост центрированных процессов обусловливает субалтернизацию и носителей доминирующего сознания. В современной России существует и воспроизводится скрытый человеческий потенциал, ориентированный на инновационное (постиндустриальное) развитие, носители которого при отсутствии горизонтальных взаимодействий оказывается объектами субалтернизации. Это относится не только к модернизаторам «снизу», но и к тем, кто пытается запустить инновационное развитие исключительно «сверху».

DOI: 10.15372/PHE20160606
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


7.
ЕЩЕ РАЗ О ВАЖНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ (СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД)

Г.С. Солодова
Институт философии и права СО РАН, 630090, Россия, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8
gsolodova@gmail.com
Ключевые слова: система образования, социализация, воспитание, воспроизводство общества, формирование мировоззрения, консолидация общества, system of education, socialization, education, reproduction of society, the formation of ideology, consolidation of society
Страницы: 83-88
Подраздел: ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА И СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация >>
Процессы глобализации расширяют разнообразие и диапазон доступных цивилизаций и культур, информационный спектр в целом. С одной стороны, это является великим благом и преимуществом. С другой - наряду с этим происходит размывание исходных, базовых представлений и приоритетов, возникает проблема сохранения основополагающих принципов и положений культуры, целостного культурного капитала страны. Актуализируется вопрос поддержания социального единства и преемственности общества. Одним из основных социальных институтов и механизмов, обеспечивающих социокультурную устойчивость общества, является система образования. Ключевой социальной и профессиональной функцией образования является трансляция сквозной системы ценностей, относящейся как к социально-нормативной, так и к духовной, морально-этической сфере общества. С этой точки зрения легитимно и эффективно функционирующая система образования - необходимое условие и предпосылка социальной стабильности государства. Занятие образовательной и воспитательной деятельностью относится к требующим лицензирования со стороны государства. Условия, при которых дается право на образовательную деятельность, стандартизированы. И надо полагать, что во всяком более или менее стабилльном обществе эту функцию, так же как и контроль или, по крайней мере, влияние на систему образования, государство, даже исключительно в целях самосохранения, не может передать ни какой другой инстанции. Институционально организованные, последовательные и преемственные образование и социализация призваны обеспечить, с одной стороны, плавное вхождение новых поколений в социум, с другой - бесконфликтное социокультурное и мировоззренческое воспроизводство общества. Социальная обусловленность и востребованность общественного и государственного структурирования процессов образования и социализации подтверждается фактом постепенного институционального расширения системы образования и массового включения в нее населения большинства современных обществ.

DOI: 10.15372/PHE20160607
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


8.
ОТДЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ КОНТРОЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ОРГАНА ВЛАСТИ СУБЪЕКТА ФЕДЕРАЦИИ В ЮРИДИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ: ПРАВОВОЙ КОНТЕКСТ

Л.Ф. Щербинина
Алтайский государственный технический университет им. И. И. Ползунова, 656038, Россия, г. Барнаул, пр. Ленина, 46
Sherbininaliubov@yandex.ru
Ключевые слова: субъект Российской Федерации, законодательный (представительный) орган, Конституция Российской Федерации, конституции республик, нормативное правовое регулирование, subject of the Russian Federation, legislative (representative) body, the Constitution of the Russian Federation, the Constitution, normative legal regulation
Страницы: 89-94
Подраздел: ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА И СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация >>
В данной статье автор рассматривает проблему контроля исполнения законов законодательными органами субъектов Российской Федерации (см. журнал «Философия образования», № 4(67), 2016). Обращается внимание на то, какая высочайшая ответственность возложена на органы государственной власти субъектов Федерации за исполнение своих полномочий, за качественное нормативное правовое регулирование общественных отношений, вытекающих из Конституции Российской Федерации. Указывается, что имеется еще немало противоречий, содержащихся в законах субъектов Федерации, одной из причин которых является недостаточный парламентский контроль исполнения законов субъекта. Автор проводит собственное исследование данного вопроса, анализируя законы ряда субъектов Федерации на предмет содержания в них положений о контроле законодательных (представительных) органов власти за исполнением своих законов. По результатам исследования делается вывод, что данный вопрос в основном не урегулирован или урегулирован недостаточно. В связи с этим автор предлагает качественно усовершенствовать Федеральный закон «О парламентском контроле», который явился бы образцом регулирования данного вопроса в субъектах Федерации. Кроме этого, предлагается организовать обучение государственных служащих, обеспечивающих деятельность депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Федерации: во-первых, проводить постоянную (текущую) юридическую подготовку госслужащих, уже находящихся на службе; во-вторых, по аналогии с федеральным уровнем ввести в систему юридического образования спецкурс, а со временем - отдельную специализацию для подготовки будущих госслужащих субъектов Федерации, усовершенствовав критерии конкурсного отбора на государственную службу субъекта Федерации.

DOI: 10.15372/PHE20160608
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


9.
РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КАК ИНСТРУМЕНТ «МЯГКОЙ СИЛЫ» В УСЛОВИЯХ РЕФОРМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Е.А. Ерохина
Институт философии и права СО РАН, 630090, Россия, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8
leroh@mail.ru
Ключевые слова: образование, университет, Россия, реформа, глобализация, геополитика, education, university, Russia, reform, globalization, geopolitics
Страницы: 95-103
Подраздел: ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА И СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация >>
В данной статье рассматривается вопрос о социальной миссии российского университета в публичной дипломатии. Автор показывает значимость организованной адаптации иностранных студентов для обеспечения конкурентных преимуществ российских вузов в условиях глобального образования. Используемый к статье концепт «мягкой силы» открывает новые эвристические возможности для описания роли российских университетов в процессе формирования благоприятного для России геополитического климата. Предпосылкой, открывающей такую возможность, является способность системы российского высшего образования выполнять инновационную функцию в развитии российского общества. Однако система российского высшего образования находится в настоящее время в процессе реформирования. Как показывает международный опыт, академическая репутация учебных заведений определяется высокой степенью университетской автономии, академической свободы и академической мобильности студентов и профессоров. Сужение их сферы в пользу пресловутой управляемости в результате реформ пагубно влияет на престиж российского образования, а значит, и на его привлекательность для иностранных студентов. В статье поднимаются проблемы и перспективы формирования модели организованной адаптации иностранных студентов. Рассматривается система приоритетов, которые могут послужить основой для превращения современного российского университета в инструмент «мягкой силой» и успешный коммерческий проект. Делается вывод о значении академизма как ключевого приоритета, который является фундаментом не только воспроизводства знания, но и его прироста. Устранение противоречия между академизмом и менеджериализмом видится в поддержке «избыточных» исследовательских и предпринимательских структур в составе университета, снижении степени менеджериального контроля, уменьшении степени бюрократической нагрузки на сотрудников, реально вовлеченных в образовательный процесс.

DOI: 10.15372/PHE20160609
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


10.
СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И МОЛОДЕЖНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ЛИДЕР

А.А. Киселев
Томский государственный университет, 634050, Россия, г. Томск, пр. Ленина, 36
piton-kaa74@mail.ru
Ключевые слова: социальные отношения, политическое поколение, формативный период, лидерство, молодежный социальный лидер, social relationship, political generation, formative period, leader, youth social leader
Страницы: 104-110
Подраздел: ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА И СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация >>
Автор статьи обращается к центральной задаче социальной философии - раскрытию сущности общества, акцентирует внимание на проблемах определения дальнейших перспектив социально-философских исследований, с которыми на современном этапе сталкивается каждый философ. Непосредственным предметом рассмотрения в статье является лидерство как социальное явление, молодежное социальное лидерство в частности. Данная проблема является актуальной как для социальной философии, так и для ряда других наук, таких как политология, социология, социальная психология. Приводятся результаты исследования процесса формирования основных этических, политических и социальных ценностей молодежи в так называемый формативный период, исследуется молодежный социальный лидер, его роль в организации деятельности молодежной группы, выборе направления ее развития и, главное, социализации группы в целом и ее членов. Дается примерный обобщенный портрет молодежного социального лидера, рассматриваются философские подходы к типологии лидерства, определению понятий «социальное» и «социальные отношения». Автором предпринята попытка собственной интерпретации понятия «социального».

DOI: 10.15372/PHE20160610
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


11.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПОТЕНЦИАЛА НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ РЕСПУБЛИКИ АБХАЗИЯ

М.Ф. Анкваб
Абхазский государственный университет, 384904 Республика Абхазия, г. Сухум, ул. Университетская улица, 1
ankvab.marina@yandex.ru
Ключевые слова: дошкольные образовательные учреждения, Республика Абхазия, абхазская народная педагогика, народное воспитание, системная реализация, потенциал абхазской народной педагогики, этнопедагогика абхазов, preschool educational institutions, Republic of Abkhazia, Abkhazian national pedagogics, folk upbringing, system realization, potential of the Abkhazian national pedagogy, ethnopedagogy of Abkhazians
Страницы: 111-117
Подраздел: КОНКРЕТНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКИ, ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

Аннотация >>
Разработка вопросов системной реализации воспитательного потенциала абхазской народной педагогики в дошкольных образовательных учреждениях Республики Абхазия имеет большое значение для исследования вопроса в полной мере. Актуальность статьи обусловлена тем, что потенциал абхазской народной педагогики в структуре целостного педагогического процесса дошкольных образовательных учреждений Республики Абхазия используется не в полном объеме и в большей степени как средство формирования отдельных качеств личности ребенка, его физического или нравственного, эстетического или трудового воспитания. Автор убедительно доказывает необходимость использования абхазской народной педагогики в системе воспитания и образования в дошкольных образовательных учреждениях Республики Абхазия.

DOI: 10.15372/PHE20160611
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


12.
КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД В ПЕДАГОГИКЕ С ПОЗИЦИИ НАУЧНОЙ КАРТИНЫ МИРА

П.Г. Воронцов
Алтайский государственный медицинский университет, 656038, Россия, г. Барнаул, проспект Ленина, 40
sport-altai@mail.ru
Ключевые слова: кризис в образовании, комплексный подход в педагогике, научная картина мира, человек в философии и образовании, педагогика оздоровления, crisis in education, comprehensive approach in pedagogics, scientific worldview, person in philosophy and education, health improvement pedagogics
Страницы: 118-127
Подраздел: КОНКРЕТНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКИ, ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

Аннотация >>
В статье приводится авторское обоснование комплексного подхода в педагогике, который в настоящее время уже принимается рядом ведущих педагогов. В последние десятилетия наблюдается кризис современного российского образования, происходит девальвация его ценностей в угоду односторонним педагогическим подходам, нарастает примитивизация обучения. Эти негативные процессы в отечественном образовании вновь заставляют обращаться к проблеме комплексного, целостного, культурно-ориентированного образования и воспитания, опирающегося на лучшие отечественные традиции. В современном научном знании накапливаются научные и теоретико-методологические аргументы, которые следует использовать для укрепления позиций отечественной холистической педагогики образования-воспитания с целью выхода России из кризиса начала XXI в. В конце ХХ в. в российском образовании еще сохранялись принципы советского всестороннего целостного, духовно-нравственного, гражданского и профессионально-ориентированного образования. В первое десятилетие XXI в. этот базис образования стал постепенно ослабевать, а со 2-го десятилетия XXI в. начались процессы активной деконструкции комплексного многоуровневого российского образования, активной инициации этих процессов обучения на всех уровнях - от дошкольного до высшего образования. Утрачивается мировоззренческая основа формирования сознания человека, в том числе учителя. Здоровье обучающихся в последние десятилетия также значительно ухудшилось, а в обучении исчезли дисциплины, которые расширяли мировоззрение и основы здорового образа жизни: концепции современного естествознания, экология, валеология. Необходимо восстановление лучших целостных традиций образования, в том числе с помощью педагогики оздоровления.

DOI: 10.15372/PHE20160612
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


13.
ЯЗЫКОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК СТРАТЕГИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА

Л.П. Загорулько
Новосибирский военный институт внутренних войск имени генерала армии И. К. Яковлева МВД России, 630114, Россия, г. Новосибирск, ул. Ключ-камышенское плато, 6/2
lpzagorulko@list.ru
Ключевые слова: язык, языковая политика, национальная безопасность, language, language policy, national security
Страницы: 128-133
Подраздел: КОНКРЕТНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКИ, ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

Аннотация >>
С точки зрения философского знания, одной из проблем о языке является проблема национальной безопасности государства в контексте языкового образования. Глобальные проблемы изменили и социальную роль языка: происходит расшатывание норм языка на всех его уровнях, что, в свою очередь, ведет к тому, что вред, который наносится родному (русскому) языку, способствует формированию слабеющей нации. Место родного языка в системе образования в целом должно определяться исходя из того, чтобы не потерять языковую идентичность. Умение мыслить формируется именно на родном языке. Вырождение языкового образования сужает способность познания, делающую нас людьми. Снижение интеллектуального уровня населения ведет к деградации нации, утрате интеллектуального потенциала, низкому уровню развития экономики, низкой конкурентоспособности государства на мировом уровне, что угрожает национальной безопасности государства. Языковое образование должно реагировать на динамику социальных институтов, поскольку решение языковых проблем могло бы помочь разрешить те противоречия, которые имеют непосредственное отношение к общественным явлениям, в том числе и к проблеме национальной безопасности, так как утрату народом своего языка можно рассматривать как его денационализацию.

DOI: 10.15372/PHE20160613
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


14.
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ

Л.Г. Медведев
Омский государственный педагогический университет, 644099, Россия, г. Омск, ул. Набережная Тухаческого, 14
lgmedvedev_omgpu@mail.ru
Ключевые слова: эстетическое восприятие, гармоничность, эмоциональность, образность, грамотность, aesthetic perception, harmony, emotion, imagery, literacy
Страницы: 134-140
Подраздел: КОНКРЕТНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКИ, ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

Аннотация >>
В статье анализируются возможности эстетического воспитания в процессе художественного образования. Акцентируется внимание на наиболее актуальных проблемах, требующих многоплановых исследований. В статье указано, что эстетическое восприятие развивается в процессе контакта человека с эстетически значимыми предметами и явлениями. Постепенно происходит накопление разнообразных впечатлений: цветовых, звуковых, осязательных. На основе этого развивается чувство гармонии, зарождается эстетическая избирательность по принципу предпочтения, затем начинается сознательное приобретение знаний, умений, способствующих сознательному углублению эстетической оценки. Подчеркнуто, что художественное творчество зиждется, прежде всего, на эстетической оценке изображаемой действительности, а эмоции и чувства всегда активизируют эстетическое восприятие, что сказывается на формировании образных представлений человека. Полноценный процесс изображения основывается на гармоничном сочетании эмоциональных и рациональных начал в познании окружающей действительности и постижении образно-выразительных форм ее материализации в конкретном художественном материале. Однако в специальной литературе этой важнейшей методической проблеме, как правило, не уделяется должного внимания, поскольку нет очевидных критериев оценки этого процесса, что затрудняет экспериментальную работу. В статье упоминается, что до сих пор ученые не пришли к единому мнению о гармоничном взаимодействии этих начал в динамике становления творческой личности ребенка. Одни методисты акцентируют только эмоциональные начала в изобразительной деятельности, другие предлагают развивать творческую деятельность через постижение изобразительной грамоты. Однако гармоничность взаимодействия грамотности и выразительности изображения может быть достигнута только в контексте учета психологических и физиологических особенностей развития личности.

DOI: 10.15372/PHE20160614
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


15.
ФОРМИРУЮЩЕ-ВОСПИТЫВАЮЩЕЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА БУДУЩЕГО ВРАЧА

К.Е. Полотнянко, О.С. Полякова, М.С. Терентьев, Е.В. Ушакова
Алтайский государственный медицинский университет, 656038, Россия, г. Барнаул, проспект Ленина, 40
sport-altai@mail.ru
Ключевые слова: физическая культура в вузовском образовании, качества личности и характера врача, психофизиологический потенциал здоровья студентов-медиков, физкультурно-оздоровительная работа в вузе, physical training in higher education, individual qualities and the character of a doctor, psycho-physiological potential of medical students' health, health and fitness work at higher education institution
Страницы: 141-150
Подраздел: ВОПРОСЫ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

Аннотация >>
Профессия врача - одна из древнейших в человеческой цивилизации. В ее истоках лежат еще более древние традиции излечения больных шаманами, знахарями, тысячелетний опыт целительства, народной медицины, знания жречества. С развитием мастерства, а затем и профессий на научной основе профессия врача не только не исчезла, но и приобрела ключевое значение во всех тех странах, которые признают значимость роли здоровья своего населения и будущего страны. В настоящее время студенты постигают профессию врача в высших медицинских учебных заведениях (университетах, академиях, институтах). Студенты изучают естественнонаучные, технико-технологические и социально-гуманитарные дисциплины, приобретают знания о разных медицинских профессиях. Практический опыт в вузе будущие врачи получают во время практики на клинических базах. Однако кроме этого студенты - будущие медики - должны обладать собственным высоким потенциалом физического, психоэмоционального и духовно-нравственного здоровья, совершенно необходимого для этой многогранной профессии. В значительной мере потенциал собственного здоровья студенты накапливают в процессе овладения физической культурой как на занятиях по программе этой вузовской дисциплины, так и во внеучебное время, занимаясь в разнообразных спортивных секциях, участвуя в разных видах спортивных мероприятий, сдавая нормы ГТО. В статье прослежена взаимосвязь между психофизическими качествами молодых людей, необходимыми им для будущей профессии врача, и физическими и психическими составляющими здоровья, которые формируются у студентов в процессе планомерной физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы при обучении в медицинском вузе.

DOI: 10.15372/PHE20160615
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


16.
ПАТРИОТИЗМ И РАЗВИТИЕ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ МОЛОДЕЖИ В СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗА

О.А. Роганов, П.Г. Воронцов, Л.Г. Шебалина, В.А. Эртель
Алтайский государственный медицинский университет, 656038, Россия, г. Барнаул, проспект Ленина, 40
sport-altai@mail.ru
Ключевые слова: качества спортсмена, патриотизм, волевые качества, самоуправление, физическое воспитание, физкультурно-оздоровительная деятельность, sportsman qualities, patriotism, volitional qualities, self rule, physical training, health and fitness activity
Страницы: 151-161
Подраздел: ВОПРОСЫ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

Аннотация >>
Патриотизм - это глубокое чувство, заставляющее человека порой творить чудеса в труде, спорте, в защите Отечества. Но, к сожалению, современное глобальное общество пошло по пути бизнес-эволюции, где все продается и покупается вплоть до чести, совести, Родины, где лучших спортсменов из разных стран олигархи от спорт-бизнеса продают и покупают, как очень ценные вещи. В этих условиях стали размываться значимые для человека нравственные законы и ценности, что привело к кризису личностных отношений, особенно в большом спорте, пагубно сказалось на состоянии психологии спорта как науки и практической дисциплины. Но все же отрадно видеть, что в массовом спорте, а также в физкультурно-оздоровительных практиках главные морально-нравственные качества, которые воспитывают в человеке физическая культура и спорт, не утратили своего значения. Для формирования лучших качеств личности, которые дает молодому человеку физическая культура, необходимы высокие волевые качества, умение быстро, самостоятельно и ответственно принимать серьезные решения. В физкультурно-воспитательной работе для этого необходимо применять на научной основе принципы формирования активной самоуправляющейся личности. В статье представлены основные этапы формирования личности спортсмена: от состояния почти полной подконтрольности со стороны тренера и преподавателя физкультуры до становления активной, волевой самостоятельной личности. Большую позитивную роль в формировании волевых, инициативных, патриотических качеств студенческой молодежи играют спортивно-оздоровительные мероприятия, которые в течение всего года проводятся в вузе педагогами кафедры физической культуры и здорового образа жизни совместно со спортивным клубом университета.

DOI: 10.15372/PHE20160616
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


17.
ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ И КУЛЬТУРА ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В ВУЗОВСКОМ ОБРАЗОВАНИИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Е.В. Колыгина1, П.Г. Воронцов2, Е.В. Ушакова2
1Алтайский государственный педагогический университет, 656031, Россия, г. Барнаул, ул. Молодежная, 55
2Алтайский государственный медицинский университет, 656038, Россия, г. Барнаул, проспект Ленина, 40
sport-altai@mail.ru
Ключевые слова: здоровый образ жизни, общественное здоровье, комплексный подход, healthy lifestyle, public health, integrated approach
Страницы: 162-169
Подраздел: ВОПРОСЫ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

Аннотация >>
С древнейших времен здоровье человека было фундаментом его существования. От здоровья (физического, психического, духовного) в итоге зависела реализация целей людей во всех видах жизнедеятельности: от бытового самообеспечения до социальных преобразований. Столетиями люди опирались на традиционные знания о поддержании здоровья человека на основе целительства, народной медицины. Нравственные законы жизни были опорой здорового нравственного бытия каждого народа, обеспечивали его солидарность и самовыживания. Но в XXI в. настолько изменились социальные и природно-экологические условия жизни людей, что даже лучших традиционных знаний о здоровом образе жизни становится недостаточно. В настоящее время необходимо опираться на комплекс опыта поколений и научно-практических знаний - на интеграцию традиционно-бытового, традиционно-целительского, социологического, медико-биологического, психолого-педагогического, экологического подходов. Но для того, чтобы сформировать систему подготовки человека к здоровому образу жизни, необходимо опираться на разработанный обучающе-воспитательный подход в системе образования. Это важно потому, что в настоящее время сфера образования является атрибутивной в обществе, главной функцией которой является непрерывная подготовка новых поколений к жизни в обществе. Педагогические и медицинские вузы являются важнейшими высшими учебными заведениями, в которых возможна реализация отмеченного комплексного подхода как к здоровому образу жизни отдельных людей, так и к общественному здоровью в целом.

DOI: 10.15372/PHE20160617
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину