Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Array
(
    [SESS_AUTH] => Array
        (
            [POLICY] => Array
                (
                    [SESSION_TIMEOUT] => 24
                    [SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [MAX_STORE_NUM] => 10
                    [STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [STORE_TIMEOUT] => 525600
                    [CHECKWORD_TIMEOUT] => 525600
                    [PASSWORD_LENGTH] => 6
                    [PASSWORD_UPPERCASE] => N
                    [PASSWORD_LOWERCASE] => N
                    [PASSWORD_DIGITS] => N
                    [PASSWORD_PUNCTUATION] => N
                    [LOGIN_ATTEMPTS] => 0
                    [PASSWORD_REQUIREMENTS] => Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
                )

        )

    [SESS_IP] => 3.80.155.163
    [SESS_TIME] => 1711721265
    [BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
    [fixed_session_id] => 172c800e4737406471e4baf12fc3d20c
    [UNIQUE_KEY] => 73bbaf715614ea78bdf5c27490187706
    [BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
        (
            [LOGIN] => 
            [POLICY_ATTEMPTS] => 0
        )

)

Поиск по журналу

Философия образования

2016 год, номер 6

ФИЛОСОФИЯ И ЛОГИКА ВИЗУАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ

А.В. Макулин
Северный государственный медицинский университет, Россия, 163000, г. Архангельск, пр. Троицкий, 51
Art-makulin@yandex.ru
Ключевые слова: визуальная логика, визуальное мышление, visual logic, visual thinking
Страницы: 34-45
Подраздел: ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ И МЕТОДОЛОГИИ НАУКИ

Аннотация

В статье предложено концептуальное описание природы визуального мышления и визуальной логики в рамках философского познания. В работе на понятийном уровне проводится исследование связи визуального мышления и визуальной логики его раскрытия в рамках методик наглядной экспликации природы философского знания. Выбор проблемы визуального философского мышления и визуальной логики философских построений в качестве ключевого предмета исследования обосновывается, с одной стороны, растущим интересом академической среды к методолого-образовательным проблемам наглядности философского знания, с другой - наличием определенного концептуального пробела в подходах, обосновывающих методологию и логику визуализации. В качестве ведущей парадигмы автор использует общую идейную установку концепции образного мышления, согласно которой стандартное понятийное мышление всегда сопровождается параллельным процессом построения системы образов, которая в рамках воображения является эвристическим инструментом для эффективной познавательной работы с интеллигибельными динамичными объектами, которые при определенных условиях могут быть выражены графически, стать составными частями как познавательных моделей, так и новых технологий преподавания философии. Делается вывод о том, что процессы визуализации философии, выстроенные на основе многочисленных методик, всегда связаны как с общелогическими ошибками, например, гипостазированием, то есть объективизированием абстрактных сущностей, так и c общеизвестными в философии теоретико-познавательными явлениями, например, трансцендентальными иллюзиями, то есть попытками работать на основании эмпирического визуального опыта с феноменами запредельного по отношению к миру умопостигаемых сущностей, то есть недоступного для познания трансцендентного мира. Также в работе отстаивается позиция, что важнейшее различие визуальной и формальной логик заключается в том, что пространственно-временная структура визуальных конструкций определяет новые грани наполняющего их содержания, а не наоборот. В случае с визуализациями именно наглядное определяет формальное. Таким образом, правила сочетания пространственных логических объектов, которые частично задаются структурой элементов визуального схематизма, детерминированы, с одной стороны, удачными случаями построения образных философских моделей (образная логика), выражающихся метафорами, с другой - результатами мыслительных экспериментов, имеющих визуальные выражения, которые формируются из множества связей определяемых синтезом реальных графических схем, таких, например, как круги Эйлера, диаграммы Венна, карты Вейча, скобочные схемы, древовидные графы (классификационные древа), логический квадрат, семантический треугольник, матрицы, таблицы (например, синхронные, диахронные и др.), математические формулы (например, функциональные зависимости), геометрические фигуры, графики, цифровые сети и многое другое.

DOI: 10.15372/PHE20160604