Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Поиск по журналу

Философия образования

2016 год, номер 6

ВЫЗОВЫ МИРОВОЗЗРЕНИЮ РАЗРАБОТЧИКОВ ТЕХНОЛОГИЙ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ (TVR): ФИЛОСОФСКИЕ, ЭТИЧЕСКИЕ, ЮРИДИЧЕСКИЕ И ДРУГИЕ СЛЕДСТВИЯ

М.А. Пронин
Институт философии РАН, 109240, Россия, Москва, ул. Гончарная, 12, строение 1
Ключевые слова: философия как экспертиза, мировоззрение, виртуалистика, виртуальная реальность, слепая зона, виртуальный конфликт, технологии, вызовы, последствия, гуманитарная оболочка, philosophy as expertize, world outlook, virtualistics, virtual reality, blind zone, virtual conflict, technologies, challenges, consequences, humanitarian shell
Страницы: 46-69
Подраздел: ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ И МЕТОДОЛОГИИ НАУКИ

Аннотация

Технологии виртуальной реальности (TVR) не работали бы, если бы не работала природная виртуальность человека. Способность человека переживать виртуальные состояния как любая другая человеческая способность (прямохождение, разумность, трудовая активность и пр.) остается на протяжении всех лет развития виртуальной реальности компьютеров, Интернета и т. д. вне поля зрения философского, научного и технологического мейнстрима. Иными словами, не рассматривается «обычным научным пониманием» как фундаментальная антропологическая константа. В результате сегодня под словом «виртуальный» научный мейнстрим понимает все, что сейчас происходит в киберпространстве. В конечном итоге слово «виртуальный» конкретно ничего не означает и ничего не объясняет. Автор через понятие виртуального конфликта, введенного в научный оборот Н. А. Носовым (2002), на примере социологии бронхиальной астмы раскрывает тип эпистемологического казуса в социологии современной философии и наук, занятых виртуальностью. Аналогичные казусы представлены на примере других идиопатических патологий (болезней неизвестного генеза), в области безопасности полетов и пр. Источник виртуального конфликта - виртус - находится в знаниевых, парадигматических структурах субъектов, деятельность которых приводит к казусу «хотели как лучше, а получилось как всегда»: описывали, описывали виртуальность, да так и не смогли ее концептуализировать в рамках классической и неоклассической научных парадигм. Статья написана в жанре «философия как экспертиза» (термин Б. Г. Юдина), прецедентом для которой послужили успехи: пришествие в жизнь массового пользователя технологий виртуальной, дополненной реальности (TVR), развивающихся в условиях цейтнота на этическое осмысление своих достижений, их юридическую регламентацию и гуманитарное сопровождение, и глобальная неудача научного мейнстрима в понимании виртуальности. Сегодня идет борьба смыслов за слово «виртуальный»: константного (классического и неоклассического) научного мировоззрения - мейнстрим-овского - и виртуального, постнеклассического, которое представляет научная и философская школа Н. А. Носова (1952-2002), до сих пор сохраняющая мировые приоритеты в теоретическом осмыслении феноменов виртуальности. Последние были введены в научный оборот как виртуальные события в деятельности летчиков-испытателей в 1986 г. Н. А. Носовым и О. И. Генисаретским. «Компьютерная виртуальность» возникла параллельно с иными прививками идей виртуальности в других сферах: виртуальные частицы и пр. Современные TVR обманывают мозг человека! Способность человека попадать в виртуалы - переживать виртуальные психологические состояния - встретилась с технологическими возможностями «подавать информацию» быстрее, чем 25-й кадр, и порождать феномен «неразличения». Важно знать, что исторически он был воспроизведен без компьютеров(!) в ходе специального эксперимента по моделированию ошибок у летчиков: посадка самолета на фюзеляж. К такому же типу ошибок относятся «забывания детей» родителями на заднем сидении автомобиля. Технологии, заведомо обманывающие человека, должны быть взяты под гуманитарный надзор общества. В настоящей статье осуществлена проблематизация данной ситуации через вызовы мировоззрению разработчиков TVR, раскрыты философские, этические, юридические и другие следствия происходящего в данной сфере, представлены необходимые аргументы, выкладки и ссылки на труды исследовательской группы «Виртуалистика» Института философии РАН, призванные обеспечить понимание глобального парадигматического поворота в науках о человеке: «Homo virtualis» - человек виртуальный - выходит на передний край своей актуализации наряду с человеком разумным, прямоходящим и пр. В завершение дан футуристический процепт (термин О. И. Генисаретского) стадирования виртолюции человека в среде TVR. Данная работа - мост над пропастью между «обычным научным пониманием» виртуальности и постнеклассическим мировоззрением, согласно которому «Homo virtualis» наконец-то выйдет в мир!

DOI: 10.15372/PHE20160605
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину