Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Rambler's Top100

Rambler's Top100

Поиск по журналу

Профессиональное образование в современном мире

2013 год, номер 2

1.
К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» И ВЕХАХ СТАНОВЛЕНИЯ СИСТЕМЫ

Н.В. Наливайко1,2, В.И. Паршиков1,3
1Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск
n-nalivaiko@mail.ru
2Институт философии и права СО РАН
3Новосибирский государственный аграрный университет
parshikovvi@mail.ru
Ключевые слова: профессиональное образование, этапы и ступени развития, влияние глобальных процессов, рыночные отношения, переориентация промышленности, модернизация
Страницы: 3-10
Подраздел: Раздел I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫК АНАЛИЗУ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация >>
Современная модернизация профессионального образования осуществляется без четкого понимания будущего: нет понимания того, какие произойдут последствия в результате процесса интеграции существующей системы профессионального образования в европейское образовательное пространство. А главное, не знаем, как связан прогноз развития профессионального образования с прогнозом развития нашего общества. Авторы статьи считают, что ответы следует искать на основе диалектического взаимодействия экономических законов воспроизводства и законов профессионального образования. При этом важно понимать и знать вехи становления системы профессионального образования.


2.
ОСНОВЫ НОВОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Б.И. Ким
Костанайский инженерно-педагогический университет, Костанай, Республика Казахстан
kimbi@yandex.ru
Ключевые слова: кризис образования, новая система, качество образования, контроль и оценка, знаниевые тесты, учебное тестирование, качество экзаменационных результатов
Страницы: 11-17
Подраздел: Раздел I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К АНАЛИЗУ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация >>
Развитие экономики в стране и мире современной цивилизации требует достаточного количества кадров высококвалифицированных специалистов, способных трудиться в инновационных технологиях производственной деятельности. Подготовка специалиста берет начало с общего и в особенности профессионального образования. Однако, по мнению автора, современное кризисное образование не обеспечивает достаточный уровень подготовки образовательных кадров во всех сферах жизнедеятельности общества. Требуется построение новой системы образования, которая не может возникнуть на развалинах старой. Главная особенность Новой системы – качество образовательного процесса, проявляющееся в экзаменационных критериях тестирования, превышающих на 25 % и выше традиционное тестирование. Мы рекомендуем применять знаниевые тесты по предметам Госстандартов.


3.
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО В ДИСКУРСЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

В.И. Паршиков1,2, С.И. Черных1,2
1Новосибирский государственный аграрный университет, Новосибирск
parshikovvi@mail.ru
2Новосибирский государственный педагогический университет
2560380@ngs.ru
Ключевые слова: гражданское общество, образование, образовательная политика, информатизация, глобализация, субъект образования, мультикультурализм
Страницы: 18-24
Подраздел: Раздел II. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация >>
В статье рассматриваются проблемы, связанные с ролью гражданского общества в формировании и развитии образовательной политики современной России. Авторы считают, что те элементы гражданского общества, которые имеются в современной России, оказывают на формирование ее образовательной политики определенное, но явно недостаточное воздействие. Между тем такие «инициаторы» изменений мирового образовательного пространства, как глобализация, информатизация и мультикультурализм, требуют непременного и эффективного участия гражданского общества в происходящих сегодня реформационных процессах в образовании. Проблема обостряется еще тем, что государство «передает» некоторые функции управления реформами образования именно гражданскому обществу, превращая его, таким образом, в негосударственного и активного субъекта образовательных реформ.


4.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАВОВОГО ПРОСТРАНСТВА КАК УСЛОВИЕ РЕФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ

О.Б. Кравченко
Новосибирский государственный аграрный университет, Новосибирск
natali_respekt7@mail.ru
Ключевые слова: образование, образовательное пространство, право, правовое пространство, образовательно-правовое пространство
Страницы: 24-28
Подраздел: Раздел II. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация >>
В статье рассматриваются условия реформирования образования, среди которых особое место, как считает автор, занимает правовое обеспечение. Изменения, которые происходят в мировом образовательном пространстве, требуют современной коррекции правового поля, в котором функционирует российское образовательное пространство. Результатом этой коррекции должно явиться создание таких правовых механизмов, которые позволят привести российское образование в соответствие с происходящими в нем изменениями.


5.
К ВОПРОСУ О КОНЦЕПТУАЛЬНОМ АНАЛИЗЕ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИВ СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

С.В. Камашев
Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск
kvs200@ngs.ru
Ключевые слова: стратегия, опасность, угроза, ущерб, безопасность, национальная безопасность, образование, безопасность образования, человеческий потенциал, концепция безопасности образования
Страницы: 29-34
Подраздел: Раздел II. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация >>
В статье анализируются подходы к рассмотрению проблемы безопасности в современных условиях. Рассматриваются понятия «опасность», «угроза», «ущерб», «безопасность». Особое внимание уделяется месту безопасности образования в системе национальной безопасности России. Отмечается, что образование является одним из основных приоритетов устойчивого развития России на современном этапе, так как воздействует на все без исключения уровни национальной безопасности, подготавливая квалифицированные кадры. Обосновано, что найти общие закономерности безопасности как явления и понятия без привязки к конкретным процессам можно только посредством социальной философии. Аргументируется необходимость для России в выработке Концепции безопасности образования, в основе которой должна лежать идея всемерного развития человеческого потенциала.


6.
БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС И РОССИЯ: ИНТЕГРАЦИЯ ИЛИ «БОЛОНИЗАЦИЯ»?

И.В. Фомичев
Воронежский экономико-правовой институт, Воронеж
profom@mail.ru
Ключевые слова: Болонская декларация, Болонский процесс, общеевропейское пространство высшей школы, кредитная система, контроль качества образования выпускников
Страницы: 34-41
Подраздел: Раздел II. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация >>
В статье раскрываются причины, цели и задачи формирования общеевропейского пространства высшей школы. Рассматриваются основные положения, изложенные в Болонской декларации и последующих совместно принятых странами-участницами Болонского процесса документах, на основе которых должно создаваться указанное пространство. Анализируются история присоединения к Болонскому процессу России и сопряженные с этим возможные негативные последствия для отечественной системы высшего образования. Делается вывод о необходимости взвешенного подхода к участию нашей страны в Болонском процессе.


7.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ СЕЛЬХОЗОРГАНИЗАЦИЙ В АЛТАЙСКОМ КРАЕ

В.Н. Чижов1, И.В. Ковалева1, Н.В. Чижов2
1Алтайский институт повышения квалификации руководителей и специалистов АПК, Барнаул
aipk-apk@intelbi.ru
2Алтайский государственный аграрный университет, Барнаул
agau@asau.ru
Ключевые слова: сельхозорганизация, эффективность, повышение квалификации, мотивация, система профессионального сопровождения, база данных, обучение, курсы
Страницы: 42-47
Подраздел: Раздел II. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация >>
Реформирование российского профессионального образования, особенно образования взрослого, работающего населения, должно быть направлено, прежде всего, на удовлетворение изменившихся запросов сельского населения с учетом изменений, происходящих в обществе в настоящее время. Анализ проведенного авторами анкетного опроса вскрыл целый ряд негативных тенденций в работе с руководителями коллективных сельхозорганизаций. Наиболее важными из них являются: снижение профессионального уровня руководителей, отсутствие у них мотивации к профессиональному росту; частая сменяемость руководителей и отсутствие у них опыта работы на руководящей должности и ряд других. Сложившаяся ситуация в руководящем корпусе сельскохозяйственных организаций напрямую влияет на эффективность сельскохозяйственного производства, делая его низкоэффективным. Для преодоления этих негативных тенденций нужны новые подходы в непрерывном обучении руководителей сельского производства. Одним из таких подходов авторы считают создание «Системы профессионального сопровождения руководителей сельхозорганизаций», что может послужить рычагом для повышения эффективности аграрного производства. Предприняты первые шаги в реализации системы, описано создание базы данных о руководителях и поэтапное вовлечение их в индивидуальное профессиональное сопровождение, а также подходы к оценке эффективности разрабатываемой системы.


8.
К ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

Б.Л. Резник
Дальневосточный федеральный университет, Владивосток
gnts@phys.dvgu.ru
Ключевые слова: информационная среда университета, информационные технологии, телекоммуникационные ресурсы, сеть Интернет
Страницы: 48-51
Подраздел: Раздел III. ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА, КОММУНИКАЦИИ И ДИСТАНЦИОННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация >>
В статье анализируется содержание этапов создания информационной среды в региональном университете. Показаны специфика и особенности процессов информатизации, которые начались в России в конце прошлого века. Выделены взаимодействия региональных и центральных образовательных структур, подчеркнута роль энтузиазма работников университета при формировании телекоммуникационных ресурсов, а также необходимость формирования образовательных программ на базе внедрения новых информационных технологий. Таким образом, на примере Дальневосточного государственного университета определена и обоснована необходимость создания информационной среды в современном региональном университете.


9.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В АГРАРНОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

Г.А. Хонин1, Г.Г. Левкин2, В.В. Семченко1, В.Р. Глухих1
1Омский государственный аграрный университет им. П. А. Столыпина, Омск
ivm_omgau_gistology@mail.ru
2Омский государственный университет путей сообщения, Омск
lewkin_gr@mail.ru
Ключевые слова: высшее образование, методы преподавания, дистанционное обучение, аграрные вузы, компьютеры, интернет-технологии, электронные учебники, информационные технологии, веб-сайты
Страницы: 51-56
Подраздел: Раздел III. ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА, КОММУНИКАЦИИ И ДИСТАНЦИОННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация >>
В современном обществе большое значение имеет внедрение информационных технологий в учебный процесс. В настоящей статье рассматривается одна из форм обучения, где они широко используются, – дистанционное обучение. Это высокотехнологичная область, требующая значительных капиталовложений как в разработку учебно-методических материалов, так и в информационные средства обучения. Простое «перекладывание» существующей традиционной системы обучения, без соответствующей подготовки и разработки специальной системы, приводит, на наш взгляд, к снижению качества образования. Детально же разработанная высокотехнологичная система дистанционного обучения позволит получить качественно иной продукт для подготовки специалистов в некоторых областях науки и практики, без очного участия преподавателя. Авторами предлагается модель использования элементов дистанционного обучения для учебных заведений высшего профессионального образования (аграрный университет), рассматриваются основные формы дистанционного обучения.


10.
ПРОБЛЕМЫ КОММУНИКАЦИИ КАК ОТРАЖЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ В НОВЫХ РЕАЛИЯХ

Л.П. Загорулько
Новосибирский военный институт внутренних войск имени генерала армии И. К. Яковлева МВД России, Новосибирск
zalex82@list.ru
Ключевые слова: коммуникация, субъектность, потребитель, глобализация, язык, социальное развитие
Страницы: 57-61
Подраздел: Раздел III. ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА, КОММУНИКАЦИИ И ДИСТАНЦИОННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация >>
В статье рассматриваются проблемы коммуникации в рамках «актуальной модели мира». В условиях глобализации рынки контролируют большую часть институтов государства. Субъектность, предпочитаемая рынком, – «потребитель». Именно субъектность детерминирует деятельность человека. Субъектность «потребителя» оказывает фундаментальное влияние на возможности и практики коммуникации в зависимости от изменчивости социальных форм.


11.
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИСПЕЦИАЛИСТОВ СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОФИЛЯНА ОСНОВЕ ЛАБОРАТОРНОГО ПРАКТИКУМА

О.В. Соболева1, Э.Г. Скибицкий2
1Сибирский государственный университет путей сообщения, Новосибирск
Sobolewa_ovn@mail.ru
2Сибирская академия финансов и банковского дела, Новосибирск
skibit@yandex.ru
Ключевые слова: компетенции, лабораторный практикум, интеграция, этапы разработки, структура, функции, модели, уровни
Страницы: 62-69
Подраздел: Раздел IV. ВОПРОСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ, СТАНДАРТИЗАЦИИ И ИНТЕГРАЦИИ НОВОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация >>
В статье отражена специфика формирования профессиональной компетентности будущих специалистов по водоснабжению и водоотведению на основе компетентностного и субъектного подходов с использованием лабораторного практикума. Представлена его модель и обозначены дидактические функции. Рассмотрены научные подходы, положенные в основу разработки лабораторного практикума. Показаны взаимосвязанные этапы и принципы его построения. Отмечены особенности использования лабораторного практикума при подготовке специалистов по водоснабжению и водоотведению. Кратко описаны результаты его экспериментальной проверки в реальном педагогическом процессе технического вуза. Приведены методические рекомендации по использованию практикума в реальной образовательной практике.


12.
МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ И ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ СТУДЕНТА ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ КОМПЕТЕНТНОСТНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ

Л.В. Басманова1,2, И.Ю. Харламова3
1Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск
blv0512@mail.ru
2Сибирский университет потребительской кооперации
3Сибирский университет потребительской кооперации, Новосибирск
hariu@nextmail.ru
Ключевые слова: методы обучения, контроль знаний, виды и функции контроля знаний, рейтинговая оценка
Страницы: 69-75
Подраздел: Раздел IV. ВОПРОСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ, СТАНДАРТИЗАЦИИ И ИНТЕГРАЦИИ НОВОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация >>
В статье освещаются актуальные вопросы контроля знаний студентов при традиционных и современных интерактивных, компетентностных методах обучения. Рейтинговая оценка работы студентов в течение семестра рассматривается как один из наиболее комплексных видов оценки.


13.
ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТАХ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ

Т.А. Арташкина
Дальневосточный федеральный университет, Владивосток
tam.artand@gmail.com
Ключевые слова: проблема целеполагания, целепостановка, модель специалиста, государственные образовательные стандарты, деятельностная концепция построения модели специалиста, компетенции выпускника вуза, философское направление деятельностного подхода, теория мыследеятельности Г. П. Щедровицкого, деятельностный подход Н. Ф. Талызиной, структура задачи
Страницы: 75-88
Подраздел: Раздел IV. ВОПРОСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ, СТАНДАРТИЗАЦИИ И ИНТЕГРАЦИИ НОВОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация >>
Предметом исследования является деятельностный подход, широко применяемый в ГОС ВПО третьего поколения для решения проблемы целеполагания обучения в высшей школе. Автор разводит понятия «целеполагание» и «целепостановка» и утверждает, что гносеологические возможности деятельностного подхода продолжают активно использоваться в отечественной социогуманитарной практике. В статье выделяются четыре основныхнаправления, в рамках которых деятельностный подход используется особенно активно. Помимо основных характеристик данных направлений описываются и границы их применимости. Полученные в исследовании результаты отличаются практической направленностью на решение проблемы целеполагания в деятельности отечественной высшей школы.


14.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ФОРМИРОВАНИЯСОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

Е.А. Реутова, В.Г. Шефель
Новосибирский государственный аграрный университет, Новосибирск
Elena-52195@mail.ru
Ключевые слова: самостоятельная работа, компетенция, образовательное пространство, компетентностная модель, знания, умения, навыки
Страницы: 88-95
Подраздел: Раздел IV. ВОПРОСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ, СТАНДАРТИЗАЦИИ И ИНТЕГРАЦИИ НОВОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация >>
В статье рассматриваются вопросы содержания, обеспечения, организации и роль самостоятельной работы студентов в формировании современного образовательного пространства в вузе. Особое внимание уделяется самостоятельной работе обучающихся в формировании компетентностной модели путем приобретения и совершенствования знаний, умений и навыков, их творческого использования на практике. Дано представление о традиционном и проблемном обучении. Приведены различные точки зрения относительно понятия самостоятельной работы и его сущности на разных ступенях образования. Описаны характеристики, признаки, виды самостоятельной работы, а также методические подходы к ее организации. Самостоятельная работа рассмотрена как компонент научной организации труда обучающихся и важнейшая форма организации образовательного процесса.


15.
МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ

Б.Т. Тухватуллин
Новосибирский военный институт имени генерала армии И.К. Яковлева МВД России, Новосибирск
bulat54@mail.ru
Ключевые слова: модель, моделирование, функции модели, подходы к разработке модели, компоненты модели
Страницы: 95-101
Подраздел: Раздел IV. ВОПРОСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ, СТАНДАРТИЗАЦИИ И ИНТЕГРАЦИИ НОВОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация >>
В статье на основе анализа современных исследований по вопросам формирования компетентности специалистов автором представлена модель формирования военно-профессиональной компетентности курсантов, раскрыты подходы к построению данной модели, ее функции, взаимосвязанные компоненты (целевой, содержательный, технологический, результативный) и этапы формирования компетентности курсантов военных вузов.


16.
ВОЛОНТЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

М.С. Мельникова
Новосибирский государственный технический университет, Новосибирск
metill@yandex.ru
Ключевые слова: волонтерская деятельность, волонтер, социальная активность, компетентность, компетенции, специалист социальной работы
Страницы: 102-106
Подраздел: Раздел IV. ВОПРОСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ, СТАНДАРТИЗАЦИИ И ИНТЕГРАЦИИ НОВОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация >>
Целью настоящей статьи является изучение влияния волонтерской деятельности на формирование и становление профессиональной компетентности специалиста социальной работы. Рассматривается влияние волонтерской деятельности на формирование личностных и коммуникативных компетентностей студента, его социального капитала. Наряду с признанием важной роли практики в процессе обучения социальных работников подчеркивается значимость для будущего профессионала волонтерского опыта. Отмечается, что высшее учебное заведение может активно участвовать в социальной политике как внутри заведения, так и за его пределами.


17.
ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ДВА ПРОЕКТА НАУКИ

Н.Н. Власюк, Д.В. Евзрезов, Б.О. Майер
Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск
nnvlasuk@ngs.ru
Ключевые слова: проекты науки, типы рациональности, философия образования, развитие образования
Страницы: 106-116
Подраздел: Раздел IV. ВОПРОСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ, СТАНДАРТИЗАЦИИ И ИНТЕГРАЦИИ НОВОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация >>
В статье анализируются особенности философии образования в различных философских традициях, связанных с двумя проектами науки и соответствующими им двумя типами рациональности. Различение типов рациональности, приведшее впоследствии к различению двух проектов науки, прослеживается еще от Аристотеля: софистский (по сути – метафизический) и диалектический типы рациональности. При этом различение двух проектов (метафизического и диалектического) основывается на различении двух типов общества, а следовательно, и на различении социальных институтов в них. Как следствие, исследования онтологического статуса, аксиологических и праксиологических аспектов образования как социального института базируются на онтологии того типа общества, которое образование воспроизводит. Онтологическая характеристика преобразования сферы образования в современной России заключается в противоречивом переходе от ранее существовавшего диалектического понимания образования к его трактовке как услуги, свойственной софистскому типу рациональности. Сегодня образование в России на уровне рациональностей, заложенных в систему обучения и воспитания, представляет собой смешение софистской (метафизической) и диалектической рациональностей, частично сменяющих друг друга. Сходящийся колебательный процесс движения системы образования России в сторону метафизики и возможная полная потеря диалектических основ являются результатом вхождения страны в глобальный проект трансформации мира на основе, в первую очередь, глобализации информационных потоков (информационной глобализации).


18.
РЕАЛИЗАЦИЯ СВОБОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЕ

А.С. Фомичев
Сибирский государственный технологический университет, Красноярск
alex_fomichev87@mail.ru
Ключевые слова: свободные отношения, метафизическая методология, диалектическая методология, образование, совершенные отношения, социальные нормы
Страницы: 117-122
Подраздел: Раздел V. ПРОБЛЕМЫ ТВОРЧЕСТВАИ СВОБОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация >>
Цель статьи – показать, что реализация свободных отношений, ориентированных на «западный эталон», не свойственна российской системе образования и в целом деструктивно влияет на развитие общества, в частности на социальные отношения. В статье доказывается, что свободные отношения включают только процесс обучения индивида, они ограничены рамками закона и реализуются в обществах индивидуалистического типа. Кроме того, свободные отношения характерны и успешно функционируют в обществе западного типа, развивающемся в рамках метафизической методологии. В российском обществе необходимо построение совершенных отношений на основе принципов и стандартов диалектической методологии. Внедрение в общество чуждых ему социальных отношений ведет к возникновению различных проблем в сферах общественной жизни, в том числе и в сфере образования.


19.
СПЕЦИФИКА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО ЖУРНАЛИСТА

М.Д. Дяченко
Классический приватный университет, Запорожье, Украина
dyachenko-mariya@yande
Ключевые слова: журналист, педагогические условия, потенциал, профессиональное образование, развитие, творческая личность, творчество
Страницы: 123-128
Подраздел: Раздел V. ПРОБЛЕМЫ ТВОРЧЕСТВАИ СВОБОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация >>
Общественно-политические и социально-экономические трансформации конца ХХ – начала ХХІ вв. кардинально изменили вектор журналистского образования. Организация творческой деятельности студентов, создание условий для развития их творческого потенциала и самовыражения представляются приоритетными направлениями профессиональной подготовки будущих журналистов. В статье анализируются дефиниции понятий: «творчество», «творческий потенциал», «творческая личность журналиста»; обозначены этапы, определены специфика и особенности процесса развития творческого потенциала будущего журналиста в условиях творческой образовательной среды, способствующей профессионально-творческой самореализации личности. Автор подчеркивает, что развитие творческого потенциала будущего журналиста является длительным процессом, требующим от преподавателей творческого подхода к профессиональной подготовке будущих работников СМИ.


20.
СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ И СПЕЦИФИКА САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОТРУДНИКОВ МВД РОССИИ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Т.С. Купавцев
Барнаульский юридический институт МВД России, Барнаул
kupava@buimvd.ru
Ключевые слова: самосовершенствование, самообразование, самовоспитание, профессионализм, творческий потенциал личности, сотрудники МВД России, система профессионального образования, профессиональная деятельность, субъекты управления педагогическим процессом
Страницы: 129-136
Подраздел: Раздел V. ПРОБЛЕМЫ ТВОРЧЕСТВАИ СВОБОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация >>
В статье впервые раскрываются и обосновываются сущность, содержание, специфика и особенности процесса самосовершенствования сотрудников МВД России в системе профессионального образования на различных этапах профессиональной деятельности. На основе анализа имеющихся научных разработок по проблемам самоактуализации, саморазвития и самореализации дается определение категории «самосовершенствование сотрудников МВД России», а также предпринято ее соотнесение с понятиями «обучение – самообразование» и «воспитание – самовоспитание». При этом учитывается, что процессы обучения и воспитания, самообразования и самовоспитания являются управляемыми и выступают своеобразным фундаментом профессионального самосовершенствования личности. Автором предлагаются и описываются необходимые и эффективные условия высокой реализации творческого потенциала личности в указанной профессии. Выявлены и обоснованы условия оптимального вхождения в профессию, поэтапной профессионализации и становления профессионализма личности, профессиональной самореализации, к которым относятся феномены активности и непрерывности подготовки.