Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Поиск по журналу

Философия образования

2013 год, номер 1

1.
ОСОБЕННОСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЙ КАРТИНЫ МИРА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Е.В. Сидоренко
Сибирский федеральный университет, Красноярск
Sidorenko-prof@mail.ru
Ключевые слова: глобализация, геополитическая картина мира, насильственная глобализация, субъекты глобализации, объекты глобализации
Страницы: 4-9

Аннотация >>
Автор анализирует актуальную проблему современности, связанную с трансформацией сложившейся после Второй мировой войны геополитической структуры. В статье показаны результаты насильственной глобализации, которая не только нарушает сложившиеся границы, но и провоцирует региональные конфликты. Автор исследует мотивацию субъектов глобализации и их роль в изменении геополитической картины мира. Ключевые слова: глобализация, геополитическая картина мира, насильственная глобализация, субъекты глобализации, объекты глобализации.


2.
К ПРОБЛЕМЕ УСТОЙЧИВОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ В ГЛОБАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОМ МИРОУСТРОЙСТВЕ

Т.В. Ларионова
Сибирский федеральный университет, Красноярск
berkalleta@mail.ru
Ключевые слова: глобальное мироустройство, образовательная система, региональная устойчивость, аксиологическая региональная школа, устойчивое развитие, глобалистика, механизмы глобального управления, глобальное образовательное пространство
Страницы: 9-13

Аннотация >>
В статье исследуется проблема, связанная с реформированием образовательных систем в глобальном мире. Автор считает, что отечественное образование может развиваться только на базе исторических традиций и менталитета. Особо подчеркивается важность учета региональных аспектов, которые играют принципиальную роль в выработке единой образовательной политики. В статье выдвигаются нетрадиционные подходы к образовательной системе как образовательному институту, обладающему как глобальными, так и региональными аспектами. Автор приходит к выводу, что стабильное развитие образования и перспективная устойчивость образовательных систем связаны с глобально-региональным мироустройством.


3.
К ПРОБЛЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ АВТОТРОФНОСТИ В ГЛОБАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ

Н.С. Костюк
Профессиональный лицей № 41, Красноярск
danilka19933@mail.ru
Ключевые слова: автотрофность, русский космизм, единство человека и космоса, космическая эволюция, ноосфера, модель мира
Страницы: 13-17

Аннотация >>
В статье доказывается необходимость изучения наследия русских философов на уровне образовательной системы. Автор аргументирует актуальность таких направлений, как «русский космизм», «автотрофность», и других концепций, которые имеют отечественную основу в современном образовании. Показано, что учение автотрофности является действенной альтернативой современному потребительскому образу жизни.


4.
ОСОБЕННОСТИ ГЛОБАЛИЗАЦИОННОГО ДАВЛЕНИЯ НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ СИСТЕМУ

Д.И. Кравцов
Сибирский федеральный университет, Красноярск
ymp1957@rambler
Ключевые слова: глобализация, национальные ценности, взаимодействие цивилизаций, историческая преемственность, интеграционные процессы, информационное общество
Страницы: 17-20

Аннотация >>
Глобализация часто изображается учеными и публицистами как некий универсальный процесс, необратимо и поступательно подчиняющий законам своего развития «периферию» микросистемного пространства. Представления эти скорее идеально-типические, освобожденные от таких независимых факторов, структурирующих человеческие микроколлективы как геоклиматические условия, национальные модели демографического воспроизводства, культурно-образовательный «капитал» населения и его интеллектуально-профессиональные навыки, объем наличных естественных ресурсов, жизнеспособно-адаптивный потенциал общества. Выступая в различных комбинациях, эти качественные параметры, в конечном счете, формируют способность нации эффективно реагировать на транснациональные импульсы – вызовы, источники которых лежат за пределами национальных политических систем.


5.
СТРУКТУРА ГЛОБАЛИЗАЦИИ И ЕЕ СТИХИЙНОЕ ВЛИЯНИЕ НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ СИСТЕМУ

С.А. Макаренко
Сибирский федеральный университет, Красноярск
mackar77@mail.ru
Ключевые слова: глобализация, национальные ценности, взаимодействие цивилизаций, историческая преемственность, «страны второго и третьего мира», интеграционные процессы, информационное общество
Страницы: 20-24

Аннотация >>
Глобализация часто понимается учеными и публицистами как некий универсальный процесс, необратимо и поступательно подчиняющий законам своего развития «периферию» микросистемного пространства. Мы исходим из того факта, что глобализация – это процесс, разворачивание которого происходит буквально на наших глазах. Разноплановые по характеру исследования и стилю изложения работы современных исследователей очень часто объединены общей идеей: глобализация рассматривается как сложно эволюционирующая открытая система, ставящая множество проблем перед миром, от выявления и глубины анализа которых зависит их решение, а значит, и перспективы развития современной цивилизации.


6.
ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ГЛОБАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ (К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ)

В.И. Шадрина
Забайкальский государственный университет, Чита
shadrina87@bk.ru
Ключевые слова: современное общество, трансляция культурных ценностей, российское образование
Страницы: 24-28

Аннотация >>
В статье рассматриваются вопросы развития российской системы образования с точки зрения включенности этого образования в современные глобализационные процессы, трансформации функций современного образования и его роли в трансляции культуры. На основе анализа процесса реформирования отечественного образования автор приходит к выводу, что актуальное развитие образования в России должно включать культурологический компонент, а также строиться на признании самодостаточности отечественной системы образования и ее конкуретноспособности.


7.
ОБРАЗОВАНИЕ В КОНТЕКСТЕ ПАРАДИГМАЛЬНОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ

Н.А. Эмих
Забайкальский государственный университет, Чита
natali_emikh@mail.ru
Ключевые слова: культурная парадигма, кризис российского образования, трансформация, современное общество
Страницы: 28-32

Аннотация >>
В статье исследуется проблема парадигмальной трансформации современного образования. Автор указывает на необходимость трансформации новой культурной парадигмы образования в ХХI в., направленной на формирование приоритета культурной образованной личности. Культурная парадигма образования рассматривается как результат идей, теорий и концепций, дающих возможность человеку жить в гармонии с собой, с природой, с социумом.


8.
О НЕПРЕРЫВНОМ ОБРАЗОВАНИИ ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Л.Е. Халудорова
Республиканский институт кадров управления и образования, Улан-Удэ
L.E.Khaludorova@mail.ru
Ключевые слова: глобализация, глобализирующееся общество, непрерывное образование, модели образования
Страницы: 32-36

Аннотация >>
Автор анализирует особенности глобализации как процесса, раскрывая ее неоднозначность и противоречивость в контексте развития современного мира. Дана характеристика глобализирующемуся обществу с точки зрения разных авторов. Рассматриваются вопросы, касающиеся концепции непрерывного образования педагога, роли непрерывного образования в условиях глобализации, моделей образования.


9.
ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ КОНЦЕПТ ЭТНОСОЦИАЛЬНОГО ФЕНОМЕНА ОБРАЗОВАНИЯ В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Т.А. Криворотова
Московский университет им. С. Ю. Витте (филиал в г. Нижний Новгород), Нижний Новгород
krivorotova2005@rambler.ru
Ключевые слова: этносоциальный феномен, этнокультурные традиции, ценностно-смысловой концепт, поликультурное образование, глобализация, этнокультурная стерилизация, неофилия, образовательная абстракция
Страницы: 36-41

Аннотация >>
В статье рассматривается одна из реалий современного образования – его этнокультурное многообразие, понимаемое как неотъемлемый компонент глобализационных процессов социума, порождающее новую основу образовательной культуры. Автор исследует характеристики данного этносоциального феномена, равно как и механизмы его проявления в образовательном пространстве. Представленный в статье материал позволяет сделать выводы относительно дисбаланса меняющегося ценностно-смыслового концепта отечественного образования и последствий «эпохи образовательной реформации».


10.
УНИВЕРСИТЕТ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА

И.А. Медведев
Cумской областной институт последипломного педагогического образования, Сумы, Украина
ippo_medvedev@mail.ru
Ключевые слова: безопасность, университет, государство, экономика, образование, социум, современный исследователь
Страницы: 41-48

Аннотация >>
Современная ситуация в мире характеризуется как ситуация глобального кризиса. И человеческий фактор, и внешняя среда ставят перед человечеством все новые и новые проблемы. Управлять социальными системами становится все сложнее и сложнее. Немаловажную роль в положительном влиянии на безопасность государства и социума будет играть университет.


11.
ГУМАНИТАРНОЕ ОСНОВАНИЕ ГЛОБАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Ю.В. Сенько
Алтайский государственный университет, Барнаул
senko@mc.asu.ru
Ключевые слова: человек, глобализация, мироустройство, образование, ценности, преподаватель, студент
Страницы: 48-52

Аннотация >>
Глобализация образования сегодня – реальность современного миро-устройства. Это прогресс укрепления и углубления связей национальных образовательных систем, направленных на становление жизненно важных компетенций людей в меняющемся многополярном мире. К таковым относятся: социальные, межкультурные, коммуникативные, императивные, а также способность человека учиться всю жизнь. Однако действительную ценность этих ключевых компетенций определяет гуманитарный вектор, их ориентация на человека. Сегодня мы являемся свидетелями происходящей не только в России девальвации ценностей. В статье предпринята попытка рассмотреть гуманитарные основания образования современной глобализации образования.


12.
СУБЪЕКТИВНОЕ ВОСПРИЯТИЕ ВРЕМЕНИ КАК ФАКТОР УСПЕШНОГО ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

О.И. Петров
Сибирская академия государственной службы, Новосибирск
doctor1961@mail.ru
Ключевые слова: субъективное восприятие времени, биологические ритмы, «жаворонки», «совы»
Страницы: 52-57

Аннотация >>
Автор анализирует содержание и смысл проблемы субъективного восприятия времени в рамках образовательного пространства. В статье дается философское понимание времени, исследованы некоторые законы, факторы и типы субъективного восприятия времени и их влияние на освоение образовательного пространства. Таким образом, обосновано большое значение фактора субъективного восприятия времени для успешного освоения образовательного пространства.


13.
ОБЩИЕ И ОСОБЕННОЕ В СТАНОВЛЕНИИ И ФОРМИРОВАНИИ МОДЕЛИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ФИНАНСОВЫХ ЦЕНТРОВ

А.Н. Померлян1, Е.А. Померлян2
1Новосибирский военный институт внутренних войск им. генерала армии И. К. Яковлева МВД России, Новосибирск
pomerlyan_nvi@mail.ru
2Московский государственный институт (университет) международных отношений МИД России, Москва
pomerlyan_evgeniya@mail.ru
Ключевые слова: развивающиеся рынки, международная финансовая система, международный финансовый центр, экономические связи
Страницы: 57-65

Аннотация >>
Статья посвящена проблеме формирования международных финансовых центров в развивающихся странах (на примере Турции и Польши). Автором рассмотрены модели построения финансовых центров каждой из названных стран с выделением их общих черт и индивидуальных особенностей, а также их основных конкурентных преимуществ. По мнению автора, анализ становления подобных центров интересен с точки зрения дальнейшего применения этих моделей в национальной практике.


14.
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ И ЕЕ ПЕРСПЕКТИВЫ В РАМКАХ МИРОВОЙ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

В.И. Алексеев
Дальневосточный государственный технический университет, Владивосток
Alekseevvi48@yandex.ru
Ключевые слова: информатизация высшего образования, образовательные ресурсы, международные стандарты образовательных программ, коэволюция человечества и биосферы, когнитивно-репрезентативная структура, алгоритм системного познания
Страницы: 66-68

Аннотация >>
Автор анализирует направления стратегии информатизации высшего профессионального образования. В статье показано, что россий-ское высшее образование может не только быть потребителем информационных ресурсов, но и стать экспортером современной информационной технологии системного познания объектов биосферы согласно алгоритму коэволюционного мышления.


15.
НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ПРОБЛЕМА ОТЧУЖДЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

С.В. Бурмага
Сибирский федеральный университет, Красноярск
bursvi@mail.ru
Ключевые слова: отчуждение, глобализация, образовательное пространство, новые информационные технологии, коммуникации, информатизация общества, ноосферное сознание
Страницы: 68-72

Аннотация >>
В статье исследуется актуальная проблема отчуждения, которая значительно обостряется в ходе глобализации образовательного пространства. Автор доказывает, что новые информационные технологии оказывают двойное влияние на социум. С одной стороны, они значительно усиливают гносеологический процесс (в частности, в вузах), а с другой – возникает дефицит непосредственного общения, в том числе в системе «преподаватель–студент». Все это осложняет процесс коммуникации в глобальном образовательном пространстве, проявляясь в проблеме отчуждения между людьми.


16.
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И МОДЕЛИРОВАНИЕ ЕГО СОДЕРЖАНИЯ

Т.Н. Гнитецкая, Л.Л. Афремов, А.Ю. Устинов, А.Б. Мартыненко, В.С. Плотников, А.Ю. Чеботарев, А.И. Чередниченко, В.И. Белоконь
Дальневосточный федеральный университет, Владивосток
gnts@phys.dvgu.ru
Ключевые слова: моделирование, информационные технологии, физика, чтение лекций, образование
Страницы: 72-76

Аннотация >>
В данной статье обсуждаются вопросы моделирования объектов изучения в физике. Авторы исследуют моделирование физических явлений с помощью информационных технологий и приводят примеры информационного моделирования таких явлений, как дифракция света, действие тепловой машины и т. д. Обсуждаются преимущества программы Power Point и приводятся рекомендации по информатизации физического образования.


17.
ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА УНИВЕРСИТЕТА КАК ОСНОВА ЕГО МЕЖДУНАРОДНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Б.Л. Резник
Дальневосточный федеральный университет, Владивосток
gnts@phys.dvgu.ru
Ключевые слова: международное образование, информационная среда, дистанционное обучение
Страницы: 76-78

Аннотация >>
Автор анализирует возможности развития регионального россий-ского университета в направлении международного сотрудничества с зарубежными университетами Дальневосточного региона. Подчеркивается необходимость наличия развитой информационной среды университета как основного условия международного взаимодействия в сфере образования. В статье описываются международные проекты (включая международное дистанционное образование), реализованные в Дальневосточном университете, как пример функционирования хорошо организованной информационной образовательной среды.


18.
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ЭЛЕМЕНТ КОРПОРАТИВНОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Н.Ю. Суворова
Сибирский государственный университет путей сообщения, Новосибирск
novichkovanna@mail.ru
Ключевые слова: корпоративное образование, дистанционное обучение, эффективность обучения
Страницы: 79-82

Аннотация >>
Автор анализирует содержание и значение современной системы корпоративного образования в России в условиях модернизации современного общества. В статье исследована инновационная форма корпоративного обучения, рассмотрены предпосылки поиска и внедрения новых способов обучения персонала компаний, описаны ожидаемые результаты внедрения дистанционной формы обучения. Таким образом, обоснована эффективность внедрения дистанционной формы обучения как полноценного элемента корпоративной системы образования.


19.
ИНФОРМАЦИОННО-КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ МЕТОДЫ В ФОРМИРОВАНИИ СОДЕРЖАНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ (МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)

Т.Н. Гнитецкая, А.Б. Мартыненко, В.С. Плотников, А.Ю. Чеботарев, А.И. Чередниченко, В.И. Белоконь, Е.Б. Иванова
Дальневосточный федеральный университет, Владивосток
gnts@phys.dvgu.ru
Ключевые слова: внутрипредметные и межпредметные связи, количественные методы, физическое образование, энтропия, информация
Страницы: 82-86

Аннотация >>
В данной статье осуществляется исследование методологических основ информатизации физического образования. Анализируются соотношения качественных и количественных методов в исследованиях образовательных процессов, их особенности и свойства. Обосновывается необходимость использования информационных моделей предметных связей при исследовании информационных ограничений в физическом образовании.


20.
ОБЯЗАННОСТИ И ПОЛИТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПО ЦИЦЕРОНУ

Э. Панос
Университет Афин, Афины, Греция
ksatriya@tri.forthnet.gr
Ключевые слова: политическое образование, обязанности, Цицерон, добродетель, нравственно правильное, целесообразное, гегемон, власть, закон
Страницы: 87-93

Аннотация >>
Цицерон диагностирует потребность однородного образования, которое политически повлияет на молодые поколения. Поскольку данный вопрос прежде всего затрагивает органичность отношений между участниками, из которых состоит государство, устанавливается, что имеется определенная моральная связь, которая развивается между гегемоном или главенствующей группой, которая реализует власть, и гражданами. Несколько аспектов обязанностей лежат в пределах контекста социальной динамики морального действия. В этой связи Цицерон рассуждает о различии «полезного» и «честного» («honestum»), то есть целесообразного и правильного, что связано с политическим образованием. Согласно этому рассуждению, данные две категории в конечном счете тавтологичны, поэтому предотвращают любую политическую вовлеченность, которая бросила бы вызов их общему и непоколебимому признанию. Наш римский оратор очень близок к стоической догме, когда уточняет собственный концептуальный подход к политической «благопристойности». Власть, данная государством и людьми, служит бесспорным свидетелем принципов, которые должны стать очевидными в каждом проявлении этой власти. Взаимное управление политической властью и разделённая ответственность этих двух частей ведут к концепции государства, которое не только соблюдает «officia» (долг, этикет), но также понимает, что на практике правильное действие по-прежнему зависит от обычаев, закона и обучения.


21.
ЧТО ЗНАЧИТ БЫТЬ ПО-НАСТОЯЩЕМУ ОБРАЗОВАННЫМ: РАЗМЫШЛЕНИЯ ПО ПОВОДУ ЭПИСТЕМОЛОГИЧЕСКОЙ ОСНОВЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ ВЗГЛЯДОВ ПЛАТОНА И ГЕГЕЛЯ

К. Василики
Университет Македонии, Македонии, Греция
vkaravakou@yahoo.co.uk
Ключевые слова: политическое образование, политическая эпистемология, демократия, гражданство
Страницы: 94-105

Аннотация >>
В значительной степени образование объясняет и оправдывает государство и развитие любого современного политического общества. В этом смысле образование предает степень рациональности и зрелости общества в попытке поддержать императивы демократии. Современный мир исповедует поразительную преданность некоторому диапазону ценностей. Образование – одна из таких ценностей, которые наши современные демократические государства стремятся выразить и реализовать. Почти каждая современная политическая философия подписывается под этими ценностями, предоставляя аргументы об их природе и совместимости друг с другом. Ни одна из них, однако, не возвышает образование до такого высокого, безусловного статуса, как это сделали Платон и Гегель. Действительно, почти никакая политическая теория не оправдывает действие вопреки общераспространённой законности на эпистемологической основе. Хотя Платон и Гегель были весьма критически настроены по отношению к демократии или даже отрицали ее, они оба мыслили знание как необходимую предпосылку как индивидуальной, так и социальной свободы и процветания. Это означало, что было бы серьезной ошибкой не судить на основе достаточного знания а) ответственность за принятие политического решения и б) участие в политической деятельности. Данная статья стремится осветить эпистемологические и образовательные требования в их политических взглядах. Современная политическая философия пренебрегла Платоном и Гегелем в силу недемократической природы их политического видения. Данная статья утверждает, что, несмотря на указанную направленность их видения, они оба предложили положительные аргументы в пользу укрепления институционального пространства современной демократии. В этом смысле их идеалистический критический анализ демократии может побудить нас вновь обратиться к конечной цели демократической культуры, то есть формированию ответственных и образованных граждан и рассмотреть это как центральную задачу современного политического образования.


22.
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ ВОСПИТАНИЯ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

С.Г. Новиков
Волгоградский институт искусств им. П. А. Серебрякова, Волгоград
novsergen@yandex.ru
Ключевые слова: воспитание, идеал, ядро культуры, антропоцентризм, социоцентризм, дуализм, глобализация
Страницы: 106-109

Аннотация >>
В статье рассматривается целевой компонент воспитания современной российской молодежи. Автор полагает, что воспитание следует ориентировать на идеал, который будет соответствовать, во-первых, ядру российской культуры и во-вторых, потребностям постиндустриальной модернизации. По мнению автора, идеал должен носить дуалистический характер (синтез антропоцентризма и социоцентризма), что позволит оптимально соединить интересы общества и индивида. В статье утверждается, что личность, воспитанная на основе дуалистического идеала, сумеет сохранить Россию как уникальный социокультурный организм в условиях глобализации.


23.
ЧЕЛОВЕК БЕЗ ЛИЧНОСТИ: К ПРОБЛЕМЕ ФИЛОСОФСКИХ ОСНОВАНИЙ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКИ

А.В. Борзова
Приамурский государственный университет им. Шолом-Алейхема, Биробиджан
birphilos@mail.ru
Ключевые слова: гуманизм, человечность, личность, индивидуальность
Страницы: 109-113

Аннотация >>
Статья посвящена анализу концептуальных оснований понятия личности в европейском гуманизме в связи с состоянием современной теоретической педагогики. Являясь, по сути дела, прикладной философией, она, по мнению автора, нуждается в теоретической рефлексии основных позиций по отношению к личности, представленных в философских исследованиях ХХ–ХХI вв., когда личность оказывается как минимум под вопросом, как максимум – объявляется отжившим свое культурно-историческим продуктом.


24.
ФЕНОМЕН ДЕТСТВА В КОНТЕКСТЕ ЦЕННОСТЕЙ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ

С.А. Ганина
Российский Новый Университет, Орехово-Зуевский филиал, Орехово-Зуево
Svetla3@yandex.ru
Ключевые слова: феномен детства, ребенок и общество, взрослые и дети, современное образование, философия детства
Страницы: 113-117

Аннотация >>
В статье рассматриваются проблемы бытования феномена детства в современном обществе, в частности отсутствие философской рефлексии данного феномена, влекущее за собой существование психолого-педагогических стереотипов в отношении к детству как объекту наблюдения и эксперимента для взрослой части общества, а не самобытной и равноценной возрастной группы и субкультуры. Как представляется, перестройка системы образования без учета данных ошибочных стереотипов не может дать положительных результатов.


25.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Н.В. Евдокимова
Забайкальский государственный университет, Чита
natusic-070@yandex.ru
Ключевые слова: образовательно-воспитательный потенциал, девиантное поведение несовершеннолетних, профилактика девиантного поведения детей и подростков
Страницы: 117-120

Аннотация >>
Автор анализирует образовательно-вопитательный потенциал специалистов по социальной работе, педагогов в решении проблем девиантного поведения несовершеннолетних. В статье исследована специфика работы специалистов с несовершеннолетними с девиантным поведением, показаны сложности в работе специалистов, классифицированы пути усиления воспитательной роли образовательного учреждения. Таким образом, обоснована необходимость повышения уровня образования специалистов по социальной работе и педагогов школ, работающих с несовершеннолетними девиантами.


26.
ФИЛОСОФИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ НА ОСНОВЕ ИНФОРМАТИЗАЦИИ

К.Г. Кречетников
Дальневосточный федеральный университет, Владивосток
msk_spb@mail.ru
Ключевые слова: творческие способности, образование, образовательная среда, свобода
Страницы: 120-124

Аннотация >>
В статье анализируется философский смысл понятия «творчество», рассматриваются пути создания образовательной среды, обеспечивающей развитие творческих способностей личности.


27.
ПРОБЛЕМА ОПРЕДЕЛЕНИЯ МОЛОДЕЖНОЙ СУБКУЛЬТУРЫ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

А.Л. Власова
Сибирский государственный университет путей сообщения, Новосибирск
nvk@stu.ru
Ключевые слова: общество, культура, субкультура, контркультура, социокультурный статус
Страницы: 125-128

Аннотация >>
Статья посвящена проблеме определения молодежной субкультуры в современном обществе. Рассматриваются различные подходы к категориям «молодежная субкультура» и «контркультура». Дается анализ социокультурного статуса молодежи в современном мире.


28.
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ОСНОВАНИЯ И АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

Е.В. Покасова
Институт философии и права СО РАН, Новосибирск
pokevi@mail.ru
Ключевые слова: современная социокультурная ситуация, трансформация ценностей, образование
Страницы: 128-133

Аннотация >>
В статье раскрывается взаимовлияние и взаимообусловленность трансформаций отечественного образования и социокультурной ситуации в России, обосновывается необходимость изменений в ценностном полагании как отдельно взятой личности, так и образования в целом.


29.
СОЦИАЛЬНЫЙ ИНФАНТИЛИЗМ КАК ФАКТОР, ЗАТРУДНЯЮЩИЙ САМОУТВЕРЖДЕНИЕ РОССИИ В КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЕ ДРУГИХ КУЛЬТУР

В.Н. Засухина
Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им. Н. Г. Чернышевского, Чита
zasuha_72@mail.ru
Ключевые слова: национальный менталитет, русский характер, социальный инфантилизм, примат общего над индивидуальным
Страницы: 134-137

Аннотация >>
В данной статье исследуется процесс реализации богатейшего потенциала России как самостоятельной цивилизации в новой конкурентной среде других культур, который значительно затрудняется такой чертой национального менталитета, как примат общего над индивидуальным. Эта черта порождает социальный инфантилизм и мешает развитию гражданского и индивидуально-личностного начала. Автор анализирует причины нынешнего состояния России и возможные перспективы ее развития.


30.
СИБИРСКИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ В КОНКУРСАХ РГНФ: РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ, МОТИВАЦИИ, УПРАВЛЕНИЕ

М.Ю. Черевикина
Новосибирский государственный университет, Новосибирск
cher@sbras.nsc.ru
Ключевые слова: конкурсная результативность научного сообщества, мотивации участия в конкурсах научных проектов, управление научными исследованиями
Страницы: 138-149

Аннотация >>
В статье на примере академического сектора науки рассмотрены некоторые управленческие аспекты повышения результативности участия исследователей локального научного сообщества в конкурсах научных фондов. На основе интервью с руководителями структурных подразделений институтов гуманитарного и экономического профиля Сибирского отделения РАН и социологического опроса исследователей выявлены позиции руководителей и мотивации участия исследователей в конкурсах РГНФ. Показана недостаточная роль управленческих практик по стимулированию активности и результативности участия в конкурсах, предложены некоторые направления управленческих воздействий, учитывающие факторы мотивации.


31.
ЭПИСТЕМОЛОГИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ В НАУКЕ

В.В. Целищев
Институт философии и права СО РАН, Новосибирск
direktor@philosophy.nsc.ru
Ключевые слова: наука, эпистемология, социальные ценности, цели научного исследования
Страницы: 149-157

Аннотация >>
Одним из вопросов, которые стоят перед научным сообществом, является вопрос о том, как можно интегрировать социальные и когнитивные аспекты практики науки. Для ответа на этот вопрос следует выяснить основные базисные эпистемологические положения относительно целей научного исследования. В статье показано, что при обсуждении целей научного исследования нами явно или неявно принимаются четыре эпистемологических тезиса, каждый из которых может быть оспорен. Но даже и в этом случае мы все равно будем иметь то или иное множество сходных или альтернативных эпистемологических базисных положений, которые будут проявлять значительное сходство. Часть из них относится к некой сущности, которая называется наукой и которая, как и всякая сущность, имеет собственную цель.


32.
АНТРОПОЛОГИЯ И СИНЕРГЕТИКА В ПЕДАГОГИКЕ КАК ПРОЯВЛЕНИЕ МНОГОМЕРНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Л.И. Васильев
Московский государственный университет технологий и управления им. К. Г. Разумовского (филиал в г. Мелеуз), Мелеуз
li@narod.ru
Ключевые слова: антропология, синергетика, многомерность образовательного процесса, познавательный, чувственный и поведенческий компоненты психики, фрактальное движение
Страницы: 157-165

Аннотация >>
В статье представлено обоснование многомерной сущности целостной природы человека. Взаимная проникновенность мысленной, чувственной и поведенческой сторон психической жизни свидетельствует о том, что человек в своей деятельности предстает очень сложным самоорганизующимся и преобразующим мир фракталом. Синтез теорий антропологического и синергетического подходов создает основу для выявления нелинейности образовательного процесса в вузе и его участников, что позволяет использовать креативные возможности преподавателей, студентов и открытого образовательного пространства. Нацеленность и структурное соответствие образовательного процесса развивающейся личности студента когерентно соединяет все входящие в него подструктуры и синхронизирует темп их эволюции. В таком случае можно получить общесистемный резонансный педагогический результат.


33.
ТРАНСЦЕНДИРОВАНИЕ, ЧЕЛОВЕК И ОБРАЗОВАНИЕ

А.А. Гордиенко
Институт философии и права Сибирского отделения Российской академии наук, Новосибирск
gordienko.22@mail.ru
Ключевые слова: трансцендирование, чувственный резонанс, человекообразующий контур, резонансная настройка глубинных оснований человеческого в индивиде
Страницы: 165-175

Аннотация >>
В статье предпринята попытка раскрыть онтологические основания трансцендирования как процесса, где реализуются истинно человеческое измерение человеческое бытия. Сформулированы предпосылки «восстановления» трансцендирования в современной образовательно-воспитательной среде.


34.
ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВАЯ ПАРАДИГМА КАК ОСНОВА ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

М.С. Яницкий1, А.В. Серый1, Ю.В. Пелех2
1Кемеровский государственный университет, Кемерово
dekanspf@kemsu.ru
2Международный экономико-гуманитарный университет им. акад. С. Демьянчука, Ровно, Украина
pelekhyurii@ukr.net
Ключевые слова: ценностные ориентации, личностные смыслы, постнеклассическая наука, ценностно-смысловая парадигма, педагогическая психология, педагогическая аксиология, аксиопедагогика
Страницы: 175-186

Аннотация >>
Рассматривается трансформация ценностей, характерная для пост-модернистского общества и определяющая возрастание значимости ценностно-смысловой проблематики в постнеклассической науке. Обосновывается ценностно-смысловая парадигма личностного развития, определяется ее категориальный строй. Аргументируется значение ценностно-смысловой парадигмы как методологической основы постнеклассической педагогической психологии. Развитие ценностно-смысловой сферы учащегося рассматривается одновременно и в качестве цели, и в качестве результата педагогического процесса. Анализируются предмет и задачи новых областей психолого-педагогической науки и практики – педагогической аксиологии и аксиопедагогики.


35.
СИНЕРГЕТИЧЕСКОЕ ВЛИЯНИЕ ОБРАЗА МИРА ЛИЧНОСТИ НА ЕЕ ПОВЕДЕНИЕ

Ю.Н. Белокопытов
Сибирский государственный технологический университет, Красноярск
iura.belov@yandex.ru
Ключевые слова: образ мира личности как целостное образование, механизм самоорганизации, регуляция поведения личности, фрактальность образа мира и реального мира, фрактальные структуры окружающего мира, фрактально-синергетическая модель образа мира личности, «золотое сечение» как основополагающий механизм, особенности исследования образа мира
Страницы: 186-193

Аннотация >>
Статья посвящена анализу образа мира личности. Автор предлагает фрактально-синергетическую парадигму для исследования данного феномена. С точки зрения автора, самоорганизация образа мира непосредственно влияет на изменение поведения личности. Физический мир, нейронные сети человеческого мозга и личность как психологическая система образуют единую многоуровневую систему. Ее становление, функционирование и развитие определяются неделимыми синергетическими принципами. Механизмы самоорганизации образа мира личности адекватны механизмам самоорганизации социально-психологических систем. Они взаимозависимы и влияют на самоорганизацию разноуровневых структур. Приводятся экспериментальные данные влияния образа мира личности на ее поведение.


36.
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: СУЩНОСТЬ, ПОДХОДЫ И ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ

Д.Р. Ганчукова
Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск
diangan@rambler.ru
Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, инклюзивное образование, интеграция, методология инклюзивного обучения, гуманистическая педагогика
Страницы: 193-198

Аннотация >>
В статье раскрываются основные научные подходы к осмыслению и изучению проблем включения детей с ограниченными возможностями здоровья в общее образование. Автор анализирует состояние и возможные перспективы изучения теоретико-методологических оснований отечественной инклюзии, а также аргументацию значимости разработки методологических основ инклюзивного образования, учитывающих особенности и закономерности образовательной интеграции в России.


37.
РОЛЬ МЕХАНИЗМА РЕДУКЦИИ В ОБУЧЕНИИ И ОБРАЗОВАНИИ

С.Ф. Сергеев
Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург
ssfpost@mail.ru
Ключевые слова: редукция сознания, обучение и образование, специфика образования
Страницы: 198-205

Аннотация >>
Автор анализирует содержание и роль механизма редукции в когнитивной системе человека, особенности его работы на разных уровнях организации. Показано влияние этого механизма на формирование знаниевых структур человека, включенного в процессе познавательной деятельности в различные аспекты отношений с миром. Механизм редукции рассматривается как многомерное системное образование, координируемое сознанием человека. Предложено понимание редукции как компонента самоорганизующейся пульсации континуума «простота – сложность», обеспечивающего деятельность когнитивной системы человека.


38.
ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА СИСТЕМЫ ЦЕННОСТЕЙ БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД РОССИИ

П.Ю. Наумов
Новосибирский военный институт им. генерала армии И. К. Яковлева МВД России, Новосибирск
petr.naumov.777@mail.ru
Ключевые слова: ценности, система ценностей, развитие системы ценностей будущих офицеров
Страницы: 206-215

Аннотация >>
В статье предпринимаются теоретические и практические попытки обоснования структуры и содержания системы ценностей будущих офицеров ВВ МВД России. Автор косвенно критикует некоторые (особенно социологические) теории ценностных систем, указывая на их теологически-дихотомическую природу, и противопоставляет им вариант структуры ценностей, основанный на системной концепции М.С. Кагана.


39.
К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ И ПРИВЫЧЕК ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК

Р.А. Гуща1, И.В. Иванов2
1Новосибирский военный институт внутренних войск им. генерала армии И. К. Яковлева МВД России, Новосибирск
Gusha.Roman@mail.ru
2Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск
igvasiv@yandex.ru
Ключевые слова: здоровье, саморегуляция, психосоматика, соматическое воспитание, валеология
Страницы: 215-220

Аннотация >>
Критерием результативности культурологического и профессионально-педагогического проектирования воспитания в контексте личностной ответственности за качество здоровья как профессионального качества является смена личностных приоритетов, обусловливаемая степенью соответствия принятым в обществе нормам, стандартам, жизненным ценностям и одобряемым стратегиям поведения.


40.
КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ИНСТИТУТОВ

Д.Ю. Тарасов
Новосибирский военный институт внутренних войск им. генерала армии И. К. Яковлева МВД России, Новосибирск
parus77777@yandex.ru
Ключевые слова: критерии эффективности познавательной деятельности, критерий «цель», критерий «знания», критерий «качества личности», критерий «педагогическое взаимодействие» и критерий «практика»
Страницы: 220-224

Аннотация >>
Автор анализирует имеющиеся взгляды на критерии эффективности познавательной деятельности курсантов военных институтов. В статье раскрываются некоторые показатели, влияющие на уровень профессиональной подготовки курсантов. Обсуждается содержание критериев эффективности познавательной деятельности.


41.
К ВЫХОДУ В СВЕТ РУССКОЯЗЫЧНОГО ИЗДАНИЯ КНИГИ ЙОЗЕФА ШМАЙСА «КУЛЬТУРА ПОД УГРОЗОЙ: ОТ ЭВОЛЮЦИОННОЙ ОНТОЛОГИИ К ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ»

В.Н. Никитенко
Институт комплексного анализа региональных проблем ДВО РАН, Биробиджан
rsgilab@rambler.ru
Страницы: 225-228



42.
РОЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Н.В. Наливайко1, Т.С. Косенко2
1Институт философии и права СО РАН, Новосибирск
n-nalivaiko@mail.ru
2Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск
tany0879@mail.ru
Страницы: 228-245