Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Название:
Аннотации:
Авторы:
Организации:
Номера страниц:
Ключевые слова:
   

Оптика атмосферы и океана

2020

Выпуск № 11

6501.
Алгоритм и программа расчета ОЭС с матричным фотоприемником в ИК-диапазоне

И.В. ЗНАМЕНСКИЙ1, А.А. ТИХОМИРОВ2
1НПК «Системы прецизионного приборостроения», Москва, Россия
06-21@npk-spp.ru
2Институт мониторинга климатических и экологических систем СО РАН, Томск, Россия
tikhomirov@imces.ru
Ключевые слова: оптико-электронная система, матричный фотоприемник, ИК-диапазон, пороговая освещенность, время накопления, отношение сигнал-шум, алгоритм и программа расчета
Страницы: 890-896

Аннотация >>
Представлен алгоритм энергетического расчета пороговой освещенности входного зрачка оптико-электронной системы (ОЭС) в диапазоне 0,9-5,3 мкм. Получены зависимость времени накопления tас на матричном фотоприемнике от скорости счета сигнальных фотонов ns, а также зависимость ns от отношения сигнал/шум. Произведен расчет освещенности входного зрачка объектива ОЭС от космического объекта сферической формы, подсвеченного Солнцем. Разработана программа для энергетического расчета ОЭС в различных участках ИК-диапазона и представлен ее интерфейс.


Выпуск № 11

6502.
Формирование стримеров шаровой и цилиндрической формы при коронном разряде в воздухе атмосферного давления

В.Ф. ТАРАСЕНКО, В.С. КУЗНЕЦОВ, Е.Х. БАКШТ, В.А. ПАНАРИН, В.С. СКАКУН, Э.А. СОСНИН
Институт сильноточной электроники СО РАН, Томск, Россия
vft@loi.hcei.tsc.ru
Ключевые слова: шаровой стример, цилиндрический стример, молния, основной отрицательный лидер, объемный лидер
Страницы: 897-904

Аннотация >>
Проведены исследования формирования стримеров шаровой и цилиндрической формы в условиях коронного разряда. Показано, что образование цилиндрических стримеров с острия положительной полярности или с границы плазмы у острия положительной полярности может объяснить ступенчатое продвижение основного отрицательного лидера в молнии и при пробое длинных промежутков.


Философия образования

2020

Выпуск № 4

6503.
ОБРАЗОВАНИЕ: МЕЖДУ ПРОШЛЫМ И БУДУЩИМ

О.И. Тарасова
Академия Русского балета имени А. Я. Вагановой, Санкт-Петербург, Россия
ol.tar@mail.ru
Ключевые слова: образование, образованность, мышление, осознанность, обучение, погружение, понимание, онтология образования, творчество, самообучение, целесообразность, ценность, время, будущее
Страницы: 17-31

Аннотация >>
Введение. Каждой эпохе, каждой культурно-исторической и этнической цивилизации присуща своя система образования, со своим набором задач, целей, ценностей, приоритетов, реализуемых в разных системах координат, картинах мирах, процессах, технологиях, дидактиках и парадигмах. Образование изначально связано с феноменом человека. В современном мире наблюдается очевидная исчерпанность европейской социокультурной модели информационно-репродуктивной, трансляционной парадигмы образования, у истоков которой стоял Я. А. Коменский, во всех ее технологических и методических вариантах и модификациях. Методологией и методиками исследования стали философия образования, философская и педагогическая антропология, философская и педагогическая аксиология, философия и психология творчества, педагогика искусства. Если вынести за скобки все публицистические и идеологические противоречия, присутствующие в околошкольной дискуссии, то можно сконцентрировать внимание на методологических и методических, ключевых моментах, которые дают возможность трансформировать исчерпавшую себя модель образования, перейти к новой социокультурной и со-творческой педагогике, по новым канонам осознанности, позволяя по-иному реализовывать время образования. Прежде всего - это мягкая, последовательная трансформация коммуникативной модели: от линейного вещания к нелинейному многоголосному диалогу; постепенное преодоление тотальности односторонней визуальной дидактики и вѝдения школы как технологии интеллекта к развитию целостного восприятия и формирование осознания школы как изначальной, антропологической, поэтики бытия. Результаты исследования. Задаваемые «великой дидактикой» технические и технологические параметры процесса обучения как трансляции знаний уже не соответствуют сегодняшним реалиям. Поиски нового социокультурного варианта образования связаны с преодолением масс-школы, массовой культуры, масс-медиа коммуникации как одномерного принципа взаимодействия в процессе обучения, воспитания и образования. Одномерное и потребительское сознание, получаемое на выходе из образовательного конвейера, не способно к пониманию сущности истины, сущности бытия, в своем интеллектуальном и бесчувственном состоянии не способно на прорыв к трансцендентному, осознанию «положения человека в космосе». В отечественной философской и педагогической мысли всегда присутствует, с одной стороны, традиция поиска и осознания феномена «живого знания», «живого образования», «живой школы»; с другой - традиция педагогического поиска и педагогического новаторства. Возможно ли изменить масштаб педагогических категорий на основе идей М. Шелера, М. Хайдеггера? Возможна ли иная, нелинейная, фрактальная организация процесса обучения? Каким образом скорости новейших социокультурных процессов будет соответствовать новый ритм, такт и лад образования? Заключение. В настоящее время возникла необходимость полного переосмысления всего предшествующего опыта «производства интеллекта» (А. А. Зиновьев) для формирования новой парадигмы образования и образованности, соответствующих «картине мира завтрашнего дня».


Выпуск № 4

6504.
ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД В НАУКЕ И ОБРАЗОВАНИИ

О.В. Крежевских
Шадринский государственный педагогический университет, Шадринск, Россия
mailolga84@mail.ru
Ключевые слова: трансдисциплинарность, трансдисциплинарный подход, трансдисциплинарный подход в образовании, цифровые технологии
Страницы: 32-47

Аннотация >>
Введение. Логика дисциплинарного знания легко ложится на известный принцип, сформулированный философом-ученым Р. Декартом. Речь идет о принципе анализа или редукционизма, который означает: чтобы понять любое сложное явление, необходимо разобрать его на части, то есть разложить на отдельные компоненты. Если они все еще сложны, следует осуществить дальнейший анализ и посмотреть на вновь образовавшиеся компоненты. Трансдисциплинарность является исследовательским и научным подходом, который наиболее эффективен там, где невозможно сугубо дисциплинарное или специализированное определение проблемных ситуаций и решений. Изучение трансдисциплинарного подхода в науке и философии позволяет подойти к его адекватному воплощению в системе образования. Методология и методика исследования. Трансдисциплинарный подход в науке и образовании является основополагающей методологией настоящего исследования. Использовались методы сравнительного анализа, обобщения проблем трансдисциплинарного проектирования; моделирование как средство наглядного представления взаимосвязи познаваемого объекта и познающих субъектов в трансдисциплинарном подходе. Результаты исследования. На основе разграничения понятий «трансдисциплинарность», «полидисциплинарность» и «междисциплинарность» обобщаются, анализируются и конкретизируются основные положения применения трансдисциплинарного подхода в науке. Выделяются важнейшие тенденции при проведении трансдисциплинарных исследований, трансдисциплинарном проектировании. Описываются исследования в области применения трансдисциплинарного подхода в образовании; приводятся соответствующие психолого-педагогические условия, применение которых рассмотрено на отдельном примере. Трансдисциплинарный подход в образовании заключается в решении научно-практических проблем силами команды представителей различных профессиональных групп и социальных акторов, то есть лиц, заинтересованных в решении обозначенной проблемы. Каждый член команды вступает в ситуацию обмена опытом, идеями, компетенциями, происходит расширение картин мира взаимодействующих субъектов познания, обогащается научная область, в которую оно развернуто. Таким образом, педагогической основой трансдисциплинарного подхода является проектный и командный методы, активное социально-психологическое обучение, технологии наставничества и сопровождения. Заключение. Философской основой трансдисциплинарного подхода в науке являются теория постнеклассической рациональности, неразрывное единство и взаимообусловленность объекта и субъектов познания, идея «включенного среднего» B. Nicolescu (Б. Николеску), философии трансдисциплинарности как философии инновации (Л. П. Киященко), положение о синтезе наук в цифровом, гуманитарном и информационном аспектах. Для реализации трансдисциплинарного подхода определяющими условиями выступают стимулирование совместной командной деятельности представителей различных профессиональных групп и комплексная оценка синтезированного продукта трансдисциплинарного проекта.


Выпуск № 4

6505.
ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ МОНГОЛИИ

Д.В. Ушаков
Институт философии и права Сибирского отделения Российской академии наук, Новосибирск, Россия
ushakovdmitrii@mail.ru
Ключевые слова: Монголия, учащаяся молодежь, этнокультурные ценности, факторы этничности, отношения, традиции, новации, поколения
Страницы: 48-64

Аннотация >>
Введение. Социокультурные трансформации, произошедшие на рубеже веков как в России, так и в Монголии, усиление глобализационных процессов значительно влияют на изменения ценностных систем наших народов. Развитие долгосрочного сотрудничества предполагает знание о ценностях населения стратегического партнера. Превалирование ориентаций в образовательно-воспитательном процессе на европейские стандарты, ускоренную модернизацию и цифровизацию в отрыве молодежи от традиционных ценностей предшествующих поколений представляет значительную угрозу социальному единству. В последние годы современная политика Монголии - это лавирование между Россией, Китаем, США, Японией и Кореей. В таких условиях изучение этнокультурных ценностей монгольской молодежи выступает важным ориентиром в новых стратегиях образовательного сотрудничества, тем более что среди значительной части монгольского населения сохранился интерес к русскому языку, культуре и российскому образованию. Методология и методика исследования основаны на социокультурном и системно-генетическом подходах. Социокультурный подход как выражение единства культуры, индивида и общества, где ценностные ориентации рассматриваются как культурное наследие, воспитываемое предыдущими поколениями, в процессе их социального взаимодействия. Системно-генетический подход позволяет создать представление о генезисе базовых идеалов культуры, передающихся исторически от поколения к поколению в системе взаимодействий с представителями своей культуры и других этнокультурных общностей (этносов, цивилизаций). Эмпирическую базу исследования составили данные авторских этносоциологических опросов и наблюдений, а также привлеченные результаты социологических исследований коллег по теме ценностных ориентаций монгольской молодежи. Результаты исследования. Для современной столичной молодежи Монголии очень значимо относить себя к монгольской нации и принадлежать к этнической группе. Для большинства молодых людей территория проживания, монгольский язык и национальная принадлежность родителей имеют абсолютную ценность. В отношении ценностей семьи и культа кочевой культуры в целом обнаружено сочетание традиционности и эффективного функционирования по западным образцам. Наличие в менталитете традиций, суеверий, религиозности, патриотизма, любви к своей Родине и прагматики жизни соседствует с пониманием необходимых взаимодействий с соседними государствами и ориентацией на ценности экономически развитых стран. Заключение. К числу ресурсов, которыми обладают различные государства, признано относить демографический. В Монголии это не самый главный ресурс, но важно, какими качествами обладают люди, и как, в каком духе они воспитывают новое поколение, во что их молодежь верит, какие качества для них важны, а какие не приемлемы. На примере ответов монгольских старшеклассников рассмотрены иерархия факторов, влияющих на их этническую принадлежность; жизненные ориентиры; значимые и неприемлемые человеческие качества; семейные ценности и религиозные предпочтения, а также отношение к другим народам.


Выпуск № 4

6506.
МОДЕЛЬ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ЕГО РОЛЬ В ИНТЕГРАЦИИ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ СООБЩЕСТВ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

С.А. Мадюкова
Институт философии и права Сибирского отделения российской академии наук, Новосибирск, Россия
sveiv7@mail.ru
Ключевые слова: этнокультура, этнокультурное образование, интеграция, межэтническое сообщество, этнокультурный портрет региона, Тува
Страницы: 65-82

Аннотация >>
Введение. В статье поднимается вопрос о современном состоянии этнических культур и специфике системы образования как существенно важного современного публичного канала передачи этнокультуры. С помощью системы образования решается обширный пласт проблем этнокультурного развития: формирование позитивной этнокультурной идентичности, определение места локальной этнокультуры в мировой культуре, формирование межкультурного диалога в этноконтактных зонах, реализация экономического потенциала этнокультур и др. В то же время на разных этапах и направлениях образования решаются разные задачи и реализованы содержательно различающиеся цели и механизмы трансляции этнокультуры. Целью статьи является изучение роли системы образования в процессах консолидации межэтнических сообществ России. Методология и методика исследования. В статье использовано теоретическое моделирование с последующей эмпирической верификацией, подкрепленное применением социокультурного подхода для комплексного учета влияния социальных, культурных, экономических, демографических, политических и других процессов на специфику этнокультурного образования в конкретном регионе. Результаты исследования. Зафиксировано понимание этнокультуры как комплексного образования, компонентами которого являются как ценностные ориентации, так и сакральные обряды, а также повседневные социокультурные навыки и опыт (владение родным языком, ведение традиционного хозяйства), прикладное народное творчество и др.; этнокультурное знание и этнокультурная идентичность, формируемая на основе этого знания. Зафиксированы основные компоненты теоретической модели этнокультурного образования: функционально-целевая, институциональная, содержательная и организационная. Осуществлена типологизация форм этнокультурного образования в соответствии с компонентами представленной теоретической модели этнокультурного образования (на примере Республики Тыва). Выделены три основные его формы: первая форма - это этнокультурное образование в школе, в рамках национально-регионального компонента; вторая форма - это получение конкретного декоративно-прикладного или музыкального образования; к третьей форме отнесены курсы повышения квалификации, публичные лекции, научные конференции, олимпиады и т. д. Этнокультурное образование рассматривается как один из ключевых публичных каналов передачи этнокультурной информации. Зафиксирована трансформация содержания связки «образование - этнокультура»: от взаимоисключающего понимания (либо образованный, либо живущий по этнокультурным канонам) к пониманию возможности получения знаний об этнокультуре преимущественно посредством образовательных каналов. Выявлены возможные благоприятные последствия расширения практик использования потенциала этнокультуры для консолидации современных межэтнических сообществ России, а также интеграции этнокультур России в мировое культурное пространство без потери этноспецифичности. Заключение. Сделан вывод, что этнокультурное образование работает на интеграцию межэтнических сообществ России посредством повышения уровня этнокультурной компетентности индивидов, формирования позитивной этнокультурной идентичности и этнопатриотизма, а также обладает потенциалом для формирования этнокультурного диалога на основе знаний о других этнокультурах.


Выпуск № 4

6507.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ СИСТЕМЫ МЕТОДОВ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ

В.А. Заставенко
Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики, Санкт-Петербург, Россия
zastawenko.valery2012@yandex.ru
Ключевые слова: методология теории педагогики, система методов патриотического воспитания подростков, методологическое обоснование, патриотическое воспитание, методологические основы системы методов патриотического воспитания
Страницы: 83-97

Аннотация >>
Введение. Исследование любого педагогического явления в качестве обязательного и первоначального условия предполагает выявление и объяснение его методологических основ. Цель статьи заключается в том, чтобы на основании обобщения имеющихся научных представлений, концепций о педагогической методологии доказать необходимость методологического обоснования системы методов патриотического воспитания подростков, выявить и обозначить условия, позволяющие отнести исследуемый объект к методологическому знанию. Методология и методика исследования. В качестве объекта исследования избрана система патриотического воспитания подростков, а предметом выступает ее методологическое обоснование. Методологической основой исследования являются диалектико-материалистический метод познания, а также системный и содержательно-функциональный подходы. Задачи исследования решаются при помощи методов теоретико-философского, структурно-функционального анализа, обобщения научной литературы. В статье проанализированы теоретические представления и концепции отечественных и зарубежных ученых о принципах, организации и способах получения знаний в педагогической науке. На основе теоретических исследований А. В. Барабанщикова, Б. С. Гершунского, И. В. Загвязинского, В. В. Краевского, И. А. Липского, Н. Д. Никандрова и других ученых предлагается точка зрения автора на обоснование методологии системы методов патриотического воспитания подростков. Результаты исследования. Осуществлен анализ современных представлений о методологических основах социальной педагогики: понятия методологии педагогики, ее сущностных характеристик и структуры. Выявлено место системы методов патриотического воспитания подростков как педагогического явления в теории педагогики. Определены условия, позволяющие отнести научное знание о системе методов патриотического воспитания подростков к методологическому знанию. С этой целью применялся принцип содержательно-функционального подхода к анализу методологии военно-педагогической науки, предложенный в работах А. В. Барабанщикова. В процессе методологического анализа использовались критерии для выявления возможности отнесения знаний к методологическому: критерий абстрактности знания и критерий предметного содержания знания. Опираясь на позицию видных российских ученых, автор обосновал возможность и необходимость исследования системы методов патриотического воспитания подростков не только как теории и практики, но и как методологического знания. Заключение. Патриотическое воспитание подростков представляет собой сложную педагогическую систему, значительное место в которой занимают методы воспитания. Однако рассматривать методы воспитания просто как совокупность способов и приемов воспитательного взаимодействия бесперспективно. Методика воспитательного взаимодействия в свою очередь является педагогической системой, которая требует исследования с позиции не только праксиологического и теоретического аспектов, но и глубокого методологического обоснования. Практическое значение настоящей статьи в том, что это одна из первых попыток выделить систему методов патриотического воспитания как педагогический феномен и определить ее место в методологии педагогики, а также сформулировать методологические основы такой системы.


Выпуск № 4

6508.
ЮНОГОГИКА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА И ОБРАЗОВАНИЯ

Д.В. Лепешев, В.В. Захлебаева
Кокшетауский университет имени Абая Мырзахметова, Кокшетау, Казахстан
d_lepeshev@mail.ru
Ключевые слова: юногогика, молодежь, технологии работы, молодежная работа, социализация
Страницы: 98-109

Аннотация >>
Введение. С целью анализа современных научных концепций и теорий по разработке и внедрению в практику комплекса технологий по организации молодежной работы авторами представлены промежуточные итоги исследования проблемы использования современных технологий в образовательной практике. Исследование «Юногогика: теория и практика молодежной работы в условиях модернизации общественного сознания» как социально-гуманитарный комплекс по организации работы с молодежью выполнен по государственному заказу Комитета науки МОН РК по проекту ИРН АРО5132539. Методология и методика исследования построена на сравнительном анализе трудов по социологии, психологии, педагогике, а также нормативно-правовой базе, посвященных организации молодежной работы в Республике Казахстан. Теоретической основой стали концепции социализации Т. Парсонса, А. Бандуры и др. Социологический спектр проблемы работы с молодежью представлен на основании анализа трудов М. Брейка, К. Харрельманна и др.; психологический аспект проблем рассматривался на базе трудов Ф. Райс, Э. Эриксона и др.; социально-педагогический - исследований В. Г. Бочаровой, М. И. Рожкова и др. Методика анализа опирается на возможность спекулятивного метода в сочетании с экстраполяцией результатов в социальность и внедрением в практику. В ходе проведенного анализа группа исследователей определила два основных взаимодополняющих критерия: государственную молодежную политику - более широкую область молодежной сферы, предполагающую единый подход к принципам всех видов деятельности, ориентированных на молодежь; молодежную работу - одну из сфер реализации молодежной политики, которая создает положительные социальные факторы для разностороннего развития молодых людей, поддерживается специальными государственными программами для молодежи, реализации их прав и свобод как граждан страны. Результаты исследования. Показана необходимость внедрения в практику вузов Республики Казахстан современных технологий в виде проекта «Юногогика: теория и практика молодежной работы в условиях модернизации общественного сознания» как первой попытки обобщения и систематизации многообразного материала педагогического обеспечения молодежной работы с учетом имеющихся теоретических и методологических подходов в современных реалиях. Заключение. Выполнен сравнительный анализ состояния и перспектив развития работы с молодежью в Республике Казахстан и других зарубежных странах и обоснована необходимость создания новой отрасли социально-педагогичекой теории и практики - юногогики.


Выпуск № 4

6509.
СОЦИАЛИЗАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК ОСНОВНОЙ ФАКТОР РЕАЛИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ

К.М. Жомин, И.Н. Гребенникова
Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Россия
kos-jom83@mail.ru
Ключевые слова: здоровье, здоровьесберегающие технологии, социализация, социально-психологическая адаптация, организованная двигательная активность, обучающиеся первого класса
Страницы: 110-124

Аннотация >>
Введение. В последние десятилетия в стране наблюдается существенное снижение потенциала нации, особенно остро стоит вопрос о здоровье подрастающего поколения. Одним из выходов в сложившейся ситуации является реализация здоровьесберегающих технологий в образовательной организации. Однако и тут много спорных и неотработанных моментов, например, многие программы не учитывают вопросы адаптации и социализации школьников в начальных классах, что может оказать пагубное влияние на здоровье обучающегося и, как следствие, замедлить освоение учебного материала. Цель исследования - оценка эффективности воздействия видов спортивно-оздоровительной деятельности на социально-психологическую адаптацию и социализацию первоклассников. Методология и методика исследования. В исследовании принимали участие мальчики первого класса в количестве 52 человек. Дети были поделены на группы: занимающиеся дополнительной организованной спортивно-оздоровительной деятельностью (единоборства, циклические виды спорта, сложнокоординационные виды спорта) и непосещающие спортивные секции - контрольная группа. Оценка социально-психологической характеристики детей включала исследование уровня тревожности, объема механической памяти, объема и концентрации внимания, определение самооценки. Для определения уровня социализации был проведен социометрический опрос. Результаты исследования. Согласно полученным данным спортивно-оздоровительная деятельность ведет к более быстрой социализации ребенка в коллективе, что является благоприятным фактором для успешного процесса социально-психологической адаптации к начальной школе. Об этом свидетельствует оптимизация уровня тревожности и самооценки личности ребенка, а также более выраженная тенденция к улучшению когнитивных функций. Заключение. Выявлено, что дополнительно организованная двигательная активность будет способствовать более быстрой социализации и успешной адаптации ребенка к образовательному процессу, и, как следствие, полноценной и эффективной реализации здоровьесберегающих технологий в школе.


Выпуск № 4

6510.
К ВОПРОСУ О СОВРЕМЕННЫХ ВОЗМОЖНОСТЯХ ИНКЛЮЗИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Е.А. Александрова1, Н.А. Евдокимов2, А.И. Евдокимова2, И.В. Таньчева2
1Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, Саратов, Россия
alexkatika@yandex.ru
2Саратовский государственный медицинский университет имени В. И. Разумовского, Саратов, Россия
nikolayevdokimov@yandex.ru
Ключевые слова: образование, инклюзивное образование, высшее образование, обучающиеся, педагогика, инклюзивная образовательная среда
Страницы: 125-140

Аннотация >>
Введение. В статье актуализируется вопрос о развитии инклюзивного образования, связанном с увеличением числа людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Этот факт подтверждает острую необходимость включенности инвалидов в жизнь и деятельность общества, которое в свою очередь не может оставаться на прежнем уровне восприятия проблемы. Авторская позиция базируется на выявленных аспектах образовательной среды, напрямую связанных с разнонаправленностью понимания ее участниками моральных сторон исследуемой ситуации, а также сложностями и возможностями совершенствования способов получения качественного образования лицами с ОВЗ. Методология и методика исследования. Применен сравнительно-сопоставительный анализ данных, свидетельствующих об увеличении количества людей с ограниченными возможностями здоровья в России и мире за 2012-2019 гг. с 8 до 35 %. Сравниваются статистические показатели в динамике за несколько лет: в России и Саратовской области численность инвалидов и инвалидов-детей характеризуется неуклонным ростом. Уточнены причины возникновения инвалидности, среди которых решающее значение имеют заболевания нервной системы, при этом другие заболевания, вызывающие инвалидность, демонстрируют рост. Рассматриваются методы организации инклюзивного образования и проблематика его реализации в современном мире. Результаты исследования. Конкретизация педагогических задач инклюзивного образования заключается в создании единой психологически комфортной образовательной среды; реструктуризации культуры учебных заведений, правил, норм; организации новой системы психолого-педагогического сопровождения, лечебно-профилактических направлений деятельности; обеспечении доступа к образовательной среде; совершенствовании системы подготовки и переподготовки педагогических кадров. Охарактеризована суть компонентов образовательной среды: архитектурные особенности зданий и оборудования; тип культуры, предполагающий наличие между педагогом и обучающимся сформированных отношений сотрудничества; психодидактический, предполагающий освоение обучающимся, способ деятельности. По каждому компоненту предлагаются рекомендации в целях совершенствования педагогических методик работы с обучающимися в инклюзивной среде. Выявлены причины, замедляющие инклюзию в образовательных учреждениях России, среди которых выделяется нежелание обучающихся замечать трудности сверстников с ОВЗ, а также отсутствие консультирования и включенности инвалидов в общественную жизнь. Заключение. В результате исследования выявлена тенденция роста численности обучающихся с ОВЗ на территории России, а также определена необходимость создания оптимальных условий для детей, которые не получили подтверждения об инвалидности, но имеющих отклонения в здоровье и поэтому нуждающихся в определенной педагогической поддержке. Обнаруженная низкая удовлетворенность обучающихся с ОВЗ работой образовательных организаций подводит к вопросу об обеспечении эффективности способов деятельности обучающихся-инвалидов и ее востребованности у окружающих как показателя качественности инклюзивной образовательной среды. Поиск ответа на вышеобозначенный вопрос приводит к раскрытию содержания компонентов образовательной среды, объединенных приобщением всех обучающихся к ценностям культуры, реализуемых в их деятельности.



Статьи 6501 - 6510 из 44020
Начало | Пред. | 649 650 651 652 653 | След. | Конец Все