ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ МОНГОЛИИ
Д.В. Ушаков
Институт философии и права Сибирского отделения Российской академии наук, Новосибирск, Россия ushakovdmitrii@mail.ru
Ключевые слова: Монголия, учащаяся молодежь, этнокультурные ценности, факторы этничности, отношения, традиции, новации, поколения
Страницы: 48-64
Аннотация
Введение. Социокультурные трансформации, произошедшие на рубеже веков как в России, так и в Монголии, усиление глобализационных процессов значительно влияют на изменения ценностных систем наших народов. Развитие долгосрочного сотрудничества предполагает знание о ценностях населения стратегического партнера. Превалирование ориентаций в образовательно-воспитательном процессе на европейские стандарты, ускоренную модернизацию и цифровизацию в отрыве молодежи от традиционных ценностей предшествующих поколений представляет значительную угрозу социальному единству. В последние годы современная политика Монголии - это лавирование между Россией, Китаем, США, Японией и Кореей. В таких условиях изучение этнокультурных ценностей монгольской молодежи выступает важным ориентиром в новых стратегиях образовательного сотрудничества, тем более что среди значительной части монгольского населения сохранился интерес к русскому языку, культуре и российскому образованию. Методология и методика исследования основаны на социокультурном и системно-генетическом подходах. Социокультурный подход как выражение единства культуры, индивида и общества, где ценностные ориентации рассматриваются как культурное наследие, воспитываемое предыдущими поколениями, в процессе их социального взаимодействия. Системно-генетический подход позволяет создать представление о генезисе базовых идеалов культуры, передающихся исторически от поколения к поколению в системе взаимодействий с представителями своей культуры и других этнокультурных общностей (этносов, цивилизаций). Эмпирическую базу исследования составили данные авторских этносоциологических опросов и наблюдений, а также привлеченные результаты социологических исследований коллег по теме ценностных ориентаций монгольской молодежи. Результаты исследования. Для современной столичной молодежи Монголии очень значимо относить себя к монгольской нации и принадлежать к этнической группе. Для большинства молодых людей территория проживания, монгольский язык и национальная принадлежность родителей имеют абсолютную ценность. В отношении ценностей семьи и культа кочевой культуры в целом обнаружено сочетание традиционности и эффективного функционирования по западным образцам. Наличие в менталитете традиций, суеверий, религиозности, патриотизма, любви к своей Родине и прагматики жизни соседствует с пониманием необходимых взаимодействий с соседними государствами и ориентацией на ценности экономически развитых стран. Заключение. К числу ресурсов, которыми обладают различные государства, признано относить демографический. В Монголии это не самый главный ресурс, но важно, какими качествами обладают люди, и как, в каком духе они воспитывают новое поколение, во что их молодежь верит, какие качества для них важны, а какие не приемлемы. На примере ответов монгольских старшеклассников рассмотрены иерархия факторов, влияющих на их этническую принадлежность; жизненные ориентиры; значимые и неприемлемые человеческие качества; семейные ценности и религиозные предпочтения, а также отношение к другим народам.
DOI: 10.15372/PHE20200404 |