Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Array
(
    [SESS_AUTH] => Array
        (
            [POLICY] => Array
                (
                    [SESSION_TIMEOUT] => 24
                    [SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [MAX_STORE_NUM] => 10
                    [STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [STORE_TIMEOUT] => 525600
                    [CHECKWORD_TIMEOUT] => 525600
                    [PASSWORD_LENGTH] => 6
                    [PASSWORD_UPPERCASE] => N
                    [PASSWORD_LOWERCASE] => N
                    [PASSWORD_DIGITS] => N
                    [PASSWORD_PUNCTUATION] => N
                    [LOGIN_ATTEMPTS] => 0
                    [PASSWORD_REQUIREMENTS] => Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
                )

        )

    [SESS_IP] => 100.26.135.252
    [SESS_TIME] => 1711692887
    [BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
    [fixed_session_id] => e2a820dc85172f29173ecf1cbc7234af
    [UNIQUE_KEY] => 62d77a229999b168d6b7683c85d1c523
    [BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
        (
            [LOGIN] => 
            [POLICY_ATTEMPTS] => 0
        )

)

Поиск по журналу

Философия образования

2020 год, номер 4

ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ МОНГОЛИИ

Д.В. Ушаков
Институт философии и права Сибирского отделения Российской академии наук, Новосибирск, Россия
ushakovdmitrii@mail.ru
Ключевые слова: Монголия, учащаяся молодежь, этнокультурные ценности, факторы этничности, отношения, традиции, новации, поколения
Страницы: 48-64

Аннотация

Введение. Социокультурные трансформации, произошедшие на рубеже веков как в России, так и в Монголии, усиление глобализационных процессов значительно влияют на изменения ценностных систем наших народов. Развитие долгосрочного сотрудничества предполагает знание о ценностях населения стратегического партнера. Превалирование ориентаций в образовательно-воспитательном процессе на европейские стандарты, ускоренную модернизацию и цифровизацию в отрыве молодежи от традиционных ценностей предшествующих поколений представляет значительную угрозу социальному единству. В последние годы современная политика Монголии - это лавирование между Россией, Китаем, США, Японией и Кореей. В таких условиях изучение этнокультурных ценностей монгольской молодежи выступает важным ориентиром в новых стратегиях образовательного сотрудничества, тем более что среди значительной части монгольского населения сохранился интерес к русскому языку, культуре и российскому образованию. Методология и методика исследования основаны на социокультурном и системно-генетическом подходах. Социокультурный подход как выражение единства культуры, индивида и общества, где ценностные ориентации рассматриваются как культурное наследие, воспитываемое предыдущими поколениями, в процессе их социального взаимодействия. Системно-генетический подход позволяет создать представление о генезисе базовых идеалов культуры, передающихся исторически от поколения к поколению в системе взаимодействий с представителями своей культуры и других этнокультурных общностей (этносов, цивилизаций). Эмпирическую базу исследования составили данные авторских этносоциологических опросов и наблюдений, а также привлеченные результаты социологических исследований коллег по теме ценностных ориентаций монгольской молодежи. Результаты исследования. Для современной столичной молодежи Монголии очень значимо относить себя к монгольской нации и принадлежать к этнической группе. Для большинства молодых людей территория проживания, монгольский язык и национальная принадлежность родителей имеют абсолютную ценность. В отношении ценностей семьи и культа кочевой культуры в целом обнаружено сочетание традиционности и эффективного функционирования по западным образцам. Наличие в менталитете традиций, суеверий, религиозности, патриотизма, любви к своей Родине и прагматики жизни соседствует с пониманием необходимых взаимодействий с соседними государствами и ориентацией на ценности экономически развитых стран. Заключение. К числу ресурсов, которыми обладают различные государства, признано относить демографический. В Монголии это не самый главный ресурс, но важно, какими качествами обладают люди, и как, в каком духе они воспитывают новое поколение, во что их молодежь верит, какие качества для них важны, а какие не приемлемы. На примере ответов монгольских старшеклассников рассмотрены иерархия факторов, влияющих на их этническую принадлежность; жизненные ориентиры; значимые и неприемлемые человеческие качества; семейные ценности и религиозные предпочтения, а также отношение к другим народам.

DOI: 10.15372/PHE20200404