СОЦИАЛИЗАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК ОСНОВНОЙ ФАКТОР РЕАЛИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ
К.М. Жомин, И.Н. Гребенникова
Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Россия kos-jom83@mail.ru
Ключевые слова: здоровье, здоровьесберегающие технологии, социализация, социально-психологическая адаптация, организованная двигательная активность, обучающиеся первого класса
Страницы: 110-124
Аннотация
Введение. В последние десятилетия в стране наблюдается существенное снижение потенциала нации, особенно остро стоит вопрос о здоровье подрастающего поколения. Одним из выходов в сложившейся ситуации является реализация здоровьесберегающих технологий в образовательной организации. Однако и тут много спорных и неотработанных моментов, например, многие программы не учитывают вопросы адаптации и социализации школьников в начальных классах, что может оказать пагубное влияние на здоровье обучающегося и, как следствие, замедлить освоение учебного материала. Цель исследования - оценка эффективности воздействия видов спортивно-оздоровительной деятельности на социально-психологическую адаптацию и социализацию первоклассников. Методология и методика исследования. В исследовании принимали участие мальчики первого класса в количестве 52 человек. Дети были поделены на группы: занимающиеся дополнительной организованной спортивно-оздоровительной деятельностью (единоборства, циклические виды спорта, сложнокоординационные виды спорта) и непосещающие спортивные секции - контрольная группа. Оценка социально-психологической характеристики детей включала исследование уровня тревожности, объема механической памяти, объема и концентрации внимания, определение самооценки. Для определения уровня социализации был проведен социометрический опрос. Результаты исследования. Согласно полученным данным спортивно-оздоровительная деятельность ведет к более быстрой социализации ребенка в коллективе, что является благоприятным фактором для успешного процесса социально-психологической адаптации к начальной школе. Об этом свидетельствует оптимизация уровня тревожности и самооценки личности ребенка, а также более выраженная тенденция к улучшению когнитивных функций. Заключение. Выявлено, что дополнительно организованная двигательная активность будет способствовать более быстрой социализации и успешной адаптации ребенка к образовательному процессу, и, как следствие, полноценной и эффективной реализации здоровьесберегающих технологий в школе.
DOI: 10.15372/PHE20200408 |